Обзор. Разные точки зрения об одном..

Кубок Стихиры
КОНСТАНТИН БОРИСОВ
«ГНОМЫ» -  http://www.stihi.ru/2006/08/21-641

СЕРГЕЙ ЭСТЕ-


Конечно, такие стихи, как написал Константин Борисов, победить в конкурсе не могут. Это так, лёгкие такие, почти неприметные строчки о совсем не нашем. Гномики не приживаются у нас — климат не подходящий. И если раньше их достойно опережала Снегурка с Дедом, то теперь другие мультяшки с героями, от которых молодое поколение торчит, а чуть постарше (или ещё чуть) вздрагивает. Не та тема. И это стихотворение, вернее лёгкие штрихи на бумаге, должно было вылететь. И оно вылетело. И остаётся послевкусие. Вы можете объяснить, почему после яркого букета дорогого напитка, активно продвигаемого рекламой, на языке металлический привкус, а от кислого недорогого вина улыбка надолго и совсем лёгкое головокружение от пьянящего ветра? Мне кажется, что когда забудутся строки победителей конкурса, гномики Константина Борисова продолжат закапывать клады в наших головах и подхихикивать над нами.

ПАНУРГ

Стихи - гномы. Стихи - цыплята. Маленькие и бойкие - это касается первой и третьей части, а вот вторая, такая крупная и неуклюжая, как птенец лебедя среди цыплят, как мне кажется, не вписывается в общую картину. Это уже гном-переросток какой-то. Почему его Константин пожалел и оставил на довольствии - мне не понятно. Мысль стиха понятна и одобряема. Люди гибнут за металл... )))
Моё пятибальное мнение: техника - 3,5; смысловая составляющая - 4,0

PSYNA

Константин Борисов сильно меня удивил. Гномья трилогия выглядит не самостоятельным произведением, а кусками текста, вырванным из контекста мультфильма или спектакля. Пояснения перед каждой частью заменяют визуальный ряд, без которого стихи непонятны, но сами пояснения - не стихотворной формы. Я, как арбитр - в затруднении - что я должен оценивать? Сцены мультфильма или стихи? Текст песни гномов - не стихотворение, а визуальный ряд - за кадром.
В общем, заявленный текст - не формат для конкурса изначально.

Если же я стараюсь читать текст, как самостоятельное стихотворение, то особенности и недостатки, ИМХО, такие:
Начало и конец - просто, понятно и технически ладно написаны.

Вторая часть резко отличается от начала и конца - резкая смена ритмики, уход от конкретного описания поведения гномов, понятного детям, к абстрактному описанию - даже не поведения алчного путника, а его мотивов.

"Полночных огней наважденье" - от гномьей песни к шекспировской превыспренности, странный переход.
"взыграла природная алчность" - это детская песенка или проповедь?

Крышу рвёт такая смена восприятия. Детям - тем более.

Чудовищная фраза: "душой и руками движенье.." - вы можете это зараз образно представить? Здавствуй, транс... Я в гипнозе...

"о, лишь бы ему всё досталось!" - это гномы молятся за путника или путник мечтает? Я, конечно, подумав, догадаться могу, но не сразу, ибо ясности нет.

Кроме того, "алчность-досталось" - рифма не бог весть какая красивая.

Мне бы, наверное, понравилось если бы текст остался таким же конкретным и простым (например: заметна крышка сундука, богатая весьма, а путник, клад найдя, сошёл от радости с ума...) Прошу прощения за непрошенные редакторские интервенции.

В целом о гномьей трилогии - стандартный сюжет, в отрыве от мультика ничего нового, интересного или оригинального. Хорошая проходная текстовка, если среднюю часть переписать.

