Путешествие в страну ритма. Глава 4. Трёхсложники

                                  В Главу 3-а о ПЕОНАХ: http://www.stihi.ru/2012/02/02/3335

                 Здравствуйте, друзья!

Кто испугался ПЕОНОВ, может на эту территорию вообще не заходить и оставаться неучем (Шучу, конечно же!).

Постараюсь нежно под ручки ввести дорогого читателя в курс дела.
Но прежде всего напугаю вас масштабом бедствия.

Существует 24 (!!!) возможных варианта разновидностей стоп в трёхсложниках.

«Как же так? – спросите вы. – Откуда так много?»

Да не пугайтесь вы так!!!

Вспомните, сколько вариантов было в двухсложниках – ЯМБЕ и ХОРЕЕ ?
По ЧЕТЫРЕ в каждом.
Причём, ПИРРИХИИ (о0 и 0о) формально одинаковы в ЯМБЕ и ХОРЕЕ, так что вариантов уже не 4 + 4 = 8, а 8 – 1 = 7 .
Вот то-то и оно!

Многие из разновидностей стоп трёхсложников так же одинаковы, как пиррихии в ЯМБЕ и ХОРЕЕ.
Существование же некоторых других – возможно лишь теоретически, т.к. на самом деле с частью из них мы сталкиваемся крайне редко, а другая часть стоп не встречается вообще. 
Для некоторых типов стоп мне даже не удалось найти примера, и я надеюсь в этом на помощь читателей.

Так что пока будем считать мою таблицу трёхсложных стоп эдакой «Таблицей Менделеева», в которой предсказаны некоторые элементы, пока не открытые в природе. Названия для них мною уже придуманы. Осталось только встретить их в реальной жизни или специально смоделировать.

НО НАЧНЁМ С САМОГО НАЧАЛА.

Чистых трёхсложников в природе существует ровно три (как пеонов – четыре, а двухсложников – два). Но на этом их сходство и кончается:

Итак, знакомьтесь:

                                    ЧИСТЫЕ ТРЁХСЛОЖНИКИ

1) ДАКТИЛЬ:          1оо

    ДАКТИЛЬ – это трехсложная стопа с ударением на 1-м слоге (схема стопы дактиля: 1оо), а в стихе в целом (в классическом варианте) – с ударением на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т. д. слогах.

          Тучки небесные, вечные странники. (М.Ю. Лермонтов)
          1оо 1оо 1оо 1оо
 
(Если кто-то забыл, напомню ещё раз о том, как правильно делить строку на стопы. Если раньше в ЯМБЕ и ХОРЕЕ мы имели дело с ДВУХСЛОЖНЫМИ стопами и делили строку на отрезки длиной по 2 слога, то сейчас в стихах, написанных ТРЁХСЛОЖНОЙ стопой, мы будем делить соответственно строки на составные части по ТРИ СЛОГА. При этом не забывайте, что стопа не всегда совпадает с границами слова. Она может разбивать слово на части,  может отделять и заимствовать слоги от других слов, может сливать слова, состоящие из одного слога и т.д.

          тУч-ки не-бЕс-ны-е, вЕч-ны-е стрАн-ни-ки
          1оо 1оо 1оо 1оо
          Тучки не/бесные, /вечные /странники

1-я стопа:  включает слово «тучки» + 1-й слог от слова «небесные» = туч-ки не
2-я стопа: бЕс-ны-е (т.е. слово «небесные» без первого слова)
                  и т. д. по ТРИ СЛОГА в каждой стопе.

Да, кстати, наш пример, приведённый выше, – это как раз ЧИСТЫЙ классический дактиль. Но, внимание!  Потому и чистый, что в строке 4 слова и 4 стопы. И откуда взяться трудностям?
 
А теперь обратите внимание на окончание. Оно – ДАКТИЛИЧЕСКОЕ.
И так называется именно потому, что целостопный ДАКТИЛЬ обычно так и заканчивается – двумя безударными слогами.

(Здесь можно чуть-чуть отвлечься и попробовать аналогично назвать
 
МУЖСКУЮ РИФМУ (окончание) – ЯМБИЧЕСКОЙ, т.к. чистый ЯМБ не имеет в окончании  безударных слогов (= заканчивается на ударный слог) (о1 о1 о1 о1…), а
ЖЕНСКУЮ РИФМУ – ХОРЕИЧЕСКОЙ (1о 1о 1о 1о …).


2) АМФИБРАХИЙ:        о1о

    АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на 2-м слоге (схема стопы амфибрахия: о1о), а в стихе в целом – на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т. д. слогах.

