Двухнедельное ревью 62. Обозреватель Ливерий

Психоделика
_______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


   
Обозреватель  Ливерий    http://www.stihi.ru/avtor/ayby06328




Вот и закончился обзор. Свои замечания я делал исключительно из желания обратить внимание авторов на проблемные места. Прошу простить, если кого невзначай обидел. Много ли толку в обзоре без замечаний? Я постарался не просто прочитать предложенные стихи и в той или иной мере похвалить каждого автора, но вжиться в них, понять, что руководило каждым из авторов, что он хотел донести до читателей, почему поставил это слово, а не другое. Иногда это удавалось, а иногда и нет. Причём, как по вине обозревателя, так и по вине авторов. Каждый пишущий должен отдавать себе отчёт в том, что он пишет для достаточно широкого круга читателей и не все те мысли, которые он постарался вложить в стихотворение, будут понятны. Иной раз при прочтении читатель может найти другой смысл, и не обязательно эта находка украсит произведение. А загадок было довольно много. К концу обзора я всем сердцем полюбил стихи про зайку, которого бросила хозяйка. Но это всё, конечно, общие места.
 Вместе с тем, стоит отметить высокий уровень предложенных стихов. Выбор был делом нелёгким. При выборе я наряду с художественностью, оригинальностью и проч. оценивал соответствие исполнения уровню притязаний. Типа, замах – удар:). Чтобы не отстать от «Оскара», я сделал пять номинаций:). Для первой номинации: «Стихи о высоком» были выбраны стихи Сергея Богомолова и Юлии Елиной. Окончательно – Сергей Богомолов со стихотворением «Доказательство 4».
http://stihi.ru/2011/12/28/679

 Олений гон, вороний гомон,
 совиный утренний испуг,
 восторг - от возгласа до стона -
 всё знают пальцы этих рук.

 Рояль открыто торжествует
 во весь свой выщербленный рот,
 нет, - он блаженствует : Мацуев(!)
 вслед за Бетховеном идёт
 к нему,
 и к нам. И будет вечер
 в который раз неотделим
 от слов "...за сим пребуду вечен".
 И мы пребудем. Вместе с ним.

 В этом стихотворении всё в меру. Автору удалось передать своё восхищение от игры музыканта и при этом не впасть в излишний пафос. И я ему верю. Не знаю почему, то ли потому, что слушал Мацуева вживую, то ли из-за того, что у меня дочь профессионально поёт, а скорее всего, виноват Сергей. Действительно, после такого вечера хочется верить в высокое и писать стихи.
 Во второй номинации: «Поэтический взгляд на мир (или стихи о бабочках:)) из двух стихотворений: Марины Ратнер и Аюны Аюны было выбрано стихотворение Аюны «Ловля стеклянных бабочек»

 ловля
 стеклянных бабочек
 смертельно опасное занятие

 когда луна отмоет ваши зрачки до белого
 не плачьте

 июльские дожди
 смывают стеклянных бабочек
 в нил и хуанхэ
 вы где-то посередине

 в середине сентября
 бабочки начинают
 тихонько звенеть

 все чаще вам начинают попадаться
 прозрачные люди
 вы приближаетесь к месту
 главное не улыбаться

 говорят что стеклянные бабочки
 дети фонарей и витрин
 не верьте

 справа нил а слева хуанхе
 и луна должна быть абсолютно
 круглой

 вертикальные мысли становятся прозрачными
 горизонтальные мысли становятся прозрачными
 между правым и левым
 тропинка

 когда ладони станут стеклянными
 и ветер сердца утихнет
 остановитесь
 вы на месте

 если стеклянные бабочки
 никогда вам не пели
 забудьте о них

 они не существуют
 .
http://www.stihi.ru/2012/01/03/647

 В первую очередь на выбор повлияло соответствие исполнения заявленному жанру. Не скажу, чтобы мне нравились верлибры. Скорее наоборот, но в этом стихотворении присутствует какая-то сказочная поэзия, которая позволяет прощать всё. В своё время Вадим Шефнер говорил, что поэзия похожа на ручеёк. Брось туда бумажку или окурок – унесёт, и не заметишь, а если поэзии нет (только не спрашивайте у меня, что это такое), то как в луже все недостатки будут заметны. Особенно мне понравилась концовка этого стихотворения. Действительно, глубокий смысл: если для вас что-то не поёт, то с этим ничего уже нельзя поделать.
 В третьей номинации: «Сюжетные стихи» из стихотворений, представленных Алексом Рудовым и Георгом, выбираю стихотворение Георга «Военно-половой роман».

 Это просто случилось – и всё. Это просто случилось,
 и поэтому нет ни малейшей причины – мусолить,
 был ли пентюх Пафнутий, по совести, супермужчиной,
 или то, что напрасно связался с бессовестной Соней.
 ...Дело было весной, когда снег, ноздреватый и рыхлый,
 обнажает оазисы свежей, лоснящейся грязи.
 Двор больницы казался большим, но изрядно изрытым;
 в нём курил персонал – перед тем, как отбыть восвояси.
 Посетители в этих краях ошивались так редко,
 что Пафнутий, увидевший Соню, подумал: сиделка.
 Ржавый люк, облупившийся вентиль и столик с беседкой,
 а за ними четыре сосны с вечно-занятой белкой
 были им досконально изучены, – так же, как люди,
 успевавшие выдохнуть облачко сладкого дыма –
 исчезающее, лепестками из "любит – не любит",
 или плотное – в виде фигуры, округлой, как дыня.

