от А до Я. Марианна Гейде

Круги
«ПОЧЕМУ СТИХИ.РУ ИМЕЮТ ПРАВО ГОВОРИТЬ ОТ ИМЕНИ РУССКОЙ ПОЭЗИИ И ЛИТЕРАТУРЫ?» заявил как-то на досуге некто Леонид Малкин, главный редактор сайта Поэзия.ру. Сказано это было ещё в ту незабвенную пору, когда Стихи.ру именовались Национальным сервером современной поэзии... или чем-то в этом роде. В принципе, с рассерженным функционером из конкурирующей фирмы можно было бы с лёгким сердцем согласиться. Если бы не одна упрямая штука. Несмотря на обилие, если не сказать, густой фон графоманского пустоцвета, самоотверженно дожившего до наших дней, существовал здесь и сад настоящей, Большой поэзии. Одним из её ярчайших представителей была появившаяся на Стихире в начале 2003 года Марианна Гейде, к тому времени, несмотря на юный возраст, уже вполне сложившийся автор, в сторону которого даже ряд маститых литераторов уже косился с осознанием того, что в её лице они видят едва ли не лучшего молодого поэта России. Ни много, ни мало. Публиковалась на Стихире Марианна недолго и стихов на её странице теперь не найти. Почему это произошло, история умалчивает, но, думаю, уж никак не из-за раздражённого окрика дяди с «Поэзии.ру». Зато история сохранила тот факт, что здесь был не только мифический Вася, но и, простите за отвратительный пиетет, сама Марианна Гейде :)


№9 МАРИАННА ГЕЙДЕ

Марианна Марковна Гейде (род. в 1980, Москва) — поэт, прозаик, переводчик.
Окончила философский факультет РГГУ, автор ряда специальных философских публикаций — в частности, посвящённых жизни и творчеству Фомы Аквинского; выступала также как переводчик философских трудов («Учение о душе» Фомы Аквинского, совместно с Константином Бандуровским, 2004).

Стихи и проза Марианны Гейде публиковались в журналах и альманахах «Октябрь», «Новый мир», «Новое литературное обозрение», «Арион», «Крещатик», «Вавилон» и др. Поэзию Гейде отличает нетипичная для литературного поколения 2000-х гг. нагруженность метафизической проблематикой и широкий спектр отсылок к общекультурному контексту. Проза Гейде заметно отличается от её поэзии и тяготеет к воссозданию речевых и психологических моделей современного человека, носителя разорванного сознания, зачастую обращаясь для этого к технике потока сознания. Стихи Гейде удостоены премии «Дебют» (2003), короткая проза входила в шорт-лист этой же премии и Интернет-конкурса «Тенёта» (2002). Лауреат Молодёжной премии «Триумф» (2005). За книгу «Время опыления вещей» получила премию «Стружские мосты» за лучшую первую книгу стихов международного поэтического фестиваля «Стружские вечера поэзии» (2006).
Публиковала также статьи о литературе и рецензии. На протяжении ряда лет жила в Переславле-Залесском, с 2005 снова в Москве.

(из Википедии)


ГЕРАЛЬДИЧЕСКИМ ГАДОМ С ХВОСТОМ РАЗДВОЕННЫМ
http://www.stihi.ru/2003/04/23-930

геральдическим гадом с хвостом раздвоенным
складывай свои кольца под ноги
полу-коня, полу-воина,
восклевещут вздорные воробьи,
разрешившейся битвы склевывая послед,
что ты разрушен, что тебе в растворенные уши
жидкое слово, как олово, влили,
и вечную горечь твою утолили,
и двуострый язык удалили из гулкой гортани,
и оставили гнить наконечник копья в развороченной ране.
и вдруг пролитой щелочью в грудь твою восщебечет
незнакомая речь, страшнее твоей раздвоенной речи:
— пойдем со мной, и смерти не будет, хочешь,
со мной пребудешь и раны свои залечишь,
раньше ты был ловцом лишь тел человечьих,
ныне станешь жнецом душ человечьих, хочешь?
и прижмет тебя к воздуху, ставшему вдруг
неподвижным и плотным,
и утянет на небо, к своим небывалым животным.


НА ВОСЬМИГРАННОМ БАРАБАНЕ...
http://www.stihi.ru/2003/02/10-817

на восьмигранном барабане
смешная луковка с кулак
на тонкой шейке в небо тянет
торчащий жестяной колпак.

кирпич с оскоминой рябинной
отлично целостность хранит,
снаружи выглядя руиной,
внутри лишь окнами сквозит.

полуотмытый, на стене
лежит Сезанн или Мане,
но к сроку станет Илией
под реставраторской рукой.

а дальше на манер колодца
громадный зависает свод,
под ним незваный голубь бьется
и в спину голубя клюет,

весь пол в помете и пуху,
а гнезда жмутся наверху,
там в колыбельках костяных
цыплята в пеленах двойных

сосут нетвердым животом
желток, закрученный жгутом.


ЯРОСЛАВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
http://www.stihi.ru/2003/04/14-612#0

Обзор с площадки смотровой:
в три ряда горбятся ступени
и тянут стрельчатые тени
своих хозяев за собой.

червообразный полуостров
уложен плиткой шестигранной
и в виде губчатых наростов
на нем топорщатся фонтаны.

река на реку наседает,
крушенье терпит и впадает
в нее, и, имя потеряв,
лишается наследных прав.

в цветочной клумбе гербовой
лежит медведь-городовой,
трясет кондитерской секирой
и раскисает, если сыро.

