Введение в теорию психоделики

Чёрный Георг Предел Невозможного
СУЩЕСТВЕННО РАСШИРЕННАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ ВЕРСИЯ РАБОТЫ ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "СЕТЕВАЯ СЛОВЕСНОСТЬ",
         где с ней можно ознакомиться, скопировав в браузер прямую ссылку:     http://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html 


    АННОТАЦИЯ
Переработанная и дополненная версия уже получившей широкую известность работы, увеличенная по сравнению с исходным вариантом почти на 75%. Первое фундаментальное исследование, посвящённое разработке концепций и принципов психоделики применительно к литературе. Описан инструментарий языковых средств и методов, при помощи которых автор может активно влиять на восприятие читателя, вызывая нелинейный отклик. Рассмотрены механизмы взаимодействия читателя с текстом, проанализированы многие существенные аспекты структурирования и актуализации психоделических текстов; приведена и разъяснена терминологическая база, обсуждены основные вопросы создания психоделических произведений, представлен обширный вспомогательный теоретический материал.


        Мне приятно, что наши многочисленные беседы и дискуссии с автором книги оказались плодотворными, - некоторые из обсуждаемых нами тем были развиты и использованы в отдельных частях представленной читателю теории. Рад и появлению в тексте книги раздела, где отмечено (в связи с работами Эко и моими соображениями), что мы вступили в неосредневековый этап развития, который выдвигает  определенные требования к литературе... Я должен поблагодарить автора за упоминание моей прозы, романа, и интересный взгляд на его структуру. Ну и, конечно, за высказанные в мой адрес слова в заключительных строках книги.
        Уверен, что многие, в России и повсеместно, будут читать эту книгу; она многим подскажет верные пути. Как я писал в статье "Постмодерн и психоделика-пи", которая вошла в труды конференции по постмодерну (http://www.stihi.ru/2011/01/19/3476): «…пси-стихотворение - это путь, тропа, когда ты неожиданно оказываешься на вершине и видишь новый, огромный мир, столь далекий от мира комнаты с игрушками, моделями реальных вещей, мира постмодерна, музея всего на свете, который уже нечем пополнить».
        Не знаю, каким количеством людей книга будет оценена целиком. Во всяком случае, любой автор будет знать об основных, введенных теорией понятиях: «экспрессии» и «трансфиксии» (очарования). Он будет понимать важность архитектоники стиха в связи с этим, сумеет  верно концентрировать энергии стиха для ускорения или замедления восприятия текста, будет знать о «черпании текстом энергии из трансфиксий», когда очарованный читатель замирает перед метафорой или иным построением, как бы лишенным времени... Очень хотелось бы увидеть эту книгу опубликованной «на бумаге»; так оно, надеюсь, и будет.
                = Михаил Микаэль =

        Стихи отзываются в нас. Есть стихи, с которыми мы соглашаемся сразу. Есть другие, которые вызывают в нас непродолжительный трепет. Но есть также и такие, в которые мы погружаемся, как в глубокую воду; стихи, дарящие нам ощущение "другой реальности". В них, мы находимся уже не в своем мире, а в мире  автора; эти стихи "улавливают" нас. Такие стихи были всегда. Думаю, каждый, если захочет, сможет вспомнить подобное ощущение от чтения стихов. Мне почему-то кажется, что подобный опыт "погружения", "эффекта присутствия в живой картине" имеется у большинства из нас. Что делает стих живым, подвижным, объемным, зримым? Что задает такой "эффект присутствия"?
        Автор «Введения в теорию психоделики», проанализировав огромное количество такого рода стихотворений, написанных  как классиками, так и нашими современниками, приводит нас к выводу, что подобный эффект, названный "психоделическим", возможен в текстах, выстроенных определенным образом. Кто-то сейчас, конечно, скажет, что стих не может быть "построен"; что ощущение, момент вдохновения, талант - нельзя свести к сумме механических приемов, - и будет, безусловно, прав. Ощущение, мысль, идея - всегда присутствуют, как первоночальный импульс. Но ведь существует еще и вопрос адекватного отображения. Никого не удивляет, что художники  на протяжении долгих лет изучают технику рисунка, законы композиции, правила отображения света и тени, постигают законы живописи. Никого не удивляет, что между моментом возникновения замысла произведения и его окончательным воплощением лежат, порой, очень длительные промежутки времени. Мы же не  станем утверждать, что художник находится в экстазе все время, пока пишет своё полотно? Он "возвращается на землю", грунтует холст, смешивает краски, делает эскизы.
        В своей теоретической работе Георг пишет о психоделическом эффекте, о закономерностях психоделических стихотворений, о связи структуры стиха и создаваемого им "объема", о возможности построения "внутренних пространств", о балансе различных элементов и форм внутри стиха. Безумно сложно описать неизмеряемое, безумно сложно объснить необъяснимое. Мне кажется, Георгу в его монографии удалось свести воедино и объяснить то, что многие понимают фрагментами, интуитивно. Ведь понимание внутренней гармонии, сбалансированности, энергии стиха - заложено в нас на подсознательном уровне.
        Автору удалось выявить фундаментальные законы и механизмы построения психоделических текстов, и создать на основе своих многолетних наблюдений и размышлений крайне непростую, но очень хорошо продуманную и обоснованную, а главное - интересную, теорию. Хочется сказать Георгу большое спасибо за это. Этот труд - большая и серьезная работа поэта и ученого. Очень надеюсь, что не последняя.
                = Аюна =

