Душа необъяснимая

Александр Савостьянов
Душа впотьмах – неясная! –
Есть чистая,
Есть грязная,
Есть мрачная,
Есть страстная! –
До глубины души.

– Ты где сейчас, счастливая? –
Не спит душа ревнивая.
Сгорит душа стыдливая
За наши все грехи!

Душа – натура битая –
Стремится в дверь открытую,
Сшибая дверь закрытую
На ключ и на крючок…

Заткнись, душонка лживая! –
Хамит душа глумливая.
Дрожа, душа пугливая
Защёлкнула замок.

Молчит душа покорная
Про то, как души чёрные
Схватили душу вздорную
И потащили в ночь…

Разит душа звериная
Укусами змеиными.
Не зря душа невинная
Уходит тихо прочь.

Вся под засохшей коркою,
Душа – порочно чёрствая –
Тревожит душу мёртвую,
Хватая через край.

Душоночка убогая
Прикинулась безногою,
Святою недотрогою
Вползти пытаясь в Рай.

Прости, душа немилая…
Постылая! – Прощай!

Прощай, душа дремучая,
Глухая, но живучая…
Ты, как крапива жгучая,
Всегда была чужой!

Ты где сейчас, родимая? –
Душа неуловимая
Широкою душой!..

Проснись, душа незримая! –
Душа необъяснимая! –
Поговори со мной!..





Театр. Сцена. Роль. Обзор: http://www.stihi.ru/2012/02/15/8195
Арабский Алфавит - ИЛЬДАР ХАРИСОВ

Театр – благодарная тема для поэтов. Правда на сцене рядится в "неправду", в игру, а дважды два никогда не дают четыре – иначе это не театр. Есть где проявиться фантазии, юмору, сарказму, показать глубокие чувства, рассказать о трагическом – и в то же время смягчить пафос ссылкой на "невзаправдошность", "понарошность", театральность.
Интересно использование стиля Некрасова. Правда, я запутался: кто кого куда потащил, кто кого тревожит? Почти в каждой строчке – слово "душа". Души имеются в виду явно разные, но уже на четвертой строфе все они для меня слились в одну массу. Поэтому я бы не сказал, как автор в финале:
"Проснись, душа незримая! –
Краса неповторимая…
Душа необъяснимая! –
Поговори со мной!.."
Мало того, что я уже не знаю, какая из перечисленных выше душ вдруг обернулась красой неповторимой, есть еще и опасение, что "необъяснимая душа" не сможет со мной внятно объясниться – я ее просто не пойму.
Если такая путаница (в театре вполне возможная) имелась в виду как авторский замысел, нужно было сделать еще "сюрнее", еще абсурднее, чтобы стих уже четко читался как юморной. Пока же – на грани пародии. Еще не пародия, но уже не серьезный стих.


Итоги. Опнем всем миром. Занавес (Единомышьленники) http://stihi.ru/2019/05/31/3337