Психоделика - примеры и решения. Семинар-практикум

Творческая Мастерская Ежи
Друзья! Мы начинаем новый семинар по психоделике. Он будет уже третьим по счёту, адреса двух первых здесь: http://www.stihi.ru/2007/05/23-2222 и http://www.stihi.ru/2008/07/14/3668

В отличие от прошедших, настоящий семинар мы хотим посвятить преимущественно разбору конкретных стихов, имеющих отношение к психоделике. Итак, все приглашаются приносить свои и чужие стихи, которые вам кажутся наиболее психоделичными. Единственная просьба - не приносить слишком большие по объёму тексты, т.к. их будет сложно анализировать.


Под психоделикой мы будем понимать НЕ КИСЛОТНУЮ ЛИТЕРАТУРУ 60-80х годов XX века, описывающую эффекты применения психотропных веществ и личный опыт пребывания в подобных состояниях, а нечто совершенно иное. Итак, та психоделика, которую мы обсуждаем (в определениях ЧГ) - применительно к литературе - представляет собою МЕТОД (а также и произведения, становящиеся конечным результатом применения такового метода, а равно и НАПРАВЛЕНИЕ в литературе, этими произведениями очерчиваемое) ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧИТАТЕЛЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХСЯ НЕЛИНЕЙНЫМ ИЗМЕНЕНИЕМ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ЧИТАТЕЛЯ (говоря иными словами - для достижения читателем изменённого состояния сознания, ИСС, без воздействия психоделических препаратов, а только лишь под влиянием самого текста).
 

Достаточно яркие образцы психоделики можно найти у многих авторов - и современных, и не только. Просьба не приносить переводы, т.к. это затруднит разбор самих текстов. Главное - это чтобы принесённые стихи обладали свойством - оказывать усиленное воздействие на читателя (слушателя). А мы, все вместе, постараемся их проанализировать - в свете тех специфических приёмов и художественных средств, которые были использованы их авторами для достижения такого эффекта. Разумеется, сами авторы могли использовать свой арсенал приёмов подсознательно, но мы попытаемся сделать тайное явным - и выделить наиболее яркие и очевидные инструменты, работающие на создание психоделического эффекта в стихотворениях. По сути дела, на настоящем семинаре мы хотим всерьёз заняться реверсивным анализом ваших принесённых произведений.

Во избежание недоразумений, ещё раз повторимся, что под психоделикой понимается именно то, о чём шла речь в приведенном выше определении. Тексты, написанные под влиянием наркотиков или описывающие изменённые состояния сознания после их приёма, а равно и тексты, имитирующие подобные темы, психоделикой в нашем понимании НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, и подвергаться анализу в рамках настоящего семинара НЕ БУДУТ.

Прошедшие семинары позволили выделить несколько черт, присущих психоделическим стихам, как то: бесшовность; суггестивность; наличие перехода сознания читателя на новый уровень восприятия (трансгрессия, испытываемая читателем). Под бесшовностью понимается стилистическая, семантическая, фонетическая, композиционная и т. п. гладкость и цельность текста.


Несколько слов о причинах, по которым мы считаем необходимым ввести понятие МЕТОДА ПСИХОДЕЛИКИ. Мы полагаем, что психоделический метод открывает качественно новые перспективы в современной поэзии - за счёт максимально концентрированного, сфокусированного и эффективного воздействия на читателя, в то время как существующие течения в поэзии не предполагают в полной мере даже серьёзной постановки таковой проблемы, не говоря уже о поисках путей её решения.

Порядок проведения семинара будет следующим. Первый пост открывается ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ, т. е. все вопросы, не касающиеся конкретных стихов, просьба задавать именно под ним (в случае, если таких вопросов окажется много, будут открываться другие подобные посты). Стихи, выставляемые на разбор, ПУБЛИКУЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫМИ РЕЦЕНЗИЯМИ. Количество стихов от каждого автора ограничивать не предполагается. Участвовать в разборе и обсуждении принесённых стихов могут АБСОЛЮТНО ВСЕ.
 
ОГРОМНАЯ ПРОСЬБА КО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ДИСКУССИИ - НЕ СБИВАТЬСЯ НА ФЛЕЙМ, ФЛУД И ОСКОРБЛЕНИЯ.
ЕЩЁ ОДНА ПРОСЬБА - соблюдать очерёдность и не приносить СРАЗУ слишком большое количество произведений для разбора, не дождавшись, пока предыдущие, уже принесенные, тексты будут достаточно проанализированы.


_______________________________________
***** Ведущий семинара - Дмитрий Дёмкин
***** Соведущая семинара - Смарагда