Итоги конкурса 2010 в номинации стихи для детей

Редакция Журнала Окна
Про птеродактиля и не только

http://stihi.ru/2010/11/05/1884

Обзор стихотворений, вошедших в первую десятку детского выпуска журнала "Окна"
   

   Непростую задачу поставил передо мной редактор “Крошек-окошек» (так я назвала про себя детский вариант поэтического журнала «Окна»). И сроки поставил кратчайшие, и цели грандиознейшие: отранжировать первую десятку детских стихов и (скромненько так!) высказаться на тему – а какие из остальных 70 подходят под мои ориентиры.
   Нет, вот ведь уметь надо задачи ставить! Благоговею просто. Стало быть, подзадачей задачи оказалось ориентиры эти означить, озвучить и взять огонь на себя, при этом став главным тушителем уязвлённых самолюбий… Сочувствую я Вам,  Наталья Александровна, прямо так и говорю: сочувствую.
   Однако, пора. Пожар, то есть 70 детских стихов, что называется "предо мною". Одна в тишине/Стою над снегами у края стремнины;\Орел, с отдаленной поднявшись вершины,\Парит неподвижно со мной наравне…
   Ой, что это со мной? Вот уж, действительно, “Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами”. А почему это стихотворение ко мне именно сейчас вернулось, а? Ну да, конечно: картинки там уж больно яркие: я во втором классе каждое предложение этого стихотворения зарисовала, так что учитель по «изО» не выдержал и спросил, не с  Кавказа ли я. Да и рифмы «стремнины-вершины», «тишине-наравне» сами в память врезаются и надо-о-олго.
   Пошуршала соломой, стараясь припомнить, что из детского ещё помню? Ну, помимо Пушкина с кружкой и подружкой? «Ладушки», «Идёт бычок, качается..»,  «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом…» Ой, опять без спросу цитируется, и опять про пожар. Нет, пора к делу! Но ведь само цитируется! И ка-ак смачно: «Кошка выбежала, глаза выпучила…»… И картинки из книжки перед глазами, и по картинкам все слова «Кошкиного дома» сами так и всплывают…
   Что-то есть в этих стихах такое, что прописало их в памяти – не выселить!
Вот интересно, какие из стихов, что теперь предо мною, у  маленьких слушателей, ну или читателей «Окошек» смогут такое же запоминание вызвать? 
   И что надо для того, чтоб слова - картинки рождали, картинки - слова напоминали, а рифмы на память ложились и для деток годились? Не мудрствуя лукаво, приведу конспективненько «Заповеди детским поэтам» из обширного и потрясающе интересного труда «От двух до пяти» Корнея Чуковского.
   Итак, выжимка: «Неодолимая тяга к стихам, к слушанию и запоминанию стихов отвечают временной, скоропреходящей, но очень сильной потребности интеллектуального роста детей младшего возраста...» Поясню: имеются ввиду самые маленькие дети и дети младшего школьного возраста. «Именно в этот период стихи являются одним из сильнейших средств педагогического воздействия на мысли и  чувства ребенка; они помогают ему ориентироваться
   в окружающем мире, а также способствуют совершенствованию его языка. Благодаря стихам - этим изящным словесным конструкциям, подчиненным гибкому  музыкальному ритму, богато украшенным звонкими рифмами, ребенок играючи, без малейших усилий… закрепляет в уме словарь и строй… речи.
   А если это так, нам, пишущим стихи для детей, необходимо обсудить со всей серьезностью, каким образом должны мы ответить на эти жизненно важные запросы ребенка, какую форму должны мы придать создаваемым нами стихам, каких художественных методов должны мы придерживаться, чтобы стихи эти полюбились ребенку, стали для него желанны и близки. Итак, заповеди от К. Чуковского и, немного, от меня:
ПЕРВАЯ
Стихотворение должно быть графично, то есть в каждой строфе, а порою в каждом двустишии должен быть материал для художника. Пишущий должен мыслить рисунками.
ВТОРАЯ
Наибыстрейшая смена образов. … Сюжет поэмы для малых детей должен  быть так разнообразен, подвижен, изменчив, чтобы каждые пять-шесть строк требовали новой картинки. Там, где этого нет, детские стихи, так сказать, не работают.
ТРЕТЬЯ
Словесная живопись должна быть в то же время лирична. Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом.  Ребенку мало видеть тот или иной эпизод, изображенный в стихах: ему  нужно, чтобы в этих стихах были песня и пляска. Недаром в детском фольклоре всех стран уцелели в течение столетий главным образом песенно-плясовые стихи.
ЧЕТВЁРТАЯ
Подвижность и переменчивость ритма. «…Крупные фабульные произведения в стихах могут дойти до маленьких  детей лишь в виде цепи лирических песен - каждая со своим ритмом, со своей  эмоциональной окраской;  всячески разнообразить  фактуру стиха в соответствии с теми эмоциями, которые этот стих выражает…
ПЯТАЯ
Повышенная музыкальность поэтической речи. Музыкальность  достигается раньше всего необыкновенной плавностью, текучестью звуков. Дети  в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных, которое так   часто уродует наши "взрослые" стихи для детей (  Пупс взбешен...  Попробуйте произнести это вслух! Псвзб - пять согласных подряд!  Еще шершавее такая строка некоего ленинградского автора:   Вдруг взгрустнулось...   Это варварское вдругвзгр - непосильная работа для детской гортани. И больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна поэтесса в Москве: "Ах, почаще б с шоколадом..."
  "Щебсш! Нужно ненавидеть ребят, чтобы предлагать им такие языколомные "щебсши"!
ШЕСТАЯ
Рифмы должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой; быть звонкими, богатыми. Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых не смежны или  неточны.
СЕДЬМАЯ
Те слова, которые служат рифмами, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть семантики.
  Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку...  Если не удается по рифмам догадаться о содержании стихов, стихи подлежат исправлению, так как в таком виде они до детей не дойдут.   
ВОСЬМАЯ
Каждый стих (строка) должен быть законченным синтаксическим целым. Число строк равняется числу предложений. У детей постарше каждое предложение может замыкаться не в одну, а в две строки.
Длинные стихи для детей чаще всего состоят из двустиший. И Пушкин и Ершов свои сказки писали главным образом "двояшками".  Вот типичный отрывок из Пушкина:
 
