Октябрьский конкурс. Обзор Амирама Григорова

Редакция Журнала Окна
Интересно, как мне кажется, выглядит топ. Он интересен тем, что вершину его образовали стихи, ничем, кроме известной аккуратности и отсутствия явных ляпов, не  отличившиеся. Но мы то с вами знаем, что серый цвет – это не цвет радуги.
- Амирам, неужели люди, которые ставили эти баллы, глупее тебя?
- Нет, не глупее, просто одним нравится арбуз, а другим сами знаете что.
- Я арбузы люблю. А это «сами знаете что» даже не пробовал!
Всё-таки скажу. Стихи тех авторов, которые мне дороги, несколько разочаровали. Артис, Панкин, Горшков, Пермяков выставили далеко не самые лучшие стихи.
Итак, радуга. В ней семь цветов. Вопрос, который я люблю задавать студентам: почему Ньютон увидел 7 цветов дисперсионной картины? Ответ: потому что он был мистик, и думал, что раз видимых планет 7 штук, и дней недели – 7, то и цветов в спектре будет столько же. На самом-то деле этих цветов – бесконечное множество, а не только «как однажды Жан звонарь головой сломал фонарь». Идём от короких волн к длинным.
1) Красный цвет – розы и жарки цветут в саду. Красные юбки у девушек. Красный цвет – арбузная мякоть. Кровь на снегу, когда режут кур на Рождество. Красный цвет – если в полдень закрыть закрыть глаза и повернуться лицом к небу.
нас закопают в красной кирпичной крошке
http://www.stihi.ru/2008/10/01/1527 Прозоров
Сильное, ёмкое и яркое, в краткой форме, стихотворение. Вообще питерец Прозоров мастер малых форм. Северная его природа, возможно, не позволяет многословия. Я бы, конечно, отметил влияние питерских звёзд поэзии на его лиру. Но это и должно быть так.

2) Оранжевый цвет – символ голландского монархизма, цитрусов и сока чистотела. Это и цвет солнца.
 Тепло и свет – всё то, что нужно мне
http://www.stihi.ru/2009/09/22/3287  Пагын
Читая стихи Пагына, отдыхаешь. Правда. От урбанистического грохота, треска неологизмов, навязчивой языковой эклектики и невыносимого скрежета этого нашего  неистребимого, как тараканы в коммунальной кухне, авангарда.
Какое счастье, что есть такой автор, не боящийся прослыть наивным или отставшим от поезда современности. Очень характерная для творчества данного автора трилогия.


3) Жёлтый цвет – сухая хвоя и листва, цвет лимонной корки, цвет Китая и самородной серы.
до некрасивых лиц красивой смерти.
http://www.stihi.ru/2011/05/25/4187 Зиновкин
Честно говоря, большая часть стихов Зиновкина, очень богато представленного в топе, мне не очень понравилась. Почему? Невероятная языковая лёгкость, пылкость, кинематографичность, что ли, образов поэта, его же и подводят – в текстах всё рассыпается и размывается. Появляются избыточные фигуры речи, искрятся далёкие звёзды, вспыхивают сверхновые, гремит гром и тонут огромные пароходы в океане. Единственное, что требуется тут – это обуздать самого себя, удержать себя, придать некоторую исповедальность тону, если угодно. И тут это получилось. Читая стихотворение, тут же увидел картинку, и это в полной мере развитое умение автора создавать почти зримые образы сыграло свою роль. Возник фильм – может, «а зори здесь тихие», а может «в бой идут одни старики». Пожалуй, это лучшее тут его стихотворение.

4) Зелёный цвет – трава-мурава, некоторые моря и драгоценные камни. Любимые дамами.
внизу сверчало поле овсяное
http://www.stihi.ru/2010/11/10/4995 Собачья роза
Собачья роза автор интересный. Её тексты на первый взгляд - это дамская лирика со всеми дамскими аксессуарами. Тут можно сыскать и шитьё, и кукол, и сказочную деревню горожанки, полную «чудных зверюшек», и т.д. Стало быть, ожидаешь пошлятины. А её… нет. Вовсе. Автор максимально непошлый. Да и затертые клише девачковой лирики тут поразительным образом отсверкивают новыми оттенками, и подчинены, как правило, глубокой мысли, заложенной в стихе. Автор умело и богато управляется со словом. Единственное, увлёкшись, наша Роза иной раз перегибает палку, и тогда этот её уникальный приём работает против неё – всё буквально тонет в котятках, собачонках, мордочках и хвостиках. Чувство меры есть необходимое, как прививка от энцефалита перед путешествием в заражённую клещом тайгу, условие поэтической работы.