          Последня/я тучка/ рассеян/ной бури… (А.С. Пушкин)
             о1о  о1о  о1о  о1о

3) АНАПЕСТ:           оо1

    АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на 3-м слоге (схема стопы анапеста: оо1), а в стихе в целом – на 3-ем, 6-ом, 9-ом, 12-ом и т. д. слогах.
    (Кроме этого, на 1-ом слоге часто бывает СВЕРХСХЕМНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ударение, позволяющее сделать порой звучание стиха более ярким.)

    Анапест, как правило, выделяется длинной строкой. Он певуч и мелодичен.

          Василько/вая неж/ность в глазах… (Е. Ватолина)
            оо1 оо1 оо1

          Чистый трёхстопный анапест.


Ну, что? Затруднительно искать или писать чистые трёхсложники? Конечно, непросто. Это как самого себя загонять в искусственные рамки. Использование односложных слов практически исключено, двухсложных – тоже проблематично. Если есть двухсложное слово, рядом придётся придумать для равновесия четырёхсложное. Помните примеры чистых пеонов из прошлой главы?

При сочинении трёхсложников нам, наверное, захочется применять и односложные слова, и двухсложные, которых так много существует, тем более.

То, что ОДНОСЛОЖНЫЕ слова не создают никаких проблем в безударных позициях, а просто несут на себе СЛАБЫЕ ударения, вы уже, видимо, усвоили из пройденного.

А вот КАК ПОВЕДУТ СЕБЯ ДВУХСЛОЖНЫЕ слова, попав в характерную для всех трёхсложников безударную позицию «оо» между двух ИКТОВ, т.е. между двух ударных слогов, – на этот своеобразный ПИРРИХИЙ?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ниже 2 примера с разными позициями ударения 2-х сложного слова в трёхсложнике и постараемся объяснить, почему одна позиция предпочтительнее другой.

Пример сконструирован специально для меня покойным Евгением Какузиным.

        Итак, ТРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ:

        1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ
             (+о)1  (+о)1  оо1                           
В данном примере и сильные (1), и полусильные (+) ударения на месте. Двухсложное слово «очень» попало между двух ИКТОВ и несёт верное ударение на первом слоге – на букве «о».

А вот здесь, извините:

        2) Когда тЫ почтИ лЮбишь менЯ
             (о+)1  (о+)1   оо1
В данном примере мы наблюдаем два ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ. Если мы захотим сохранить ритм анапеста без изменения, нам придётся слово "когД" прочитать как "кОгда" (узнали?), а "почтИ" прочитать как "пОчти" ("пОчки" какие-то), т. е. читать по такой схеме:

         кОгда тЫ пОчти лЮбишь менЯ
          (+о)1  (+о)1   оо1

Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то аналогичное строке из первого. К слову сказать, "кОгда" почти всегда "лечится" заменой на "Если".

Подобная группа слов, состоящих из двух слогов и находящихся в безударных позициях, преследует всех сочинителей трёхсложников и ставит им коварные подножки. Какие?

А вот какие:

Если двухсложное слово целиком оказывается в безударной позиции МЕЖДУ двумя ИКТАМИ (т. е. между двумя ударными слогами), то начинает действовать «закон постоянного тока», ЗАКОН «БАТАРЕЙКИ», если хотите.
     Нельзя путать полярность (включать  (+) в (–) и наоборот): в лучшем случае устройство не будет работать, в худшем – ПЕРЕГОРИТ.
        О! Сколько стихов «пережгли» неаккуратные сочинители!!!

В чем же этот «закон» заключается?

А вот в чём:

Если двухсложное слово имеет ударение в ПЕРВОЙ позиции (1 о), – всё в порядке – его можно спокойно вставить на место этих двух нулей.
А вот если во второй (о 1) – исключено. Не впишется! Сломается!

Помните у В.В.Маяковского:

«Начнёшь это слово в строчку всовывать,
а оно не лезет – нажал и сломал»

Многие ли задумывались, в чём тут дело? А всё очень просто.

Как стопа ЯМБА в ХОРЕЕ недопустима – два ИКТА следуют подряд друг за другом, и непонятно, кто же из них ИКТ, – так и в данном случае:
В варианте (о1) мы будем иметь в строке два ИКТА подряд. УДАРЕНИЕ в двухсложном слове на ВТОРОМ СЛОГЕ ВРЕДИТ идущему следом за ним ИКТУ.
   
