Обзор от Сергея Крюкова. 1 тур конкурса

Литературный Фестиваль Рунета
Резюме первого цикла конкурса «Литературный Фестиваль Рунета».
 
По первому впечатлению я остался очень довольным тем, что в Стихире находятся действительно талантливые авторы, способные пополнить ряды Союза Писателей.
Я не знаю, каковым был исходный материал, но на выходе первого цикла увидел не менее сорока авторов, которых можно было бы отнести к одарённым.
При этом совершенно непонятно, каким образом смог пробиться Егор Мирный, не имеющий ничего общего с литературой как таковой.
 
При отведённой квоте в 15 победителей – я не мог не присовокупить к основному списку ещё 10 авторов, по качеству стихов победителям не проигравших.
Идёт набор второго тура, новых авторов.
Но тут возникает вопрос, а сможет ли конкурс удержать в последующих турах столь высокий уровень?
Не получится ли так, что победители второго и последующих туров окажутся по уровню стихов – ниже проигравших в первом туре?
Ведь именно так обстояло дело при приёме в Русский Литературный Клуб.
В любом случае – нам нельзя будет забывать об авторах второго эшелона первого цикла,
на более поздних этапах сопоставляя их творчество с творчеством победителей.
И – в любом случае – нельзя не пытаться помочь им преодолеть ошибки, не позволившие взойти на вершину Олимпа с первой попытки.
Именно так я представляю смысл нашего Фестиваля.

Десять произведений, которые на мой взгляд не уступают победителям:
 
1. "Довоенная" http://www.stihi.ru/2010/10/29/2999 Ната Кабанова Выписано неплохо, настроение создаётся, но много ошибок и главная – вторичность, текст Никитина так и пробивается.
 
2. Настя Каменская "Я все, что есть за странствия отдам" http://www.stihi.ru/2011/04/07/6194 Юношеская непосредственность свежа. Но девушка убрала по моему совету (Первая строка у Вас говорит о Вашей любви к путешествиям вообще. А дальше - вместо развития сюжета - идёт его сужение до вторичности выдуманных путешествий некоего другого человека. Это - серьёзный промах.) из текста автора книги Мураками, а суть её прогулок осталась прежней – по страницам книги. Лучше бы не убирала тогда.
Ну, и пунктуация, конечно… Но хочется поддержать юный талант, пока ещё не умеющий укрощать слово.
 
3. «Рыба» Алендеев http://www.stihi.ru/2010/04/18/6557 Любопытный экшн, очень циничный в отношении дамы в манто и в отношении читателя в последней фразе. Выписано технично, харАктерно.
 
4. Исчезнуть в полдень Марта Синельникова  http://stihi.ru/2011/01/11/7214 Очень много огрехов и неточностей, но доброта автора до читателя доходит.
 
5. Ветер Сергей Пагын http://www.stihi.ru/2008/06/04/1469  Произведение, как и автор, бесспорно талантливо, но серьёзная нехватка литературного образования.
 
6. Листочки Клёна Надюшность Алёшина http://www.stihi.ru/2010/05/11/8077  После тщательного редактирования получились бы очень хорошие стихи. Жаль, что выставлены столь сырые. КЛЁН, присутствующий в названии, только там и остался.
 
7. Худосочный еврейский парень Александр Шершнев Второй  http://stihi.ru/2010/07/30/4692 весьма спорный текст, и почти высокомерное панибратство с недосягаемым. Хотя – чувствуется, что автор стремился к лучшему.
 
8. Доктор, скажите правду, что будет больно Asmodeus  http://www.stihi.ru/2010/09/21/2729 Домашние философствования достаточно интересны.
 
9. Asphyxia Константин Невский http://www.stihi.ru/2011/02/07/5060 ...вырваться из этих холодных рук… – ЭТИХ здесь не несёт ровно ничего, нужно прописывать. …их кожа на звёздном ветру обмерзает и осыпается… - образ красивостный, не имеющий реальных ассоциаций. «нежно сдавливающее» - нонсенс, а не оксюморон. Но, если закрыть глаза на эти огрехи, в целом - очень неплохо.
 
10. Пустяковое Анастасия Малюгина http://www.stihi.ru/2010/10/07/5691  Не всегда точно, школы нет (а откуда бы ей взяться в 18 лет!), но очень талантливо.



Общий обзор допущенных на конкурс стихотворений:

Сергей Богомолов  Неплохо, но на фоне многих других проигрывает.
Новый день,
у плетня васильки
протирают глаза василятам,  Образ несколько надуман, цветки одинаковы по размеру.
на траве отдыхает лопата:
у июня - свободный стиль.   Рифма – лишь номинальна, не звучит.

Ещё чуть - и трудиться начнёт Плохо оставлять ё безударным. Вот чуть-чуть - конопатое летнее солнце :
для загара придумает бронзу,      глагол неточен
для стрекоз и стрижей - полёт,
для гуся и гусыни - гусят,
что идут вслед за ними хвостиком,
для грибов с грибниками - просеки,
где у лета осенний взгляд.

А затем,
чтобы осени смочь быть не жаждой,
а лёгким голодом,
чтобы литься по бронзе золотом,
из-за просек приходит ночь,
и лежит на земле тишина
и белёсый туман рядом с нею...
Я хочу говорить, но не смею :
ночь нежна.
 
Егор Мирный  Шёл   

шёл по текучей местности
волны движений вторили
внутренней кроткой вечности
тонущей в акватории
всякого рода принципов
разного срока годности
птицам конечно птицево
мне безусловно пропасти
те что в любом количестве
точно под ноги брошены
чувствовал электричество
сморщилось под подошвами
дрогнуло под лопатками
колко в подмышках ёкнуло
вороны густо каркали
по-над большими ёлками
длилось падений множество
дрожь и вихлянье времени
жизнь представлялась новшеством
вкуса овса и клевера
вечер подлил арабики
я не сбавляя скорость и
не нарушая графика
шёл по наклонной плоскости

шёл по текучей местности   Кто шёл? Осёл? Верблюд? Человек? В литературе это называется НЕПРОПИСАННОСТЬЮ.
волны движений вторили
внутренней кроткой вечности   местности - вечности! Какова "палка - селёдка"?! - просто мечта жизни!
тонущей в акватории
всякого рода принципов
разного срока годности       Ярчайший пример затейливой КРАСИВОСТИ, использованной с целью ПОКАЗАТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНЫМ.

птицам конечно птицево         Откуда вдруг взялись птицы? Может, это они ходили по жиже? Тогда – не ШЁЛ, а шли… Слово КОНЕЧНО, не выделенное запятыми как вводное, читается в прямом смысле, то есть ОГРАНИЧЕННО. Что подразумевается под новоязом ПТИЦЕВО, разобрать невозможно: не то – птичье, не то – по-птичьи.
мне безусловно пропасти         Глагол «пропАсть», использованный в старорусской форме? Тогда – неверное ударение. Или это – существительное ПРОПАСТЬ во множественном числе? Ни тот, ни другой смысл не сопоставляется с тем, что дано ПТИЦАМ. Если птицам – птичье, то МНЕ – человечье, если птицам – по-птичьи, то МНЕ – по-людски? Или лирический герой – не человек, а горное ущелье с пропастями?.. Тогда, конечно, фраза стыкуется, но кто же тогда всё-таки шёл?.. Допустим, автор собирался сказать: «Ввысь мне не рваться птицею, мне – только падать в пропасти»?  Тогда почему не сказал, чтобы мысль могла дойти до читателя в ясном виде, а не в виде корявого абстрактного намёка, сходного разве с почёсыванием ногой за ухом?
те что в любом количестве      Ну, конечно, не в ЛЮБОМ, а в количестве, неизвестном лиргерою. ЛЮБОЕ предполагает и нулевое количество, тогда что же БРОШЕНО под ноги? И в какое количество пропастей герою предстоит упасть? Не хватило бы одной?
точно под ноги брошены   ТОЧНО брошены пропасти, как будто их длина составляет сантиметры, а не километры!   
чувствовал электричество
сморщилось под подошвами      Это надо понимать, что электричество под подошвами сморщилось? Не хочется употреблять идиому насчёт сивой кобылы, но…
дрогнуло под лопатками
колко в подмышках ёкнуло
вороны густо каркали               
по-над большими ёлками
длилось падений множество       Фраза абсурдна. Пожалуй, трудно было бы подобрать более неуместный глагол.
дрожь и вихлянье времени
жизнь представлялась новшеством
вкуса овса и клевера         
вечер подлил арабики            А кто-либо когда-либо встречал коричневые небеса? Я так - нет... Невозможно даже физически.
я не сбавляя скорость и         По-русски было бы: "не сбавляя скорости", тем более, что здесь сдвигология всё равно сливает союз с существительным.
не нарушая графика               А график-то откуда нарисовался! Не иначе - с фонаря за окном. Чем дальше в лес…
шёл по наклонной плоскости     Более несозвучную рифму употребить трудно. Об абсолютном слухе, коим в идеале должен обладать поэт, речи вообще не идёт.