5) Голубой цвет. Васильки. Колокольчики. Небо. Всё очень просто.
Небо кабелем перечёркнуто
http://www.stihi.ru/2011/06/04/6522 Бориневич
Люблю Эклогу за лёгкость и простоту. У меня есть книжка с дарственной, вручённая мне Таней ещё на первом курсе Литинститута, и я, (чего обычно не делаю) проглотил книгу за один вечер. Такое возможно только с очень лёгкими, не в плане, что легковесными, а именно лёгкими стихами. Отчасти это объяснимо особенностями рифмовки, практически на грани исчезновения созвучий, отчасти – той уникальной быстротой и удобоваримостью речи, какая бывает в беседе давно знакомых людей.  Кажется, сербская кровь, которая течёт в жилах Тани, и придаёт её стихам замечальную, шаловливую, прямо по Кустурице, непосредственность,  скрашивающую брутальные русские истории про генсеков, сталинских проводников, пьяниц со светлыми глазами и душой, разбитых судьбах и неразделённых чувствах. 

6) Синий. Цвет медного купороса, кубовой краски, бабочки морфо. Ярко-синяя оксигенированная кровь осьминога, тёмно-синяя – венозная.
 Чем реже рожь, тем слаще лебеда
http://www.stihi.ru/2011/04/09/9607 Свищёв
Сколько не перечитываю это стихотворение, столько поражаюсь тонкому и умелому финалу. Небу, как кремлёвской стене. В которое не взлететь, поскольку оно заложено. В котором нет Б-га, как это было в те годы. Куда Гагарин ещё не попал, в виде урны с прахом, в эту стену небожителей, или ещё не расчертил небо полосой, оставляемой спускаемым аппаратом. В этом разночтении, небольшом, казалось бы, кроется вселенная, со всем, что в ней есть.

7) Фиолетовый.  Понятно, что фиалки и лаванда. Ещё Deep Purple.
не знающая, что она вода
http://www.stihi.ru/2009/11/10/175 Антип Ушкин
Я бы, конечно, сказал, что это песенка Шуберта. Переписанная Бродским. Но стихотворение пришлось по душе. Так бывает.