ХЕЛЬГА СИНКЛЕР
«ПОГРАНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ»-- http://www.stihi.ru/2008/12/25/4279


СЕРГЕЙ ЭСТЕ-


Совсем не часто в женских стихах происходит, я бы сказал, мужское препарирование своего душевного состояния и анализ ситуации для принятия решения. Хладнокровное и чёткое препарирование, без обычных дамских обвинений и макияжа своих чувств. Хельга Синклер раскрывает секрет. И если бы она делала только это... Но у неё получились стихи, в которых добавлена страсть и нежелание избавиться от надежды, стойкость и любовь. Вот так странно в женщинах — они, оказывается, иногда принимают очень жёсткие решения за нас, крутых и стойких мужиков, оставляя нам нашу замечательную свободу, и резко так, резко! - а любить не перестают. И вот всё это мне увиделось в этом стихе, выполненном разумеется в очень хорошем ритмическом и звуковом построении, вызывающем желание читать его вслух с эстрады. И тогда в нём проявляется ещё и то, что завещал Владимир Владимирович, тот далёкий — завораживающий ритм, пульсирующий по жилам. Прекрасное стихотворение!

ПАНУРГ—

Мне колготисто на сердце и колготно на душу…)))
Стих интересный. Показался несколько неженским  по своей хлесткости. Но хорош.Ай, молодца…)))  5/5

PSYNA

Замечательный текст, в каждой строфе - обязательно есть оригинальный образ, идея или метафора, да ещё и не одна. Жесткое, нелетящее звучание фраз вполне соответствует тематики.

Лично мне очень нравится, когда лирический герой не изображает ложную святость или ложное самоуничижение, а ясно осознаёт свою "тень", например:
"Жду Проступка. Конечной станции". Ужас, конечно, с обывательской точки зрения, зато честно.

ОЛЕГ ДОВБЕНКО
«САХАРНЫЙ СОЛДАТ»--- http://www.stihi.ru/2006/03/09-1989

СЕРГЕЙ ЭСТЕ--

Стихотворение Олега Довбенко — это почти готовый сценарий для продолжения серии великих фильмов итальянского неореализма. Перед глазами стоит развороченная земля. Нет душераздирающего изобилия голливудского изобилия клюквенного сока или якобы реалий жизни в бесконечных современных (современных???) кроваво-матерно-похабных 2, 3 или надцать повторах. Есть наивно посланная детская сладость, тем более пронзительная, что оторвана от голодного рта ребёнка, как самое дорогое для защитника самого смысла существования на земле. Защитника, от которого нечего собрать хотя бы для символического вложения в пустой гроб. Защитника, который ничем не может уже защитить, но защитил, ибо передал нечто, что не поддаётся обычному пересказу по пунктикам, но без чего жить нельзя. От этого стихотворения остаётся благодарная память автору, честно, искренно и неравнодушно выполнившему свой долг. Я лично увидел здесь так, как автор мог и не предполагать.

ПАНУРГ—

Оловянный, деревянный, бумажный и вот ещё одно неожиданное авторское решение - сахарный солдат. Трудно мне, други, графоману-примитивисту разобраться в этих аллегориях. Ой, как трудно...
Скажу так: тема войны - горькая тема. Правдиво передать ощущение горя, которое несет война - сверхсложная задача. Попытка Олега достойна уважения.
Весь стих - это большая груда острых обломков. Куски бетона, арматура, покрытые слоем серой пыли какие-то вещи, останки одежды, мебели, детские игрушки...
Чтобы эти обломки пробили моё сознание и вонзились в душу, Олегу не хватило совсем немного. Подпортил стих переизбыток образности и отсутствие четкого повествовательного стержня.
Моё пятибальное мнение: техника - 4; смысловая составляющая - 3,5

PSYNA

Интересная идея, оригинальный образ, немного ассоциирующийся с оловянным солдатиком.