        22 июня в интернет-журнале Сетевая Словесность была опубликована статья автора, известного в Рунете под псевдонимом Чёрный Георг - "Введение в теорию психоделики". Эта статья, приближающаяся по глубине исследования и охвату темы к полноценной литературоведческой монографии, закладывает основы понимания психоделики как современного литературного направления, центральное место в котором отводится восприятию произведения читателем. Основной характеристикой восприятия психоделического текста называется пси-эффект. Необходимо заметить, что определение психоделики здесь не совпадает ни с одной из уже сложившихся её интерпретаций, но, поскольку эти интерпретации также достаточно разнообразны, представляется вполне допустимым и вИдение, изложенное в рассматриваемой статье.
        Итак, в статье подробно описываются:
- неотъемлемые составляющие пси-текста (экспрессия и трансфиксия);
- принципиальные черты психоделического текста, характеризующие взаимодействие его компонентов (специфическая архитектоника и кумулятивный эффект);
- некоторые характерные особенности пси-текстов (смещение фокальной точки, высокая когерентность и бесшовность текстовой матрицы, акцентный финал, эффект нелинейного уплотнения текста, эффект нарушенного ожидания, трансформация привычного синтаксиса и т.д.).
        Далее показываются некоторые общие приёмы и средства, использование которых целесообразно при написании пси-текстов, выдигается гипотеза о природе создания таких текстов. В соответствующем разделе исследуются основы перцепции психоделических текстов: явления пси-эффекта и трансгрессии; выборочность (селективность) воздействия пси-текстов, пороги восприятия психоделики и их изменение. Приводятся описание и результаты тестов на распознавание психоделики в конкретных произведениях. В части, касающейся выделения психоделики в отдельное литературное направление, обращается внимание на специфику её "обнаружения" и оформления в особое понятие; называются предтечи теоретической психоделики и источники, поднимавшие сходные вопросы в лингвистике, теории литературы и других областях знания. В заключение приводятся примеры психоделических произведений, как классических, так и современных.
        Автору удалось раскрыть все существенные стороны психоделики как литературного направления, что делает работу практически беспрецедентным явлением в современном русскоязычном литературном пространстве. И не в последнюю очередь потому, что объект — психоделика — представляет собой действительно значимый и всеобъемлющий феномен (в отличие, скажем, от "новой искренности" или "нового эпоса") и, соответственно, сложность, с которой пришлось столкнуться автору, была чрезвычайно существенна. Особым достоинством статьи является подробное, скурпулёзное объяснение собственно природы психоделики, особой стороны воздействия текста на на "реципиента", а также того, почему она не была выделена ранее, и по какой причине воздействие пси-текстов нельзя однозначно измерить. Здесь же следует отметить включение в статью раздела с описанием экспериментов, подтверждающих существование психоделики.
                = Дмитрий Дёмкин =


В размещённой на сайте Сетевой Словесности новой версии работы все названия разделов и подразделов являются гиперссылками, переносящими читателя непосредственно к соответствующим частям текста. Ниже приводится её полное oглавление - для информации читателей.


           ВВЕДЕНИЕ  В  ТЕОРИЮ  ПСИХОДЕЛИКИ

                СОДЕРЖАНИЕ

1  «Инфракрасный»
   1.0  Предисловие
   1.1  Принципиальная сфера употребления понятия
   1.2  Нюансы использования в современном языке
   1.3  Психоделика в художественной литературе

2  «Красный»
   2.0  Психоделика как литературное направление
   2.1  Вульгарная и репунсивная психоделика
   2.2  Метод или направление?

