Двухнедельное ревью 41. Обозреватель Черный Георг

Психоделика
_________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в шапку ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.




***** Обозреватель  Черный Георг



Ребята, я заканчиваю это ревью с опозданием (всё же, лучше поздно, чем никогда), а потому представляю не пятёрку, а десятку наиболее понравившихся мне произведений.

Я подчёркиваю сейчас: наиболее понравившихся МНЕ, - показавшихся интересными или близкими по духу, а также наиболее цельными и самодостаточными. К сожалению, за чертой этой десятки остались несколько довольно изрядных стихотворений, которые мне понравились, но в которых я либо нашёл какие-то огрехи, мешающие мне их воспринимать, либо которые мне показались фрагментами (скорее, частями) бОльших полотен, либо идеи которых воспринялись мною, как менее близкие (на данный момент моей жизни).

Тем не менее, я хотел бы отметить тексты Ольги Королёвой, Маргариты Шмерлинг, Артёма Заболотина, Ирины Зиновьевны, Моржа, Александры Ининой и Геннадия Акимова. Это состоявшиеся работы, в которых "недостатки" очень относительны, - другими словами, глядя с определённых позиций, они недостатками могут и не показаться, а потому любая моя критика в их адрес должна восприниматься не как абсолютный вердикт, а всего лишь как обоснованный взгляд одного из читателей, пусть даже весьма искушённого.

Свои комментарии я не стану здесь повторять, - они оставлены под каждым из принесённых текстов. А здесь приведу лишь саму отобранную мною "десятку". Добавлю лишь, что - к сожалению, ни один из представленных текстов не дотягивает до Птицелова Багрицкого (хорошую планку Микаэль им на этом ревью задал! :), а потому, друзья мои, всем вам ещё есть к чему стремиться, - хотя у некоторых из выставленных на ревью стихотворений разрыв с одним из лучших текстов одного из лучших русскоязычных классиков вовсе не так велик, а это уже само по себе - весьма обнадёживающий факт, не правда ли?

В заключение хочу высказать одну крамольную идею - из тех, которые вы никогда не услышите от картофельных критиков Журнального Зала и разных редискообразных редакторов пухлых изданий: я всерьёз полагаю, что современные авторы (по крайней мере, те, кто вскорости пополнят собою ряды классиков) должны писать лучше классиков серебряного, а равно и золотого, веков. В противном случае - у них будет нулевой шанс для того, чтобы встать с ними в один ряд. Если поэзия не развивается в сторону более "сильных" текстов (кто бы что под этим термином ни понимал), у неё нет никаких шансов, чтобы оставаться жить "в веках". И то, что поэты времён процветания и заката "развитого социалистического общества" (к числу которых относятся и Евтушенко, и Вознесенский, и Бродский, и многие другие состоявшиеся авторы) не достигли тех высот, которых достигали многие поэты серебряного века, говорит либо о том, что они ставили перед собой слишком мелкие задачи, либо о том, что эти цели самим их творчеством не оправдались. Практически все, кого сегодня пухлые издания печатают, в самом лучшем случае дотягивают до тех же границ, что и названные мною поэты, а это не Бог весть что. Среди андеграундной поэзии (к которой все мы так или иначе относимся) можно найти куда лучшие примеры, - те, которые не уступают уровню лучших классиков серебряного века, а порой его и превосходят. И я призываю сейчас вас всех - ИМЕННО К ЭТОМУ СТРЕМИТЬСЯ; призываю на полном серьёзе, ибо в противном случае - ни у кого из вас нет никаких шансов остаться со своими текстами в веках, - а разве не для этого пишет любой автор, не страдающий неконтролируемой графоманией? Не для увековечивания себя-любимых в веках, разумеется, - но для того, чтобы сделать свои тексты НЕОБХОДИМЫМИ тем грядущим поколениям мыслящих читателей, которые будут на них когда-нибудь вырастать, и в идейном становлении которых эти тексты будут принимать самое активное и непосредственное участие. Прошу простить мне некоторую патетику, но это, действительно, серьёзные вещи; мало того, это, по большому счёту, - единственное, ради чего стоит продолжать заниматься серьёзной поэзий (поскольку, из-за существующей в русском литературном мире тотальной коррупции, никому из нас не светит - при жизни достичь мало-мальской известности).