А вот приём усиления контраста - "кругом война и всё плохо, а я такой несчастный" - вызывает моё умеренное отторжение. Слишком простой ход - Давить на жалость, и мне это не нравится.
"и никому не жаль
Меня в усталой мгле, что всех ночей страшнее"

Я могу поверить, что реальный сахарный солдат может быть никому не нужным и брошенным - но он неживая кукла и не способен бороться. А как метафора человека (который всё-таки способен действовать в жизни и заботиться о себе) - очень уж безответственная.

А ещё не оставляет ощущение, что такой богатый на другие смыслы образ мог бы быть интереснее развёрнут. Моя ехидная творческая натура обязательно положила бы рядом с сахарным солдатом шоколадного зайца и устроила бы с их помощью какой-нибудь трагикомичный философский диалог разных мировоззрений в преддверии смерти.

МАРИНА АРЬЕ
«У ХОЛОДНОЙ ВОДЫ»--- http://www.stihi.ru/2008/08/11/3207

СЕРГЕЙ ЭСТЕ--

Стихи Марины Арье пронзительны.
Конечно, ну что здесь может быть нового, когда двое, предназначенных друг другу человека, никак не могут сделать крохотный шаг. Ну, посмотрите на бесконечные сериалы — это так просто: взять и уйти, а потом вернуться, или уйти ещё дальше. А когда булькает кровь по жилам, и страсть пронизывает и овладевает, и идёт соревнование за мужественность во взгляде, мускулах, словах, и в женственности, выраженной в наличии отсутствия и в скорости скидывания... А здесь этого нет. Есть с виновато-сутулыми плечами, в герои не годящийся. Есть зонт. Есть пронизывающий ветер. И есть трепетное и чуткое чувство, выраженное чисто и неброско, но так нежно и трогательно, что становится завидно этому сильному мужчине, которому посчастливилось испытать и своё, и к себе. Ну, о чём Вы хотите услышать? О препарировании женских и мужских рифм? О названии ритма? А мне хочется о стихах. Вот это вот, Маринино — это стихи.

ПАНУРГ—

неразборчиво-серая тень отсыревших мостов
с каждым шагом становится больше огромного роста ("становится больше огромного роста" не совсем правильно построено на мой взгляд)
город лапает звёзды и призрачный утренний остов (остов или остров?)
в подворотню скользнёт черной кошкой с мышиным хвостом (забавные мутации)
мне на ощупь пройти все твои лабиринты-ходы
ты теперь не зовёшь
но я помню как было когда-то
ты теперь не зовёшь
и с годами стираются даты
где вдвоём где с тобой у холодной и сонной воды

у холодной воды мой безумный не прячется взгляд
говорим и молчим наболело о дружбе погоде
сколько раз я смотрела как ты обернувшись уходишь (тут что-то лишнее - или "сколько раз" или "подряд"
виновато сутулясь
которую зиму подряд

отвернуться нет сил
отвернуться и плакать навзрыд
выворачивать руки кричать перекрикивать ветер
он еще обернётся а после уедет уедет
без обетов без клятв без молитв обещаний обид

только слёзы тебе не к лицу
да и плакать резон (тут по моему пропущено слово, возможно это слово -"увы не"
повторяя ненужное крибли
пожалуйста
крабли
забросаешь камнями промокший пурпурный кораблик
у холодной воды оставляя две тени и зонт (интересно, а у зонта бывает тень?)

Заключение: Девочки, ну за что же вы так презираете знаки препинания! Ставьте, ставьте их нещадно. Пожалейте бедных читателей. Проявите к ним уважение.
Хорошее, грустное, лиричное стихотворение, к сожалению изрядно подпорченное мелкими ошибками и катастрофическим отсутствием пунктуации.

PSYNA

Марина - мастер изящного слова. Что уж тут говорить? Это "кино не для всех".
После интересного начала про вроде бы город ...