сегодня сухо. на часах
то тридцать два, то восемь двадцать.
на пляже пробуют купаться,
но высыхают на глазах.

из урны падает стаканчик,
ребенок лепится к руке
и начинает деньги клянчить
на полуптичьем языке.

мотай уныло головой,
не говоря ему ни слова,
пока, идя вперед спиной,
он не споткнется о другого,

тот денег даст и будет прав,
освобождая свой рукав.


ПО КРУГЛЫМ КЛАВИШАМ ПОЛУРАЗРУШЕННОЙ ОЛИВЕТТИ
http://www.stihi.ru/2003/04/16-335

по круглым клавишам полуразрушенной оливетти,
по оружейной тяжести в сравнительно мирном предмете
пальцами вспомнишь маленьких танцовщиц свинцовых
с копытцами, несущими крошечные подковы,
согнутые ноги выкидывающих в канкане,
знаками препинанья бумагу навылет раня,
вспомнишь себя довольным своей молодой водянкой
на указательных пальцах, вывернутый наизнанку
учебник, наставлявший тебя в слепоте добровольной,
набор бессмысленных слов, мнемоническую горячку
вспомнишь, ослепнешь, снова вернешься к зрячим.


МАЛООКОННЫЙ, МНОГОКОЛОКОЛЬНЫЙ
http://www.stihi.ru/2003/03/26-1028#0

Малооконный, многоколокольный,
линяет Переславль за рамою балконной.

еще стремится низкий стадион
футбольную возню прикрыть со всех сторон,

еще субботние венчальные сирены
мой поздний сон мутят тревогою военной,

но осень близится. она придет скорей,
чем нас разжалобит изжога батарей.

а там, под горкой, озеро Плещеево,
разгуливают лодки по спине его.

там рыбаки из тайной глубины
вытаскивают рыб невиданной длины.

там водоросли вперемешку с дрянью,
а между ними скользкие созданья

в крученых домиках, а также и без них,
свисают вниз на ножках приставных.

на пляже городском, уже полупустом,
стоит автомобиль с разверстым животом,

а пассажиры разбредаются попарно
под механическое торканье ударных.

но солнце плющится, становится багровым
и кажется зайти уже вполне готовым,

тогда приходит ночь, как с самого начала
господним замыслам о мире отвечало.

лишь в бесфонарной тьме, в наколочке петушьей
качается такси с притворным равнодушьем.


ИЗ СИНЕВЫ И ЖЕЛТКА, И ГРАНАТОВОЙ КРАСНОТЫ...
http://www.stihi.ru/2003/01/30-581

из синевы и желтка, и гранатовой красноты
сделана кожа ребенка, боящегося темноты,
каждый нежданный звук оставляет на нем синяк,
каждый неверный шаг.
ночью коридор становится вдвое длинней
и предметы прячутся под покрывала своих теней,
и под невидимой дверью ниточкой свет горит,
и глазок посреди двери.
а железная ручка в руку ложится, как нож
в ножны, и стоит ее отпустить -- уже не найдешь
дороги назад, останешься здесь, у ниточки золотой
в квартире совсем пустой.


ТАК ВНУТРЬ ГЛИНЫ ЦЕЛОЙ, НАДАВЛИВАЯ СЛЕГКА...
http://www.stihi.ru/2003/02/10-643

так внутрь глины целой, надавливая слегка,
гончар опускает сведенные пальцы, пока
не образует вмятину, а после разводит, пока
пустота внутри не достигнет размера задуманного горшка.

так нога мерно и мерно снует вперед и назад,
а затем взлетает, потому что скорость и так велика.

так сжимает горлышко, чтобы стало уже,
и острый нож прижимает к ножке, чтобы стала ровней,
так смачивает ладонь водой и оглаживает снаружи.
а после сушит, подрезав донце струной.

а после, боже мой, что после станет со мной --
могла бы подумать, если бы могла думать
чашка, ожидающая свой страшный суд,
потому что ее поставят в печь и на ночь запрут,
и двести, триста, четыреста градусов выставят на табло,
вплоть до градуса, при котором плавится стекло,
до градуса, при котором плоть превращается в прах.

ты ведь прахом была, и больше чем прахом тебе не быть
сказал бы чашке гончар, если бы мог говорить.


СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
http://www.vavilon.ru/texts/geide2-1.html#10

1.

Был бы малой былинкой,
А хоть бы и небылицей,
Меня бормотали бы на ночь,
Чтобы страшно и засыпали,
Потому что засыпают от страха,
А там такое приснится,
Что захотели обратно,
А обратно вдруг и не пустят,
Своим, говорят, мало места,
Во сне, говорят, места много,
Там ведь больше никого и нету,
Сам-друг и старая колода,
Что вроде и лица, и по два,
А с испода одна рубашка,
Та, в которой родился,
Тянешь-потянешь-стянуть не можешь,
Заплутаешь, упадёшь, поднимут,
Ты, наверно, человек счастливый,
Потому что в рубашке родился
И ни для чего не пригодился.

2.

был бы белым,
бывал бы белым
хотя бы по будням.
блуждал бы, любая блажь бы,
лишь бы не боялся,
служил бы любую службу.
в колокол на каланче,
печь калачи,
починять часы,
рисовать покойникам лики
несказанной красы,
лишь бы не забоялся,
все бы на них глядели,
после говорили друг другу
про своих родных и знакомых:
"краше в гроб кладут" – и были правы.