Какова же фабула "творения"? Её просто нет. Ради чего автор извёл своё драгоценное время, которое можно было бы потратить с пользой, - загадка.
На мой взгляд, автор благополучно скатился по наклонной плоскости, сведя свои языковые навыки к доисторическому периоду формирования языка, когда люди не могли понять друг друга, выражаясь бессвязными, а порой – бессмысленными обрывками всплывающих в зарождающемся сознании фраз.
По поводу неиспользования половины инструментария языка, пунктуации, не стану приводить опостылевшее КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ в силу искусственности данной фразы.
Но представьте без знаков препинания часть куплета популярной песни "Берёзовый сок":
"Как часто пьянея
от светлого дня
я брёл наугад
по весенним протокам..."
И зачем это лиричесий герой песни, пьянея, брёл наугад - от весеннего дня?!
Впрочем, нужны ли цитаты, когда приведённый выше опус -
живая цитата яркого образца несуразицы?..

Клавдия Смирягина Дмитриева -1   Интересный исторический рассказ, выписано живо и воспринимается достаточно правдиво. Неплохо бы поэму «Утро стрелецкой казни» дописать из рассказа.
Но зачем в стихах текст выпрямлять!? Чтобы читалось сложнее?
Стрельчиха караулила зарю,
синицею застыв оцепенелой:
ей утром обещали выдать тело,
подвешенное в пыточной на крюк,
обрубленное катом неумелым
и брошенное  сверх сырых дерюг.
Соколик, разве был он виноват?
Опутали царевнины посулы,
она их, горемышных, всколыхнула…
Мол, каждый будет волен и богат.
Да дух стрелецкий требовал разгула…
Вот сдуру и ударили в набат.

Детишки на подворье у кумы.
Наплакались, меньшому только годик,
одела впопыхах не по погоде.
Куда податься, кто возьмёт внаймы?
Всё сгинуло, беда одна не ходит.
Увидим ли теперь конец зимы?

Стрельчиха караулила зарю. Но кровью напоённое светило, упавшее за кромку, как в могилу упившийся до чёртиков бирюк, на небе появляться не спешило – оно давало выспаться царю.
А царь не спал. Зарывшись с головой в лавандовую немкину перину, всё видел и не мог прогнать картину: Матвеева на копьях над толпой, за матушку убитого невинно, раззявленные рты, да бабий вой.
Сестра. Змея. Родная кровь. Сестра. С тяжёлыми мужицкими шагами, искуснораздувающая пламя, забывшая про бабий стыд и срам, играющая пешками-стрельцами. Так выжечь зло! Пора. Давно пора.
И Софья в Новодевичьем не спит, последние надежды провожая. Навек замкнулась клетка золотая. Какой позор? Какой девичий стыд? Повисла жизнь на ниточке у края. Монашеский клобук и мрачный скит.
Она ли затевала эту прю? А братец рвался к трону, как волчонок, настырный и припадочный с пелёнок. Пригрел вокруг себя рваньё, ворюг.
А ей смотреть из окон на казнённых…
……………………………………………………….
Стрельчиха караулила зарю…
 
Липа Липовая  Хорошо. Но не всё прописано. Обоюдный бред – с кем обоюдный? Добреду до ИСКОМОГО беловоронья – фраза неточна и непонятна.
Хотела сказать – дотянусь до желанного беловоронья, но и при том смысл беловоронья из этой фразы не прочитывается.
Слышать и слушать…
Тонуть  в обоюдном бреду.
Не отпускает.
Русалочьи тянет в придонье.
Пусть.
И по дну, и по небу, по тонкому льду
я добреду до искомого беловоронья.
Вдоволь накаркаюсь,
всех понимая и вся,
в ухо привычной к изгоям
брюнетке Кассандре,
вранову ересь правдиво
и страстно неся…
Жаль,
но сродни корнерину чужих олеандров
правда… 
А бред - он без брода данайских даров…
Водоходящим  нужны ли мосты и понтоны?
Слышать и слушать…
Кассандры седеют от слов…
Каркают черное
белому свету вороны….
 
Петвал   Отрывок из ненаписанной поэмы, вырванный наугад? Описана смена времён года, а потом вдруг – конкретный эпизод… Нет логического обоснования этой склепки.
Сползало небо,
              медленно и влажно
Впивалось в землю россыпью дождей,
Вытягивало души из людей,
Пугало души гулко и протяжно.

Залётный ветер холодом и тряской
Влетал, как хулиган, в осенний лес,
Срывал багряно-розовые краски,
Гулял еще неделю...
                и исчез.

И вот уже дыхание зимы
По кромкам луж узорно леденело,
Склоняло куст кистями бахромы.

А нищий лес стоял окостенело
И верно думал: «Что за чертовщина?!»
Пытаясь отыскать во всём зерно.
Мороз ему припудривал морщины.

Лучилось утро солнцем озорно.

Так странно
            зреть               
                за окнами просторы
Видением обманчивых зеркал.
О сколько раз! себя я зарекал,
С приходом Музы прятаться за шторы,
Не трогать блеск проникнувших лучей.
Они - как лир струящиеся струны...
И словно пики сотни палачей
Былых надежд и милости Фортуны.

Такая грусть! щемящая таится,
Едва отпустит, вымотает дважды.
Ни капли сил стихами насладиться...

Живу ли я?!   
               
                Вот помнится, однажды
Был тёплый день.
                Шли белые шаланды -
Набег волны кудрявых облаков.
Как лёгкий бриз, сквозь занавес веранды
Вошла она.               
                Но цокот каблуков
Её спугнул.
                Шумливая соседка,
С порога монологами гудя,
Пустую высь рассматривая едко,
Но ничего такого не найдя,
В лицо мне заглянула,
                удивилась,
Коснулась лба
                и тихо удалилась.

Я ждал тот бриз до звёзд
                и до луны,
И странный звук затронутой струны
Звучал во мне размеренно-тоскливо,
Срывался болью,
                трепетно пугливо
К больной душе подкрадывался сном,
Во сне поил неведомым вином,
Терзал мозги остатком алкоголя,
Стучал в виски железами оков
И, день ко дню, созвучьями неволя,
Неволил жить в пространстве двойников.

Живу ли я?
               
                А строки-червяки,
Покинув мозг, усталые от груза,
Сплетеньем слов ползут в черновики.

Какая ж ты обманчивая, Муза!
 
Валерий Цыбуленко      Оттого швыряло мной – по-русски «меня». Рос я болью… «я болью» - проскочило недопустимое соседство слов, как у Рубцова «Я буду…». В остальном – хорошо.
Рос я болью маминой
и отца надеждой,
жизнь катилась мячиком,
пёстрым, как букварь,
то ли мир был паинькой,
то ли мне - невежде -
истины вычитывал
пьяный пономарь...
Колокольчик разума,
не всегда твой голос -
робкий и доверчивый -
отрезвлял мой пыл,
оттого швыряло мной
с полюса на полюс,
что я сам придумывал
тех, кого любил.
Колокольчик памяти,
дряхлый мой ровесник,
совестью озвученный
в спину всем ветрам,
ты мне стал соавтором
поздних грустных песен,
ну, а я виновником
предыдущих драм...
...боль давно не мамина,
сам себе надежда,
на судьбу не жалуюсь,
но и не хвалю -
мир вокруг не папенька!,
только я - невежда -
снова напридумывал
всех, кого люблю!
 
Asphyxia
Константин Невский ...вырваться из этих холодных рук… – ЭТИХ здесь не несёт ровно ничего, нужно прописывать. …их кожа на звёздном ветру
обмерзает и осыпается… - образ красивостный, не имеющий реальных ассоциаций. «нежно сдавливающее» - нонсенс, а не оксюморон.
Но, если закрыть глаза на эти огрехи, в целом - очень неплохо.
 
Инга Сташевска  Очень хорошие стихи. Поточнее бы – пунктуацию… А вот с рыбкой в аквариуме – проблема, задыхается (шутка).

Худосочный еврейский парень
Александр Шершнев Второй весьма спорный текст, и
почти высокомерное панибратство с недосягаемым  («Воцарился себе на небе»). Хотя – чувствуеися, что автор стремился к лучшему.
 
По технике:
«Воцарился себе на небе, а мы жаждем добра и света,
Не желая понять, упрямо, то, что этого в мире нет…»
Это чего в мире нет? Что автор имеет в виду? Добра и света? Или того, что воцарился? Читается нарочитой двусмысленностью.
«а мы» - сливается, сдвигология.
 
