Итоги декабря. Александр Ситницкий

Большой Литературный Конкурс
Еще до получения файла с 30 стихотворениями, и, не ожидая откровений, мы, тем не менее, задумались, а по каким критериям судить и отбирать? Доброжелательно ли, выискивая отдельные удачные строчки и образы в плохом тексте, или без скидок на дилетантство – по законам литературы? Владеет ли поэт элементарной стихотворной техникой? Не эпигон ли он? Не украл ли чужую интонацию? Представляет ли ту или иную школу, например, романтик ли он в тоске и печали, несмотря на далеко не юный возраст, или кипит гражданским негодованием на несправедливость мира, осознавая собственную непорочность? Может, он постмодернист, концептуалист, осмеивающий культуру забытых предков? Владеет ли он сюжетом, композицией, может ли грамотно построить сравнение? Есть ли в стихотворении хоть какая свежая мысль, или не заштампованный миллионами образ? Выдержана ли лексика в одном ключе или, в случае поэзии постмодерна, не перехлестывает ли стилевая эклектика?
К сожалению, когда файл пришел по почте, оказалось что всем «взрослым» критериям соответствует только один автор. И только там можно всерьез говорить о поэзии.
Но десятку надо, же отобрать? Пришлось использовать метод исключения и посмотреть, что останется. В остаток выпали 10 вполне профессионально сделанных стихотворений, хотя, навряд ли узнаешь автора по первой же строфе, ибо ни один не обладает «собственным голосом».
Итак:
ИСЧЕЗНУВШАЯ ИМПЕРИЯ "выбирай!" http://www.stihi.ru/2011/12/03/5563  , номинатор: Игорь Журба

Сразу отбрасываем поэзию в стиле рэп, где, цитируя автора
«когда мне ****ят  в стихах от чего электорат станет рад» ;
 когда «мне ****ят» такое, стихи читать не хочется вообще.

Однако заметим на всякий случай, обсценное слово смущает нас в самой меньшей степени, по сравнению с другими словами этой длинной поэмы. Это, наверно, замечательные стихи, но по разделу поэзии не проходят.

Не нравятся нам также стихи, поющие жестокость, где словам выламывают руки, требуя, видимо, признаний, а беспомощность компенсируется ссылками на чужое творчество, прикидываясь культурными ассоциациями.

ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА "предосеннее" http://www.stihi.ru/2011/08/23/7246 , номинатор: БЛК
 
Стишок начинается так:

в саду виноград созрел. мудренело утро.

Тут дальше должны появиться
«Хливкие шорьки пырялись по наве», но возникает глубокомыслие и «быт», «кэрролл» и «кит» библейский, издевка над Ионой во чреве, но «в сугробах спальни», «тоска» и т.п.

А вот завершение стишка:
и если что-то осталось во мне живое,
оно – для дочки.

Я бы дочке такого не читал ... чтоб не мудренела, не дай Бог.


Или такое ; очень трагическое, но очень глубокомысленное:
ЕГОР МИРНЫЙ "переходы" http://www.stihi.ru/2011/10/20/1930  , номинатор: БЛК
 
знаешь, оливия, гладкие переходы
из пеленальных комнат в глухие воды,
где пузырится свет, облекая в пену
наше бессмертие. сколотые ступени,

кто такая оливия, нам неизвестно, может она имеет отношение к салату оливье, но уж больно мрачен поэт, «скалывая» ступени своего бессмертия, да и «не осталось его» в конкурсе, на наш взгляд:

«я бы остался с тобой, но меня не осталось».


АНДРЕЙ САЦУК "Счастливый труп" http://www.stihi.ru/2011/09/30/4682 , номинатор: Игорь Гонохов

Лежит в канаве труп мужчины,
В спине качается топор.
И жадно кровь лакает псина,
Меня не чувствуя в упор.


Это стихотворение из разряда черного юмора или блатных протяжных песен ; иной жанр. На поэтический конкурс попало по недоразумению.

ДМИТРИЙ КАРПОВИЧ "Цепляю дни, как бусинки" http://www.stihi.ru/2011/08/07/5837  , номинатор: БЛК
 
Так неподъёмен груз тоски,
Когда дожди в избытке!
Цепляю дни - как бусинки! -
На жизненную нитку.