Например: оо1 оо1 (о1)1 оо1 – в третьей стопе два ИКТА РЯДОМ, иначе не скажешь.

А проще объяснить так. Перед ИКТОМ обязан быть безударный слог или пауза (цезура), чтобы подготовить к восприятию ИКТА наш слух. Если перед ИКТОМ находится односложное слово, его ударение подавляется, становится слабым и не мешает следующему за ним сильному ударению – ИКТУ (как затакт в музыке).

А в случае же наличия в предыдущей стопе двухсложного слова, построенного по схеме (о1), перед ИКТОМ возникает ударный слог, требующий после себя цезуры, паузы, что в крайнем случае возможно, но нежелательно.

Если же двухсложное слово построено по схеме (1о), то перед ИКТОМ будет безударный слог, и  ВСЁ В ПОРЯДКЕ.

В случае наличия двухсложного слова в «безударном промежутке оо», его ударение можно назвать побочным ИКТОМ или ИКТОМ второго уровня, или слабым ИКТОМ.

Тот же пример: оо1 оо1 (1о)1 оо1 – Побочный ИКТ в третьей стопе следует ЗА ОСНОВНЫМ ИКТОМ второй стопы, является СЛАБЫМ ударением, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ ЗА СИЛЬНЫМ, и – никаких проблем.

Нарушение указанного правила я называю «ПОЛУРАСПАДОМ УДАРЕНИЯ», подчёркивая тем самым, что  явление это не такое опасное, как распад ударения в двухсложниках. Правда, на слух его обнаружить труднее, особенно у себя в стихах.

                                   ПОДВЕДЁМ ИТОГ

ПОЛУСИЛЬНОЕ ударение, связанное с ОДНОСЛОЖНЫМ словом является СЛАБЫМ, а при желании и вовсе ИГНОРИРУЕМЫМ. А вот в ДВУХСЛОЖНОМ слове оно не такое уж и слабое и проигнорировать его нельзя, и стоя в позиции перед ИКТОМ, оно просто испортит всё дело, став СИЛЬНЫМ и НЕ НА МЕСТЕ. Вот после ИКТА – пожалуйста, сколько угодно!

А какие ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают проблемы? В группу риска входят двухсложные союзы, местоимения, наречия, т.е., по сути дела, – слова, которые, не требуют, на первый взгляд, особого внимания к себе. Вот авторы и произносят их почти без ударения, не совсем внятно или, того хуже, – вообще с неправильным ударением. В результате появляются эти нелепые "кОгда", "Ещё", "пОка", "пОчти", "свАи"(своИ), "мАи" (моИ), "мЕня" (менЯ) и т. д.
 
У них у всех, к сожалению, ударение падает на второй слог и часто придумать им адекватную замену просто невозможно. Припомните! Наверняка у себя найдёте хоть один такой «ляп», если когда-либо писали трёхсложниками.  Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена "беда" многих сочинителей.

А вот вообще замечательный пример с предлогами:

               МИр (вокруг) нАс чудесАми, загАдками вЕет -
                1(о+) 1оо 1оо 1оо 1о
               НАм не укАз мудрецЫ, а тем бОлее И ТимофЕи!
                1+0 1оо 1++ 1оо 1оо 1о
               НО (спустя) гОд, или двА, мы, глядИшь, поумнЕем –
                1(о+) 1+о 1+о 1оо 1о
               ЧЕсть воздадИм мудрецАм!.. И цветЫ – ТимофЕю!
                1оо  1оо 1+о 1оо 1о

Ну, как вам эти "вОкруг" и "спУстя"?

Неаккуратное обращение со словом, не правда ли? А ведь будь перед вами существительное или глагол, вы бы не допустили к ним подобного отношения.


                                              ПРАВИЛО

Итак, запомним! Полусильное ударение ДВУХСЛОЖНОГО слова, стоящего МЕЖДУ ИКТАМИ в ТРЁХСЛОЖНИКЕ должно иметь ФОНЕТИЧЕСКОЕ ударение на ПЕРВОМ СЛОГЕ, и только на нём.
КТО НЕ СОГЛАСЕН или не до конца понял, пусть запомнит это как аксиому, не требующую доказательства, хотя я, вроде, выше всё уже доказал.


                                                 *   *   *


Итак, первые три ЧИСТЫЕ трёхсложные стопы мы разобрали и усвоили.
Теперь следуют стопы, которые порождаются полусильными ударениями, связанными с односложными и двухсложными словами.

