3. Классификация рифм по звучанию

Творческая Мастерская Алкоры
Из   http://www.stihi.ru/2011/09/16/3374

Разбираем следующий способ классификации рифм – по звучанию и родственным отношениям. 

1. Классификация рифм ПО ЗВУЧАНИЮ.

Эта классификация разделяет  рифмующиеся слова по степени их звукового сходства в рамках понятия  "точные и приблизительные рифмы".  Понятие это довольно размыто. Совершенно ясно, что таких общих понятий, как "точная рифма" и "приблизительная рифма", явно недостаточно, ведь  степень "точности" или "приблизительности" различных рифмующихся слов бывает очень разной.

1.1. ТОЧНАЯ РИФМА - общее название рифм с полным соответствием послеударных окончаний в словах. В отличие от графических рифм (сходных по написанию), здесь подразумевается как графическое, так и звуковое сходство.
Сеть – мечеть, гроза – слеза, лик – старик, жареный – подаренный, ноль – позволь, едко – метко, резче – хлестче, око - дока…

Среди них особое место занимают
1.1.1. СЛОВА-БЛИЗНЕЦЫ - слова, практически полностью совпадающие по звуковому составу и образующие между собой рифмы максимально высокой степени точности.
Из слов-близнецов состоят абсолютные рифмы и близкие к ним: потомки-потёмки, ложа-лёжа, блуза-блюза, томен-тёмен; убор - упор, избушки - из пушки, кидая- Китая, морс- мёрз... В качестве таких слов могут выступать и сходно звучащие паронимы: топор - тапёр, граблю- грабли..

1.1.2. АБСОЛЮТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением предударного согласного (твёрдый в одном слове и мягкий в другом).
Слог – слёг, завяленный – заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило, блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - тёмен, слыть - слить, выселится - виселица, клон - клён..

Чернилами я не марал бы пальцы,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица за пяльцы,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Вперёд одна в надежде томной
Не жди меня средь ночи тёмной.
(А.С. Пушкин)

Уважаемые товарищи потомки!
Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потёмки,
вы, возможно, спросите и обо мне.
(В. Маяковский)

Помимо абсолютных рифм к точным рифмам относятся еще РОДНЫЕ, ГЛУБОКИЕ и БОГАТЫЕ рифмы.

1.1.3. РОДНАЯ РИФМА - точная рифма, наиболее созвучная на слух:

- рифмы с полным совпадением клаузул: пасть - масть, сок – обмок, клей – смелей…
- объективные акустические рифмы: готово - стального, конечно - успешно…
- рифмы с одинаковой безударной гласной в клаузуле: лето - карета, новый – подковой, узел - контузил…

Чудная картина,
Как ты мне родна…
Белая равнина,
Полная луна…
(А. Фет)

1.1.4. ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги.
Вода - провода, полей - тополей, бывать – забывать, пора - топора, попей - эпопей, мотив - локомотив, хожу - нахожу, полам - пополам, лаборатории - об оратории, этический - поэтический...
В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!
(А.С. Пушкин)

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему…
(Н.А. Некрасов)

1.1.5. БОГАТАЯ РИФМА - сочетание рифмующихся слов с совпадением опорных предударных звуков. Чем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма.
Раб - араб, буду - позабуду, чары - янычары, дядья - бадья, ведь - медведь, клоп - циклоп, живая - призывая, мир - кумир, взор - позор,
волен - доволен, друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорога, тятя - дитятя...

Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
(Ф.Тютчев)

Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)

К приблизительным рифмам относятся все остальные рифмы.

1.2. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ РИФМА - это обобщённое название различных неточных рифм; рифма из слов с полным или частичным звуковым несоответствием их послеударных окончаний. О неточных видах еще будет разговор далее. А теперь перейдем к классификации рифм по родственным отношениям.
 
           Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/10/05/2469