   1) В синем небе звезды блещут,
   В синем море волны хлещут; (Пауза.)
   2) Туча по небу идет,
   Бочка по морю плывет. (Пауза.)

 ДЕВЯТАЯ
Не загромождать стихов прилагательными. Детское зрение чаще всего воспринимает не  качество, а действие предметов. Стихи, которые богаты эпитетами, - стихи не для малых, а для старших детей.
ДЕСЯТАЯ
Преобладающим ритмом должен быть хорей. Первый  намек на хорей получает ребенок от материнских песен.
ОДИННАДЦАТАЯ
Стихи должны быть игровыми. "Ребенок  до десятилетнего возраста требует  забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет  всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой.  Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится  тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка"(А.Горький) Тот, кто не способен играть с малышами, пусть  не берется за сочинение детских стихов.
ДВЕНАДЦАТАЯ
Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией.
ТРИНАДЦАТАЯ
Воспитательная. …В своих стихах мы  должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к  себе, к своим "взрослым" ощущениям и мыслям. С большой осторожностью, не насилуя природы ребенка, подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов. Это и будет подлинным стиховым воспитанием…
ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
Необходимо мало-помалу нарушать вышеуказанные заповеди
  ...Ну вот, теперь легче!
Взглянула на десятку всеми 14-ю заповедями и пришла в восхищение от детских стихов Семёна Островского. Особенно вот этих:

  ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА
Порой
Вечерней
Перед сном
Слоны
Гулять
Идут
ГУСЬком.
И гуси
Не таятся -
Выходят
ПоСЛОНяться.

НЕ ПРОДАЁТСЯ

Её купить
Решил
Богач:
"Эй там,
Ты цену
Мне назначь!
Я не шучу,
Мне,
Богачу,
Цена любая
По плечу!"
А радуга
Смеётся -
Она
Не продаётся.

За исключением весьма условной хорейности, эти стихи, на взгляд моих ушей, отвечают большинству приведённых выше требований к поэзии для самых маленьких детей.

