Паталогоанатомический театр поэзии. Вячеслав Ильин

Кубок Стихиры
Слабонерных просим удалиться.



Пиня Копман. «Боль»
http://www.stihi.ru/2004/06/20-889

Пиня Копман воспел боль, и сделал это качественно. Хорошее стихотворение, и народу должно нравиться – в нашем менталитете есть обычай считать беды и напасти чем-то внешним (то есть мы тут ни при чём, это они, «плохие» на нас напали, замучали и убили, всё это Божий или Дьявольский промысел, и т.д.). Принято в народе смаковать мучения, да и долгое влияние христианской идеологии сказывается. Мучаешься – значит духовный человек, а наслаждаешься – значит греховный, гласит народная «мудрость». Обратите внимание – все стихи в этом обзоре посвящены страданиям. Вот она – традиция. Как можно заметить, подобное мировоззрение я не одобряю, но стихотворению готов отдать должное уважение – автор имеет право выражать и поддерживать любое мировоззрение. Вообще-то персонификация сил «зла» - это давняя традиция, ещё с языческих времён.
Примечательно, что Пиня Копман использовал такой художественный приём, как повторение последней строки, усиливающий послание.
Жизнь жестокая такая
Мы уверенно и чётко
Можем топать к двери Рая
Обречённо
Обречённо

Хочу поразмышлять, не в плане критики стихотворения.
В таком повторении есть что-то от внушения или самовнушения. То есть программа обречённости словно сама себя поддерживает. Я в этом нахожу сходство с компьютерным вирусом. В принятии обречённости есть большое удобство – можно расслабиться и не сопротивляться, отдать ответственность, а потом и «концы»...

Элеонора Счастливая «Чёрно-белый альбом»
http://www.stihi.ru/2009/01/26/1039

«Чёрно-белый альбом» Элеоноры Счастливой стоило назвать «чёрно-бело-фиолетовым». В самом деле – кроме вечной палитры диалектики «чёрный-белый», сквозь стихотворение «красной нитью»(или фиолетовой) проходит и фиолетовый цвет. И создаётся впечатление, что он важнее чем «ч-б» поскольку ярче и не упомянут в заглавии. Это «серый кардинал». Но послание которое он несёт – непонятно мне. Первые два раза это просто цвет, а в конце – символ безразличия. То есть у него нет своей смысловой линии, это просто ассоциативный ряд. Так и всё остальное стихотворение – вроде бы трогательное – если скользить взглядом поверх, а если сфокусироваться на чём-то – то есть нестыковки.
Сама чёрно-белая диалектика в стихотворении не показана. Обычно чёрно-белой называют жизнь, полную контрастов, а здесь контраст не заметен ни в качестве основной, ни даже дополнительной фигуры.
Произведение полно горечи, и эта горечь усиливается к концу – вплоть до дочери, обречённой алкоголем. Этот поворот сюжета меня ввёл в недоумение. Если лирический герой, обречённый алкоголем и отказавшийся по сути от жизни пишет стихи о себе – это как-то странно, алкоголику в депрессии не до таких изящных стихов. Если же это не о себе – то непонятно о ком.
Замечательное по эмоциям контрастное окончание. Эмоционально – замечательное, но по смыслу – нет. После «стирают меня в порошок» - «как хорошо». Я как читатель в недоумении – от чего хорошо? Если от воспоминаний о мальчишках – то это не явно обозначено, мне сначала показалось, что лирический герой просыпается под звуки дождя.. и это хорошо.. но дождь-то перемалывает в порошок... И я снова в растерянности. А вот если не задумываться – то после депрессивной части восклицание «как хорошо!» очень в кассу. Есть надежда на что-то.
Одно пошлое наблюдение. Сквозь всё стихотворение у ЛГ скрипит ложе. То раскладушка, то диван. И я догадываюсь, что о романтическом скрипе речи не идёт, но уж слишком расхожее выражение, и ассоциаций избежать сложно. Честно говоря, лучше бы действительно диван скрипел от любви, за лирического героя можно было бы порадоваться, а вся эта чёрно-белая жизнь правда стала бы фиолетовой. А если эротические фантазии допустить как вариант, то концовка «мамочка, как хорошо!» становится понятной в другом смысле.