Итак, моя "лучшая десятка" произведений на ревью (без ранжирования, в произвольном порядке):



1. Виктор Фишкин     http://www.stihi.ru/2010/06/25/5895

За туманом

Заслоняясь каплями тумана,
заливаясь горечью росы,
вспоминает бурные романы
деревенька средней полосы.

На покой уходят будетляне
до зари мучительно трезветь.
В постфутуристической нирване
плавится сиреневая ветвь.

За туманом улетает лётчик
на роскошном новом НЛО.
Будущее проступает чётче,
обнимая каплями стекло.



2. Сара Бернар       http://stihi.ru/2009/06/16/5982

Почти эпилог

Еще набатом «никогда» не растревожило уныло,
и взгляд еще не изменила обмана мутная слюда,
но чья-то скорбная звезда уже зажглась над ветхой крышей,
уже на темных окнах пишет посланья бойкая вода:
стучат, не ведая стыда, глухих тире и точек капли
и пробивается сквозь паклю в оконных рамах дерзким «да»
сквозняк – сердечная беда. В потемках ты шагаешь к двери,
чтоб выпустить на волю зверя – тоску – по призрачным следам,
почти ушедшим в «никуда» из полусбывшегося завтра...
И ждешь хоть капельку азарта в преддверье скорого суда.



3. Сергей Богомолов      http://stihi.ru/2011/02/15/8078

Будет казаться мне

Переберу песок -
пусть пребывает точным
в колбах моих часов :
пусть оправдает ночи,
те, что укрыты сном,
те, что бессонны были.
Ясным январским днём
пусть на деревьях иней
будет казаться мне
новой Земли короной,
Всадником на коне;
пусть колокольным звоном
возобновится то,
что знали мы о чуде,
что за Его щитом
было и есть и будет.



4. Евгений Филин-Соколов      http://stihi.ru/2010/12/21/9821

Потоки

Стекло сознанье мутным лепетом
По краю выдранных страниц.
Надела девушка плащ клетчатый
И вышла в тёмный омут улиц.

Там музыка играла нежная,
Бледнели пятна сотен лиц.
Шла девушка, и под одеждою
Несла потоки звёздных бликов.

Рыдали улицы в отчаянье,
Вливали слёзы в решето.
У остановки розы чайные
Оставил кто-то. Знать бы, кто.

А в небе плотными бутонами
Раскрылась огненная власть,
И тайны сыпались в ладони
Всех, кто хотел их знать.



5. Иван Грозный       http://www.stihi.ru/2010/10/11/6544

Осенний день

Притихли липы на бульваре.
В осенней замерли тиши.
Октябрь их наскоро состарил
И от убранства отрешил.
Спокойно было
...........................и прозрачно.
Шуршали листьями шаги.
Их шёпот,
....................тускл и многозначен,
И слов
................до нищеты нагих
Произнесенье с придыханьем,
Когда не важен больше смысл,
Туманом застили сознанье.

Меж лип осенний день завис.

Слонялся жёлтый лист без дела.
Шла служба. Близлежащий храм
Народом заполнял приделы.
Во всех регистрах пел орган
Канон,
.......................природе неизвестный.
Под мерный благовест дождя
В душе дремали мирно бесы
И ангел,
..................с неба нисходя,
Им молча погрозил крестом.



6. Константин Невский       http://www.stihi.ru/2011/02/07/5060

Asphyxia

Тишина. Такая, что слышно, как
на ладонях неба пульсируют жилки веток.
И cловно по линии жизни, фрегатоподобные облака
плывут по электросети.