БЕЛЫЕ ОВЕЧКИ

Ой, беда!
На помощь!
В речке
Тонут
Белые овечки.
Ваня,
Милый человечек,
Прибежал
Спасать
Овечек.
Успокоила река:
"Не утонут -
О Б Л А К А."

   А это стихотворение и по хорейности подходит!
Великолепны два стихотворения из подборки Игоря Царёва:

ЗАГАДКИ

Кто мальчишек ПОНИмает,
Со спины их не снимает?
В красной бархатной попоне
Малышей катает …

У кого характер КРОТкий,
Шерсть густая, хвост короткий?
Кто подземный роет грот?
Кто боится солнца? …

В ПЕСтрой шубке, хвост колечком,
Ночью стережет крылечко.
Отвечайте на вопрос:
Кто умеет лаять? …

В черном КИТеле из кожи,
На большой корабль похожий.
По фонтану рыбаки
Узнают, что это …

СОМневается народ:
Кто там в омуте живет?
Кружит воду колеСОМ
Под корягой толстый …

Кто на дне реки во мРАКе
Затевает вечно драки?
Чьих клешней боится враг?
Кто гуляет задом? …

ПеРЕКАты, повороты,
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая …

Кто с широкою спиной
ПриМОСТился над волной?
Путь бывает очень прост,
Если есть над речкой …

Что порой мы задираем?
Что платочком вытираем?
Конопат и чуть курНОС
Между щек пригрелся …

Кто стоит в СТОЛовой нашей,
Подпирая миску с кашей?
Вышит кружевом подол.
Кто залез под скатерть? …

ЩЕНОК

Взяли белых ниток горстку.
Взяли черных ниток горстку.
Хорошо перемешали
И сказали: «Это шерстка!»
Из шкатулочки достали
Белой тряпки, черной тряпки,
Туго в трубочки скатали
И сказали: «Это лапки!»
Мимолетно разрешили
Самый каверзный вопрос.
Крепко пуговку пришили
И решили: «Это нос!»
Этот нос не знает сноса.
Путь дальнейший очень прост.
Где-то прямо против носа
Надо присобачить хвост.
Дело кончила игла.
Поднялся веселый лай.
Замечательный щенок
Закружился возле ног.

Ну, разве что это стихотворение слегка подпортила неточная рифма «игла-лай», однако можно надеяться, что дети её услышат: ведь стихотворение написано"двояшками". Некоторые стихи из подборки, наряду с очевидными достоинствами, имеют и досадные языколомные «щебсшики», в виде не вполне благозвучного скопления согласных, как, например, вот эти строчки из стихотворения «Гром»:

Босиком гуляеТГРом.
ПродуваюТСКВозняки

  Не очень хороши применительно к детским стихам и 5-6-ти сложные слова в стихотворении «УТРО»:

Перламутровое утро   
И фарфоровые горы...

   Вспомним, что и общие правила благозвучности поэторечи не рекомендуют злоупотреблять длинными словами (писать их подряд, например. «Для русского языка средняя  длина слова - три слога. Это не значит, конечно, что следует отбирать только трехсложные слова, но чувство меры должно подсказывать автору такое сочетание слов, при котором сохраняется свойственное языку чередование ударных и безударных слогов и естественная расстановка межсловесных пауз» (Голуб.И. «Стилистика русского языка»). Подчеркну, что особенно это актуально, если речь идёт о стихах для самых маленьких.
   Очаровательным показалось мне стихотворение А. Ерошина  «Я разбил на кухне вазу»:

Я разбил на кухне вазу –
Брат ругаться начал сразу:
«Ты как слон в посудной лавке!
Как в музее бегемот!»
Отпустил такую фразу
За пустячную проказу!
Ведь упал
Не телевизор,
Не сервант
И не комод!

Ишь, ругаться взяли моду –
Просто нет житья народу!
Если рухнула бы люстра
Или грохнулся рояль –
Отругайте.
А за вазу
Я б не стал сердиться сроду –
Я ли был неаккуратен,
Осторожен был
Не я ль?

Ну и что,
Что вместо вазы
Триста тридцать три осколка –
Сам на роликах попробуй
По квартире пролети!
Вот тогда посмотрим, сколько
Ты торшеров, братец Колька,
Стульев,
Полок,
Ваз
И книжек
Посшибаешь
По пути!