двурукий бег Башмаков - образность яркая, но красивостная, нет прописанности сюжета, эмоциональные неоформившиеся пятна.
 
Зарисовка. Из кошачьего
Уже Другая Очень много неточностей.
 Он липу заварит, добавит мёд,  добавит мёда
ей в синее блюдечко - молока.

Он снова вернётся в районе трёх -
смертельно уставший двуногий бог.

Она будет щуриться, бить хвостом,
сердиться, конечно же, но потом
простит ему запах чужих духов,       чужих по отношению к кому? К кошке?
простит ему привкус людских грехов -          привкус – неточное слово
когда по привычке и не в сезон.

Он в липких гнездовиях макарон
поищет с минуту сакральный смысл -
и двинет тарелку, и скажет: "Рысь,
я знаю, что сука... но ведь люблю..."

Закурит, и в форточку февралю
дохнёт белым дымом.

Она чихнёт.                Форточка чихнёт?

Он липу заварит, добавит мёд,     опять - мёда
ей в синее блюдечко - молока.
Напившись, намоет она бока
и рыжий пушистый тугой живот.

Он что-то летяще черкнёт в блокнот,        летяще – слово не из этой оперы
она уже знает - поймал слова,                Это кошка знает про стихи?
такая забава у божества.
Он ими играет, он тоже - кот,
но в мире двуногих пока живёт.

Она знает точно, что счастье есть:
вот тает в рассвете оконный крест,      Наоборот: крест – всё контрастнее.
и сыплются звёзды за горизонт,
и будущий день откровенно жёлт -
она же калачиком спит у ног,
и дышит размеренно тёплый бог.
 
Монисто
Виктория Шлыкова   Рад бы придраться, да особо не к чему. Уверенная рука мастера, серьёзная работа с применением внутренних рифм и аллитераций. Точное закольцовывание произведения и эффектное укорачивание последней строки делают стихотворение гармоничным.
 
Позабыла... Почти позабыла,
Как держал моё сердце в ладонях,
Как дрожащею осенью стылой
Наши серые в яблоках кони

Рядом шли... Не скрипела подпруга,
Но монисто бренчало не к месту.
Я была беспечальной подругой,
Я была безупречной невестой.

И невесть бы откуда им взяться,
Но догнали - по звону, по следу
Разудалые добрые братцы,
Я рыдала: "Умру! Не уеду!.."

Но одними глазами: "Так надо", -
И орла заменили на решку.
Так и замерло сердце от взгляда
И осталось навек замеревшим...

...и не тянут в монистах монеты,
И не манит побег - я бескрыла.
Берег мой - оберег мой заветный,
Позабыла...
                почти позабыла...

Яблоки Аюна Аюна   Наивно-непосредственные талантливые женские стихи, которым едва ли удалось пересечь грань легковесной зарисовки. Зачем надо шарахаться от отсутствия пунктуации к применению и обратно – ответа нет, наверняка, даже у автора.
ты
потерявший путь
в краю моих ресниц     «в раю моих ресниц»
все ищешь
сны
где нет ни змей       «где нет ни змея,» только в таком виде прописывается возникновение гадов в этом стихотворении.
ни яблок

в августе
с тихим стуком на землю
падают яблоки.
Бабочки
летят на свет фонаря,
мечтают взорваться.        Почему – взорваться?
Луна одинока.
Пьем вино,
загадываем...

от твоего шепота
во мне просыпается глупая
рыже-бесстыжая ева
в воздухе пахнет левкоями
в воздухе пахнет розами
а на дворе октябрь
ты расскажи что случится потом
когда закончатся яблоки

принимая несовершенство мира
принимая несовершенство себя
остаётся
пить воздух
тёплый- летом
холодный- зимой             странно было бы, если бы - наоборот
собирать
в осеннем саду яблоки
вдруг попадётся хрустальное?
 
Ab ovo Нина Лёзер Не могу ничем положительным выделить в ряду претендентов на победу.
Опять начало, новый вдох… „Ab ovo“*.
Из стен яйца, его надтреснув клювом,           неверное употребление непереходного глагола, надтреснуть тут может только само яйцо от удара клювом. Надколов.
Возникнуть может птица Рух, и тварь,    Неправомерное перечисление, поскольку и Рух, и Змей – тоже твари.
и Змей… там Леда, дочка и сестра,
Которой быть положено сестрою,
Снесёт яйцо, а после рухнет Троя,     РОДИТ яйцо, о людях снесёт не говорят.
Погибнет царь, но снова будет царь.
Пройдёт январь, опять придёт январь,
Ты побежишь заглядывать в словарь,
Его листая, выберешь „Ab ovo“,
С него начнёшь (вначале было слово).
И нет конца у этого яйца.
Но что за дело нам до словарей,
Из них любой давным-давно прочитан,
В году, в котором мало январей,      Один, это один, а не мало.
Растает снег по каплям, как и год...
…………
Но мой последний лист… пока что чист он.
С него и начинается блокнот…
..


* фразеологический оборот, обозначающий «от яйца» или «с самого начала». В сатирах Горация «ab ovo» буквально означает начинать рассказ от яйца Леды о Троянской войне «с яйца» близнецов, одним из которых была Елена — косвенная виновница войны.

Мир взъерошенного детства...
Василий Толстоус Очень интересные самобытные стихи, но пока – недорпаботаны, несовершенны.
***
Мир  взъерошенного  детства,
босоногости  и  неба,  –
прямо  здесь,  на  этом  месте,
только  чуточку  дрожит;
рыжекудрая  соседка
с  золотой  краюхой  хлеба,
и  сосед,  негодник  редкий,  –
нацепил  невинный  вид.     Такое не годится в ряд перечисления.
Наша  старая  лошадка            Тут пока не найдено.
взглядом  умным,  невесомым
мне  сказала:  «Мир  наш  наткан
и  бесплотна  эта  шаль»,  –
и  свои  большие  крылья
вознесла  над  нашим  домом,
чтоб  заботливо  укрыли
то,  чего  до  боли  жаль.
Лишь  моя  седая  мама,
улыбаясь  грустно-грустно,
всё  сидела,  глядя  прямо, 
что-то  видя  там,  вдали,
и  они  с  лошадкой  нашей
изъяснялись  не  изустно,
и  смотрели  дальше,  дальше  –
где  терялся  край  земли.

Мой последний герой Галина Близненко  Весьма талантливая образность, но много слабостей, а концовка – просто странная.
Переулки страниц продувает сквозняк,
Влажный след оставляет строка
На измятом листе и грустит особняк   Почему – И? Для размера? Почему – ИЗМЯТОМ?
За чугунной оградой. Тоска

Добавляет горчинку в молочный коктейль –
Мне б сто грамм тишины на обед.
Согревает остывшую за день постель
Полосатый ангоровый плед.

Вечереет. В углу ветер топит камин       ВЕТЕР получился безударным, сливается
Потускнелой, опалой листвой.
Мой забытый герой, мой смешной Арлекин,
Не крути золотой головой.

В липком клейстере слов вязнет пухлый блокнот,      ВЯНЕТ - тоже
Дикий дождь оседлал провода,
И карболовым запахом ближних болот
Пахнет в сморщенных лужах вода.

Я в чернильницы окон макаю перо,
Составляя свои словари.
Мой последний герой, мой любимый Пьеро,
Не гаси по утрам фонари.      Для чего, спрашивается? И разве он – не кукла?

Пустяковое Анастасия Малюгина   Не всегда точно, школы нет (а откуда бы ей взяться в 18 лет!), но очень талантливо.
 
Пустяковое. Ерунда.
Рейсы по ветру – в никуда.
Обозначены стрелки в картах,
Только стерты все города.
От Одессы и до Монмартра,
На границе зимы и марта,    зимы и весны или февраля и марта - неточность
Не пройдя двух шагов от старта:
Все теряются поезда.

Тем бесценнее – невзначай.
Обещание – есть печать
Именная, сургуч застывший.
Моряки не бывают бывшими.
Эти стены не станут крышами.
Но каленым железом выжжено
На груди твоё «Не скучай!»

Всем по милости – как положено.
Мы по первости обезножены.
Там, где надо срастаться кожею –
Ни в какую – и на дыбы.
Но потом, обойдя все сложности,
Чтобы приняли жизнь как должное,
Наша мудрость нам скажет «Дожили!»,
Вековые догнав дубы.

Просто купись на древний седой медяк... Ольга Домрачева   Кабы не абсурд основной тезы, было бы о чём говорить. Но – увы!
 
Солнце ушло крахмалить простынку дня.
Небо,
почистив пёрышки, стало выше
и не грозится тяжестью лечь на крыши.     Откуда у птицы (почистив пёрышки) – тяжесть?
Звёздная мелочь...
и лунный царит медяк.  А разве медяк – не мелочь?

