Русский сонет. Подведем итоги

Сергей Дон
Откуда все пошло?

Напомню, с  чего все началось. В начале ноября Юлия Акатова http://www.stihi.ru/avtor/mirmnogolik    выступила с инициативой закрепить новый канон сонета под названием «Русский сонет». Аргументы и основные постулаты здесь: http://www.stihi.ru/2010/11/02/2218  Коротко: классические формы создают препятствия для сложных архитектонических производных сонета: венок, корона венков, кольцо корон (в терминах В.П.Тюкина – диадема). За основу канонической формы предложено принять вариант, в котором пишет г-н Можаев.
     В обсуждении поучаствовали 17 человек, в том числе и Ваш покорный слуга. Я не ограничился коротким  «одобрямсом», но написал небольшую статью http://www.stihi.ru/2010/12/04/8117  , где изложил свое видение этого вопроса. Г-жа Акатова любезно проанонсировала мой опус  с целью выяснить мнение широкой стихирной общественности.

     Итог  таков.  В течение полутора месяцев статью причитало более 300 стихирников. Если исключить полухулиганские и не имеющие отношения к делу реплики, реальный интерес к поднятому вопросу проявили трое:  Алкей Русский  http://www.stihi.ru/avtor/golospiita (к сожалению, его страница сейчас закрыта), Евгений Туганов http://www.stihi.ru/avtor/dogerty и Евстасия http://www.stihi.ru/avtor/eustasia , которая просто вклинилась в полемику, чтобы показать свои переводы (кстати, очень неплохие). Все!

    Вывод первый.
   Широкой стихирной общественности  до разбирательства в сонетных формах нет никакого дела.  Как верно в свое время подметил Булат Шалвович: «Каждый пишет, как он дышит».

     Вывод второй.
   Мэтрам (в том числе и г-ну Можаеву) тоже этот вопрос безразличен. И, наверное, это правильно: у Можаева есть свое Дело: он пишет сложнейшее сонетное построение, он выбрал для себя наиболее удобную форму, и будет она признана канонической, нет ли – он будет в этой форме писать.

      Вывод третий.
   Нет ничего пагубнее для правителя, чем издание законов, которые невозможно выполнить или легко обойти. То же относится и к авторам законодательных инициатив. Форма сонета развивается, отклонений от классических канонов довольно много – ну и Бог с ними! Пусть пишут!

       И, наконец, вывод четвертый.
    Уважаемые собратья и сосестры по цеху! Давайте осознаем, что форма – это всего лишь форма! Даже такая прекрасная форма, как сонет. В любом искусстве форма – не цель, а средство для художника что-то поведать миру. А то ведь что получается: читаешь иной сонет (тем паче, венок) и думаешь: ну, ладно, ну, сложил – а сказать-то что хотел? Только то, что НАПИСАЛ ВЕНОК? Не маловато ли для художника? Овладение формой – это достоинство для школьника, студента, наконец!
         Могу представить себе, что эта статья может вызвать протесты и негодование. Готов ответить.
Однако, думаю, их будет немного. Опыт предыдущей публикации весьма красноречив.

Честь имею.

Сергей Дон.