Перед рассмотрением этих стоп надо оговориться. Традиционно (можно встретить во многих источниках) нижеследующие стопы описываются, например, так:
 
амфимакр:   _U_   , где

_  – ударный слог (?!)

U – безударный (!?)

То есть при таком обозначении  есть деление ТОЛЬКО на УДАРНЫЕ и БЕЗУДАРНЫЕ слоги, но ОТСУТСТВУЕТ ДЕЛЕНИЕ на СИЛЬНОЕ и СЛАБОЕ у УДАРЕНИЙ. (Прошу не путать эти понятия между собой.)
Значит, исходя из этих обозначений, наши должны выглядеть так: 1о1, что абсурдно, т.к. двух ИКТОВ в одной стопе быть не может.

Ниже мы будем исходить именно из этого положения и заменять 1 на  +  (ИКТ на слабое ударение) там, где нужно. То есть наша таблица условных обозначений пополнилась и будет выглядеть так:


                                 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1   – ИКТ (ударный слог)
о   – безударный слог (соответствует на клавиатуре маленькой букве "о")
0   – пропущенный ИКТ (= там, где должен быть ИКТ, но он пропущен) (соответствует на клавиатуре цифре 0)
+   – слабое дополнительное ударение, не определяющее ритмический рисунок.

Прошу обратить внимание, что обозначения "0" и "о" отличаются по высоте и соответствуют на клавиатуре цифре 0 (в первом случае) и маленькой букве "о" (во втором случае).


4) АМФИМАКР (1о1)

Ну, что? Вам удивительно? Похоже на двухстопный ХОРЕЙ с мужским окончанием? Вот и я о том же. Я считаю, что недопустимо таким образом изображать АМФИМАКР, потому что получается, что в одной стопе два ИКТА, чего быть не может. Одно из ударений просто обязано быть слабым.

Но в таком случае обязано существовать  ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ АМФИМАКРА:  (1о+)  и  (+о1).

 Знакомьтесь:

4.1. АМФИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ (1о+)
       Нетрудно догадаться, что, так как за ДАКТИЛИЧЕСКИМ АМФИМАКРОМ следует ИКТ следующей стопы, это слабое ударение может быть связано ТОЛЬКО с ОДНОСЛОЖНЫМ словом.

             КАк же счастлИво я прОжил, друзьЯ! 
             1+о ( 1о+) 1оо 1   – вторая стопа – ДАКТИЛИЧЕСКИЙ АМФИМАКР.

4.2. АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ (+о1)
       Совсем другое дело. Здесь полусильное ударение может быть и на односложном слове, и на двухсложном, но с фонетическим ударением в первой позиции:

        Пример 1:

             НичегО /не придУ/мать молчА/нья умЕст/ней
                оо1       (+о1)         оо1                 оо1           о    – вторая стопа – АНАПЕСТНЫЙ АМФИМАКР.

        Пример 2:

               Просто пЕс/ни не стА/ло, а звУ/ки слышнЫ
                    (+о)1         о+1           о+1          оо1   – в первой стопе двухсложное слово «прОсто». Оно прекрасно вписалось в АНАПЕСТНЫЙ АМФИМАКР.

5) ТРИПОДИЙ (о11)
     «А это уже ни в какие ворота! – скажете Вы. – Два икта подряд в одной стопе!!!» И будете абсолютно правы. И значит хорошо я вас учил.
     Действительно, в такой постановке это просто бред. Но вот заменяем одно из ударений на слабое, и уже вполне терпимо. Знакомьтесь:

5.1. ТРИПОДИЙ АНАПЕСТНЫЙ  (о+1)
       Анапест с односложным словом во второй позиции и никаких двух ИКТОВ рядом.

             Просто пЕс/ни не стА/ло, а звУ/ки слышнЫ
                  +о1          (о+1)         (о+1)         оо1   – во второй и третьей стопе АНАПЕСТНЫЙ ТРИПОДИЙ, как видим.

      А пример этот мы только что рассматривали по поводу первой стопы, где АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ имеет место быть.

      И вот вопрос, как классифицировать такую строчку, если она первая в стихе? Вполне можно сослепу принять за ХОРЕЙ – 1о1о1… а дальше рядом ещё ИКТ, и мы в замешательстве.
      Ну, ничего! Методику распознавания метров с первого взгляда мы изучим позже (перед ЛОГАЭДАМИ).

