Капкан небес - новогодняя рецензия

Футурсобрание
НЕБОМОРЕ
необыкновенный образ – звездная решетка на темной синеве небес. и образ рыбака-созерцателя, которого тянет броситься с лодки в море. бесконечная глубина выси притягивает его, и смогут ли соломенные прутья созвездий удержать от падения вверх?

КАПКАН
а это психоделический разговор с городом. сквозь сырость, серость и труху проглядывает та же бесконечность, пустота. шаль тумана не укрывает от ничто, потому что сам туман – это ничто, принявшее видимую форму. что же отгораживает от пустоты? искры проводов, четки уличных фонарей – спустившиеся на землю звезды. и еще – цвет заката.

РАДИОПРИЕМНИК
лаконичный рифмованный пятистопник превращает все диссонансы в элементы мировой гармонии. и пусть это всего лишь поэтическая вселенная – большего с поэзии и не спросишь. поэзия и возникла, как защита от бесформенности, пустоты.

Я
здесь решетки и замки ощущаются как преграды. за ними – простор, свобода. за ними – таинственный генерал Пакич, которого не знают ни гугль, ни яндекс. бритва в руки слепца предвещает то ли перерезанное горло, то ли перепиленные прутья. мотив смерти проводится меццо-форте, но его хорошо слышно.

БРОДSKI ЧЕРЕЗ ВЕЛИКУЮ РЕКУ
похоже, мы возвращаемся в Питер – город-символ. и фамилия поэта также превращается в символ. и весь мир обращается в заледеневшую реку, по которой бредет герой, а брести ему до начала весны, которая – лишь овесневший декабрь (если вспомнить «Капкан»). сюрреалистичность образов этого стиха и двух первых подсказывает, что авторы установили прямой контакт со своим бессознательным, и это

ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ АРТЕМА СЕРГЕЕВИЧА АНГЕЛОПУЛО
(контакт с бессознательным, свобода воображения) – еще один способ укротить пустоту. потому как сознание чаще на стороне пустоты. и если счастье всплывает из него, то кверху пузом, как удостоверяет эпиграф.
написать такой стих может лишь тот, кто не один день ходил по черному асфальту, у кого семь черных пятниц на неделе. романтически-готические мотивы здесь звучат фортиссимо – петля, бритва и пистолет примеряются на роль отмычек. если что-то мешает ими воспользоваться, то это – возможность потеряться в стихе. что, с точки зрения читателей и коллег по Собранию, предпочтительнее и намного.

СУИЦИДАЛЬНАЯ СОНАТА
мотив самоубийства здесь уже именуется своим именем. все предшествующие темы как будто сходятся в многоголосой фуге – и бесконечность, и звезды, и туман, и лезвие. и даже радиоволны. они несут девятнадцать симфоний – наверное, Моцарта (вряд ли Гайдна или Мясковского). Моцарт – волшебный флейтист, дудочник, зазывала. даже когда он показывает нам земное – все равно увлекает в надзвездное.

ДИНОЗАВР НА ДОРОГЕ
разбиться, врезавшись на полной скорости в асфальтоукладчик, – весьма современный способ «выйти из игры» (перечитаем «Автокатастрофу» Балларда). Поскольку я лично знаком с автором (и не один год), могу сказать, что ему нравятся длинные верлибры, позволяющие создавать большие ритмические волны (и волны образов), чем-то напоминающие музыку Вагнера.

ГИАЦИНТ
небесная лазурь – огромное панно, изображающее батальную сцену, – будничную войну без цели и без причины. хичкоковские птицы – наша повседневность. вместо сердца у нас – пустота, как у некоторых фигур Дали и Магритта. сквозь эту амбразуру можно увидеть цветок Новалиса. нет, с нами еще не кончено.

ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ
вот она, лестница в небо. но, как и на эшеровских лестницах, на ней можно заблудиться. кажется, что поднимаешься вверх, а на самом деле, катишься вниз. или наоборот. главное – не теряй последней надежды, и верь, что твой лучший стих еще впереди.


PS. ничего не сказано о технических деталях. а они того (не) заслуживают.

ЕД

_____________________________________________
http://www.stihi.ru/2007/12/28/2324