Если не спится –
выйди,
перекури,
небо измерь на глаз, разглядеть попробуй
чем оно дышит и что у него внутри,
там,
выше звёзд: огни, океан, Акрополь...
Может поймёшь,
что один означает – три. Непрозрачный намёк на триединство Бога? Или – что?

Просто купись на древний седой медяк     купись на луну?
и разменяй дневную разумность жизни
на невесомость
и мимолётность мыслей,                Рифма весьма условна.
без оснований, без выгоды –
просто так.         

Чувствуешь лёгкость?
Небо теперь в тебе.
Бренность ушла,
ты – волк, ты – рыбак, ты – голубь...
Резким движеньем, смотри, не убей момент –
пей этот миг до дна,
утоляя голод,
чтоб пережить вереницу крахмальных дней.   …череду накрахмаленных дней.
Замени созидательную жизнь на легкомысленное безделье, чтобы выжить?
Должна быть хоть какая-то логика в стихах.


Ветер Сергей Пагын   Произведение, как и автор, бесспорно талантливо, но серьёзная нехватка литературного образования.

1
Мягок ветер, как будто из близкого рая
он наплыл на меня, потихоньку сметая
прошлогодний репей, что распался в ладони. Не репей, а его частицы, неточно.
Все умершее выдул из памяти, кроме –
в паутине заборной капустницы пыльной  Необходимо тире после ЗАБОРНОЙ.
да сухого кузнечика в щели горбыльной.

2
Как душа в эту пору, светясь, холодела,    А почему – ХОЛОДЕЛА, а не наоборот?
от восторга пичугой заморской галдела!
И качались над ней голубые деревья,
и пах воздух разнеженный добрым поверьем,    и пах воздух сливается, сдвигологияИПАХВОЗДУХ из-за отсутствия ударения на глаголе.
райским яблоком, белой с веревки одеждой  С ВЕРЁВКИ требует выделения запятыми.
и водой, и надеждой – безмерной надеждой.

3
Вот и жизнь, словно воздух бездонный, безбрежный,
столько даст на ходу обещаний небрежных!
А потом ты стоишь в придорожном бурьяне,
зажигалку пустую сжимая в кармане,
только памятью жив, где во тьме кривобокой
ходит ветер в холщовой рубахе широкой,
озаренный огромной не гаснущей свечкой,        негаснущей – слитно.
с неисполненным счастьем в котомке заплечной..
Две последние строки непонятно, к чему относятся – к ветру или к лирическому герою.

Баллада о драной душе Фима Жиганец За небольшими недочётами – очень неплохие стихи.
А всё случится так наверняка
(Сценарий немудрён и неизбежен):
Господь проснётся, выпьет молока,
Вкусит того, что сам послал себе же,

Раскрывши пыльный кондуит в раю,
Скользнувши взором вниз по списку грешных
И ткнувши перст в фамилию мою,
Господь на ней поставит крест неспешно.

Как из бутыли сказочный колдун,
Потрёпанный, помятый и усталый,
В две тысячи нечёсаном году
Душа взлетит, освобождая тару,    нехорошо сравнивать душу с колдуном в силу того, что эти слова – разного рода (ж. и м.) Мой дух взлетит было бы вернее.

И тело, словно надувной матрас,
В который ненароком ткнули вилкой,
Скукожится – и Богу всё отдаст,
Как малышу - его свинья-копилка.

Всё-всё отдаст: несбывшиеся сны,
Блуждания по дебрям книжных знаков,
Тяжёлый крест всегда любить иных,
А не безмозглых кукол Пастернака;

Всё изрыгнёт гнилое естество:
Мой страх, мои чуднЫе суеверья,  Выделять ударение тут не требуется.
Мои припадки счастья – оттого,
Что горлица изящно чистит перья,

Впорхнув в моё раскрытое окно
И сев на бледный бюст Шакеспеара…
Всё, что трагично было и смешно,
Уйдёт из жизни, словно не бывало.    Рифма весьма условна, не звучит.

Но Тот, кто Божий промысел вершит,
В срок отведённый обнажая жало, -
К хвосту моей ободранной души
Привяжет всё, что ей принадлежало.

И в бездну неба от земных невзгод
Ночной порою или спозаранок
Душа рванёт, как ошалевший кот
Со связкою пустых консервных банок.

Она задаст такого стрекача,
Что заглушит унылый хор стенаний,
О встречные кометы грохоча
Жестянками моих воспоминаний.

И ключника едва не сбивши с ног,
Душа ворвётся в щель меж райских створок,
И нА руки поймает душу Бог,
И строго вопросит: «Пошто так скоро?

Пошто ты учинила кутерьму,
По космосу грехами тарахтела?
Ведь ежели раскинуть по уму,
Тебя бы – в пекло прямиком из тела».

Потом потреплет душу за ушкО
И вымолвит: «Считай, что пофартило;
Мурлычь, лакай парное молочко…
Небось, не Гитлер. Чай, не Чикатило».

Вот и время Bor G   Хотя автор безусловно талантлив, отсутствие школы стихи безнадёжно губит.
Вот и время подводить итог. Может, под статью иль монастырь.  Неточная стилистика. Требуется повторение предлога перед монастырём.
Под статью или – под монастырь. Это – по грамматике.
А по смыслу: подводить итог ПОД СТАТЬЁЙ, а не под статью. А ПОД МОНАСТЫРЬ подводить – просто из другой оперы, итог тут ни при чём.
Мало того, что подобные вещи просто невозможно соединять в одном предложении, так ещё и смысловая нелепость.
Сматывает снасти шапито. Клоуны остались не в чести.
Вот и место огласить указ. Я – не местный, "понаехал тут".
За границей брошенных проказ – прокажённой памяти редут. Трудно понять, речь действительно о цирке или это – аллегория. Если последнее, то непонятно, о чём идёт речь. А если первое, то надо бы хоть в названии на это намекнуть.

Вот и ладно, сядем дружно в ряд: я, надежда, вера и тоска.
На любовь не выписан наряд – вечно херувимы в отпусках.
Ведь не мальчик – старенький Амур – или просто дрогнула рука...
Прикуп ожидая на дому, с честью остаёшься в дураках.          Ожидая прикупа.
Вот и двери, давят на порог. Три окна – там поле, море, лес.
Рядом перекрёсток трёх дорог, свалка счастья на полях чудес.
Ключ утерян много лет назад. Впрочем, и не заперто давно.
Но идти, куда глядят глаза – поздно, и не тянет, и темно.

Вот и всё. Осталось подписать – нет, не кровью и не приговор –
пачку накладных на паруса (алыми не стали до сих пор).
Я бы на покой не променял, но на волю – духу нет и сил.
Вот и всё в итоге про меня?.. – Боже сохрани и упаси.

Это время не свернуть в дугу. И бараний рог допит до дна.
Я, по правде, больше не могу. Потому что ложь не спит одна.
На каком забытом рубеже: не пытался, не бывал, не жил?
Вот и завершается сюжет. Тухнут, рассыпаясь, миражи...

Вот какой не выдался финал. Выдачи не будет из колод.
Гаснут лица, титры, имена от смешенья красок и пород.
Нас попросят выйти дружно в сад, из себя, тихонько семеня.
Вот и раздаются голоса. На арене. Те же. Без меня.

Уютный стих Маргарита Шмерлинг Зарисовка, создающая настроение, – и только, да ещё и с серьёзными ошибками. Обыкновенное баловство.
Время - такая надёжная штука, -
маятник с тиканьем тихим качает
или выходит скрипеть в половицах,    скрипеть половицами
ночь коротая до светлого часа
в старой квартире, где умные мыши
книг не грызут, - нет, они их читают;
а для еды там есть сыр в мышеловках,
сало и корочки, что экономка
мышкам кладёт как приманку, но, к счастью,
позабывает взвести механизмус. Совершенно неверно. Всё забывает взводить…
Старый профессор с достойной бородкой,     Достойной? Строгой, аккуратной…
сидя на старой, но крепкой стремянке
под потолком, где тома в переплётах
кожаных, грубо тиснёных, пахучих,
слушает шорох мышей под коврами,
слушает время, скрипящее мирно,
думает много о бренном и вечном,
только о вечном он думает больше:
вечное больше его привлекает
тем, что оно не кончается скоро.   А нескоро вечное – кончается?
Радуясь этому мудрый профессор            после деепричастного оборота – зпт.
дремлет, покоясь в привычном уюте,
и экономка с вязаньем пушистым
дремлет, пока аккуратное время
не позовёт её боем курантов
мышкам дать сыр, а профессору ужин,
и проводить его к мягкой постели;
и, засыпая, подумать покойно:
время - такая надёжная штука... Неправдоподобная фраза.