5.2 ТРИПОДИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ  (о1+)
      Амфибрахий с односложным словом  в третьей позиции или с двухсложным словом между стопами (о1(+ о)1о …)

     Пример 1:

            СгущЕни/е тьмЫ и /вот тЫ о/бестОчен…
                о1о       (о1+)           +1о          о1о

   
Пример 2:

        Из сЕрдца/ тебЕ я /дарЮ лу/чик свЕта.
        +1о              о1+        о1(+       о)1о
                 Слово  «лУчик» (между третьей и четвёртой стопами), как раз иллюстрирует второй случай, а вторая стопа – первый.

6) АНТАНАПЕСТ (11о)
    Сразу распишем его, как положено:

6.1 АНТАНАПЕСТ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ (1+о)
       Двухсложное слово внутри стопы ДАКТИЛЯ с фонетическим ударением на первой позиции, либо односложное слово на второй позиции в стопе ДАКТИЛЯ.

       Пример 1:
              ЗнАю роднУю МосквУ, как, пожАлуй, никтО.
                  1оо 1оо (1+о) 1оо 1   – В третьей стопе ДАКТИЛИЧЕСКИЙ АНТАНАПЕСТ

       Пример 2:
              ЗнАю роднУю МосквУ нашу тАк, как никтО.
                  1оо 1оо (1+о) 1+о 1   – В третьей стопе двухсложное слово с ударением в первой позиции «нАшу», да и четвёртая стопа – тоже ДАКТИЛИЧЕСКИЙ АНТАНАПЕСТ, но из первого примера.

6.2 АНТАНАПЕСТ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ (+1о)
      Односложное слово в первой позиции стопы АМФИБРАХИЯ, и только (!!!)

       Пример 1:
               Но мИр твой всё бОльше сужается в точку.
                  +1+               (+1о)       о1о      о1о

7) ТРИМАКР(111)

7.1. ТРИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ – (1++)
       Стопа ДАКТИЛЯ с двумя односложными словами или даже тремя односложными словами, одно из которых является главным и пришлось на ИКТ

       Пример 1:
               ЧтО же с тобОй сотворИли? ЗачЕм и за чтО?
                   1+о            1оо                   1оо      (1++)  1

       Пример 2:
            ЗнАю москОвскую  жИзнь, как, быть мОжет, никтО.
           1оо 1оо (1++) 1оо 1   –  третья стопа состоит из трёх односложных слов, главное из которых «жИзнь», естественно – классический пример.

 7.2. ТРИМАКР АМФИБРАХИЧЕСКИЙ (+1+)
        Либо стопа АМФИБРАХИЯ с тремя односложными словами, либо стопа амфибрахия с односложным словом в первой позиции и двухсложное слово с ударением на первой позиции между ИКТАМИ АМФИБРАХИЯ

        Пример: Мы его только что видели как пример АНТАНАПЕСТА АМФИБРАХИЧЕСКОГО –  одной строке две сложных стопы – учитесь, студенты!!!! – пять односложных слов подряд в трёхсложнике.

     Пример 1:
           Но мИр твой всё бОльше сужается в точку.
               (  +1+ )             +1о       о1о      о1о

     Пример 2: (преобразуем из первого)
           Но мИр нАшей бОли сужается в точку.
               (  +1+ )             о1о       о1о      о1о   – слово «нАшей» - двухсложное со слабым ударением.

7.3. ТРИМАКР АНАПЕСТНЫЙ (++1)
       Стопа АНАПЕСТА с двумя односложными словами  или даже с тремя, если одно из них пападает на ИКТ.

       Пример 1:

             О! ВеснА без концА (и без крА)ю!
             +о1 +о1 (++1) о   – ДВА АНАПЕСТНЫХ АМФИМАКРА + (АНАПЕСТЫЙ ТРИМАКР)  + женское окончание.

       Пример 2:

             Бредовый. Калечу классика:
            О! Весна без концА (и без бед)!
            +о1 +о1 (++1)   – в третьей стопе ИКТ попадает на односложное слово «бед».

8) ТРИБРАХИЙ (ооо)
    Тут, вроде, всё просто. Аналог ПИРРИХИЯ в двухсложниках. Ан, нет!
    Тут всё гораздо запутаннее. Чистый ТРИБРАХИЙ, конечно, возможен. Он, как и ПИРРИХИЙ (который един для ЯМБА и ХОРЕЯ), един и для ДАКТИЛЯ, АМФИБРАХИЯ и АНАПЕСТА. Чисто формально они выглядит, конечно, по разному:
      
       0оо   – Чистый ДАКТИЛИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ
       о0о   – Чистый АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ
       оо0   – Чистый АНАПЕСТНЫЙ ТРИБРАХИЙ