3  «Оранжевый»
   3.0  Две компоненты психоделики
   3.1  Что такое психоделика?
   3.2  Принципиальная понятийная база психоделики
      3.2.1  Экспрессия
         3.2.1.1  Замедленные экспрессии
         3.2.1.2  Чёрные экспрессии
         3.2.2  Трансфиксия
         3.2.3  Трансгрессия
      3.2.4  Диполь восприятия, перцепция и пси-эффект
         3.2.4.1  Перцепция
         3.2.4.2  Диполь восприятия
         3.2.4.3  Целевая аудитория
         3.2.4.4  Пси-эффект
         3.2.4.5  Различие между трансгрессией и пси-эффектом
         3.2.4.6  Пси-эффект с точки зрения дискурсивного анализа
   3.3  Онтологические аспекты пси-эффекта

4  «Жёлтый»
   4.0  Два кита, на которых покоится психоделика
      4.0.1  Архитектоника
      4.0.2  Кумулятивный эффект и каскадный эффект
   4.1  Суггестия
      4.1.1  Психоделика и суггестия
      4.1.2  Суггестия и предельный переход
   4.2  Селективность
   4.3  Трансцендентальные стороны психоделики
   4.4  Выход за пределы языка
   4.5  Стихи как магические фигуры
   4.6  Трансгрессивная психоделика

5  «Зелёный»
   5.0  Принципиальные черты психоделики
      5.0.1  Смещение фокальной точки
      5.0.2  Гиперреализм
      5.0.3  Несмешивающиеся пласты
      5.0.4  Акцентный финал
         5.0.4.1  Рекуррентный финал
      5.0.5  Реверсивные функциональности
      5.0.6  Когнитивный волчок
      5.0.7  Система контрапунктовой поддержки
         5.0.7.1  Попсовость
      5.0.8  Синусоидальная динамика
      5.0.9  Эффект латерального смещения акцентуации
      5.0.10  Высокая когерентность текстовой матрицы
      5.0.11  Эффект нарушенного ожидания
      5.0.12  Парадоксальность
      5.0.13  Полифункциональность элементов
      5.0.14  Принцип непрерывности (бесшовности)
      5.0.15  Аллотропность (полиморфность) текста
      5.0.16  Эффект нелинейного уплотнения текста
      5.0.17  Точки кажущихся бифуркаций
      5.0.18  Торсионный эффект
      5.0.19  Интерференционные эффекты
      5.0.20  Семантическая интерполяция
      5.0.21  Эффект обратной перспективы
      5.0.22  Использование разрыхляющих модулей
      5.0.23  Самодостаточность
   5.1  Размеры психоделических текстов
   5.2  Неспецифичность психоделики
   5.3  Пределы стабильности психоделики
      5.3.1  Рифмы
      5.3.2  Использование перцептуального синтаксиса
      5.3.3  Стилистика
      5.3.4  Семантика
      5.3.5  Фоника
   5.4  Принцип оптимальных концентраций
   5.5  Аксиома о критической массе структурных элементов низкого уровня
   5.6  Принцип золотого сечения
   5.7  Фонетические спецэффекты

6  «Голубой»
   6.0  Голографическая природа процесса создания психоделических текстов
   6.1  Главная антиномическая проблема психоделики
   6.2  Эксперимент по распознаванию психоделики
   6.3  Порог восприятия психоделики
   6.4  Различные формы восприятия психоделики
   6.5  Aftereffect и его свойства
   6.6  Неполнота определений психоделики
   6.7  Психоделика переворота vs психоделики расщепления
   6.8  Clavis aurea выразительных искусств
   6.9  Название произведения

7  «Синий»
   7.0  Предтечи теоретической психоделики
   7.1  Взаимодействие между психоделикой первого и второго родов
   7.2  Ориентированность на "более качественного" читателя
   7.3  Общие тенденции современной литературы
      7.3.1  Принципиальное различие между поэзией и прозой
      7.3.2  Существование alpha- и beta-литературы: конспиративная теория или реальность?
      7.3.3  Актуальные вопросы теории литературы
      7.3.4  Синдром зрения пчелы
      7.3.5  Психоделика в поэзии и прозе
   7.4  Психоделика в литературах мира
   7.5  Области "ничейной земли"
   7.6  Occasionem cognosce
   7.7  Пустотность психоделики
   7.8  Синтетические методы подачи литературных текстов
   7.9  Основы теории построения нелинейно уплотнённых текстов

8  «Фиолетовый»
   8.0  Несколько слов об анализе психоделических текстов
   8.1  Трансогенная психоделика
   8.2  Психоделика потока сознания
   8.3  Психоделика нулевой степени
   8.4  От 3D шахмат к 3D поэзии
   8.5  Первооткрыватели или изобретатели?
   8.6  Назад, в будущее
   8.7  Необходимые пояснения о психоделическом практикуме
   8.8  Примеры психоделики в русскоязычной поэзии
   8.9  Pons facere

9  «Ультрафиолетовый»
   9.0  FAQ (frequently asked questions)
   9.1  Психодали психоделики
   9.2  What's next?
   9.3  Заключительные ремарки
   9.4  Aknowledgements