Увы, увы, вся тоска до самого дна исчерпана ещё в 19 веке бледными от худосочности девицами из Смольного. Отметим, впрочем, изысканную рифму тоски /бусинкИ. 


КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ "When the bird has flown" http://www.stihi.ru/2011/08/15/6228  , номинатор: БЛК
 
to Nick Drake

«… I saw it written and I saw it say
Pink moon is on its way…»
( я видел это написанным и слышал это сказанным, розовая луна приближается)

«Когда птица улетает, кто-то ещё помнит её оперение»

Ахматова написала «когда человек умирает, изменяются его портреты»
Но она не участвует в конкурсе. Как и Nick Drake.

Кончается стишок такими словами:

«Иногда музыка становится оправданием
для стирания всех границ».

Это верно, что иногда, но не всякая музыка. И уж никак не эта.

ИВАН АНДРОЩУК "Мы еще не знакомы, но взоры кричат..." http://www.stihi.ru/2011/03/28/8249  , номинатор: БЛК
 
***
Мы еще не знакомы, но взоры кричат,
Мы еще не встречались, но помним друг друга,-
За исходом исходов  -  начало начал,
А начало начал – основание круга.

Если «взоры кричат», а у «круга» есть «основание», то это, скорее всего ; эзотерическая поэзия или по департаменту фэнтези, ибо вскоре появляются Хранители, Нимбы, Парящие в свете. И опять «печальный облик» ... такие стишки даже худосочные девицы из 19 века бросили писать

Ничуть не лучше и это, СЕРГЕЙ ДУКОВ "Вечерний триптих" http://www.stihi.ru/2011/12/03/9814   , номинатор: БЛК
 
лампадки, розовая даль ( ирония), сгорбленный сарай, вечер серый. Опять всемирная тоска под треск свечи...

Исключаем и религиозную лирику с атеистическими поползновениями.
Например такое:


НЬЮ-ЭВЕЛИН "от одиночества" http://www.stihi.ru/2009/06/08/3747  , номинатор: БЛК
 
Приговорённая ждать тебя и надеяться,
Имя твоё, не называя всуе;

....
А ты живи и радуйся, что тебе до них?
До оберегов, жертв, до причастий, почестей.

Богу есть дело до всего ; и до таких наивных стишков тоже. (см Бродский -Ахматовой) Он живет и радуется без советов поэтов. Но к поэзии это стихотворение  не имеет никакого отношения


Не будем судить и «страшилки», где

А по стене ползут младенцев всхлипы…

НИНА ЛЁЗЕР "Ухо Ван Гога" http://stihi.ru/2011/07/15/3620  , номинатор: БЛК


Это, как раз ; типичный случай использования имени гения для написания крайне слабых стишков «без тяжких дум в голове». С гениями разговор должен быть если не на равных, то хотя бы не такой примитивный. Тем более что «Гогов» слишком много в конкурсе.

ЕВГЕНИЙ ОРЛОВ "и ван был гог..." http://stihi.ru/2011/11/24/1498  , номинатор: Егор Мирный
 
и ван был гог да и тебе пора
отвлечься от пологого двора
а что там кроме птиц кротов и кошек


Исключается и такое описание Бога


ЕЛЕНА КРИВЧИК "Не про сверчка" http://www.stihi.ru/2009/06/19/1825  , номинатор: квота Главной редакции
 
Олегу Цаплину

За печкой ищешь Бога – как сверчка,
...........
...А Бог не милосерд и не жесток –
над-намен ненадменно и подвижен,
текуч и проникающ между строк

и струй... Он рок и морок, свет и звук.
Он – мир и мера мер, и каждый атом.
Он в нас и между нами, и вокруг –
непостижимым измереньем пятым.
...Так стоит ли искать его, мой друг?

Мой друг, так описывать Бога нельзя!   

Не хотелось бы считать поэтичным и такой рифмованный, но черный юмор

ВИКТОР ФИШКИН "Лунная завойная" http://stihi.ru/2010/07/02/2340  , номинатор: Анука - Ирина Зиновьевна
 
Гуляет сегодня по полной,
Раскрывшая горло, душа.

