Двухнедельное ревью 27. Обозреватель М. Шмерлинг

Психоделика
Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько (хотя не обязательно все они окажутся участниками ревью разобраны).

** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес. Если вы обидчивы и самолюбивы - не стоит приносить сюда свои тексты, ибо их могут критиковать достаточно жёстко.


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более - по желанию) лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая эти комментарии не позднее утра 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.
 

Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 (или более) наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - В виде критических зарисовок, в виде мини-эссе, в виде пародий или шаржей на избранные тексты, в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом конкретном случае выбор остаётся за самим Обозревателем.


** Какую пользу приносят и чему служат такие ревью?
— Авторам они дают возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться они предоставляют такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться они предлагают широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, они дают желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям они дают возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных Обозревателем текстов - не выдаётся).

Организаторы надеются, что настоящие ревью восполняют тот дефицит общения между сильными авторами, который образовался на Стихире - в связи с падением уровня всех без исключения конкурсов, превратившихся в конвейер сугубо развлекательных мероприятий, а также из-за образования не-литературных тусовок и почти повсеместного процветания попсы. 


_____________________________
***** Обозреватель: Маргарита Шмерлинг (http://stihi.ru/avtor/margaretzsh)

---*---*---*---*---*---*---*---*

Уважаемые хозяева и гости ревью!

Прежде всего я должна и хочу очень-очень поблагодарить Александру Шнеур и Алёну Грекову - за доброжелательную поддержку и помощь, и Владимира Кочеткова - за развёрнутые комментарии и дискуссии, которые, по сути, и составили стержень этого ревью.
Если честно, я бы сказала, что это как раз Владимир его провёл, а я посильно встревала, где могла :)))

Вот стихи, про которые мне хотелось бы написать здесь.

1. Александра Шнеур. Hasta Siempre. http://www.stihi.ru/2010/03/15/9568
Необычный для Саши стих с прямой, открытой эмоцией. Стих - плач, горький, почти безнадёжный.
Если посмотрите в ревью, у нас получился некоторый спор о гранате, удачен ли образ:
"Сердце – гранат, расколотый на куски."
Мне кажется, как раз этот образ в первую очередь даёт многослойность стиху. Гранат - плод, расколотый ударом, и алые капли падают в песок... Неочевидная для меня, но возникшая у Алёны ассоциация с гранатом - камнем, - кто знает, вдруг это сердце закаменело в горе... И граната - взрывом убивающая всё вокруг...
Да и сам образ погибшего возлюбленного... То ли современный экстремист, то ли совсем наоборот... (не Иисус ли...)
Мне Сашин стих очень понравился именно тем, что эмоционален - но при этом никакого пафоса, никакого излишнего, декларативного надрыва.

2. Константин Невский. Ergo sum. http://stihi.ru/2010/04/10/6671
Стих мне очень понравился. Возможно, ценителям "пси" он кажется слишком прозрачным и линейным, можно даже сказать, - камерным. Т.е. именно такой, какие я люблю. (Не уверена, что это воспримется как комплимент, но уж - чем богата. :)))
Не без комментариев автора, но я приняла его до конца. Изящный стих, который не только ярко видишь, а кажется, и слышишь - шорох мириад стрекозиных крыльев, шорох на границе миров, отражающихся друг в друге (вот здесь мне и понадобились авторские пояснения - и ощущение из "Стрекоз" Мандельштама: "... уколы / И холод в тайниках души..." ).
Финал просто очаровал меня своей умиротворённой парадоксальностью.

3. Учёный Кот. Акваланг Офелии (колыбельная). http://stihi.ru/2010/04/08/737
Здесь я просто скопирую то, что написала в ревью, потому что мне нечего прибавить и после всех обсуждений.
Стих очень понравился. И на слух, и по ощущению. Вот не знаю, получится ли, но попытаюсь это ощущение рассказать.
Прежде всего - это Офелия из Гамлета, несёт её плавное течение, она со своими травками в руках смотрит в небо и поёт - и тонет, тонет - "голос её горлится / аккордами воды,.." - безмятежная, ведь с "этим миром" она, по сути, уже рассталась, когда сошла с ума...
Но!
"Отяжелели веки,
оковы на губах,.." - это не Офелия, Офелия пела. Это ЛГ, который думает про Офелию, которая медленно погружается в воду, в вечный сон. Для него "этот мир" вполне реален, поэтому - и акваланг (циничный он, ЛГ, слегка? Или смягчает для себя картинку лёгким цинизмом? Или задрёмывает, а чего не привидится в полудрёме?), и "прыг лягушат", которого она, глядящая вверх, видеть не может, и "умытая антоновка" (откуда ЛГ знать, какой сорт яблок кушали при датском дворе)... И Офелия уже в чём-то отделяется от "Гамлета", но всё же не совсем...
И умиротворяясь, ЛГ приговаривает себе на сон, - это как из заговоров прямо - "беги, беги, бессоница к другим."
Наверное, здесь можно и более глубокую философскую, а то и социальную подоплёку поискать (о несоместимости простодушия Офелии с коварным интриганством королевского двора, и о её освобождении, а акваланг символизировал бы это освобождение - другой воздух), но я не сильна в поисках такого рода.
Я остановлюсь на первом варианте. Вот - Офелия. Вот - ЛГ думает об Офелии...
Здорово!

4. Сара Бет Бернар. Уйти невозможно остаться. http://stihi.ru/2008/11/22/1829
В ревью Бет приводит отрывок из коммента Игоря Пухова, замечательно интересный, где рассматривается восприятие стиха в связи с архитектурой стиха. Если не читали, загляните, очень интересно.
По моему восприятию и в полном соответствии с названием, это - момент выбора, когда ЛГ словно замирает между двумя мирами, тем, что был, и тем, что будет (а может быть и между миром сущим и каким-то иным, о котором только её душа может знать?), да и сама внутри себя уже не едина...
А ещё - ощущение того, что каким бы выбор ни был, он несет в себе и боль, и как ни странно... покой?
В комменте Игоря Пухова В КАЖДОЙ СТРОФЕ , не в стихе в целом усматривают колебания "темпа". Возможно, в этом можно увидеть подтверждение того, что я ощущаю вне анализа и мудрых мыслей :)))

5. Сечер. ...ещё не прошедшим вчера. http://stihi.ru/2010/04/11/1342
Удивительный стих, - возникает вся гамма ощущений: вкус, запах, цвет, свет - всего много. Нет, не много - в самый раз! А финальная строфа так хорошо звучит, и такая... текстурная... И сразу понятно, почему в стихе чисто импрессионистский свет совмещён с пост-импрессионистской декоративностью. Я мало написала, но почувствовала много. Мастерски!

Должна признать, что обязательно написала бы о стихах Чёрного Георга "Бывший муж лжекняжны" (http://www.stihi.ru/2009/04/16/5175) и Алёны Грековой "Ляпис-лазурь" (http://stihi.ru/2008/08/06/2583) - если бы сумела. Но я честно предупреждала, что не все стихи воспринимаю с глубиной, адекватной произведениям, поэтому - не судите меня слишком строго.
Стих Евгения Филина-Соколова тоже, разумеется, привлекает внимание, но с ним - отчасти та же история, что со стихами Георга и Алёны, отчасти же мы с Евгением разошлись в оценке некоторых фрагментов стиха.

Ну что сказать по завершении сего труда? Я старалась.

Маргарита Шмерлинг