Запись. О религии

Глеб Ходорковский
               
                И снова «дыгресия».
                Меня интересовала история религии, друг подтолкнул к философии, в конечном счете, мой атеизм принял форму упрощённого рационализма.. В нём нет места единому демиургу.
                Если исключить чисто прагматические мотивы, мне  интересно, почему так часто еврейские творцы  - поэты, прозаики, и прочие интеллектуалы, становятся адептами христианства в любой из его форм – православной как Галич или Мень, или католической как Жакоб или Бродский - имена самые первые, что на памяти, далее примеры  многочисленнее.
                Конечно,  религия, особенно христианская - это и опора, и целостная картина мира, а жизнь конЕчна,  умирать страшно и не хочется, а тут умираешь вроде только отчасти, не насовсем, и Бог всепрощающий, а не карающий, как  Барух ата, хуже Сталина за грехи отцов - потомков  до седьмого колена
                Не то, чтобы я  не понимал избранного ими образа мира или причин выбора не только в силу вышеперечисленных причин, но и особенностей личности, специфичности воспитания, культурной  среды и  связанной с ними возникшей ментальности. Но интеллектуально - если уж отказываться от атеизма ведь под рукой  иудаизм – религия куда более абстрагированная и сложная, нежели христианство, которое его упростило..
                Главное отличие иудаизма – в основательной последовательности монотеизма и отказ от антропоморфности Бога.
                Понятие Бога в иудаизме не конкретизируется в чём-то отдельно сущем  ( Куст  только инструмент, средство общения, да и Заповеди могли быть не сказаны, а внушены)
               В иудаизме Он – всё, и вовне и внутри. Слова «Адонаи» и непроизносимое «Яхве» - это только обращение к всесущему и непознавемому.
                К сожалению, так получилось, что основная Его функция – карающая.. Наверно это и отпугивает еврейских интеллектуалов.
                Нет, (я чуть не сказал: упаси боже) я не ратую за обращение еврейских интеллектуалов в иудаизм, выше я говорил, что я рационалист, в принципе у меня  с иудаизмом почти такие же отношения, как с христианством , исламом или другими религиями или верованиями, разве что с ним более резкие, когда речь идёт об обрядности и нетерпимости к инакомыслию
             
                Впрочем, если говорить о нетерпимости к инакомыслию…
               Да , иудаизм нетерпим, он не признаёт ничего, кроме Торы и Талмуда, но ведь и христианскую терпимость можно попрекнуть, как минимум, инквизицией, ислам - волчьей ненавистью к неверным, да и атеистов -  уничтожением храмов, икон и священнослужителей всех конфессий.
                * * *               
               Христианство – монотеистическая религия? А Троица с дважды антропоморфным Богом, Отцом и Сыном? Культ Богородицы, сотни тысяч святых, блаженных, угодников с их иконами, мощами и другими реликвиями, и всё это – предметы поклонения. А как же с первой заповедью – Не сотвори себе кумира?
                * * *
         У меня, я считаю, весьма примитивные знания о буддизме – единственной, как мне кажется, религии, терпимой к инаковерию. (Ещё бахаи?) К сожалению, мозг уже не тот –
быстро устаю.

               

                ЦитатЫ:
                «Атеизм…  по сути дела неотличим от пантеизма. Что я считаю совершенно диким для современного, по-настоящему образованного человека, так это приверженность к какой-либо религии в буквальном смысле, т.  е.  вере в чудеса, вроде непорочного зачатия, воскресения мёртвых и тому подобное…   Чудо – это то, что не подтверждается научным анализом.  Когда науки не было, нельзя было отличить чудеса от реальности. Тогда религия и впитала в свою структуру определённые моральные и этические нормы. Но они могут быть приняты и без обветшалой религиозной оболочки».
                Виталий  Гинзбург,                академик.

Когда в крови, страданьях и тревоге
сгорают судьбы, рушатся империи,
бессилие спасенья ищет в Боге,
а сильный – укрепляется в неверии.

       Роман Пересмешник.

Да, мир грешит несовершенством,
Но! - нужно быть отменным дурнем,
чтоб верить в Высшее Блаженство
костей в гробу и пепла в урне.

       Роман Пересмешник.