«Душа, режущая горло» ; это перебор, ее надо в кутузку, чтоб не гуляла.
Но может она всего лишь шарфик сняла?


Теперь перейдем к стишкам совершенно кошмарным.

Нпр. такое «стихотворение». 
http://stihi.ru/2010/06/11/6291  , номинатор: Талестра
ПЕТР КУРУХУРУ "Кто это там, за моим плечом?"
Здесь примечательно не то, что стихотворение местами пародирует Высоцкого, а то, что стили и лексика намешаны, как овощи в винегрете, и словесная безвкусица пародирует уже сама себя.

Эй, кто это там, за моим плечом?
Ваши крылья звенят как медь,
Вы вопьетесь в меня мечом,
Вас за этим послали ведь?

Первые две строчки могли бы стать началом баллады. Возникает образ ангелов-воителей, но третья уже немыслима, поскольку невозможно себе представить впивающийся вампиром меч.

Что ж вы прямо с места в галоп?
Есть порядок все же, гуди не гуди,
Тот, который мне целит в лоб,
Первый в очереди.

Это еще смешней. Преследуемый посланцами Зла лир. герой, призывает впиваться в него по порядку, и даже становясь в очередь, забывая о том, что ангелы трубят, а не гудят, если, конечно, они «гудят» не после получки. Диспозиция тоже запутана, преследователи уже впереди, ибо целят (каждый!) чисто конкретно в лоб.
 
Вон он за пригорком, лежит в кустах,
Кто из нас двоих останется цел?
У него - устав, у меня - устав,
У него - прицел, у меня - прицел.

В этой строфе выясняется, что «Вы», это не сонм ангелов, а уважительное обращение к противнику и стихотворение из опуса высокого штиля постепенно переходит
в гражданское.

Не жужжите, мой ангел, я знаю сам...
Это с виду только у нас бардак,
То, что надобно небесам,
То и будет. Да будет так!


Тут лир. герой , вообще начинает хамить своему ангелу, одновременно оказывается , что это ;дама (мой ангел, обращение) , или персонажи ; бойцы нетрадиционной сексуальной ориентации, во что поверить невозможно, если автор не будет настаивать. В конце ангел оказывается чертиком, но обращение к нему тоже уважительно, на Вы. Это черти что, даже не графомания, а словесный блуд, заслуживающий в лоб.


Или такое бесчувственно циничные стихи, учитывая посвящение «мамочке», и написанные в лихом стиле и ритме «мчатся бесы» с такими жуткими и ужасающими строчками

ВЛАДИМИР СПАСИБЕНКО "Сны о горе" http://stihi.ru/2011/11/25/4018  , номинатор: Иван Шепета
 
Моей  несчастливой  мамочке,
царствие ей небесное…


…Ты  седа, прозрачны бельма,
душит  смрадной серы  вонь…
Брезжит  свет святого Эльма *,
в пальцах - жуткий синий огнь!

Это описание «мамочки»!!!
 
Интересно, что от плача по «мамочке» лир. героя могут отвлечь ласки любимой…
Наверняка этот лир. герой принадлежит к какому-то культу бесовскому и хранит мумию мамочки на чердаке,.

Не будем мы рассматривать также гневно-идеологические стихи, паразитирующие на литературе прошлого , поскольку постмодерн ; уже глубокое ретро. Вполне достаточно поэзии самого Булгакова..   
Такие, например. Уж больно поэт гневен и перепутал косметическую цель с космической или комической.
ЮРИЙ ДУЛЕСОВ «Час быка»http://www.stihi.ru/2009/01/06/1748  , номинатор: Игорь Гонохов

Крысобой, пробил час. Быдло больше не слушает слов,
Лжепророки и зрелища, видимо, поднадоели.
Ради этих ослов мы не станем тревожить основ,
Но подрежем слегка языки с косметической целью


Не хочется читать и такие научно-поэтические стихи,

АЛЕКСЕЙ ОСТУДИН "Самолётик" http://stihi.ru/2009/02/26/359  , номинатор: Нина Лёзер
 
чтоб в пыточной её стонать от счастья
и задыхаться воздухом ея!

