Двухнедельное ревью 60. Обозреватель А. Спарбер

Психоделика
  _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

 день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
 день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
 день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
 день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
 день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


   
 Обозреватель  Александр Спарбер  http://www.stihi.ru/avtor/ass222



Итак.
 1.Я был, честно говоря, в некотором затруднении при выборе пятерки стихов.
 И в том, что в эту пятерку (а, может быть, шестерку, я пока не знаю), вошли именно те стихи, которые сейчас в нее войдут, есть некоторый элемент не только вкусовшины, но и случайности )

 2.Кажется, три стиха из нижевыбранных принадлежат ведущим этой площадки. Заранее прошу прощения у тех, что сочтет это мелким подхалимажем, местничеством или чем-то еще нехорошим. Просто мне так захотелось в данный момент

 3.Мне почему-то показалось интересным выделить сегодня те стихи, которые так или иначе завязаны на теме времени и пространства. Пространные комментарии давать не буду, поскольку а) уже почти все сказал, что почти мог; б) не располагаю временем и интеллектом

 4. Итак2
 Аюна Аюна Придонное http://www.stihi.ru/2010/05/15/2898

 придонное
 
 приходит ночь
 и ты во мне плывешь
 глубоким тихим солнцем
 на то и ночь
 холодная луна прибой качает
 и меняет моря и берега
 но наступает день и глубина
 светлеет
 в ней на последнем дальнем дне
 от солнца след трепещет
 
 
 
 
 

 морские рыбы не надышатся водой солёной синей
 и я тобой напиться не могу
 
 
 
 
 

 от ласки тела тают
 и отрываются от поверхности
 зашепчи меня до прозрачности
 .
 .
 .
 .
 .
 нет никого
 и ничего
 начало
 пустота
 не полдень и не полночь
 за гранью слуха медленные звезды взрываются невидимо
 .
 и мы одни
 в глубоком
 .
 .
 .
 .
 .
 "да" говорю
 или " нет"
 или молчу
 не имеет значения
 неизменное с нами
 слова для уходящих
 слова для не встретившихся
 .
 .
 .
 .
 .
 в пространствах исчезнувших слов
 и кожи сожжённой твоими губами
 неназванное возвращается
 к нам
 .
 .
 .
 .
 .
 моя
 ослепшая нежность
 звуки шагов твоих
 помнит
 ещё
 .
 .
 .
 .
 .
 и мне б остаться
 в перекрестьи
 твоих вен и ключиц
 течь тихо- тихо
 тихо тихо плыть
 и слышать как поешь
 и слышать как молчишь
 остаться здесь
 и не желать других
 .
 .
 .
 .
 .
 побудь со мной чуть-чуть
 пока теней теченьем в ночь
 меня не унесло
 и солнце не остыло

 В этом стихе усилием автора время если не останавливается, то во всяком случае явственно замедляется. Рапид, глубоководное царство. И виден каждый жест, каждое движение
 "И каждый жест велик, как расстояние" (с)
 Так замедляющееся время увеличивает пространство

 Галинас просто так
http://www.stihi.ru/2011/05/22/7667

 Просыпаясь 'от тахикардии,
 замечаешь тонкости вещей –
 как тепло и сладко тает иней
 на бумажной вате тополей.

 Напевает тоненько и грустно,
 с бантиком цветным обручена,
 девочка, рожденная в капусте
 на краю алтайского села.

 День придёт расхристанный и жалкий,
 как всегда в начале летних дней.
 Чиркает цыганская гадалка
 по дурацкой памяти моей –

 так красиво она умирала,
 так красиво, что не было сил!
 и на темных задворках вокзала
 нищий песню о ней голосил.

 Достаю из левого кармана
 маленьких домашних лошадей –
 зазвенит пушистая поляна,
 зацветёт душистый сельдерей.

 А здесь время, неожиданно остановившись, напоминает, что на самом деле никакого времени нет - потому что то, что случилось с нами 30 лет назад и то, что случилось сегодня - суть одно и то же, сконцентрированное в точке пространства "я"

 ----------------------------------------------------

 Михаил Микаэль Шаги http://www.stihi.ru/2011/06/07/1716

 Неизвестные дали всегда, пусть немного, Дали –
 Циферблаты устали, соснуть на часок прилегли,
 Исчисление времени не по курантам идет,
 Мера в шаге идущего, в петлях, что крутит пилот.

 Не в колесиках мелких, латинице римских календ –
 В пятках стертых до крови, в разбитой о камни ступне.
 Не в цифири индусов, одетой в арабскую вязь –
 В ритме крика погонщика, чуде зажегшихся глаз.

 За сиренью у дома откроются город и мир,
 Я несу свое время, свобода дана, не мундир.
 Не пиджак – старый свитер, не галстук – а выдох и вдох,
 Мне часы из дыханья поднес при рождении Бог.

 И снабдили мои, одинокие в мире, шаги
 Свойством Ангелы – время вышагивать. Им помоги,
 Не мешай подниматься заоблачной белой тропой,
 С желтым временем чистым, - для шага в пустыне иной.

 Стих о том, что время существует, только пока есть движение в пространстве. Не будет движения - не будет и времени


 Евгений Филин-Соколов В пути http://stihi.ru/2007/12/10/1510

 Где тени смыкают размытые контуры,
 Разбитыми грёзами вымощен путь.
 Над скорбной долиной парят гиперкондоры.
 - Уже не вернуться?
 - Уже не свернуть.