"город лапает звёзды и призрачный утренний остов
в подворотню скользнёт черной кошкой с мышиным хвостом"

... - неуловимый переход к лирическому герою - человеку:

"мне на ощупь пройти все твои лабиринты-ходы
ты теперь не зовёшь"

Пожалуй, единственное место, которое мне не очень:
"и с годами стираются даты
где вдвоём где с тобой у холодной и сонной воды"

"Стираются даты" и "у холодной воды" - мне кажутся слегка шаблонными, хотя может быть они просто неприятные. Хотелось бы продолжения сюра после мышиного хвоста, а не отката в депру, неохота мне туда, но автор почему-то не учёл моего желания попкорна и зрелищ ;)

Очень нравится:
"повторяя ненужное крибли
пожалуйста
Крабли"


АЛЕКСЕЙ МАЛЕЕВ
«ТУЧКА-КОЛЮЧКА»---- http://www.stihi.ru/2007/03/23-1925

СЕРГЕЙ ЭСТЕ—

Стишок Алексея Малеева очень прост. А ещё — весел. А ещё — добр. А ещё- не так прост. Этот стих учит. Учит совсем не тупо, не официально заверено педсоветом или комиссией по, не входит в перечень, но учит добрее и ярче многих. Духом своим учит. А к тому же ещё и весело. Конечно, это стихотворение не могло претендавать на победу в конкурсе. А стиху это и всё равно. Ему от этого совсем не плохо.

ПАНУРГ—

Верхом на "Тучке-колючке" Алексея Малеева:
Колко конечно сидеть, но терпимо. Читать не колко совсем. Гладко и весело. В связи с простотой техники и смысла, максимум оценки - 4 балла. Их и ставлю: 4/4
Был бы я сейчас дошкольного возраста - поставил бы больше. )))

PSYNA

Стихотворение для развития творческого мышления детей на основе теста "Нелепицы". Если ребёнок удивляется - значит интеллект более-менее развит.

Правда, для этого текста желательна объясняющая картинка.
"Вот поэтому, из тучки
До сих пор торчат колючки!"

Это до каких пор он торчат и где? Не люблю фразу "что курил автор?", но просится :)

Пунктуация - самая несчастная область правописания. После "поэтому" запятая не нужна, правда, сильно не мешает.

А вообще, Алексей - садист. Арбитру сравнивать детское стихотворение с другими жанрами невероятно сложно. И маленькое такое - удобно, много ошибок сделать не получится, и работы не много. Вот сидишь и думаешь - считать ли короткий стих недостатком? В своём жанре - хорошее произведение. Но требования жанра детского стиха слишком специфические. Я бы обозначил его как неформат.

ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВ
«А ГОРОД НЕ СПИТ» -----http://www.stihi.ru/2009/02/07/2109

СЕРГЕЙ ЭСТЕ--

Стихотворение Евгения Семёнова про город интересно образами. Другое дело, что на мой взгляд, они получились не связанными в нечто цельное. И муравейник, и вены дорог, и больные слёзы, многое ещё — достаточно интересны сами по себе, но они как бы оторваны друг от друга. Такое может происходить, когда у самого автора не соединилась картинка внутри. Мне кажется, совсем не обязательно всё привести к одному знаменателю, но здесь муравейник является собирательным образом города, а составляющие его части своими образами в него не влезают. Вот если собирательного образа нет, а есть взгляд с разных обрывочных сторон, тогда всё ложится в общую канву. Я не очень не о том?

PSYNA


Опять город. Если у Марины Арье к этому шаблону добавлено столько креатива, что шаблон незаметен, то в этом случае оригинальности не слишком много, депра-депра-депра...

Очень абстрактно и малость затянуто - до последней строфы. Но последняя строфа мне очень понравилась:

"На толщи бетона заря надевает ошейник,
Отбредив кошмаром, уснул город в томной пыли.
И снится ему, что он старый, лесной муравейник,
И счастливы в долгой рутине его муравьи."