где задорная лексика, с летающим, но вполне приземленным «везуном» вдруг намекает на нечто сакрально архаическое -«ея», слишком стишок переполнен штампами – «пытки любви», «бумажный самолетик» и вдруг ; «отчаяние сколачивает гроб». Если это пародия, то плохая. Уж лучше честно было бы написать «Ежик резиновый шел и посвистывал дырочкой в правом боку» (Ю.Мориц)
Удивительно другое, что это кому-то нравится. В конце концов, у этого версификатора есть творения и не столь беспомощные.


Аналогично написаны и научно -эротические стихи

ГРИНВАЛЬД "Подельники" http://stihi.ru/2006/06/18-1119  , номинатор: Нина Лёзер
 
***

А мы вдвоём с тобою ранены,
Соприкоснувшись звонко гранями,
Мы распадаемся на гранулы,
И в обретеньи формы новой

Для придания художественности и духовности в стишок привлекается иконописец Рублев , это обычно помогает, но чаще ; живописец Ван Гог. В отдалении слышен Вознесенский.


Или детские стишки


ИДЕТ СЕБЕ КОТЕНОК "идет себе котенок" http://www.stihi.ru/2011/05/26/2601  , номинатор: Клавдия Смирягина Дмитриева
 
Доктор Нэля

Идет себе котенок,
Идет себе и видит -
Валяется водичка
Одна, без никого.


Понятно, что это метафора , но, скорее всего водичка в лужу легла спьяну. И лучше ; в стакан , а то котенок выпить может. Кроме того, нерифмованные детские стишки ,это плохая идея, даже Остер пролетел. На родине веерлибра еще пишут в рифму.  Но умиляет, конешно. Все кошечек любят.  Вставь кошечку в стишок и все рыдают от умиления.


Или вот такое ; эпигонское, перепевы Окуджавы, и всей дурной романтики, доведенные до полного безвкусия. Набор красивостей и штампов уникален, доходя до пошлости.
Странно , что это понравилось номинатору. Нам приходилось слышать мнение, что он один из 3 -х лучших поэтов сегодня, хотя о вкусах следует спорить.

МОСКОВСКИЙ ВОРОБЫШЕК "Клавесин" http://www.stihi.ru/2011/12/05/7915  , номинатор: Владимир Мялин
 
Послушайте, играет клавесин,

Как будто тихо снег над полем кружит.

Выходит призрак вечности наружу.

Я вижу - одиночке-кораблю

И танец веерами задрожал,
Сквозь нотные решётчатые знаки.

Едва перо гусиное скрипит.

А вот эпатажные стихи, хотя даже Маяковский эпатировал только в юности, а этот поэт , кажется, уже взрослый. Эпатаж это вообще признак поэтического инфантилизма, если ты не Рембо или Бодлер. И ради чего?

АНДРЕЙ ШИРОГЛАЗОВ "Красная ветка" http://stihi.ru/2011/04/07/8598  , номинатор: Иван Шепета
 
(из цикла «Московское метро»)

Маршрут: Черкизовская – Фрунзенская – Союз писателей России.

Черкизовская.
Разогнув колени,
Ныряю вниз
С высокого моста
К киоскам,
Что маячат в отдаленье
Последним
Искушением Христа.

Круто, конечно, но вряд ли стоит издеваться над Иисусом. Тем более, что последним искушением, согласно Скорцези, была не выпивка, а Мария Магдалина. И этот стишок ; явно не «Москва – Петушки», там много философского подтекста находят. Путешествие заканчивается в Союзе писателей, членом которого автор и состоит, «Сторонник /Кутежа и эпатажа», а писатели Союза пьют немало. Впрочем, это по разделу ироническая поэзия. Смешно.
Но, помнится, что он писал дурные стихи и про Мандельштама, и про Пастернака, и про Гумилева, а это хуже, чем про Иисуса Христа.   
Кроме того, надо сравнивать его с В. Емелиным, мастером стеба, тогда сравнение не в пользу Широглазова. Но смешно, конечно


Пожалуй, остановимся здесь  в негативной критике, неся «моральные страданья»
ДАРЬЯ КОППОЛА "Случай на вокзале" http://stihi.ru/2004/10/01-96  , номинатор: Талестра
 

Неся моральные страдания,
претерпевая вонь и грязь,
....
Весь зал на мне сосредоточился,
ты тоже хрюкнул и затих.