     но звучит совершенно одинаково  - как три безударных слога подряд

     Пример:

           РаспорядИлась судьбА так и БОг захотЕл.
            (0оо) 1оо 1++ 1оо 1   – первая стопа – чистый ДАКТИЛИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ

А теперь вспомним  ПОЛУПИРРИХИИ ЯМБИЧЕСКИЙ и ХОРЕИЧЕСКИЙ. ИКТА нет, а односложные слова со слабыми ударениями присутствуют. А здесь-то хуже: у нас может не быть ИКТА, а вариантов расположения слабых ударений может быть аж 7 разновидностей:

Естественно, это страшно редкие «звери». Я навскидку нашёл только одного. Двух других сконструировал специально. Остальные примеры пока пусты. Это и есть «менделеевские» предсказанные элементы – стопы, которых может вовсе не существовать (они лишь теоретически возможны), потому, что "путают все карты» в трёхсложнике. Попробуйте сами.

Каждый, кто найдёт хорошие примеры ТРИБРАХИЕВ с полусильными ударениями, будет упомянут лично в соответствующем примере, как первооткрыватель со ссылкой на автора.

Далее мы будем обозначать отсутствующий ИКТ, как "0" , а не "о" скобках, чтобы отличать пропущенный ИКТ от простого фонетически безударного слога.

8.1. ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 1-го рода: 0+о    -  Либо двухсложное слово с Фонетическим ударением в первой позиции, либо односложное слово на второй позиции, при отсутствии ИКТА.
                      2 примера – пока нет

8.2 .ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 2-го рода: 0о+    -  Односложное слово в третьей позиции,  при отсутствии ИКТА
                      1 пример – пока нет

8.3. ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 3-го рода: 0++    -  Два односложных слова в стопе, при отсутствии ИКТА
                       1 пример – пока нет

8.4. ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 1-го рода:    +о0    -  Либо двухсложное слово с Фонетическим ударением в первой позиции, либо односложное слово на первой позиции, при отсутствии ИКТА.
       Пример 1:
              (Если го)ризонтАльно
              (+о0) оо1 о            – первая стопа ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ.
              бьётся плАмя кострА
              +о1 оо1    - а здесь уже АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ (узнали?)
       Пример 2: (бредовый, выдуманный)
              Там молокозавОды
               (+о0) оо1 о            – первая стопа ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ.
              Гомонят день и ночь
                 оо1  ++1               – а во второй стопе узнаём АНАПЕСТНЫЙ ТРИМАКР
       Пример 3:
              А любовь – это отговорки     (Татьяна Алтухова: http://www.stihi.ru/2012/01/04/8068)
                +о1 +о0 о1о          – Вторая стопа ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ
               Правда, к слову сказать, это ЛОГАЭД (об этом в следующей лекции), но стопа от этого ТРИБРАХИЕМ АНАПЕСТНЫМ 1-го рода быть не перестаёт.                      


8.5 ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 2-го рода:   о+0     – односложное слово во второй позиции, при отсутствии ИКТА.
             А вот и ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ "менделеевских стоп", сделанное читателями:

                Оксана Ярославская: http://www.stihi.ru/avtor/oxana2
      
      Пример 1: 
       
             Будто ктО-то желАет их предупредИть
                    +о1 +о1 (о+0) оо1   - третья стопа: самый, что ни на есть, ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 2-го рода

8.6 ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 3-го рода:   ++0     – два односложных слова во второй позиции,  при отсутствии ИКТА.

      Пример 1: (сконструирован): 
             (Так вот го)ризонтАльно
                (++0) оо1 о
               бьётся плАмя кострА
             
8.7 ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 1-го рода:   +0+     – либо односложное слово в первой позиции, либо односложное слово в третьей позиции, либо двухсложное слово с ударением в первой позиции между этой и следующей стопами АМФИБРАХИЯ при отсутствии ИКТА.
             Три примера – пока нет

8.8 ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 2-го рода:   о0+     – либо односложное слово в третьей позиции, либо двухсложное слово с ударением в первой позиции между этой и следующей стопами АМФИБРАХИЯ при отсутствии ИКТА.
             2 примера – пока нет

8.9 ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 3-го рода:   +0о     – односложное слово в первой позиции при отсутствии ИКТА
             1 пример – пока нет

Вы спросите: «А неужели НИКОГДА Вы, Юрий Петрович, не втыкали БАТАРЕЙКУ, НАРУШАЯ ПОЛЯРНОСТЬ?»
Да, сам грешен, бывает, но только в песнях, где это съедается паузами (цезурами) или в ещё одном приятном случае, о котором хочется сказать отдельно. А можно о нём и поспорить.