    Это "хорейное" стихотворение для детей 5-9 (а также 50-90) лет подкупает не только юмором и точными звонкими рифмами но и полнейшим соответствием требованиям двенадцатой заповеди о том, что стихи для детей должны быть поэзией, которой все возрасты покорны. Вот я уже и совсем, кажется, большая девочка, а очаровалась и стихотворение случайно выучила, и посуду под него весело помыла, пританцовывая, и при этом ни одной вазы не расколотив (чашка – не считается. У неё ручки и так не было)!
   Понравилось и стихотворение «Лень» Галины Ильиной для той же возрастной категории:
 
Лень ползёт
Тихонько в класс
Змейкою усталой...

Мариванна:
- Что-то в глаз, -
Говорит, - попало.

Каблучками -
Тук-тук-тук,
А сама зевает.

Покатился мел из рук.
Села.
Засыпает.

А за ней -
Весь пятый "А"
Погрузился в дрёму.

Повалилась
С потолка
Муха на Артёма.

Паучок,
И тот застыл
В классе пятиклашек.

Нет желания и сил
Сторожить
Букашек.

Заглянул
Петров Иван,
Очень удивился:

- Что случилось, Марива...
И, уснув,
Свалился.

Тишина.
Покой вокруг.
Школа сном объята.

Даже крепкий военрук
Видит сон
Девятый.

И директор спит,
Сопя,
И техничка Оля...

Лень ползёт,
Змеёй
Шипя:

- В-с-с-сё!
Порядок
В ш-ш-школе!
   Насторожила лишь пара фрагментов: «Мариванна: что-то в глаз…» Эта конструкция с двоеточием и разорванной прямой речью показалась неудачной.
Даже мне пришлось пару раз перечитать, чтобы понять, что случилось с глазом Мариванны. Ну и маленький «щебсшик» в финале проскочил из трёх согласных К-В-Ш на стыке слов: «порядоК\В\Школе».
   Неизменно хорошее настроение вызывает стихотворение М. Дубиковской «Каникулы»:

«Июнь!» - часы протикали,
Смеется в небе радуга!
Пришли-пришли каникулы,
Пою-пою и радуюсь!

Каракули! Молекулы!
Ура! Остались в школе вы!
От счастья кукарекают
Друзья мои довольные!

Кани-кани-каникулы!
Наемся я клубникулы!
Займусь весь-день-гулянием
И на-траве-валянием!

Люблю я реки быстрые
И крепости песочные!
Каникулы! Душистые!
Пушистые! Цветочные!

Но вдруг дожди закапают,
И небо закурлыкает,
Замашут елки лапами:
Пока, пока, каникулы!

Пока, мои хорошие,
Оранжевые в крапинку!
Закрою подорожником
Последнюю царапинку

И буду жить всю зиму я
Легко, светло и радостно
И снова ждать любимого
Июнеюлеавгуста!

   Сколько брызжущей радости, света и цвета в этих каникулах-клубникулах! Ну, разве что не хорейное, так ведь и не для головастиков - двухлеток, а вполне себе взрослых школят, которым уже мудёное слово «каникулы» вЕдомо, написано!
   Фонетически и стилистичеки подкачал, на мой взгляд, только маленький фрагмент: «Остались\в\школе вы!» Некоторая натужность восприятия идёт от инверсии и от маленького щебсшика: С-Ф-Ш на стыке слов.
   Стихотворение Галины Ильиной «На слоновом ухе» (для самых маленьких) было бы прелестно и даже дважды прелестно, не нарушь оно своим анжамбеманом восьмую заповедь: «Тихо спали, но одна\Муха опоздала»:

На слоновом ухе
Ночевали Мухи
С разрешения Слона.
Тихо спали, но одна
Муха опоздала -
В хобот зажужжала:
- Есть ли место для меня?
Я, конечно, извиня...
Возмутился добрый Слон:
- Это вам не домофон!
Разбирайтесь сами!
И тряхнул ушами.

  Стихотворение Михаила Придворова «Подозрительная дружба» в самом деле показалось несколько "подозрительным": так, я немного насторожилась относительно комариного плеча ("бьём их по дружбе ладошкой В ПЛЕЧО) вкупе с предлогом «в» и дружбы с предлогом «по». Бить по дружбе, оно, конечно, совсем не то, что по лицу, но бить "в плечо", даже если и по дружбе, не стоит, наверное, особенно если "плечо" принадлежит другу-комару. Дружески по плечу похлопать, дело другое!

