Шпаргалка для поэтов. Часть 1

 Кому не нужно это читать:
- мастерам поэтического слова, давно переросшим "азы";
- поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: "Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак...

В основе стихосложения лежит пение. Стихи должны "петься", т.е. слова должны подбираться так, чтобы логические, речевые ударения совпадали с музыкальным ритмом стиха. Ранее допускалось более вольное обращение с ударением в слове:
"на хОлмах Грузии"; "гремит музЫка"; "катЯтся ядра"…
Это не характерно для современного русского языка, если только вы не захотите подражать Тредиаковскому, "былинно-народной" речи…

Стихи отличаются от прозы формой записи строк друг под другом, "столбиком" (исключение – А4, рифмованная проза). СТИХ – каждая отдельная строка стихотворенья.

Когда у вас созреет замысел стихотворения, попробуйте сначала написать несколько вариантов строк и посмотреть, в какой размер слова ложатся удобнее.


1. СТИХОТВОРНЫЕ  РАЗМЕРЫ

Стихи состоят из слов, а слова – из ударных ( ! )  и безударных ( = )  слогов.

Стихотворная СТОПА или ТАКТ – чередование слогов по схеме.
Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку). Для наглядности такты разделяем знаком ( / )


* Двухсложные размеры:

ХОРЕЙ ( ! = )                   /нАша/ ТАня/ грОмко/ плАчет/
                                            ! =        ! =        ! =           ! =

ЯМБ ( = ! )                        /трубА/ зовЁт/ идИ/ в похОд/
                                                = !      = !      = !         = !


* Трёхсложные размеры (обратите внимание – ритм вальса!):

ДАКТИЛЬ ( ! = = )        /дОля ты/ рУсская/ дОлюшка/ жЕнская/
                                          ! =  =       ! = =        ! = =            ! = =

АМФИБРАХИЙ ( = ! = )   /гляжУ, под/нимАет/ся мЕдлен/но в гОру/
                                                 = ! =            = ! =       = ! =               = ! =

АНАПЕСТ ( = = ! )        /по горАм/  по долАм/  шум и гАм/
                                             = = !           = = !             = = !


* Четырёхсложные размеры – ПЕОНЫ:

ПЕОН 1 ( ! = = = )       /скАзочная/ прАздничная/ Юная вес/на
                                         ! = = =          ! = = =          ! = = =

ПЕОН 2 ( = ! = = )               /красАвица/ нарОдная/
                                                  = ! = =        = ! = =

ПЕОН 3 ( = = ! = )                   /отворИте/ мне темнИцу/
                                                     = = ! =             = = ! =

ПЕОН 4 ( = = = ! )                        /переживЁм/ ещё денЁк/
                                                           = = = !          = = = !


* Пятисложный ДОХМИЙ (пентон) – такт (стопа) из пяти слогов.

Всем известны стихи Кольцова:

"Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь"...

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

/Не шумИ ты, рожь, // спелым кОлосом /
/ = = ! = = // = = ! = = /


Предыдущие ПЕОНЫ навели на идею аналогично поиграть с переменой ударения в дохмической стопе.
Вот такое открытие получилось при перемене ударения:

Дохмий 1 / ! = = = = // ! = = = = /:

Белые цветы высушенные...
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Дохмий 2 / = ! = = = // = ! = = = /:

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Дохмий 3 / = = ! = = // = = ! = = /:

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица...

Дохмий 4 / = = = ! = // = = = ! = /:

"Мирандолина! Мирандолетта!"
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета...
А там, на кухне, горят котлеты!

Дохмий 5 / = = = = ! // = = = = ! /:

Снег летит опять, липнет на стекло.
Что переживать? Было да прошло.
Наметёт добра вьюгою ночной...
Может быть с утра станешь ты иной.


2. РИФМЫ

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов, объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

а) МУЖСКАЯ рифма (м) - ударение на последнем слоге:
     (час - раз; бал - идеал; мгла - светла).

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
     (мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
     (накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

г) ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма – ударение падает на 4-й, 5-й и т.д. слог от конца:
     (пАдающй – рАдующий).


3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ:

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
     ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними:(дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать "любВИ – дНИ, нужНА – судьБА", потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

     И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
     О и Ё (нарОд –лЁд);
     А и Я (бАня – нЯня);
     У и Ю (дрУг – Юг);
     Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа "шелест – холост". Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: "на запад – глаза под", "идти там – петитом". Многие приёмы его рифмовки привились: "ужЕ – сюжЕТ", "с концА – дворцАМ".