Не так просто вырваться из этих холодных рук:
можно слушать пульс, читать узоры на подушечках пальцев,
наблюдать, как с наступлением ночи их кожа на звёздном ветру
обмерзает и осыпается,

и вдруг почувствовать, что чем дольше вглядываешься, тем
вдыхать-выдыхать становится всё труднее.
То ли это разыгрывается метель,
то ли стаи снежных лососей идут на нерест,

то ли небо, нежно сдавливающее шею,
поднимает к собственной высоте...

***

Плачет кот во сне. На кухне какой-то шелест.
Молча ходят по дому Бродский, Оден и Шелли
и снимают часы со стен.



7. Катерина Снежная        http://www.stihi.ru/2011/02/17/8277

Богатырское

Как три богатыря на перепутье,
Пинаешь камень, головой качая.
Такой, выходишь, несуразный путник,
Что даже волшебство не выручает.

От шапки-невидимки мало толку.
Меч-кладенец зачем достал не к месту?
И легче приручить степного волка,
Чем отыскать завидную невесту.

Принцессы - (ах, какие недотроги!) -
Меняют за год по пятнадцать принцев.
Романтику пера с большой дороги
В разбойники пора, а не жениться.

Не в женщинах, не в золоте богатство.
Скачи, свищи - и не проси прощенья!
Жаль, рыцари с досадным постоянством,
Венчаясь, превращаются в кащеев.

Три выбора, - ан нет альтернативы.
Окинешь тяжким взглядом чисто поле,
Вспугнёшь ворон из зарослей крапивы,
Но имени коня уже не вспомнишь.

Потопчешься, как нищий на пороге,
Нацедишь мёда в мёртвую водицу...
И разглядишь четвёртую дорогу, -
Такую, чтоб пойти и заблудиться.



8. Аюна Аюна        http://www.stihi.ru/2011/02/12/9290

Рыбак

У моря мира
явь и миражи
рыбак весной забрасывает сети
и ждет всю жизнь
а на закате стаи звездных рыб
как свет плывут
текут на зов
в его ладоней реки



9. Ян Бруштейн       http://stihi.ru/2011/01/10/45

когда...

когда на исходе мира всё становится серым
сирым а точнее всего седым
и то что могу я вспомнить кажется сором
в городе который называет себя содом
никакие ангелы ни один ни двое не обманут время
и даже втроём не удержат качающуюся ось
они сидят вкруг чаши там на стене в раме
и видят нас отчаявшихся насквозь
а четырем ангелам уже дали команду по коням
и старший до блеска начистил свой геликон
однако же когда мы окончательно канем
кто защитит землю если придет великан
пожиратель камней истребитель вод
его звездолёт уже приготовил свои ножи
но мы встанем ряд за рядом во имя того
кто дал нам свободу воли и право на жизнь



10. Михаил Микаэль       http://www.stihi.ru/rec.html?2011/02/26/14965

Мышь

Каждый день отыскиваю зерна
Прокормить, в пустые годы, мышь.
На юру затихли звуки горна,
Птиц поймали. С кем поговоришь?

Разве с мышью боязливой, серой,
Платье из казенного сукна...
В норку строчки cпрятала умело,
Те, что в ночь читают у окна…

Муза, мышка, вечная норушка,
В кухонном, замызганном углу,
Прочитай стихи тишком на ушко,
Всем живым, кто вновь глотает мглу.

В неизменной свите Аполлона,
Там, у солнца, вспомни обо мне,
И пошли в лачугу из бетона
Песнь синиц о мчащемся коне.

И девицы с ведрами лукавый,
Дай увидеть, перед смертью, взгляд,
И вернись, шурши бумагой справа,
И шепчи мне песни наугад…

Каждый день бураны и метели,
Ты в углу о жизни расскажи –
О ловушках, сыре и расстрелах,
И о тьме, что слово ест в тиши…