- Поверьте, друзья, что, порой, комары
Не просто приятны, а страшно добры.
И если они к вам бросаются, братцы,
То только за тем, чтобы поцеловаться.   
- Ну что вы! Мы к ним не питаем обиды
И машем руками всего лишь для вида.
И бьём их ладошкой по дружбе в плечо,
Мол, если чего, прилетайте ещё.

   Немного подпортило впечатление длиннющее 5-ти сложное слово «поцеловаться» с несвойственным (в угоду размеру) ударением на первое «О». Хотя, допускаю, что такой ритмический сучок и показался бы "задоринкой" во взрослом стихотворении.
   Эпическое «На охоте» (для младших школят), автор Надя Яга, пленило меня своим неологизмом «нЕзверь», образованном по аналогии с «нЕлюдь». Я тоже люблю неологизмы выдумывать.

Я бегу, несусь по снегу. Я сегодня росомаха.
Головой в сугроб ныряю, кувыркаюсь на снегу.
Глухари, косули, белки могут ждать меня без страха –
Я не злая, не такая, не за вами я бегу.

Я сегодня на охоте на капканы и ловушки,
Разряжу капкан, и сразу зверю раны залижу,
Добрый Кот – усатый доктор - в лубяной живёт избушке.
Тех, кто сам идти не может, до избушки провожу.

Я бегу еловым лесом. Слышу: горько плачет кто-то.
Это лисонька попалась – больно рыжей – кровь на снег,
Разжимаю пасть капкана – ох тяжёлая работа,
Я спешу, я чую: рядом ходит нЕзверь – человек.

Но лиса идти не может. Я одна готовлюсь к бою.
Притаилась за сугробом, мех присыпала снежком.
Ну иди, иди поближе - поквитаемся с тобою,
Не дышу, слилась со снегом - пять секунд перед прыжком.

Я успела. Хоть с ружьём он, я вишу на шее крепко,
И тропинкою звериной я веду его на суд.
Мы не злые, мы не люди, мы его посадим в клетку.
А зверята в воскресенье угощенье принесут.

   Очень динамично, графично, и, как водится, маломузыкально. Как и отмечал Корней Иванович, музыкальность и динамичность – часто антагонисты. Трудно соединить их, хотя нужно стремиться. Впрочем, вот именно в этом случае не уверена, нужно ли.
  Текст этого фабульного стихотворения показался мне несколько сложным (для возрастной категории до 9 летнего возраста). От идеи суда над нЕзверем до стилистических и языковых особенностей. Мне кажется, что фрагменты, подобные такому:
«Хоть с ружьём он, я вишу на шее крепко…»
необходимо всё же адаптировать к восприятию ребёнка. Сложносочинённое предложение с эллипсом (пропуском слов), инверсией, видоизменённым союзом «хотя и но» - не вполне отражает те стилистические навыки, которые желательно прививать ребёнку. Ведь в соответствии с языковыми нормами, эту фразу надо бы построить так: «Хотя он и был с ружьём, но я крепко повисла на его шее». И подобных мест в стихотворении - не одно. Так, вместо «кровь течёт на снег», употреблено «кровь на снег», то есть сказуемое опущено…
  ...На мой взгляд, это стихотворение гораздо лучше смотрелось бы в балладоподобном цикле, где раскрывалась бы проблема человеческой (и звериной) жестокости, тема нЕлюдя и нЕзверя. Когда же оно одно, то есть риск, что ребёнок неверно поймёт его непростую идею. Ведь если правдиво отвечать на расспросы ребёнка, то нужно рассказать и о том, как рысь и росомаха порой жестоко убивают человека… Серьёзная, кровавая тематика поднята, что и говорить… Знаю у этого автора подобные ("длинные" то есть) эпические вещи в стихах, где в сознание ребёнка вводятся серьёзные мировоззренчесие категории и моральные установки. 

  Стихотворение «Последний птеродактиль на Земле» А. Глянченко

В сыром, пропахшем плесенью подвале,
Не видя ничего в кромешной мгле,
Вздыхает на лоскутном одеяле
Последний птеродактиль на Земле.