Видимо, это тоже по разделу поэзии иронической. «шики, шики швайне» поет ВИО Глюкоза значительно лучше. Но в конкурсе иронической поэзии победил Широглазов ; у него стишок длиннее.

Вот что удалось отобрать , переходя к позитиву.
Оценки от единицы до десяти, единица низшая.

 Это стихотворение интересно из-за эпиграфа из Коржавина, потому что напрашивается сравнение. И не в пользу того, что под эпиграфом. Однако, здесь виден прием, но ;увы ; не выдержанный до конца. А хорошо бы разрезать стишок вдоль, слева Кипень , справа Кипеж (кажется, правильно –«кипишь»). Арку – слева. Подмышки ; справа итд... И придумать чего-нибудь в финале.

РЕГИНА МОРИЦ "В Кишинёве шум вишнёвый..." http://www.stihi.ru/2011/07/12/4806  , номинатор: Юрий Семецкий
 
В Кишинёве снег в апреле,
Неожиданный для всех...
Вы чего, Господь, хотели,
Насылая этот снег?
Наум Коржавин

В Кишинёве шум вишнёвый –
Кипень цвета, кипеж нови!
Небо светом бьётся в нёбо:
Закружиться и пропасть.
Петушится май фартовый,
Высит ласточками брови,
Бьёт любого козырного:
Взятки гладки, черви – масть.


2
ВИРИЛОРИ ВИРИЛОРИ "неисповедимое" http://stihi.ru/2011/12/12/9359  , номинатор: Сергей Пагын
 
там детство в закрытые двери стучится.
обёртка конфетная, мёртвая птица,
зелёного солнца стекляшечный свет.

И это вполне умело сделанное стихотворение с набором поэтических штампов, вплоть до Чеховского осколка бутылки и бесстыдства коленей, и оживления воробушка в непонятной ребенку жалости, хотя жалость вполне понятна. Но настроение передано ; вполне умилительно, может на минуту растрогать...

3
     САША ТЕСЛА                http://www.stihi.ru/2011/09/27/4725


Это стихотворение тоже с привлечением классика, ужаснувшегося атрибутам современности, но здесь намерение очевидно. И форма более или менее искусно поддерживает содержание. Кто только  не привлекал классиков, для описания ужасов современного прогресса. Это иронические стихи, обличительные, чем и Гоголь занимался. И все было бы хорошо, если бы не явные нестыковки.

 
А сам растворяет слезливость в безмолвном крике,
Как самый порядочный в мире – простой асессор.

Даже сели асессор самый порядочный, да еще простой (бывают ли сложные асессоры?Тут верное слово заурядный ), то не всякий асессор растворяет слезливость. Башмачкин, к тому же ; довольно жалкое существо. Сколько можно носить шинель?

И Гоголю каждую ночь Собакевич снится –
За эту работу, наверное, дали б орден…

Сон все-таки не работа. И почему сон с Собакевичем ; тяжелая работа?

Наутро никто не отыщет последствий культа –
Лишь только соседка почувствует запах гари…

Культа какого? Не принца Гарри же? С запахом.

А Гоголь хрипит и дрожит от больных эмоций,
А Гоголь уже сумасбродит и шумно бредит.

Это перебор, нельзя сумасбродить и бредить одновременно. Т.е. видно, что к довольно крепким строчкам прилеплены слабые.



4
ВИНОГРАДОВА ЕВЛЕНЬЯ 2006 ГОДА "Припомнилась зима 2006 года" http://www.stihi.ru/2010/12/03/2587  , номинатор: БЛК

И это ; вполне умело сделанное стихотворение, со сквозным образом снега, сначала огрубленного шматом сала, потом поднимающегося до праздничного тоста. И где любовная тема, едва намеченная ,тут же снижена бытовыми подробностями вплоть до матюгов. Чуть мешает психологическая недоработка. Прилежная и мудрая вряд ли будет хныкать от утрат.
 