 Сонин дым был иным, образуя смешные сердечки.
 И глаза её были иными, – иначе не скажешь.
 И смеялась она по-другому, – немного по-детски...
 И Пафнутий сказал, неожиданно: “Здравствуй, пропажа!”
 А потом он её целовал – в осторожные губы
 и в холодные щёки, и в отяжелевшие веки...
 И его голова наполнялась божественным гулом,
 или звоном небесным, – куда уж понять человеку.
 ...А у Сони отец-алкоголик и дочь-малолетка.
 У Пафнутия – гипертония и взрослые дети.
 Но, споткнувшись о тумбочку, Соня разбила коленку
 и Пафнутий, её утешая, забыл всё на свете...
 Вот тогда и озвучил Пафнутий фривольные мысли,
 на которые – ранее думал, что – был неспособен,
 проявив неприличный запас неподдельной харизмы –
 к удовольствию ошеломлённой бессовестной Сони.

 Почему-то мужчины, являясь душистыми пнями,
 не всегда разумеют, что в сущности – быть пентюшистым –
 означает не качество – пушкинской клюквенной няни,
 а концепцию, – вроде подземного парашютиста...
 А журналы на тумбочке – в стиле модерн или ретро –
 то советуют юбку клешить, то пиджак однобортить,
 то лечить, верховыми прогулками, комплекс Электры,
 то простуду – пристрастием к велосипедному спорту...
 Если этим советам последовать, станешь джазменом –
 или так и останешься бескомпромиссным горнистом?..
 Сможет Соня держаться на людях не столь современно?
 А Пафнутий, когда-нибудь, выпишется из больницы?
 ...Но Пафнутий и Соня не слушают лиц посторонних.
 И, наверное, лучше им печься о собственном счастье
 и не знать – о количестве невоплощённых героев,
 или сколько волшебных историй не могут начаться...

http://stihi.ru/2012/01/04/1914

 Дискуссия о том, можно ли считать поэзией сюжетные стихи не утихает до сих пор. Я считаю, что отказывать сюжетным стихам в этом праве нельзя. В самом деле, по богатству образов, выразительности художественных средств и глубине заложенных мыслей этот текст не уступает лучшим образцам поэзии бессюжетной. Отдельно следует отметить продуманность и выверенность каждого слова, что характерно для творчества Георга.
 В четвёртой номинации: « Добрые сказочные стихи» из стихотворений Сары Бернар и Михаила Микаэля я выбрал стихотворение Сары «Ночь и немного дождя».

 За окном стучит уютно спицами,
 вяжет кружевное полотно
 дождевая бабушка.
 Не спится мне, я вожу кораблики из снов
 по волнам из хлопка темно-синего –
 нежно льнет к щеке пуховый вал.
 Ночника ковровая актиния
 в темноте неярко расцвела,
 отгоняя Мару игломордого,
 что морским коньком вплывает в сон.
 Вот бы накормить злодея творогом
 или, на худой конец, овсом –
 съест ли, унесет ли красну девицу,
 превратившись в чалого коня?...
 В омуте груди так сладко дремлется
 беспокойной стайке бесенят -
 падаю на дно тяжелым камушком,
 растворяясь в мирной глубине.
 Шепчет сказки дождевая бабушка,
 кружево все тоньше и длинней.

http://stihi.ru/2011/07/30/2314

 Я не знаю кого как, а меня воспитала бабушка. Не дождевая, а вполне реальная, в меру ругачая и без меры любящая внука. Сказки особо не рассказывала, я их сам читал. Особенно любил про Добрыню Никитича «Ой ты гой еси, Добрыня, свет Никитович, Ты почто пришёл на Калинов мост, По мою по душу по змеиную? У меня ли дани не оплачены, От меня ли оброки не собраны?». Сейчас смысл наполовину не понимаю, а в 5 лет понимал. Да, так интересней сказок были разговоры про войну, которые бабушка вела с подругами. А дождевая бабушка – это, вообще, супер. Представляю, что она могла понарассказывать. Бесенята, кони, красны девицы. В стихотворении не обойдены и детали. Ночник кстати поставлен. А то в темноте ещё что-нибудь привидится страшное. Понравилось, в общем.
 В пятой номинации: «Стихи с туманными образами» Из стихотворений Аэлиты Кулешовой и Не Для Читателей Родившегося было выбрано стихотворение Не Для Читателей Родившегося «Сквозняки»
http://www.stihi.ru/2012/01/04/10324

 я рад что в ветрах не исчерпаны силы
 что звуки сквозя просветляются в хмарь
 и голос бродяг безобразно красивый
 несёт милосердие в божью тварь

 я вижу в глазах моих ближних усталость
 такую же точно как та что во мне
 и чудом в кармане бездомным осталась
 в безденежном времени пара монет

 я знаю столетия вяжутся крепко
 а день как дворняга вгрызается в старь
 и ветер поёт удивительно терпко
 как бомж помещенный в безликий январь

 я верю что в них в сквозняках беспризорных
 живет ещё что-то что мне не постичь
 такое что кажется жизнь иллюзорной
 и хочется разве что спать и грустить

 Бывает, напишешь стихотворение и видишь, что совершенствовать в нём нечего, но и перечитывать не хочется. А бывают стихотворения, которые, совершенствовать и совершенствовать, но есть в них что-то такое – притягательное, что рука не поднимается править. Любое вмешательство ведёт к необъяснимой потере. Объяснить свой последний выбор чем-то рациональным я не могу. В других стихах некоторые из образов вызвали бы у меня реакцию отторжения, но не здесь. Вероятно, это поэзия:).

Ливерий