Быть вдвоем. Рецензия стихотворения как реферат клубящихся мысле

Москаленко Сергей Поэтическая Пр
Сергей Москаленко

Быть вдвоем. Рецензия стихотворения как реферат клубящихся мыслей...

Как и происходит обычно, вместо сути стихотворения я думал о другом - о том, как изменилось ВРЕМЯ и МЫ.
То ли непосильный гнет, то ли путы добровольного рабства у бесчисленных сериалов, сделали НАС из ЧЕЛОВЕКОВ МЫСЛЯЩИХ - ЧЕЛОВЕКАМИ ВОСКЛИЦАЮЩИМИ. По сути, даже эмоция не обязательна. Важно воскликнуть в нужном месте шоу, повинуясь плакатам или гигантским надписям, загорающимся за кадром: "Ва-а-а-у!", "У-у-у!", "Смех", "Аплодисменты". Я прямо вижу эту неприглядную картину - смазливые лица в амфитеатре, наскоро собранном сценработниками. Никакой инициативы. Суммы вознаграждений оговорены, контракты подписаны. Нужно укладываться в график, поэтому сначала отрабатывается прием - несколько заходов на синхроничную имитацию эмоций, а затем уже - загорается надпись "Внимание, съемка!" - и такая же куколка ведущего и картонные фигурки приглашенных знаменитостей подергиваются на сцене, отрабатывая гонорар и мучительно заполняя своей тоской промежутки от рекламы до рекламы. Впрочем, вру - тоски тоже нет. Есть мутное скольжение к вожделенной кучке ассигнаций, ОБЫЧНАЯ работа, которую нужно ПЕРЕТЕРПЕТЬ, а там... А там - то же самое, - дома - сериалы и шоу, снятые другими, но по той же бессильной схеме. Дешевые постановки эмоциональных вспышек и отрепетированная солидарность зала.

Впрочем, мое вступление несколько затянулось, хотя оно и соответствует общей ситуации с реакцией на стихи или на другие ЖИВЫЕ произведения. "А...", "Ну...", "Понравилось..." - какая жалость, что нельзя оставить один символ - восклицательный или вопросительный знак или точку... О чем говорить, если внутри ничего не говорит? - Нечему, или задавлено, закатано повседневностью и рутиной. Но разве кто-то обязывает делать каждый день одно и то же? Разве кто-то заставляет каждый вечер тупо вглядываться в монотонное мельтешение экрана?
Разве нельзя выдернуть шнур из розетки? Вместо того, чтоб привычно впихивать в себя ОБЫЧНЫЙ ужин, быстро проглотить бутерброд, схватить свою благоверную (благоверного) и вытащить на улицу - смотреть на закат, слушать, как шуршат шинами машины по окружной, а еще - целоваться, как когда-то... Утопия? - Ничуть. Никто, кроме нас самих, не держит нас в круговороте привычек и ограничений, которые постепенно отнимают все мало-мальски оригинальные движения и мысли. И вот это уже выход к стихотворению.

Тревога и надежда - вот основные чувства, остающиеся после прочтения этого произведения. "Как это много - просто быть вдвоём" - строка, взятая из стихотворения Сергея Москаленко, настраивает нас на ощущение тревоги и ожидания чего-то неизбежного, но принимаемого заранее - как встарь морячка, провожая рыбака в длительную путину, мысленно примеряла на себе вдовью вуаль...

"Все дома - из фанеры и клея,
Хлещет свет из разбитых окон..."

Разве это не о том, о чем я говорил вначале? Разве не констатация подделки РЕАЛЬНОСТИ заставляет лирическую героиню ZHARптёнка - Светланы декларировать все это? Реальность из синтетики, лишенная вкуса и запаха, вызывает агрессию. Она скрыта, но кто разбил окна? - Объяснение находим в следующих строках:

"Я уже ни о чем не жалею...
Вон!...
............ Вон!...
........................ Вон!..."

Так что же произошло? - Первое, что приходит на ум, лирическая героиня поступила также, как и многие персонажи из упомянутых ранее сериалов - попросту выбросилась из окна, отказавшись играть в фарсе, в поделке, в подделке. Читаем в следующей строфе:

"Компромиссов уже не приемля,
Обломилась неспелая гроздь...
Две слезинки на щёки Вселенной -
Врозь...
............ Врозь...
........................ Врозь..."

Так что же, действительно, это отчаяние, расставание, конец? Отказ от обыденности приводит и к отказу ДРУГ от ДРУГА? Любящие сердца не уместились в ячейке быта и теперь только одно - расстаться, прокатываясь двумя слезинками по разным щекам Вселенной? - Какую боль, какую скорбь могут олицетворять ТАКИЕ слезинки? Но читаем дальше:

"Два луча на осколках заката,
Два созвучья в симфонии лет...
Но бескрылые плачут крылатым
Вслед...
............ Вслед...
........................ Вслед..."

Стоп. Это уже совсем не скорбная песнь о минувшей любви. Это что-то другое. Так это "бескрылые" плачут? И Вселенная - синоним (или личина) бескрылых? А эти двое - они кто? Они покидают бескрылых и, следовательно саму Вселенную... Так что же, опять - скрытая тема смерти или же - ПЕРЕХОДА в НОВОЕ КАЧЕСТВО?

"Но в отчаяньи тоже есть Святость,
Отворится заброшенный Храм...
И Мелодия станет понятна

Нам."

И здесь происходит окончательная дезориентация читателя. Если первая строка как-то вписывается в предыдущие построения, вторая говорит о ВОЗРОЖДЕНИИ - чего? - ВЕРЫ? Веры во что? "И Мелодия станет понятна" - что же представляет из себя эта мелодия? - Может быть тот размеренный ритм, который я вначале принял за фабричные роботизированные манипуляции, на самом деле являются ЧАСТЬЮ ВЕЛИКОЙ МЕЛОДИИ? - И последняя строчка окончательно смешивает все точки зрения, отчуждение и попытки побега одним единственным словом. Ибо, если все так - куда, кто и от кого бежит? - "Нам".

Все построения трещат по швам и распадаются. Мы стоим на руинах, всматриваясь в заходящее Солнце, в котором оседает меловая пыль, укрывая нас и обломки фанерных стен не то снегом, не то саваном...

24.01.2007


P.S. Надеюсь, эта рецензия послужит стимулом задуматься о словах, их смыслах и о том, что стоит за ними, а также о САМИХ СЕБЕ - тех, через кого эти строки и обретают жизнь, из закорючек превращаясь в СМЫСЛЫ.

Постоянный адрес рецензии:
http://www.stihi.ru/2007/01/26-185
http://www.proza.ru/2007/01/26-18

Адрес рецензируемого стихотворения:
http://www.stihi.ru/2001/02/11-142

Написано в контексте конкурса "Именно То!" - первая волна.
http://www.stihi.ru/2007/01/05-209