Чтобы подобрать правильную рифму, нужно проверить её на соответствие вышеизложенным приёмам и правилам, увидеть и услышать, как она звучит.

Стихотворные размеры различаются анакрузой и клаузулой.

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха.
АНАКРУЗА – количество безударных слогов в НАЧАЛЕ стиха ПЕРЕД  ПЕРВЫМ ударением (=):

в хорее и дактиле анакруза равна нулю: ( ! = ),  ( ! =  = );
в ямбе и амфибрахии равна единице: (= ! ), ( = ! = );
в анапесте равна двум: ( =  = ! )

На сколько велико значение анакрузы и клаузулы?
Убирая или добавляя безударный слог в начале или окончании строки, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящее слово. Примеры:
         
* Хорей: /! =//! =//! =//! =/

     /нАша// ТАня// грОмко// плАчет/                   (хорей)  (ж)

Уберём в последнем такте безударный слог (=). Получим:
     /нАшей// ТАни// грОмкий// плАч/                   (хорей)  (м)

* Ямб: /= ! //= !//= !//= !/

Переделаем "Таню". Добавим в начале безударный слог и уберём в конце – получим из хорея ямб:
     /там нА//шей ТА//ни грОм//кий плАч/                     (ямб)  (м)

Добавим безударный слог в последнем такте и получим:
     /там нА//ша  ТА//ня грОм//ко плА//чет                    (ямб)  (ж)

* Дактиль: /!= =//!= =//!= =//!= =/

Мы его сделаем из хорея, добавив безударный слог в конце каждого такта.
     /нАша Та//нЮша ры//дАет так //гОрестно/            (дактиль)  (д)

Уберём в конце строки один безударный слог:
  /нАша Та//нЮша ры//дАет и// плАчет/      (дактиль) (ж)

Уберём два безударных слога:
  /нАша Та//нЮша ры//дАет с ут//рА/        (дактиль) (м)

* Анапест: /= = !//= = !//= = !/

Анапест сделаем из ямба, добавляя впереди безударный слог. Получаем:
     /наша ТА//ня рыдА//ет с утрА/             (анапест)  (м)

Добавим в конце строки безударный слог:
     /наша ТА//ня рыдА//ет и плА//чет          (анапест)  (ж)

* Амфибрахий: /= ! =//= ! =//= ! =//= ! =/

Амфибрахий можно сделать из ямба, добавляя безударный слог в конце такта, или из хорея, добавляя безударный слог в начале такта.

     /а нАша// ТанЮша// рыдАет// и плАчет/     (амфибрахий)  (ж)

Уберём последний безударный слог и получим:
     /а нАша// ТанЮша// рыдАет// с утрА/     (амфибрахий)  (м)

Вот такой фокус!


АКАЛЕКТИКА – полная стопа, все стопы стиха равны:
     /бУря//мглОю//нЕбо//крОет,/
     /! =//! =//! =//! =/

КАТАЛЕКТИКА – последняя стопа усечённая, короче остальных на один или два безударных слога:
     /вИхри//снЕжны//Е кру//тЯ(-)/ 
     /! =//! =//! =//! (-)/

ГИПЕРКАТАЛЕКТИКА – добавочные безударные слоги, лишние по сравнению с остальными, наращенные.
     /Ой, пол//нА, пол//нА ко//рОбу/(шка)
     /! =//! =//! =//! =/(+)


* * * Главное – ЧИСЛО СЛОГОВ В ТАКТЕ !

Если в каком-либо такте строки (не в рифме!) появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка. Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль...) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем... Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Главное – выбранный поэтом ритмический рисунок, каким бы сложным он ни был, должен повторяться во всём тексте (как рисунок на обоях). Если всё написано без ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Пример 1.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю...
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
     (слова Роберта Рождественского)

/Я сегодня// до зари// встану/ – пеон 3 + анапест + хорей
/ - -  ! - // - - ! // ! - /

Пример 2. Гендекасиллаб: http://www.stihi.ru/2013/04/27/2799                                        

СОВЕТ: нарисуйте схему своего стиха и сверяйте с ней количество слогов.