Умереть на Непрядве Юрий Семецкий Прекрасная теза, но выписано на редкость косноязычно. Абсолютное отсутствие чувства языка.
Не хочу ни болеть, ни стариться,
Да и жить так, чтоб тишь да гладь... Изменив форму, не употребив в очередной раз частицу «ни», автор тем самым отклонил позыв «не хочу» от последнего фрагмента. Это – стилистическая ошибка.
Мне с рогатиной бы да палицей  Здесь из-за неповторения предлога перед словом «палицей» получается, что лир. герой хочет стоять В КАЧЕСТВЕ палицы.
На Непрядве в строю стоять.

И пускай этот миг запомнится,
Как сошлись между двух ложбин
Рати русских с татарской конницей... Рати русских – неблагозвучно.
Хотел сказать – сошлись рати и конница, а получилось, что русские были с татарской конницей, а сошлись друг с другом их рати.
Как Ослябя наотмашь бил...

Как, покрывший себя крамолою,
Хан Мамай бросил войско в сечь...  На глагол не упало ударение, сбой, слияние.
Как летели шальные головы
С басурманских и русских плеч...  Из-за неповторения предлога плечи получились одновременно басурманскими и русскими.

Как сражённый за честь боярскую
Пал я, выплатив смерти дань...
Как побили орду татарскую,
Не обидев ничем Казань...

А теперь и живём, и пакостим,
И глотаем отчизны дым...
Всё одно умирать от старости,
А хотелось бы молодым...    А что мешает исполнить желание? И как это МОЛОДЫМ УМИРАТЬ ОТ СТАРОСТИ? Это – не оксюморон, а алогизм.

Примитив Йегрес Вокашу Очень хорошая затравка, а концовка сумбурно скомкана.
Сумрачный мир коммунальной квартиры.
Серая комната, вид из окна...
Старая бабка рисует картины
после того как осталась одна.             Запятая перед КАК.
Может, рехнулась?  такое бывает.
Красками пахнет.
Соседи ворчат...
- Эй, Пикассо, отзовись, ты  живая?
- Лучше б вязала носки для внучат…
Бабка рисует –  мечтает о прошлом,
быль сочиняет и верит сама.
Прошлое стало, внезапно, хорошим,
нежно щемящим, сводящим с ума.
Сами собой возникают сюжеты –
незабываемых дней коллажи,
словно из темени яркий прожектор
выхватил то, чем она дорожит…
Слух разлетелся по городу быстро:   Нет связности.
мол, самородок…  четыре кило...
…Пресса, музейщики, специалисты
по изучению свойств… НЛО…
- Вы испытали  влиянье Шагала?
Тот же рисунок, настрой, колорит.
- Что ты, милок, это раньше – шагала,
нынче хвораю, проклятый артрит.
Вышла заметка в районной газете:
«Жизнь – это сказка! Любовь – лейтмотив!»
В рубрике:  «В старости люди, как дети»
«…Мило, забавно, хотя – примитив».

Никого не буди, разбирай черновые работы... Наталья Панишева  За мелкими неточностями – очень хорошие стихи.
Никого не буди, разбирай черновые работы,
На замерзшие руки сильней натяни рукава.  Сильней можно потянуть, а не натянуть. Выше, туже, глубже…
Это раннее утро. Находятся верные ноты.
Это первая изморозь. За ночь седеет трава.

Утром кажется чай непривычно горячим и вкусным,
Утром тесная кухня пуста и ничуть не тесна,
Утром травы хрустят от мороза, но собственным хрустом
Не умеют себя пробудить от осеннего сна,               Очень хорошо! Только м. б. – не способны…-?

Утром улицы гулки, колодцы дворов опустели,
Всё живое уснуло и грезит, но слышит сквозь сон
Коростельные скрипы облезлой пустой карусели,     Хорошо, только коростель осенью не поёт, но это – простительно.
Мелодичный негромкий серебряной ложечки звон,

К потолку поднимается синий дымок папироски,
Ветер чуткими пальцами нервно бежит по ладам...
Никого не тревожь, вороша черновые наброски,
Никого не буди, разбирая судьбу по складам...
И кружил, и кружил зимний вечер
Светлана Илларионова   Симпатичная штуковинка. Только автору надо быть аккуратнее с ударениями на словах,
помня о том, что их отсутствие неумолимо ведёт ксдвигологиям.
Вечер тихо спускался на город, подбивая подушки-сугробы.
Он заглядывал в окна жилые и спешил поделиться теплом.
Прикурив от луны сигарету, зажигал маяки для прохожих.
И заботливо на ночь машины накрывал серебристым чехлом.
Эта женщина, в лёгкой тревоге, из-за шторы, с надеждою робкой,
Ищет взглядом кого-то у входа… (подожди, не грусти, он – вот-вот…)
Поправляя уложенный локон (не ошибся ты, вечер, похоже),
Отраженью в стекле улыбнулась, прошептала: – Я знала – придёт!

***
Два окна, что напротив, печальны – нет в них праздника, шума, веселья –
Прописалась давно безнадёжность и сквозит через выцветший тюль.
Что поделаешь, выросли дети и у каждого новые семьи –
Раз в году присылают открытки: "Поздравляем сердечно, папуль!"
Только Сашка, внучок его старший, возвращаясь с какой-то тусовки
И девчонку домой провожая, предложил: – Может, вместе зайдём?
Та ответила: – Поздно, наверно, и с пустыми руками неловко.
– Ничего, деду будет приятно нас увидеть с тобою вдвоём.  Безударно.

***
И кружил, и кружил зимний вечер – столько дел накопилось сегодня –  Безударно.
На такси посадил опоздавших, колыбельную спел малышам...
А закончив дела в мире этом, беззаботным, весёлым, свободным,
Улетел на свиданье с Полярной, самой северной дочкой Ковша...

Я С ВАМИ Наталья Малинина  Мощно, стильно, харАктерно, можно было бы попридираться, но нет в том великого смысла.
............родителям

"Аз есмь с вами и никтоже на вы..."* (с)

Сине-белое небо разинет
пасть в ленивой зевоте над Волгой;
на душе беспокойно; не трогай
то, что хрупко и сыпко, как иней.   Сливается.

...Отболю, и паду, и кану,
растворясь – не найти, не выжать
слов ли, слёз ли...
И можно выжить
только морем, когда устану
быть рекой, обмелевшей, пресной.

...И, качая прибоем пристань,
катер, небо ли, берег; в бисер
разбиваясь о мол, воскресну
в мониторе твоём, как пиксель -   Читается посторонним вкраплением.
знак мольбы о любимых: «Аз есмь…
И никто же на вы..."
 Аллилуйя!
...Подожди, помолчи, не трогай -
и расслышишь молитву такую,
что впадает из моря - в Волгу…


* "Аз есмь с вами и никтоже на вы" - строка Акафиста пред иконой Богородицы
  ("Я с вами, и никто не одолеет вас")

Усмешка Эль Греко Аглая Паюшина Забавная приятная миниатюра.
До лета осталось четыре минорных аккорда.
И я подпеваю, и я дожидаюсь покорно.   Подпевают КОМУ-ТО. Напеваю, может?

Сижу на диване, укутана ленью и пледом,
В руках мандаринка, пропахшая солнцем Толедо.

В душе раскрывает Эле Греко совиные очи,
И гений лукавого грека над сущим хохочет.

Хохочет над нами, как жил, своенравно и гордо,
Над нашей тоскою и жизнью в четыре аккорда.

Давно пора! Рената Свиридова  Легковесная каламбурность.
Счастливые…
Часов не наблюдают… Да не механизмов они не наблюдают, а хода времени не чувствуют. Очень грубо обыгранный каламбур.
А у меня –
одни часы кругом!
Преследуют,
заполонили дом,
всё тик и так,
то дай им, то подай им…
Пошлёшь – идут!
И не пошлёшь – всё время
идут себе…
Собьюсь однажды с ног
я от ходьбы их…
Наступает срок,
и эта выскочка
клюётся в темя –
кукушка
механической породы...
Какие счёты?
Я же ей с руки
скормила
жизни лучшие куски!
От рук отбилась
тварь не божья сроду?   После ТВАРЬ необходим знак. Божий – с прописной.
Всё-ё-о!
Надоело находиться в курсе,
который час… Пора!
Полно забот
своих:
мне точно время не идёт.   
Особенно
наручником на пульсе…

Личный космос Светлана Тимакова  Интересная метафоричность при отсутствии культуры слова.
Он сидел на ковре звездочётом рождённой галактики,   Галактика рождена звездочётом или наоборот, из текста нельзя понять.
Словно Маленький Будда пяти с половиною лет,
Выдувал пузыри, а они превращались в квадратики
И ложились на стены обрывками старых газет.

