Улыбка Да Винчи

Ольга Вариченко
Вместо эпиграфа: По одной из гипотез «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо, с ним вместе картина и попала во Францию.

Вот мой портрет работы тонкой –
Прямой, открытый, смелый взгляд,
Уже я – дама, не девчонка,
Красив и томен мой наряд.

На этом празднике искусства,
Взирая смело со стены,
Как прежде прячу свои чувства,
И прошлой жизни вижу сны.

И глядя на толпу привычно,
Как прежде взгляд я твой ищу,
Но вижу тех, кого обычно,
И, сквозь улыбку, я грущу.

Мой взгляд тебе теперь отрава,
Ты не придешь сюда тайком,
А если - случай, скажешь: «Право,
Я с этой дамой не знаком».

Ты не разделишь мой успех,
Нам встреч полночных не искать,
Тебя не будет среди тех –
Кто будет мне рукоплескать.

За что Творец свой рукою
Нам эти роли расписал?
Мне – быть мечтой, тебе – с другою
Делить высокий пьедестал…

И эта пропасть, расползаясь,
Как тектонический разлом,
Бесчеловечно превращает
Все наше прошлое в фантом.

Так только мудрый Леонардо
В улыбке женщины посмел
Изобразить судьбы коварство,
И гордой женщины удел.

И, как Джоконда, улыбаясь,
Сложив смиренно две руки,
Тебя я взглядом провожаю,
А сердце рвется от тоски.

Но в этом глубина искусства –
В одном лице соединить
От мира спрятанные чувства
И с прошлым рвущуюся нить.