/раз/-бей/-те/  по /  сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/  шаг/  пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет… Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите. Переберите все буквы алфавита
(пакля, шмакля, дракля...) – и сокровище обязательно найдётся! Пример: http://stihi.ru/2010/07/24/3657.
В этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА.


4. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ПЕРЕКРЁСТНАЯ формула –  АбАб:
     Давно забытых чувств появится круженье,………..А
     Как будто карусель в старинном городке,………….б
     И, скрипнув, поплывут лошадки-сновиденья……..А
     Под духовой оркестр, чуть слышный вдалеке……..б
          (Л.Потешнова)

ОХВАТНАЯ формула – аББа:
     Душа то плачет, то поёт,………….а
     Стихи прекрасные услышав,…….Б
     Встаёт на цыпочки всё выше…….Б
     И отправляется в полёт…………..а
          (Г.Епанечников)

СМЕЖНАЯ формула – аББавв:
     Внезапно зазвонит молчавший телефон………….а
     И маятник часов качнётся,………………………...Б
     И долгий разговор начнётся,………………………Б
     Соединяя нас в пространстве двух времён:………а
     Там – годы юности, тут – наступивший час,……..в         
     Переменивший многое для нас……………………в
          (И.Катеринич)

На сочетании женских и мужских стихов построено большинство стихотворений. Так же традиционно смешение дактилических и мужских рифм:
     В пустынной степи полыхает пожар,…..(м)
     Никем не замеченный,…………………..(д)
     И мне остаётся лишь горечь и гарь…….(м)
     Туманного вечера………………………...(д)
          (А.Лихачёва)

ДВУСТИШИЯ ААббССдд… – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
     Девять месяцев проходит,
     С поля глаз она не сводит…
          (Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ…

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
     Ещё весны душистой нега
     К нам не успела низойти;
     Ещё овраги полны снега;
     Ещё зарёй гремит телега
     На запорошенном пути…
          (Фет)

ХОЛОСТЫЕ стихи – рифмуются только чётные стихи, а нечётные общей рифмы не имеют:
     1)  Есть гора Медведь, Лягушка,
     2)  Обезьяна, Крокодил.
     3)  Нет горы с названьем Мышка,
     4)  Видно, кто-то проглотил.
          (В.Бончак)

ВЕРЛИБР (белые стихи) –  нерифмованные, свободные от размера:
     Листья и трава –
     уже большие и зелёные   
     а тут – посыпались неизвестно откуда
     огромные и многочисленные клочья снега –
     живу в гармонии с природой –
     ремонтирую старый валенок,
     мечтая о поездке на остров Фиджи.
          (Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД  (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте. 

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА — условный термин, установившийся за такими строфическими формами, как сонет, рондо, копла, секстина... и пр. (см. раздел "Стихи твёрдых форм")
Как написать:                                                                                          
http://www.stihi.ru/2010/10/07/1448 – триолет
http://www.stihi.ru/2010/10/07/5859 – ритурнель 

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным... Об этом напишу дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами, прочувствованными на своей шкуре:

1) "Не растекаться мыслию по древу", уметь вовремя остановиться. Это самое трудное – резать "по-живому",  сокращать...
2) Если в начале "повешено ружьё", то в конце оно должно выстрелить!
3) Не увлекаться сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями – они затрудняют восприятие. 
4) Не переносить окончание одного стиха на начало следующей строки – читать трудно, появляется нежелательный смысл... Каждая строка должна быть завершена так, чтобы её можно было процитировать!
5) Избегать обилия глагольных рифм (подошёл - нашёл; бежали - держали)...
6) Стараться не писать все стихи одним размером. Даже самые прекрасные, если их читать подряд, утомляют. Поэмы – исключение!
7) Проверять на слух звучание стиха, чтобы не было неприличных каламбуров!

                         Творческих вам успехов!
- - -

Продолжение. Часть 2: http://www.stihi.ru/2014/06/06/1101 .                                    


Рецензии
Спасибо, Наташа, за Ваш курс стихотворного ликбеза!
Постараюсь усвоить, а то стыдно чувствовать себя неграмотным ))

С уважением, Виктор

Витевич   12.03.2017 19:53     Заявить о нарушении
Виктор, я рада, что Вам "ликбез" понравился. С приходом на Стихиру пришлось подковаться теоретически...
С пожеланием творческих успехов – Наташа.

Бабка Ёшка   12.03.2017 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написана 71 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.