Двухнедельное ревью 23. Обозрение Натальи Чековой

Психоделика
Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько (хотя не обязательно все они окажутся участниками ревью разобраны).

** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес. Если вы обидчивы и самолюбивы - не стоит приносить сюда свои тексты, ибо их могут критиковать достаточно жёстко.


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более - по желанию) лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая эти комментарии не позднее утра 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.
 

Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 (или более) наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - В виде критических зарисовок, в виде мини-эссе, в виде пародий или шаржей на избранные тексты, в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом конкретном случае выбор остаётся за самим Обозревателем.
 

** Какую пользу приносят и чему служат такие ревью?
— Авторам они дают возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться они предоставляют такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться они предлагают широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, они дают желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям они дают возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных Обозревателем текстов - не выдаётся).

Организаторы надеются, что настоящие ревью восполняют тот дефицит общения между сильными авторами, который образовался на Стихире - в связи с падением уровня всех без исключения конкурсов, превратившихся в конвейер сугубо развлекательных мероприятий, а также из-за образования не-литературных тусовок и почти повсеместного процветания попсы. 
 
 
_________________________________
***** Обозреватель Наталья Чекова




Добрый вечер!
Во-первых хочется поблагодарить уважаемого Тиля за интереснейшее предложение провести очередное «психоделическое» ревью, а также извиниться перед авторами, чьи стихи остались пока неохваченными комментариями. Я всё же постараюсь ответить постепенно всем, представившим свои стихи для обзора.
Совершенно разные по тематике, стилю и эмоциям произведения были представлены на ревью, так что читать и анализировать мне, абсолютно неопытному ревьзионёру было как интересно так и трудно – в равной степени. Но я старалась быть максимально объективной в своих, возможно и не совсем верных оценках, независимо от степени дружеской приязни к тому или иному автору.
Хотелось бы отдельно сказать о стихах Жени Костюковой, Аюны и Константина Невского. Не выделяю их стихи ни в коем случае, как лучшие или в чём-то превосходящие другие произведения здесь представленные. Просто такая поэзия мне близка особо. Почему, объяснять не стану))
Спасибо большое всем, кто пришёл на этот обзор со своими стихами, а также всей команде Психоделики поддерживающей мои скромные начинания на протяжении этих двух недель. С Вами действительно приятно и нескучно, ребята!))

А теперь, в соответствии с правилами ревью, представляю несколько отобранных мной стихотворений и моих комментарий к ним:


1. Евгений Филин-Соколов    http://www.stihi.ru/2009/12/17/8398

Евгений, здравствуйте!
Несмотря на использование в стихотворение звонких морозных метафор, у меня сложилось впечатление некого обновления, надежды, если хотите. )))
Теперь немного о запавшей мне в душу «витой сосульке»: на мой взгляд, удачная находка, абсолютно точный образ скользкой холодной прозрачной спирали – как самой жизни. Но здесь усиливает образ флейта, причем для меня настолько, что именно этот момент в стихе изменил полностью первое о нем представление, как о тоскливом. То есть, в уточнении о флейте и закрадывается, а дальше развивается надежда на обновление души, ощущения, приятия мира и т.д. Повторюсь, это мой личный взгляд .
А видение пространства через монокль настолько однобоко, что объясняет непримиримость желания уйти из ледяных пейзажей - «Он взмахнул безнадёжно рукою» попросту растаяв. Однако коварен, Ваш ледяной человек, перед уходом, таки протеревший, помутневший от слёз монокль)) Но это всё мои рассуждалки, разумеется.
Зеро, как предтеча. Зеро изо льда - как предтеча рождения реки, движения, жизни. Поэтому необходимая параллель Ледяного человека с тоскующим ЛГ проведена, без Героя, в стихе было бы по-настоящему холодно, до строчек «Я шагал, от тоски чуть не плача.», так оно, наверное и есть…Но тут подходишь к этой части и понимаешь: ан нет! Вот оно! Живое, чувствующее. Концовка с последним словом «прозрачен», как завершающий штрих к процессу очищения. Звёзды – усилило. Вот на данный момент, мои соображения по-поводу стихотворения. Да, еще – сама ритмика стиха напоминает ходьбу, шаг за шагом…


2. Константин Невский   http://stihi.ru/2010/01/22/4239

Константин, здравствуйте!
Мне понравилась динамика стиха, точнее первой ее половины. Сложилось чувство, будто кто-то бежавший быстро-быстро, не отдышавшись толком выдает: "Никогда не говорите с самоубийцами по-китайски. Вот...". То есть, стрежень крепкий в стих вложили, а дальше ватное началось, такое убаюкивающее, успокаивающее объяснение того, как невыносимо тяжело говорить с самоубийцами...И чайки тут такие - ангелы-хранители, мягкие и неслышные - замечательный образ покоя, умиротворения, последнего шанса.
Причём, две первые строки стиха невероятно решительны:"можно", "ни в коем случае", а дальше начинается плавающая мысль, некая неуверенность,что лично меня навело на мысль, что стих и вовсе написан от лица "самоубийцы" - неважно в прямом значении этого слова либо в том, что объясняет тоскливые состояния, которые, думаю, случаются с каждым.
В любом случае, мне понравилось - идея интересная, а исполнение её
потрясающе чувственное и пронизывающее.
А "самое лучшее" не убирайте, мне кажется, это даже такая стилистическая "фишка"))