Никанор Пузырьков. «Выживая»
http://www.stihi.ru/2008/12/10/1247

Никанор Пузырьков написал стихотворение о выживании волков в этом тяжелом злом мире. Я, честно говоря, был сбит с толку первыми двумя строками. «Давит грудь ненавистная помочь..». Это стихотворение от лица (морды) собаки в упряжке? Я не видел нигде и никогда запряжённых волков. Если же я не в курсе каких-то охотничьих тонкостей или там использования волков в сельском хозяйстве, то извините, автор мне этого не объяснил в стихотворении.
«Ищет флаги, что люди забыли». Я не охотник, но что-то помню из Высоцкого про волчий запрет «нельзя за флажки». Волки боятся охотничей разметки, а тут волчица эту разметку зачем-то ищет. Зачем? Это вроде как противоестественно.

«И луне отвечает отказом». Я плохо представляю себе как выглядит или звучит волчий отказ. Это в смысле не обращает внимания? Громоздкая смысловая конструкция такого простого момента.
«Потому, что ещё не убили». Я помню, что волки воют на луну, и как слышал – от радости, хотя народная молва приписывает волчьему вою эмоцию горя и прочую грусть. Но свет луны как зов смерти – это автор загнул лишнего трагизма, мне кажется.
«Крови след убегает в низину» после строчки «раздражая остатки ключицы» явно вызывает образ раненой волчицы, и это её кровь, но...
«Заставляя желудок лукавить» - оказывается это не волчья кровь, а кровь жертвы. Ребус, однако.
«собачьего Бога» призывать могут собаки, но не волки (может всё-таки это ездовая собака?), слишком уж разными характерами принято наделять этих животных.
Кульминационная завершающая фраза: «Вызывая на бой с собой полночь», несёт в себе спотыкач, ритмически вместе слипается «бойссобой» - очень неудачно для такой важной строки. Где-нибудь в серединке ещё ладно бы.
Мне вообще-то волки «приелись» давно ещё на вещевых рынках. Куда ни глянь – толстовки и футболки с волчьими мордами. Именно как на иллюстрации к стиху. Типа романтично и грозно. В стихах тоже довольно затасканный образ.

Ититьев. «Бомж»
http://www.stihi.ru/2009/01/07/1539

Товарищ Ититьев предложил нам современную версию лирического героя 70-х. Свободный, асоциальный, но живой и утверждающий свои личностные качества. Только раньше это был, как правило, пират или бродяга-менестрель, а теперь это бомж.
Уставшие от городов и одобряемого поведения интеллигенты валом валили в лес с рюкзаками и палатками (я тоже застал это время) и с упоением пели про свободу под Весёлым Роджером, вырубая сухостой. Очень рекомендую не забывать этот способ реабилитации! А не то и правда захочется напиться водки, а с водки все бомжи и начинают свою «романтику».
Честно говоря, мне не слишком хорошо известен внутренний мир бомжей. Но я почему-то сомневаюсь, что всё так шоколадно у бомжа на душе.
«Ho зaтo c oгoнькoм в груди...
B пepexoдe бы я, пpoxoжим,
Песни пел, на свои стихи»
Ну, чисто менестрель. Не видел я бомжей с сохранным творческим началом и душевным спокойствием. Может быть пираты тоже чрезмерно романтизированы, но их уже нет (под парусами и т.д.) Видеопиратство уже не та тема. А вот бомжи – наша реальность, и на её романтизацию я отвечаю недоверием.
Любителям пунктуации – в тексте я насчитал около 4-х явно лишних запятых. Не слишком мешают, да и что с бомжа возьмёшь? Для того чтобы в переходе побираться текст даже очень шикарный. ;)