 Лучами холодными души пронизаны.
 Метелями севера грезится ночь.
 Начала начал отзовутся репризами.
 - Уже не услышать?
 - Уже не помочь.

 Нет фальши в преданьях, которым мы верили.
 Струится по жилам живая вода.
 Но слов не сложить из обломков империи.
 - Ужели не скоро?
 - Уже никогда.

 Откроются тайны великого тщания,
 Наполнятся гимнами залы торжеств.
 И новая встреча – как символ прощания.
 - Нам будет прощение?
 - Неважно уже.

 Стих о том, как время и пространство сливаются воедино

 Черный Георг Монолог невнятного гуляя http://stihi.ru/2010/03/17/1249

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Всё, чем для прихоти обильной
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Торгует Лондон щепетильный
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . И по Балтическим волнам
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . За лес и сало возит нам...
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (А.С. Пушкин, "Евгений Онегин", гл. 1, xxiii)

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . я научусь смеяться. Пабло ждал меня. Моцарт ждал меня.
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Герман Гессе, "Степной волк")

 «чем торгует лондон щепетильный? иии...» –
 на заборе написал какой-то дурик.
 что за "иии"?? трудами непосильными
 оторвавшись от корней своих культурных,
 соотечественники удумали:
 гнать сифоны перманентных революций
 тихой сапой, – небольшими суммами
 размещая вклады в банках златолюбцев.

 русская чума теперь и в лондоне,
 и в нью-йорке, и на грёбаных мальдивах.
 что попишешь, если правды в мире нет
 ни среди богатых, ни среди красивых?..
 моцарт, моцарт, что с тобою делать нам?
 где искать отдохновенную обитель?
 нет давно ни бисмарков, ни сталиных,
 даже скрябины и глинки позабыты.

 снова моцарт лыбу тянет в пол-лица, –
 знает: дело не в евреях и не в русских.
 вместо них пришли бы толпы половцев,
 сарацинов, мавров, викингов, этрусков...
 видишь, вот как выпадает из трусов
 только что сформировавшийся философ.
 испытаем ли мы варварский восторг,
 осуждая саксов и великороссов?

 открываем ставенки подвальные –
 сразу почва прямо в нас глаза таращит.
 может – зря китайцев не позвали мы?
 кто сказал, что гумус дома – лепше, краще?..
 так сидишь, брат моцарт, подперев щеку,
 представляешь, как луна плывёт за шторой...
 я не сторож своему тюремщику.
 я и брату моему давно не сторож.

 "покуда время не поглупеет как пространство, что вряд ли" (с)
 Да, пространство глупо и насквозь загажено. От этого никуда не деться, остается только примириться с этим фактом, взять себе в собеседники Моцарта, смеяться и ждать бессмертия ))

 ------------------------------------------------
 Ян Бруштейн Уезжаю из Коктебеля http://www.stihi.ru/2011/09/14/8237

 1.
 я покорное растение
 на билете цифры серые
 нехудой печальной тенью
 уезжаю завтра к северу
 лучше был бы вовсе пешим я
 всё осталось бы хорошее
 попросить политубежища
 под забором у Волошина
 осень стыла бы умытая
 я в прибой тогда и был таков
 но чаями знаменитыми
 будет греть меня Алейников
 тащит прочь судьба привычная
 вот уеду и как все умру
 стынут рельсы безразличные
 на моей дороге к северу

 2.
 Преодоление тоски:
 Не видеть торжища и жральни
 И не играть смешную роль мне,
 Что навязали сосунки.
 Не притворяться стариком
 И не подыгрывать девчонкам,
 И не скакать помятым чортом,
 Костьми бряцая и стихом...

 На Карадаге дышит лень веков
 И профиль каменный все строже.
 Здесь память умерла, но все же:
 Волошин, море и Алейников...

 О поисках себя во времени и пространстве ))
 ----------------------------------------------------

 Пожалуй, на этом остановлюсь. Кажется, получилось шесть.
 Но еще хотел бы выделить стихи, которые при других обстоятельствах или другом подходе вполне могли бы войти в обзор. А два первые из них вполне тоже имеют прямое отношение к теме. Мне очень хотелось их включить, но правила есть правила, а я и так перебрал.
 Это:
 1. Анатолий Тищенко Часы с автоматическим подзаводом http://www.stihi.ru/2011/10/05/1026
 О том, что время - чрезвычайно хитрая штука. Возобновить его отсчет можно, махнув рукой, а вот подзавести чувства мановением руки не получается

 2. Арабский Алфавит Лорелея http://www.stihi.ru/2011/11/30/4856
 О преодолении (или непреодолении) соблазна остановить время

 3. Геннадий Акимов Гипербола http://www.stihi.ru/2011/12/03/5304

 4. Виктор Фишкин Крысиная песня http://stihi.ru/2010/07/04/4004
 Есть и другие очень неплохие и даже хорошие стихи. На самом деле слабых стихов совсем мало - а остальные вполне заслуживают, чтобы их упомянули. Поэтому я прошу прощения у авторов, что этого не сделал. ))

 Вот все. Спасибо всем за участие


Александр Спарбер   23.12.2011