2. Классификация рифм по объёму

Творческая Мастерская Алкоры
Из http://www.stihi.ru/2011/09/11/1981

Сегодня поговорим о другом способе классификации рифм – по объему или, что то же самое, - по количеству слогов. В этой главе, как и в предыдущей, мы опять будем пока только лишь наводить некоторый порядок в наших головах в отношении рифм. Но это вовсе не так бесполезно, как кажется на первый взгляд.

Классификация рифм по объему вам всем уже хорошо знакома из моих статей «Все о строфе». Эта классификация  имеет самое непосредственное отношение к способу построения МОДЕЛИ СТРОФЫ, она  имеет два названия,  одно из которых  вам уже хорошо знакомо: рифма  мужская, женская, дактилическая.
В главе http://www.stihi.ru/2011/08/26/2612 мы эти вопросы уже разбирали.

Кстати, я только что употребила здесь еще один стиховедческий термин – рифмовка.

РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихах, их взаимное расположение. Существуют 5 основных типов рифмовки: перекрёстная, смежная, кольцевая, холостая и смешанная.

Рифмы, образованные вышеперечисленными способами рифмовки, носят одноимённые названия, но об этом чуть позже. А пока – о классификации рифм по объему или ПО ЧИСЛУ СЛОГОВ.

Число слогов в этой классификации   отсчитывается, начиная  от ударного слога слова (он – первый), и далее – до конца слова, в зависимости от того, сколько еще БЕЗУДАРНЫХ слогов стоит после ударного.
Вариантов немного, часто употребляемых  – всего три. Начнем по порядку.

1. ОДНОСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов, в которых ударный слог - последний. Второе название – МУЖСКАЯ РИФМА.
Раз – джаз, стог – слог, волк – толк, мил - хранил, меч - течь, дожди - иди, торг - восторг…

Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
(М.Ю. Лермонтов)


В наш век таков иной поэт.
Утратив веру юных лет,
Как нищий старец изнурён,
Духовной пищи просит он.-
(Яков Полонский)

Немного забегая вперед, поведаю об истории названия МУЖСКАЯ РИФМА.
Термины "мужская рифма" и "женская рифма" перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из средневековой французской поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как в словах мужского рода, соответственно, такое окончание отсутствовало. Например: муха (ж.р.) - mouche , слон (м.р.) - elephant. Тогда же во французской поэзии и возникла традиция чередования в строфе для разнообразия мужских (слов мужского рода с ударением на последнем слоге) и женских окончаний (слов женского рода с ударением на предпоследнем слоге). К концу 17 века звук "е" на концах слов перестал произноситься, но остался на письме (как "e немое"), став своеобразным атавизмом. Т.о., чисто акустически (на слух) слова женского и мужского рода в современном французском языке стали односложными, но графически слова женского рода имеют на один слог больше. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге.

2. ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – ЖЕНСКАЯ РИФМА.
Новый – готово, горы - взоры, радость - младость, верю - потеря, здравый - славой, безоружный – нужно, тихо - лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…

Есть речи - значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

(М.Ю. Лермонтов)

До середины 18 века русская силлабическая поэзия была построена только на женских рифмах. Эта традиция возникла под влиянием польского стихосложения и не учитывала различия и особенности русского и польского языков. Конец засилью женских рифм был положен реформой Ломоносова-Тредиаковского, "постановивших" использовать в русских стихах женские и мужские рифмы попеременно. В европейской литературе исключительно женскими рифмами оперирует только польская и итальянская поэзия - в силу специфических свойств своих языков (где ударения слов на предпоследнем слоге).

3. ТРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на третьем слоге от конца. Второе название –ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА.

 Понапружился - понатужился, радуга – надолго, Греция - Венеция, розовый – берёзовый, крутится – беспутица…
Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…

О вы размеры старые,
Захватанные многими,
Банальные , дешёвые
Готовые клише!
Звучащие гитарою
И с рифмами убогими -
Прекраснее, чем новые,
Простой моей душе.
( И. Северянин)

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов)

Термин "Дактилическая рифма" произошёл от трёхсложного стихотворного размера - дактиля (100), состоящего из одного ударного и последующих двух безударных слогов. Так, слова "пение", "родина", "особенный", "вечером" в силу своей трёхсложности уже сами по себе являются одностопными дактилями.

Дактилическая рифма с давних времён широко применялась в русских народных песнях и былинах, поэтому вплоть до конца 18 века считалась неблагородной и не пригодной для лирики высокого стиля. Такому отношению к дактилической рифме способствовало и влияние европейской поэзии, где дактилические рифмы были не в ходу. Первые примеры дактилических окончаний появлялись у русских поэтов в подражаниях народному эпосу и фольклору. В высокой лирике дактилическая рифма получила признание только в 19 веке - сначала благодаря творчеству Жуковского, а позже и других поэтов. Но особенно часто дактилической рифмой пользовался Н.А. Некрасов, прочно закрепивший трёхсложные клаузулы в русском стихосложении. Невероятно, но факт: в стихах А.С. Пушкина вообще нет дактилических рифм.

4. ЧЕТЫРЁХСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на четвёртом слоге от конца.
Второе название – гипердактилическая рифма.
Суженными - жемчужинами, божественная - естественная, свидетельница – благодетельница, заночёвывая – приторговывая…

Стоят серебряными блюдечками
Кувшинок мокрые цветы
Иду, помахивая удочками,
На обомшелые плоты.
(Г. Шенгели)

Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает...
(А.С. Пушкин)

5. ПЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на пятом слоге от конца. Второе название – ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА.
Тиражирование – цитирование, удивляющаяся – скитающаяся, исследование – проповедование…

Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий...
От луны лучи притягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются...
(В. Брюсов)

Снег сетями расстилающимися
Вьет над днями забывающимися...
(Валерий Брюсов)

6. ШЕСТИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на шестом слоге от конца.Второе название – СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА.
Жульничающие – богохульничающие, трапезничающий - ябедничающий...

7. СЕМИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма из слов с ударением на седьмом слоге от конца.
Второе название – СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА. В поэтической практике не применяется.
Рассекречивающиеся – увековечивающиеся, выгравированные - выдрессированные,
оглядывающиеся - отгадывающиеся, вырисовывающимися - разочаровывающимися...

Ветви тёмным балдахином свешивающиеся,
Шумы речки с дальней песней смешивающиеся...
(В.Брюсов)

8. ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов с ударением на восьмом слоге от конца. Второе название – СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА.
В поэтической практике не применяется.

Выдрессировавшиеся - выгравировавшиеся....

9. ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название – СУПЕРГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА.
Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиеся.
В поэзии не применяется.

           Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/10/01/2560