  Пример ТРИБРАХИЯ АНАПЕСТНОГО:

                 КогдА горизонтАльно
                  (о+0)  оо1  о
                 Бьется плАмя кострА.

Вот здесь в первой стопе я допускаю перенос ударения во вторую позицию и никакой «кОгды» здесь нет. Почему? А потому, что нет следующего ИКТА – портить нечего. В этом случае полусильное ударение вполне может быть смещено. Или я не прав? Ведь данная короткая строчка может трактоваться и как второй ПЕОН.

                КогдА горизонтАльно
                   о1оо   о1о

Вот теперь, кажется, я всё рассказал о полураспадах ударения в трёхсложниках.

Надеюсь, теперь вам будет понятна одна простая аллегория. Кто в детстве не бегал, ведя палкой по забору. Палка при этом трещала, издавая щёлкающие звуки через РАВНЫЕ промежутки времени. Вот это аналог чистых метров. Как забор с равномерно чередующимися прутьями и пустотами. Как только в стихах начинают появляться разносложные слова от 1-го до пяти слогов, ритмический рисунок становится гораздо интереснее. Особенно это видно на примере трёхсложников. 24  варианта сочетаний основных и дополнительных ударений!!!

Здесь бы я сравнил чистые ритмы со скелетом, а обогащённые односложными и двухсложными словами, а, тем более, многосложными, скелетом, на котором наросло мясо.

Либо проще: Обогащённые полутонами (в виде слабых ударений) трёхсложники, становятся подлинными произведениями искусства. Однако соблюдение простых правил, а именно – уход от полураспадов ударения, просто необходим.

А теперь для памяти предлагаем вам следующую таблицу:


ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СТОП ТРЁХСЛОЖНИКОВ


1.     1 о о   – ДАКТИЛЬ;
2.     о 1 о   – АМФИБРАХИЙ;
3.     о о 1   – АНАПЕСТ;
4.     1 о +   – АМФИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ;
5.     + о 1   – АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ;
6.     о 1 +   – ТРИПОДИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ;
7.     о + 1   – ТРИПОДИЙ АНАПЕСТНЫЙ;
8.     1 + о   – АНТАНАПЕСТ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ;
9.     + 1 о   – АНТАНАПЕСТ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ;
10.   1 + +   – ТРИМАКР  ДАКТИЛИЧЕСКИЙ;
11.   + 1 +   – ТРИМАКР  АМФИБРАХИЧЕСКИЙ;
12.   + + 1   – ТРИМАКР  АНАПЕСТНЫЙ;
13.   0 о о   – чистый ДАКТИЛИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ;
14.   о 0 о   – чистый АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ;
15.   о о 0   – чистый АНАПЕСТНЫЙ ТРИБРАХИЙ;
16.   0 + о   – ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 1-го РОДА;
17.   0 о +   –  ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 2-го РОДА;
18.   0 + +   –  ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 3-го РОДА;
19.   + о 0   – ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 1-го РОДА;
20.   о + 0   – ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 2-го РОДА;
21.   + + 0   – ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 3-го РОДА;
22.   + 0 +   – ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 1-го РОДА;
23.   о 0 +   – ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 2-го РОДА;
24.   + 0 о   – ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 3-го РОДА;

Слышу изумлённые вопросы от тех, кто до сих пор читает: «А что же, уважаемый ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ молчит о РАСПАДЕ УДАРЕНИЙ В ТРЁХСЛОЖНИКАХ? Неужели он не имеет места быть?»

Да, друзья мои, увлёкся ПОЛУРАСПАДАМИ и забыл о РАСПАДАХ, и не просто РАСПАДАХ, а о ДВОЙНЫХ РАСПАДАХ (просто ядерный взрыв, лично для меня), ибо ухитриться поставить ФОНЕТИЧЕКОЕ ударение мимо ИКТА в ТРЁХСЛОЖНИКЕ это надо суметь. Но ведь нашлись умельцы. Имён называть не буду:

В первый раз я столкнулся с распадом ударения в трёхсложном метре в достаточно самобытном стихотворении состоящем всего из 4-х строк. Приведу его полностью, сохраняя пунктуацию автора, точнее, полное её отсутствие:

ты не знаешь как я безнадёжно влюблён
++1   о+1  оо1  оо1
но чтобЫ дружбу нАшу с тобой не разрушить
(+о1)   +о1  оо1  +о1 о
я запрятал все чувства под чёрным углём
+о1   о+1  о+1 оо1
и любОвь свОю Я обрядил в равнодушье
+о1 (+о1)  оо1  оо1 о