Небольшие замечания. "уснулгородвтомной" по ритму читается слитно.
После долгой депрессивной части непонятно, почему "в томной пыли"? Томно - это чувственно. По смыслу не подходит.
ЙЕГРЕС ВОКАШУ
«ЖИЗНЬ-НЕСЛЫХАННЫЙ ДЖАЗ»--- http://stihi.ru/2008/11/26/1747

СЕРГЕЙ ЭСТЕ--

 Об этом я узнал совсем недавно, оказывается я обожаю джаз. А стихи Йегреса Вокашу — это классный джаз. Эти стихи звучат! В них потрясающий аромат и ритм музыки. Эти стихи завораживают своим тембром и соло вступающих в нашу жизнь мелочей — забот, любви, ошибок. Эта мелодия помогает жить, несмотря на провалы и потери. Она помогает тогда, когда всё другое теряет смысл обсуждать. Вам не приходилось в самую трудную и отчаянную минуту жизни что-нибудь петь, или хотя бы фальшиво насвистеть сухими губами? Вот это — то самое! Но Йегрес Вокашу не фальшивит. Он исполняет чисто и красиво джазовую композицию с таким неприличным и оригинальным названием — Жизнь.

ПАНУРГ—

Есть определенная трудность при прочтении длиннострочных стихов, но дорогу осилит идущий... И если повезет, терпеливый будет вознагражден хорошим впечатлением от прочитанного. Мне повезло. И посему 4,5/4,5.
Однако так мало позитива, ребята, аж грустно... Если бы не ежи Алексея Малеева, то вообще труба бы с этим обзором. Ударился бы в черную меланхолию.
четырехстрочные катрены с чередованием рифмы через строку в строгом сответствии ударений

PSYNA

 Йегрес Вокашу
Полный набор шаблонов:

«Фа», «соль»,...  пересолен фасолевый суп. (кто только не рифмовал соль-фасоль)

обними, нежно, словно распутную девку.               

Воронёным крылом  или острым калёным клинком.

а мелодия льётся и льётся,

Кровью хлещет из ран

слабый голос

в заоблачность рвётся,

В мой придуманный храм вознеси... сохрани и спаси!

Шаблоны. А кроме того - яркой идеи или чего-то ещё я не нашёл.

Перечисление нот не создаёт ощущения музыки, тем более блюза - отдельные ноты разваливаются, мышление музыканта не состоит из нот, они нужны только для записи или передачи партии. Во время исполнения есть чистый звук, а не его нотная символика.


АНАТОЛИЙ БАРАНОВ
«В ЭКСКУРСИОННЫЙ АВТОБУС СЯДУ»--- http://stihi.ru/2008/12/06/1366

СЕРГЕЙ ЭСТЕ

Я тоже, как Анатолий Баранов, очень люблю видеть новое и нтересное. И тоже люблю возвращаться домой. Не хочу  сказать ничего худого автору, да и не за что. Всё в этом стихотворении есть. И наверняка у него найдётся масса почитателей, но я в их число не вошёл. На сей раз у меня не сложилось.

PSYNA

Обалденное окончание. А вот всё что до него происходило в курортном романе - скрыто скромностью.

"Солнце зайдёт непременно в море,
Ночь мириадами звёзд искриться
Будет. И девушка скажет: «Сорри!»
Ей вдруг захочется извиниться."

За что извиниться? Интриган ты, Анатолий. Арбитр требует интимных подробностей! Ты ж мэнэ пидманула!

"Я же отвечу: «Не принимайте
Правил игры, если с ней знакомы."
Вот эта фраза мне крышу сносит. А как играть в игру, если правил не знаешь?
"Завтра на вашем любимом сайте
Я размещу свои телефоны." - не добавляет понятности.

Парадокс - самая яркая и потому эмоциональная часть стихотворения - последняя - про водку и капусту. А про девушку и флирт - настолько туманно, что не верится. Выдуманные девушки. Но капуста и водка - это истина!

Последняя бухтелка:
"чуть-чутьчтоб" - читается слитно. Не фен-шуй.
----------------------------