Он нахмуривал бровь и ерошил коктейль мироздания,
Удивляясь простой многомерности истин вокруг.
За стеной - голоса. Это мама и папа. Молчание.
Выстрел двери. И дым - сигаретное эхо разлук.    ВЫСТРЕЛ безударно.

Силуэт у окна, почему-то далёкий, как капелька.   Получается: далёкий, как капелька.
- Мама, мама, смотри! Получилось! Летят пузыри!
- Красота-то какая!
- А папа?
- Послушай, мой маленький,
Я тебе расскажу нашу сказку про космос внутри:

В нашей пыльной Вселенной из кубиков вечного холода
Две планеты однажды срываются с тёртых орбит.
И одной нужно ждать ту, другую, что бродит по городу.   НУЖНО – безударно, сливается.
- Почему?
- Потому что мы таем. И льдинка болит...   После ПОТОМУ – зпт.


Проводить тебя в рай Елена Столь  Часть слов безударна, что приводит ксдвигологиям, рифмы условны, но образность интересная.
Сонный ангел с утра нам приносит ромашки к порогу,
Фиолетовый луч собирает росу на полях,
Здесь на сердце легко даже если, на время далекий,   После ЛЕГКО – зпт.
Но родной человек добрым словом не вспомнил тебя.

Здесь ночами зима, снег к утру превращается в жемчуг,
На рассвете трава пробивает нефритовый лед,
Полдень в лето плывет, листопадно качается вечер,  Тогда уж – ЛИСТОВИСНО.
На границе времен бесконечностью сшит горизонт.

Мне не грустно почти, я привыкла разглядывать вечность,
Прикасаться словами к тебе как всегда невзначай,  КАК ВСЕГДА - в зпт.
На пороге цветы неземной белизны безупречны.
Ты грешить не спеши, я вернусь проводить тебя в рай…


У пруда Татьяна Комиссарова Настроение выстраивается, передаётся, но точности текста нет.
Ветер плеткою вдоль пруда
Погоняет озябший вечер.   
Мне идти, братцы, не-ку-да,  БРАТЦЫ – безударно, сливается. В НЕКУДА ударение на последний слог, ну, никак не ложится.
А и было б куда – незачем.

Где-то рвут поезда простор,
Оживляя пейзаж гудками,   
А у Чистого – царь-забор,  Заборчик-то бульварный невысок, царём не назвать.
Бережок не простой – каменный.
Получается: за городом гудят поезда, а в городе – заборы стоят. Где сопоставление-то? Написали бы – рокочут машины или звенят трамваи, всё было бы на местах.

Окольцован мой пруд Москвой,
Псом дворовым на цепь посажен,
И хозяин поит водой
Пополам с городской сажей.   Уверены, что источник, питающий Чистый пруд, загрязнён? Нельзя забывать прямой смысл сказанного.

Исчезнуть в полдень Марта Синельникова  Очень много огрехов и неточностей, но доброта автора до читателя доходит.
Исчезнуть в полдень, словно, тень,  После СЛОВНО – лишняя зпт.
И утонуть в прозрачной сини.
Так тонет влажный след лосиный   Тонет не след, а копыта лося. Влажный след в трясине - ???
Среди болот, среди трясины
В томительный от зноя день.
И таять, словно след лосиный. – Так поправил бы я.

.Чтоб отпустила боль в висках,
И сердце билось родниково.
А под ногой шуршала хвоя,  Странная рифма.
И народившееся слово
Слетало птицею со скал.

Чтоб по ущелью плыл туман   Предыдущая строфа начиналась таким же образом, но там поставлена зпт. Можно не ставить, отнеся союз ЧТОБ к обоим предложениям,  Или – поставить в обоих случаях. Оставить так, как есть, нельзя.
И облака летели мимо.
Чтоб солнцем яростным палима,  После ЧТОБ – зпт.
Я снова шла к моим горам,
любимым и неповторимым.    В начале строки нужен предлог К (похоже, что был, да сплыл).

Неоконченное Виктор Ку  Прекрасные выдержанные стихи, полные глубокого гуманизма. Спасибо, что – НЕОКОНЧЕННОЕ.
Много ли, мало ли по свету пройдено,
Есть неизбежность - пути окончание.
Благослови меня, малая родина,         Заезженная рифма.
И проводи до порога печального.

Здесь мое детство со мной обнимается.
С грустью ступаю дорогой знакомою.
Из-под калитки дворняжка-охранница
Тявкнула нехотя - долг свой исполнила.

Память моя пробежит на прощание
Всеми местами, мне в  детстве отрадными,
Не сокращая себе расстояния
Тропками тайными между оградами.   Рифма из числа находок.

Сердцу не в радость ни траурным вороном
Окаменеть под кладбищенским пологом,
Ни в саркофаге истлеть замурованным.
Просто растаять бы маленьким облаком

В вечном пространстве над солнечным берегом.
Тихое озеро  плесами вышито.
Запахи лодок, разбросанных веером...
Редкие скрипы уключин, что слышатся

По-над водою безветренным вечером.
Летние сумерки долго не падают...
Берег - дымками над летними печками,
Запахом ужина - манит и радует...
Жизнь - на земном островке человеческом...
Искусственный разум
Антиквар   Очень хорошие стихи. Ритмические сбои прощаемы.
Но зачем в конце приводится упоминание об источнике?
Для того, чтобы читатель смог обвинить автора во вторичности?
У всех стихов есть источник.
Ссылка на него часто может всё испортить.
Когда земля забудет гомон городов,
Мосты и эстакады льдами одевая,
И на ладонях ночи смолкнет часослов,

Услышишь ли кого, душа моя живая,
О прожитых веках исканий и потерь
Страницам древних книг по памяти внимая?

Но, тихо отворяя запертую дверь,
Лови из полумрака голосок ребенка,
Доверчивому слову ласково поверь.

Ни монолиты стен, ни нефтяная пленка,
Ни кружево путей, ни крошево стекла
Не скажут ничего. Но искренне и звонко

Ребенок повторяет - эта жизнь была
Простой и светлой сказкой, словно юный ирис,
Что разбудила фея нежностью крыла,

И изо всех чудес, что были в нашем мире,
Да возвратит любовь седые грани гор,
И возглас журавлей из поднебесной шири,

И дремлющих каштанов золотой убор,
И вековые плиты у портала храма,
И на родном крылечке тихий разговор.

Хотя бы только день - побудь со мною, мама...


Источник - одноименный фильм С.Спилберга (1998)

Впечатление от голландских художников Симон Слуцкин   Интересная задумка воплощена коряво и слабо. Слишком мало глаголов. Беда с рифмами.
Там, где весёлая зима 
в таверны гонит люд счастливый,
там, где уснувшие проливы,
там, где озябшие дома.

Там, где застывший снегопад
в окошках узких видят дети,
там, где Вермеер время взвесил,   Это – рифма?
где угли лёгкие горят.

Там, где строптивая метель
заносит санные дороги,
там, где накатан склон пологий,
там, где каток, коньков свирель.

Там, где голландский гололёд   Обледенение – не гололёд.
гирляндами украсил шхуны,
там, где пустынные лагуны,
я не бывал, но пил тот мёд -

холодный дым и ровный лёд. Гололёд-лёд = полуботинки-ботинки.
.
.

Примечания:
лёгкие угли - торф
мёд - лак для живописи (имеет цвет и консистенцию мёда)


Листочки Клёна Надюшность Алёшина   После тщательного редактирования получились бы очень хорошие стихи.
Жаль, что выставлены столь сырые.
КЛЁН, присутствующий в названии, только там и остался.
  Растрачена юность. Седин догорает огонь,
Крылатые души не рвутся к заоблачным сферам                Вероятно, точка.
Что ж? Если от счастья - досталась- в ладони ладонь,      Путаница в тире.
Давай  благодарно кружить по пустеющим скверам?

Не надо, мой милый, жалеть, что столь ранний черёд
Пришел оборвать высоту золотого горенья.
Взгляни: нас всё больше- скользящих за ветром вперед,    НАС ВСЁ – безударно. Видимо, скользящих от ветра – имелось в виду.
А тех кто остался - навряд ли питают коренья...

Довольно, Мой Светлый, корить притяженье Земли
За ПОЗДНЮЮ встречу в мельканье дорожных разметок
"Взрастая поодаль - мы встретиться ТАМ не могли"-
Лишь повод до срока сорваться с предательских веток.

Спасибо, что мы их теням на тропе - не рабы!   Неверное ударение на ТЕНЯМ.
За веру в движенье- Паренье, скольженья безмерность.
Как много избравших валяться в корнях у судьбы.   В строке явно не хватает знаков.
Их боль у людей называется... Кажется, верность.