В углу мелькнула крыса - будет ужин,
А справа трубы, километры труб.
Его не ждут. Он никому не нужен.
В окошке он увидит поутру,

Как сушатся на леске чьи-то плавки,
Как Юрка скажет Юльке: "Я люблю",
Кукушкин с синяком грустит на лавке -
Короче, "дежа" сто второе "вю".

Ну сколько можно прятаться? С опаской
Он выбрался под вечер из окна,
И на него ведёрком ярких красок
И звуков опрокинулась весна!

- А Вы, простите, с Хэллоуина что ли?
Кукушкин. Так и не ушёл домой.
- Послушай, Вовка, проходили в школе
Периоды - ну, юрский, меловой?..

... Вот так и жил - у Клеопатры в ванной,
И пил тайком парное молоко,
Редиску воровал у Марь Иванны,
И был немного с Пушкиным знаком.

У них на чердаке скрывался месяц -
От няни одеяло...
Огорчён,
Он замолчал и нос, ой, клюв повесил,
А Вовка приобнял его плечо.

- Пойдёмте к нам? Вам мама даст котлету!
Зажглись лиловым светом фонари.
Они болтали обо всём на свете -
Он двести лет ни с кем не говорил,

Последний птеродактиль, настоящий!
И падала весенняя капель
На тени две: Большую - птице-ящер,
И маленькую - уши и портфель.
    Общий замысел, картинки с мамой, котлетой, тенями - от птицеящера и от "портфеля с ушами" - замечательны!
    Но бросаются в глаза (и в уши) анжабеманы, то есть "нарушение" восьмой заповеди. Первое же предложение представляет из себя конструкцию аж на 4 строки, а желательно 1-на строка = 1-но предложение. А пятую, шестую и седьмую строфы (со строки про Хэллоуин) я так и не поняла. Возможно, дело в неверно поставленных знаках препинания. "Кукушкин" - это обращение? Но почему точка стоит? А как тогда быть с фразой: "Так и не ушёл домой"? Может, это вопрос, а не повествовательное предложение, как означено у автора? Не поняла я, о какой Клеопатре и какой ванной идёт речь. О Клеопатре Петровне из Дубков или египетской царице из Египта? Осталось для меня засекреченным и то, у кого Птеродактиль жил на чердаке и у кого парное молоко выпивал: у Пушкина, Мариванны или у неозначенной Клеопатры в ванной? Неуклюжие инверсии: «падала капель на тени две», "дежа" сто второе "вю" не привели в восторг.
   Не вполне ясно сформулирована и следующая конструкция, содержащая амфиболию (двучтение) и пропуск значимых слов:
У них на чердаке скрывался месяц -
От няни одеяло...
   Кто скрывался на чердаке - месяц (в виде луны), от няни одеяло (в виде постели) или птеродактиль (в течение месяца)?    
...А, может, я просто - несовременный ребёнок и чего-то не догоняю? Допускаю и такое.
:)
Ну, тогда извиняйте.
Ваша
Н.М.


PS. К обзору независимого эксперта Натальи Малининой добавлю список 70 стихов, которые будут опубликованы в новогоднем журнале "Окна" на основании проходившего в течении всего 2010 года конкурса в номинации СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ:


1. Семён Островский "НЕ ПРОДАЁТСЯ" http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=425826

2. Игорь Царёв http://stihi.ru/2006/05/31-1963

3. Семён Островский http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=388324

4. Алексей Ерошин http://stihi.ru/2010/06/23/1285

5. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2010/08/01/1623


6. Галина Ильина 5 //http://stihi.ru/2010/01/31/2294


7. Михаил Придворов http://stihi.ru/2005/02/15-288

 
8. Мария Дубиковская http://www.stihi.ru/2009/08/26/7096



9. Надя Яга http://www.stihi.ru/2008/01/22/3074


10. Аня Глянченко http://www.stihi.ru/2010/07/11/4209


11. Игорь Шандра http://www.stihi.ru/2010/01/26/2772 
12. Игорь Шандра http://www.stihi.ru/2009/03/02/5392   
13. Семён Островский http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=382907


14. Михаил Придворов http://www.stihi.ru/2007/06/13-472
15. Лена Шестакова 1 http://www.stihi.ru/2010/10/11/8709
16. Матвей Багров http://stihi.ru/2007/11/01/1055   