3. Трудно Быть Богом   http://stihi.ru/2009/04/09/5726

Здравствуйте, Георг!
Стих понравился. Понравился своей уверенной "походкой", неторопливым убаюкивающим, однако, тревожным ритмом. Стих созданный их деталей, ассоциативный ряд настолько тонок, что совсем незаметно давит на те или иные участки подсознания)))Но - давит. Мне например стало жутковато от оборота "Длинный шток,
На котором реет флаг – на картине."Но резкий переход на "Посиди со мной, хоть час." - и сразу становится по-будничному грустно.
Понравились "люди в белых кимоно" - такой успокаивающий с одной стороны "в белых кимоно", а с другой пугающе звучит с неопределенным словом "люди" - то есть кто-то незнакомый. Сильный образ.
А в целом, картинка стиха мне рисуется чёрно-белой, и только в самом конце начинает сереть.
Да, кстати, один из самых чётких штрихов в этом стихе - его название.
Вот такое, моё скромное мнение.
Если в чём-то не права, будет интересно услышать об этом.


4. Алекс Рудов   http://www.stihi.ru/2010/01/30/7426

Здравствуйте Алекс!
Противоречивые чувства оставило у меня ваше стихотворение. Стих-горка. Сейчас объясню почему))Начало стиха с оттенком ностальжи поэтического у Вас вышло. Грань зимы и весны, как , с одной стороны - сожаление об ушедшем неком периоде времени года, оттенка жизни, отрезка событий, с другой же - зарождение нового и неизведанного. Однако далее , вдруг вот эта фраза:"мой эскадрон порублен шелком на куски, беседы, руны…
метель в реальности сонетов и тоски, вина и гунны..." - которая вроде как и кульминация в действии, а по факту всё же мне показалось, что ЛГ вполне устраивает такое положение вещей. Первая часть образа,где "мой эскадрон порублен шелком на куски" - показалась некорректной метафорой. Не поняла - какой эскадрон? И вот это самое "порублен шёлком на куски", также, на мой взгляд слишком утрированное противоречие - может более "летящее" слово должно быть вместо "порублен"?...
Понравились очень "коты и нежность","билет на звезды" - здорово.
Концовка показалась немного искусственной от этого "да...неизбежность", немного смазала ощущение в целом от стихотворения.


5. Аюна Аюна   http://www.stihi.ru/2010/01/20/4724

Добрый вечер,Аюна!
Совершенно потрясающее по красоте стихотворение.
Образ неба настолько полон и изящен, что да - я представила картинку.
Первая строчка задаёт глубину настроения, он,признаться понравилась более всего. Несколько смутило слово "сумасшедший", далее следует определение художника как "безумный" (хотя, я поняла, что Вы хотели усилить), но, мне показалось вот это "сумасшедший" несколько уничижительным для Вашего художника...Может что-то другое вместо...?"безумный" - да,хорошо.
Повторюсь, стихотворение мне близко по духу, поэтому критиковать тут что либо сложно. Это - состоявшееся.


6. Евгения Костюкова Для Конкурсов   http://stihi.ru/2009/12/07/2113

Женя, привет! Очень рада тебе.
Скажу тебе как рак - рыбе - стих удался с макушки до хвоста))
Кстати, рыба - нема...А вот царь-рыба немее всех, так я думаю))
Твое творчество для меня - постижение непостижимого. Сейчас разъясню.
Думаю каждый, кто прочёл хотя бы одно стихотворение Евгении поднялся на одну ступеньку выше в своём личном духовном росте. Даже те, для кого такие стихи велики - "на вырост", что-то там уже учуяли и возвращаются к ней на страничку снова и снова, чтобы написать - "ничего не понял, но так красиво!")) - то есть поэтическое чутье, умение выхватывать из "себя" невероятно близкий читателю ассоциативный ряд" - делают своё дело - стихи живые, прожитые и пережитые автором.Вот такое лирическое отступление...Ни могу не сказать, поскольку люблю творчество Жени. Ну искренно оно. и смело.
Теперь немного о стихе, собственно.
В первый раз прочла его, как только было написано, и тогда еще зацепило "хитро косить лунным глазом из-под воды," - любимая строка))
Первая строчка - и я начинаю грустить и уходить на свое дно вместе с рыбой..Потом следует эмоция - гордость вступает в права)))(всё так, как и происходит обычно, логический ряд соблюдён точно))Далее ожидание: придёт ли? Любит? Позовёт?И вот это меня сразило - на мой взгляд кульминация, да еще так здорово сделанная - "Не держу на тебя обиды, мой падишах!" -
я скажу величаво." Да, она царица...Но он-то - падишах! И всё становится на свои места. И до такой степени любит, что на сковорде жариться будет, да жить задыхаясь...Но в себя не уйдет, если вернется Он. Свободная тьма - своё дно, вода, глубина, то есть - самое рыбе этой дорогое.Вот она, сила любви! ЧУдная сказка, Жень, поучительная))
Если что-то не так, исправь, с удовольствием послушаю, как было на самом деле.


Наталья Чекова