Очень интересные стопы, вы их без сомнения уже можете назвать сами, но в четырёх строчках, написанных четырёхстопным анапестом с чередованием мужской и женской рифм, имеется ДВОЙНОЙ РАСПАД УДАРЕНИЯ во второй строчке в первой стопе и полураспад – в 4-ой строке во второй стопе, а именно:

В начале второй строчки слово «чтОбы» читается как «чтобЫ» ( «столбЫ» какие-то, да и только), а в 4-ой очередная «свая» - слово «своЮ» читается как «свОю» (это вроде что сделаю? – свою, типа, «завою» в будущем времени?) в силу несовпадения полусильного ударения и фонетического ударения в слове. И вот, если 2-ая строка лечится сравнительно просто, например, так:

"ну, а чтоб дружбу нашу с тобой не разрушить,",
(++1)   +о1  оо1  +о1 о

то в 4-ой, вообще,  достаточно переставить слова:

и любОвь Я своЮ  обрядил в равнодушье
+о1 (+о1)  оо1  оо1 о

Ну, а дальше - больше…
По два двойных распада на один катрен, как в нижеследующих двух примерах.

Пример 1:
ДАКТИЛЬ четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (1оо 1оо 1оо 1о)

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
ХОчу сказать, но слова не даются,
ХОчу сказать, но не пишут чернила...

Ну, что, дорогой читатель? Заметили что-нибудь странное?
Нет! Раскрою глаза тому, кто ничего не заметил.

В 3-й и 4-й строках первое слово «хочУ», читается как «хОчу». И против этого не попрёшь. Как мог автор такого не заметить? Не представляю.

Я бы порекомендовал автору хотя бы такой вариант:

Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
НУжно сказать, но слова не даются,
НУжно сказать, но не пишут чернила...

Ну, в зависимости от вкуса автора, вместо «нужно» можно применить «надо».

Пример 2 (из того же стиха):
Напоминаю - ДАКТИЛЬ четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (1оо 1оо 1оо 1о)

Ах, эта странная женская участь -
МОлчать и ждать от мужчин объясненья,
И вновь искать для свидания случай...
ГлАза в глаза. Вот и все продолженье.

Здесь то же самое, что и в первом примере, во 2-ой строке и в 4-ой. Слово в начале 2-ой строки читается как «мОлчать» вместо «молчАть» и в начале 4-ой как «глАза», вместо «глазА».
А вот тут без вариантов. Видимо следует переписать всё четверостишие.
Так что такие неслучайные явления должны лечиться.

Вот пожалуй и всё, что я на сегодняшний день могу сказать о трёхсложниках. А впереди ещё столько интересного: ЛОГАЭДЫ, ТАКТОВИК, ДОЛЬНИК, АКЦЕНТНЫЙ СТИХ….

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. ЧТО ТАКОЕ ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ?
2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ, УГОДИВШИХ В МЕЖИКТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО?
3. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ "ЗАКОН БАТАРЕЙКИ"?
4. СКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ТРЁХСЛОЖНЫХ СТОП С УЧЁТОМ ПОЛУСИЛЬНЫХ УДАРЕНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ?
5. ЧТО ТАКОЕ «ДВОЙНОЙ РАСПАД УДАРЕНИЯ»?

             Продолжение: Глава 5. Логаэды, дольник, тактовик и акцентный стих:

                                     http://www.stihi.ru/2013/10/18/6805


Рецензии
Юрий Петрович, здравствуйте.

Крайне полезен и интересен ваш семинар, спасибо вам!

Пример с "ХОчу сказать" в конце вашей статьи вполне может звучать следующим образом:

[громче](Я к вам пишу ) [пауза] [тише](а чернила не льются ) / +1о1 +о1о+1о
[громче](Их горечь слез) [пауза] [тише](в чёрный лед превратила) / +1о1 +о1оо1о
[громче](Хочу сказать ) [пауза] [тише](но слова не даются ) / о1о1 +о1+о1о
[громче](Хочу сказать ) [пауза] [тише](но не пишут чернила... ) / о1о1 ++1оо1о

Сергей.

Сергей Николаев-Смирнов   30.08.2017 15:51     Заявить о нарушении
Да Бога ради,Сергей!
Но это уже логаэд, акцентный стих, что угодно.
Я то анализирую с позиций предыдущего, скажем, катрена.

Семинар Юрия Петровича   04.09.2017 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.