17. Татьяна Казырина http://www.stihi.ru/2007/05/20-2280
18. Игорь Шандра http://www.stihi.ru/2009/12/24/2186   
19. Галина Дядина http://www.stihi.ru/2008/12/17/1057   
20. Лидия Слуцкая http://stihi.ru/2008/12/01/2409    
21. Михаил Придворов http://stihi.ru/2010/01/23/1925    
22. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2010/06/10/2606   
23. Лена Шестакова 1 http://www.stihi.ru/2010/01/08/4799
24. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2010/03/07/2251   
25. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2009/08/23/6366   


26. Наталья Малинина http://stihi.ru/2010/05/10/328    
27. Игорь Шандра http://www.stihi.ru/2010/02/24/3358   
28. Галина Дядина http://www.stihi.ru/2009/02/02/2442   
29. Турунтай http://stihi.ru/2009/09/11/3959            
30. Мария Дубиковская http://www.stihi.ru/2010/01/28/2940
31. Mic29 http://stihi.ru/2009/10/29/6655               
32. Семён Островский http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=381183
33. Семён Островский http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=382271

34. Аня глянченко http://www.stihi.ru/2010/08/06/5045
35. Татьяна Казырина http://www.stihi.ru/2007/09/15/1875
36. Татьяна Гетте http://www.stihi.ru/2010/09/26/1894 

37. Бородинский Глеб http://www.stihi.ru/2008/10/16/1920
38. Абашин Алексей http://www.stihi.ru/2008/07/30/2614 
39. Mic29 http://stihi.ru/2010/04/17/4833               
40. Владимир Бредихин http://www.stihi.ru/2009/10/04/5995
41. Игорь Шандра http://www.stihi.ru/2010/09/20/3918   
42. Лидия Слуцкая http://stihi.ru/2009/03/12/3590      
43. Mic29 http://stihi.ru/2008/10/13/659               
44. Фима Жиганец http://www.stihi.ru/2006/05/25-1329    
45. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2010/08/02/2881 
46. Виктор Калениченко  http://stihi.ru/2009/10/13/1539 


47. Галина Дядина http://www.stihi.ru/2009/01/04/1650   

48. Михаил Придворов http://stihi.ru/2008/08/11/3156   


49. Анна Глянченко http://www.stihi.ru/2010/06/01/2629   
50. Николай Хлебников (X-Nick) http://stihi.ru/2004/07/01-557
51. Фима Жиганец http://www.stihi.ru/2003/08/25-170      
52. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2010/07/03/5041   
53. Дан Кешон http://stihi.ru/2010/09/22/3957            

54. Татьяна Гетте http://www.stihi.ru/2010/03/30/7573    
55. Маша НЕ http://stihi.ru/2010/10/30/8500               
56. Аня Глянченко http://www.stihi.ru/2010/06/09/5765   

57. Виктор Калениченко http://stihi.ru/2009/10/07/4257   
58. Лидия Слуцкая http://stihi.ru/2010/07/28/5885      
59. Татьяна Казырина http://www.stihi.ru/2005/12/18-1279 
60. Галина Дядина http://www.stihi.ru/2008/12/17/1081      
61. Криста Стрельник http://www.stihi.ru/2009/05/10/1907
62. Татьяна Гетте http://www.stihi.ru/2010/10/04/4949    
63. Семён Островский http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=423278
64. Игорь Калиш http://www.stihi.ru/2010/07/06/1087      
65. Лена Шестакова 1 http://www.stihi.ru/2010/08/29/48    
66. Галина Ильина 5 http://www.stihi.ru/2010/01/17/4227   
67. Лена Шестакова 1 http://www.stihi.ru/2010/09/24/3263 


68. Глаша Кошенбек http://stihi.ru/2009/10/08/1716       
69.Клавдия Дмитриева http://stihi.ru/2010/03/04/2098    
70. Игорь Царёв "Щенок" http://stihi.ru/2006/05/31-1963


Конкурс в номинации "Стихи для детей" 2011 проходит здесь:
 http://stihi.ru/2010/11/03/8488

Общий конкурс проходит здесь:
  http://stihi.ru/2010/09/01/2582

Добро пожаловать!