В ладони-ладонь, словно в ладанке -святость- храня,  Путаница в тире.
Помчимся с тобой далеко-далеко в неизбежность,
Навеки отринув- седины былого огня.
Наш путь у людей называется... Кажется, нежность.

Яблонька Ирина Шабалина    Прекрасные глубокие стихи.
Бревна почерневшие. Столбы.
Заросли бурьяна и крапивы.
И трубой мрачнеет сиротливо
печь, в руинах брошенной избы.
Печку, позабывшую огонь,
обступили старые деревья.
А когда-то здесь была деревня,
заливалась, радуясь, гармонь.
Чуть поодаль яблонька. Сады
заросли осотом, молочаем,
а она упрямо не дичает,
наливая спелостью плоды.
Розовую мякоть до краев
наполняет свежим ароматом,
словно ждет хозяина,
когда-то бережно растившего ее.
Год за годом облетал листвой.
Был хозяин добрым. Спор в работе.      Если добрЫМ, то СПОРЫМ в работе.
Но однажды окопать весной
не пришел. И больше не приходит.
«Ну когда же он придет, когда?» -
от плодов тяжелых стонут ветки.
Ждет его — а он ушел навеки
к дальним и непознанным садам.
Ждет. И от бурьяна все тесней. . .  После БУРЬЯНА – тире.
А хозяин - поседевший, древний,
был последним жителем деревни -
той, осиротевшей вместе с ней.

Рыба Алендеев  Любопытный экшн, очень циничный в отношении дамы в манто и в отношении читателя в последней фразе. Выписано технично, харАктерно.
Ножом
вдоль хребта аккуратно,
под жабрами не глубоко,
у хвоста,
одним движением, нежно,
как в гардеробе театра
у дамы
принимая манто
с вопросом в глазах -
куда мы,
в предвкушении второго акта -
и как оно ей не жмет -
легко приподнять и снять,
скрутив свитком Торы небрежно     А вот свиток Торы тут – вещь посторонняя. Поаккуратнее надо бы – со святынями.
так просто, - как близок рай! -
следуя вам одним известному пакту,
уверенно,
щедрым жестом негоцианта -
на край
ослепительно белой льдины фарфора
сбросить слегка розоватый остров         Зпт.?
обнажив шпангоуты ребер, остов
который когда-то очень был нужен
и будет выброшен официантом               Зпт.?
как только закончится этот ужин

Лежит разделанная на части,
а на лице у рыбы
выражение безмятежного счастья.
век позитива.
Вы так смогли бы?   Лежать разделанным с выражением счастья? Предпочёл бы видеть автора в таковом состоянии.

о летающих ежах Евгения Костюкова   Метафоричная зарисовочка жизненной фрагменторики.
ёжики не летают?! чистейший вздор!
только бы разбежаться и оттолкнуться,
прыгнуть с обрыва, взмыть выше сосен куцых.
озеро с высоты, всё равно, что блюдце
с кашей молочной, но, как сказал конфуций,   Озеро с высоты на молочную кашу не похоже. Конфуций более достоин написания имени с заглавной буквы, нежели автор, сделавший наоборот.
надо вернуться - главное - это долг.

колкие понимают - ежата, дом,
бридж по субботам... время - игра навылет.
день промелькнёт - и сразу его забыли.
лес для фыркучих - вот совершенство стиля.
ёжики ловко спрячут на брюшке крылья,
горько вздохнут... но это уже потом.
Немыслимо
Татьяна Тау    Хорошо раскрыта чужая тема, но, к сожалению, самая глубокая мысль стихотворения повторена из цитаты. Писать на тему цитаты можно лишь в том случае, когда автор нашёл более глубокий, чем в цитате, смысл.
                Звёзды
                ни с кем не помолвлены.
                Ни с кем!
                А такие красивые!
                Ф.Г. Лорка "Эстамп неба"

Звёзды безмерно кокетливы:
                готовы подмигивать каждому,
Кто, запрокинув голову,
                смотрит в полночное небо.
Звёзды тщеславны и ветрены,
                и совершенно не важно им,
Что флиртовать со смертными
                звёздам, пожалуй, нелепо.

Им отражаться нравится
                в глазах, восхищенно подсвеченных,
Или в озёрной заводи,
                где можно рассыпаться искрами.
Звёзды к утру растворяются -
                и вновь нарождаются к вечеру.
Звезды ни с кем не помолвлены.
                Ни с кем.
                А красивы.
Немыслимо.
***
Настя Каменская   Юношеская непосредственность свежа.Но девушка убрала по моему совету (Первая строка у Вас говорит о Вашей любви к путешествиям вообще. А дальше - вместо развития сюжета - идёт его сужение до вторичности выдуманных путешествий некоего другого человека. Это - серьёзный промах.) из текста автора книги Мураками, а суть её прогулок осталась прежней – по страницам книги. Лучше бы не убирала тогда.
Ну, и пунктуация, конечно…
Но хочется поддержать юный талант, пока ещё не умеющий укрощать слово.
 
я все что есть за странствия отдам
по вечерам брожу по городам
 
Я многое за странствия отдам –
По необыкновенным городам
Из сморщенных фигурок оригами,
Придуманным Харуки Мураками…

из сморщенных фигурок оригами
я прикасаюсь мыслями к словам
подобная электропоездам                Образ не прописан.
спешу в объём за тонкими руками  Двусмысленность – чтобы раздобыть руки в объёме.  Объём – тоже слово неточное.
 
Беру тома дрожащими руками –
И прикасаюсь мыслями к словам.
Мой поезд, прикоснувшись к проводам,
Стремится за мирами и веками.
 
А вот после этого нужно перейти от книги к жизненным желаниям постижения миров и веков. Но это надо чётко показать.

мне хочется земли увидеть грань  Какую грань? Не прописано.
попробовать разрезанную ткань    Что за разрезанная ткань садов грани земли?
Жевать садовые деревья?
ее садов увитых мягким плюшем    Увитых м. б. ПЛЮЩЁМ, а не плюшем?
где зарождает воду глухомань
звенит от упоения гортань
и кажется что воздух можно слушать

Довоенная Ната Кабанова      Выписано неплохо, настроение создаётся, но много ошибок и главная – вторичность,
Текст Никитина так и пробивается.
 
Довоенная столица, словно шустрая синица.
Ей без дела не сидится: праздник жизни – весь он в ней.
Довоенная. Простая. Как студентов пёстрых стая.
И плакаты «С нами Сталин» без неоновых огней.

Тот же стрижик небо режет. И девчата ровно те же.
Вот… пожалуй… если только Москвошвей и Массолит,
Мармелад – цветные дольки. В светлом будущем? – нисколько!
А фашисту Вовка с Колькой и не чают насолить…

Кот в трамвае – нифигасе! – вместо двоечника Васи.
Им же сказано в табличке, что котам запрещено!
Это просто неприлично в месте, стало быть, публичном!
Это ж вам не в сумке спички, не в наморднике щенок!

Всё меняется. И город. Частью – сладок, чем-то – горек. Частью, так уж частью, чем-то, так уж чем-то, а так – стилистический огрех.
Там растут стекляшки-горы,  тут проспекты шире рек.     ШИРЕРЕК - сдвигология
Утекают сны и вёсны. На дрова и свалки – вёсла,
Память – нищим бродит возле. Словно призрак по жаре…

Только утром – снова детям град Москов рассветно-светел:            
Разве станет хуже ветер от обилия витрин?!        Что бы сие значило – СТАНЕТ ХУЖЕ ВЕТЕР?
Быт налажен, блеск наложен. Грозный век отпелся, прожит.
Но зачем? – чуть слышно всё же
незабвенной Риоритой ностальгирует внутри…
Зима лежит в асфальт лицом
Макошь Елена Кабардина    Мелко-поверхностная зарисовка.
Зима лежит в асфальт лицом,
ей нынче всё по-тридевято...
Славянским пафосом объятый,
сосед восходит на крыльцо.

Как за окном его Людок
над оливье зеленоока!    Фальшь: с крыльца сквозь окно цвет глаз не различить.
А на стекле соседских окон
блестит узорами ледок.

Сверкает снежная глазурь,
по ней метелит белый парус, -
сосед глядит вослед, не парясь:
ему - соседу - не до бурь.

Груди расправив колесо,
такой величественно-трезвый,
он открывает дверь подъезда,
как открывают Curacao.

"как открывают Curacao" - вариант от Ольги Разумовской

Это - весна... Светлана Белянина  Настроение создаётся, редактируется всё просто, но у автора не хватает точности литературного слуха.
Это снова весна. Это снова промокший март.
Это черные пятна от выжженных наспех проталин.
Это небо - от цвета лазури до цвета стали -
Разноликий, причудливый, ранне-весенний арт.