8) И, наконец, УФ. (Амирам, ещё скажи, что ты видишь в этом диапазоне). Хорошо, представьте, что я пчела. Трудолюбиво летавшая по стихирным шедеврам, собиравшая всякий нектар и прочее блага природы. А пчёлы видят в ультрафиолете (я о длинноволновом) Короче говоря, это цвет части тех цветков, которые нам кажутся белыми. Например, цветков любки. 
И снег сверкает в тёмной комнате без потолка
http://www.stihi.ru/2009/11/13/146 Гагаринов
Гагаринов молодец. Два его стихотворения (один из которых в топ не попал) произвели шикарное впечатление. Мне напомнили они отчасти Попллавского, отчасти нашего гениального почти современника, рано ушедшего Дениса Новикова. Лирический потенциал автора огромен, а концовка напомнила мне об Опричном дворце царя Ивана, где потолков не было, как и вообще – крыши, а также окон, поскольку строился он для дней Последних, а в те дни не будет, как считалось, ни снега, ни дождя, ни ночи, да и мира не будет, и в окна глядеть будет незачем.
И, наконец, мой антитоп.
Что у нас аналогично противоположно радуге? Абсолютно чёрное тело, могила для фотонов всех длин волн. Моё мнение тут однозначно – штоб так не писать. Амирам, они обидятся.
- Ну и что делать? На обиженных воду возят.
- Они тебе отомстят, и скажут, что ты графоман.
- Я и сам это знаю.
- Они таки поставят тебе потом нули!
- Пусть ставят. Если напишу говённый стишок, то так мне будет и надо. 
Леонид Терех. наше с ним
http://stihi.ru/2003/10/02-1317
Складный стишок, на первый взгляд. Автор неизменно неплохо оценивается на конкурсе. Но мне сдаётся, что стихи эти плохи, и оценены с большущим авансом. Нехорошее просторечие, эстетически провальный новояз, безмыслие, и плюс ко всему, «бардовская» интонация. Когда провинциальный инженер в свитере, с гитаркой, махнув пару стопок, вдруг берёт тебя, незнакомого прохожего, за пуговицу, и начинает грузить, обращаясь на «ты», дыша прямо в лицо перегаром, говоря что-то вроде: «бля, старик, да пошло оно всё в жопу, ну ты понял, да?  Все бабы суки, а мы с тобой счас дёрнем, да»?  В 70-е это бы показалось оригинальным. Сейчас смотрится мало анахронизмом, ещё и не умилительным ни капли.
Сначала злые и дерзкие клыки матеряться и лезут в драку. Видимо, друг с другом.
Потом стена над горшком вымазывается чем-то то ужасным, и начинается пускание слюней, что наводит на мысли о всяких нехороших синдромах, вроде болезни Ангельмана, а вовсе не о милом ребёночке. Это ещё не всё. У нас на очереди кудлатая тень Карабаса с рубанком, то есть с явным аксессуаром папы Карло. И вполне убогий конец. Резюме тут такое – само по себе наличие внука может вызвать у растроганного дедушки плохой стишок. Но вот выкладывать его на конкурс совершенно не обязательно.
Светлана Ширанкова "Билет до Вавилона"
http://stihi.ru/2006/11/07-2409
Увы, нагромождение неизящных образов, не связанное никакой линейной мыслью.
Кофейное безумие? Вообще отравление кофеином может вызывать спутанность сознания. Но на безумие это не тянет. Если хорошенько обдолбаться кофеином, и придти в кассу, требуя билет на просроченный рейс, то ничего, кроме вызова неотложки, тут не произойдёт. Строчка как будто написана небезизвестным магистром Йода – инверсии, неоправданные ничем, превратили её практически в комическую фразу. И махровейшая, просто кондовейшая тривиальность. Милого нет! Расчлените меня! Нафиг мне сердце! Оно болит! Милого нет ни в одном городе! Явно, он удалился в совхоз. Это повод клянчить у невидимки курево и выпивку. Невидимка хорош тоже- мало того, что у него парез кисти, и она у него сжата в горсть, этот герой исхитряется играть этой сведённой судорогой кистью на гитаре! А в горсти этой что? Крик, скажете? Ни фига. Беззвучный крик, вот правильный ответ. Ну, явно наш человек. Что же он играет? Скажете, солнышко лесное? Ничего подобного. Что же ответил этот вусмерть пьяный невидимка? А вот что: Б-г подаст. Б-г, говоришь? Тут выясняется пол лирического героя. Он мужик. Хотя до того издавал чисто дамские вопли. Но погодите – в последнем катрене нас ждёт отменный набор жутких девачковых штампиков! Наш мужик-герой, горюя о любимой (я надеюсь), той, что удалилась таки в совхоз, принимается возводить набившие оскомину чужие миражи и резаться розовыми стёклами. Но тут выясняется, что он не одинок! Он, оказывается, настолько пресытился соитиями, что они перестали его спасать, плюс ещё и пьёт коньяк. Как губка!  Неплохо, чёрт возьми. Только любимая в совхоз, а он тут же – развратничать и напиваться. Стыд-то какой! Все мужики сами знаете кто. И, наконец, он едет в Вавилон, чтобы окончательно погрузиться в сакральный блуд.
Резюме – стихотворения тут нет, а есть нечто зарифмованное, причём довольно-таки посредственно.
Наталья Жердецкая После каждой любви
http://www.stihi.ru/2008/06/09/2658
Это стихотворение – как галлюцинация патологоанатома, попробовавшего мескалину. Безусловно, это бед трип. Сначала ветеринары садисты вскрыли брюхо, предположим, кабану, и насовали, не без изысков, внутрь бинтов. Зачем? А щоб було.  Потом, без всяких преамбул, появляется любвеобильная дамочка, которая без устали выходит замуж, разводится, меняет паспортные данные и съезжает с квартир.  Опознавательный знак – у её виска есть дыра. Которую она зашивает! Видимо, дыра в шляпке. Потом облако-кабан, ещё живое, хоть внутри его насованы бинты, и идёт разлитой перитонит, да такой, что серозный выпот стал пениться, появляется снова. Наша брошенка суёт в брюхо кабана палец, раздаётся взрыв – видимо, пошла жуткая химическая реакция. Дальше становится интересно. Наша брошенка, оказывается, наркоманка. Причём конченная, на системе. Вены у неё убитые. Понятное дело, что мужья её долго не терпят. Мало того, что не терпят, при каждом разводе они выбивают ей глаза напрочь. Но нанотехнологии шагнули так далеко, что искусственные глаза производятся вовсю, и продаются на базаре в развес. Видимо, гостями с юга, по соседству с баклажанами и укропом. Приходит, ощупывая стены, любвеобильная наша наркоша на базар, и говорит: дайте пару глаз! На, вазми, дарагая. Та вставляет, и идёт дальше, прозревшая. Потом думает – а не заменить ли ей ещё и вены? А почему бы и нет? Колоться же надо хоть куда-нибудь! Дайте ещё штук 10 вен! Вазьми, красавыца!   Жизнь, вроде налаживается, но вот незадача – ей ещё и ресницы выщипывают. (Бывают же дамы с тяжёлыми судьбами). А пришивает она их деревянной иглой. Почему ей не дадут железную? А она же наркоманка. И как только ей дают железную, она воображает, что это шприц и айда колоться – живого места просто не остаётся.
Резюме – это очень плохие стихи, которые лучше никому не показывать.





PS. В настоящее время проходит февральский конкурс 2012. Любой автор, выполнив все условия нашего конкурса, может разместить на нём свою заявку здесь:
 http://stihi.ru/2010/03/15/3056

Для авторов,которые пишут стихи для детей, есть специальная страничка по этой номинации:
http://www.stihi.ru/2010/11/03/8488

Для авторов, которые пишут в строчку или не любят рифмовать:
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6305
http://www.stihi.ru/2010/04/07/6481

Для авторов, сочиняющих песни:
http://www.stihi.ru/2011/03/23/2105


Пока лидерами после четырёх обзоров являются следующие авторы:

Сергей Пагын http://stihi.ru/2009/09/22/3287      о        (13)         66 баллов
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/10/01/1527       о,о    (13)   гр       66 баллов
Собачья Роза(Ирина) http://stihi.ru/2010/11/10/4995   о   (13)   гр       66 баллов
Антип Ушкин http://www.stihi.ru/2009/11/10/175     о,о,о    (13)    гр     66 баллов
Игорь Царёв http://www.stihi.ru/2011/05/19/2573     о         (13)       66 баллов