Это старые улицы, коим сто лет в обед,     Не отсюда. Тут: СОТНИ ЛЕТ.
Это улицы, коим, наверно, сто тысяч лет. – как-нибудь так.
Перекличка трамвайных звонков на узлах перекрестков.
Это ветер, который под вечер пронзительно-хлесткий,  Стилистически совершенно лишнее слово.
Это талого снега какой-то особенный цвет...

Лишь вчера мы мечтали - а,впрочем, всему свой срок! -
Что наполнится город живительной силой светила.
Но февраль позади. И, ты знаешь, - чернил хватило
на двенадцать написанных мною полночных строк...


Лес рубить - не женское занятье
Кузнецова Людмила Прекрасные стихи.
Лес рубить - не женское занятье.
В мглистом, запорошенном краю,
в свадебном оледенелом платье,
я свою орясину рублю.

Эхма! Размахнусь - и щепки жизни
разлетятся в разные концы.
За холмом неведомой отчизны
вздрогнут, растерявшись праотцы.

Промелькнут за бронзовыми соснами,
в чистом перламутровом просвете -
ставшие красивыми и взрослыми,
все мои несбывшиеся дети.

Ветками колючими накрою,
прахом оголившихся глубин -
память, отказавшую в покое,
время, отказавшее в любви...


Доктор, скажите правду, что будет больно
Asmodeus  Домашние философствования достаточно интересны.
Доктор, скажите правду, что будет больно,
Ложь затуманит разум, но легче не станет.
Я понимаю: на все божья воля и Ваше соло  «Божья» пишется с прописной. СОЛО тут слово постороннее, фраза надумана.
Выловить мяч из речки - подать его Тане.

Так убивают болезнь, одаряя новой,
Ставят диагноз, лечат, тебя калечат,
Счет выставляют, поймав на удачу нолик,
Если не выпадет крестик в одной из клеток. Мешанина образов.

Доктор, а солнце сегодня прячется в тучах,
Небо капризно, хмурую строит мину.    В огороде – бузина…Нет связности ни с предыдущим, ни с последующим.
Мне довелось поверить в счастливый случай,
Целил в десятку, снова стреляя мимо.  Последний фрагмент прописан неточно. При использовании деепричастной формы олучается, что герой как бы сознательно стрелял не по цели
.
Можно, конечно, сделать поправку на ветер,
На беспробудное пьянство, порочные связи,
Что в преисподней давно приготовили вертел,
Так выбиваются в князи, погрязшие в грязи.


Мой монолог немного сумбурен, простите,
Да и веревочке виться порядком уже надоело,  А зачем тут удлиняется размер?
Что суждено было сверху, наверно, постигнул

А остальное…
не моего
ума,
стало быть, дело


Доктор, давайте приступим, пора закругляться,
Вы не волшебник, и чудо случится едва ли.
Я прочитал по глазам, в отрешенном взгляде,
Но Вы же не зря Гиппократа клятву давали…


Бедуин
Геннадий Акимов  Весьма глубокое историческое обобщение современной политической ситуации. Есть маленькие нюансы, но на них можно закрыть глаза.
Повелитель пустынь колючих под палящим стоит дождём,
заклинает суровой сурой огнедышащий окоём,
наполняет горючей влагой необъятные бурдюки,
кормит лающие зенитки с обожжённой сухой руки.

Он сражается с целым миром, от всевластия охмелев.
Охраняя престол зыбучий, восседает гранитный лев,
распласталась у ног свобода, перепачканная в крови,
и в глазницы её вползают обнаглевшие муравьи.

Бьются раненые драконы под напором имперских бурь,
беззаконники-ассасины для свирепости курят дурь.
Мертвецы побегут в атаку, подгоняя живых солдат -
им нельзя покоряться смерти, если в небе бурлит джихад.

А пустыня лежит спокойно, смотрит тысячью цепких глаз,
знает: войны сюда приходят далеко не в последний раз,
столько видела битв и плачей, столько выбелила костей,
только жизнь пробивалась снова сквозь безводье и суховей.

И влюблённый пастух не помнит, как натягивать тетиву,
там, где он с Фатимой укрылся, трубы грозные не ревут,
под накидкой верблюжьей шерсти тает спелая мушмула,
ночь шепнёт - и песок ответит:
"иншалла... иншалла..."


Неправды маленький глоток
Фаина Садко
 
Неправды маленький глоток –
Десерт сомнительного свойства.
От бесполезного геройства
Досады робкий холодок.
Прекраснодушие взамен
Внезапной чуткости прозренья
И перепутанные звенья
В цепи привычных перемен.

Скажи, не правда ли, обман –
Всего лишь взгляд, с моим не схожий?
Но дурам истина дороже,
Чем неудавшийся роман.

Но дурам истина милей,
Хоть в ней ни радости, ни прока.
Что за беда – искать пророка
Для жизни тихой, без затей!
Что за беда – искать любви,
Чтоб ей укрыться, словно пледом,
Чтоб вместе праздновать пoбеду
Haд одиночеством в крови…

Скажи, не правда ли, обман –
Стихом подкрашенная проза,
Лекарство местного наркоза
От боли и душевных ран?

Неправды маленький глоток –
Десерт сомнительного свойства…
Рецензия на «Неправды маленький глоток» (Фаина Садко)

Конструкция
"...искать любви,
Чтоб ей укрыться, словно пледом,..."
неточна стилистически.
Здесь, конечно, - "искать любовь".
Здесь - те же дела, что и с водой -
принести воду или принести воды,
смыслы совершенно разные.

На рифму "любви - крови" смотрю вполне снисходительно, пусть она и избита,
но фраза
"Чтоб вместе праздновать пoбеду
Haд одиночеством в крови…" -
во-первых, не прописана,
так как не вносит определённости,
"в крови" относится к одиночеству или к празднованию победы,
а во-вторых, в любом из этих вариантов
кровь - явно ни при чём.
Значит, это слово применено исключительно для рифмы.

Вдобавок ко всему
произведение построено таким образом,
что по ходу прочтения
лирический герой, в начале стихотворения испытывающий досаду от содеянного им,
неожиданно становится вдруг жертвой обмана.
Происходит как бы раздвоение личности.
Такие вещи надо точнее прописывать.

Но в целом нельзя не признать мастерства достаточно опытного литератора
и, пожалуй, своего авторского видения
весьма одарённой поэтессы.
сказка. сердца моего...
Наталья Чекова               Настолько талантливо, что небольшие неточности не хочется упоминать.
Жаль только опущение некоторых знаков препинания. На этом нельзя выиграть ничего.
Ты молод царь…Разучивай псалмы
Пропой их до восхода. После – властвуй
Тугая тень отходит от стены
Картонная луна окраса хны,
в чернеющую бороду баркаса…         Аллитерация и находка – в одном образе.

И мена – вот корона! - где же сны?
Снимает ночь с лица бессмертья маску.
Ты молод царь!
Кольца не оброни...

Завернутые в  пергаменты. Тоньше чем
радужка стрекозиных беспечных крыл.
Отведи от меня, мой хороший беду и чернь,
от очей моих, что заклевывают орлы!

Крынка козьего молока мне заменит мать.
Ягода имени с губ сорвется и полетит
в пропасть. Говорить о ней горевать о ней и рыдать,    Досадная нехватка знаков!
перемешивая с кровью дым у себя в груди….

/Приходи ко мне царь на ложе, в нору, кровать!/

Льдины тюля падают с кромки пустых гардин
в смоляное логово подданных. /Караван!/
из верблюжей шерсти сотканных середин.
Золотых? Кто знает… Будешь ли ты судим,
поднимая знамя платья на первый день,
На седьмой  - отражаться в зеркале гильотин.

Произвольный танец отточенных в небе звезд
Как окликнуть, помнишь? Оставшихся на корме
перетопят. Ты молод царь, оттого и прост -
/Молоко со льдом перемешивает бармен
в декабре  выплескивая на кровяной погост…/

Рукоплещут паводки сплетнями по весне.
Ты так молод, царь, что не чувствуешь перемен!

Жвачка утра. Коровьи глаза толпы.                Великолепно!
Долгой Леты! Бери назад свое барахло!
Заплетая косы ржаные стрелой в снопы
солнце стянет в колечко. Влажный от боли лоб
собирает пыль от частых в пути копыт.
Ну летим же царь! Да не будешь вовек забыт!

Разворачиваю обертку усталых рук.
Кто ж в них сердце прячет?!
Найдут ведь, глупыш, зверёк…
Кони маются от объятий тугих подпруг.
Бей же в колокол!…Да на мёртвый дверной звонок -
нет молитв, закончились. Крутишь колечка круг -
-/всё пройдет, мой царь…/  Переходи на стук
сердца моего….

С уважением к организаторам и участникам, Сергей Крюков.