О чём ты думаешь с утра,
готовый к осени кромешной?
О том ли как декабрь промешкал
с зимой, что нынче не шустра?
Земная, тоже не безгрешна
и тоже хнычет от утрат...

5
БОРИС ВАЙНЕР "Городок" http://www.stihi.ru/2010/08/15/4381  , номинатор: Миронова Елена

Это довольно милые стихи, где все кругло закручено, круг ; это образ совершенства, счастья, наконец. Разве что, «круглые лошади» чуть выскакивают из общего ряда ; такие возможны в поэзии абсурда, а в стихах слишком много не абсурдной игры, как нпр. «круглое число», или «круглый дурачок». Или, другими словами, - «круглый дурак» ; это троп, а «круглый конь» ; нонсенс.

 
Я знаю милый городок,
Где всё круглым-кругло:
Окно, и клумба, и цветок,
И слово, и число


6


ОЛЬГА ПЕТРОВА МАКАРЫЧЕВА "Баллада о пастушьей собаке и пользе сна" http://www.stihi.ru/2011/11/15/1430  , номинатор: Владимир Мялин
 

В далеком туманном Уэльсе,
где рай для людей и овец,
жил Патрик из рода Уэлсли —
поэт, ипохондрик, мудрец.


Вполне грамотная стилизация баллады, можно перевести на английский и сказать, что так и было.



7
И МАКАРОВА "х х х" http://www.stihi.ru/2008/04/03/14  , номинатор: Клавдия Смирягина Дмитриева
 
Лежит Аврора роковая
водой Невы зачехлена.
Лежит и смотрит, как живая,
как Ленин выглядит она.
Как в сказке, мертвая царевна
все поцелуй побудки ждет,
и на цепях хрустальный лед
переливается надменно.


Эти стихи интересно читать, потому что в них есть неожиданный поворот. Неожиданное сравнение крейсера с покойницей. Сквозной образ мало кто умеет делать . Хороша и рифма поддалась /подалась.

8
ЧЕРНАЯ ЛИСА "Здесь неба не было" http://stihi.ru/2011/12/13/10293  , номинатор: Сергей Пагын
 
Здесь неба не было. Я думала, пройдет.
Ушла домой, вернулась через год,
А воздух стал тяжелым, как вода.
Наверное, вернулась не туда.



Тут и сказать нечего ; умело сделанное стихотворение. Настоящие стихи.

9


КУРИЛОВ ДМИТРИЙ "Чертановский триптих" http://www.stihi.ru/2010/02/08/7120  , номинатор: Анатолий Тищенко
 
И победитель по нашему ; Жмеринско-Гамбургерскому  счету. Вот ведь ; бард, а стихи писать умеет... И в Союз писателей приняли не зря. И не поет гимн пьянству Вакхическому. Грамотно изложенный сюжет, лексика хоть и стёбная местами, но чувство меры соблюдено, соответствуя интонации, (иногда заемной, но кто теперь эти не грешит) метафоры везде неожиданны, веет настоящей литературой. Небольшая энциклопедия русской жизни.

1.
Хоть бы Вера, Надежда, Любовь — нет, назвали Инна —
иностранно, заумно, смешно, странно, в чем-то старинно,
но, однако, моложе, чем веник иль канделябр
или дед, что служил на Китайской железной дороге –
наплели же Вам генеалогию русские боги,
современный утсоцреализм или абракадабр.


А теперь с удовольствием перейдем к обладателю «Гран –при» этого конкурса, на наш взгляд ; поэту нам хорошо знакомому, более того, примеченному даже нашим  последним Гением, сказавшему, что «она дышит ему в затылок» . Голос ее не спутаешь ни с кем. И с наслаждением прочтем рапсодию в кошках, благо повод представился. Приведем эту работу в целом, ибо она достойна того.

ЭЛЛА КРЫЛОВА "Черногорская рапсодия" http://stihi.ru/2011/08/26/6815  , номинатор: Евгения Костюкова
 
1.

Чайки целуются с морем, над волнами зависая,
и не хочется думать, что промышляют рыбой.
Дворцы - обуза, для рая довольно сарая
и тело прикрыть голубою холщовой робой.

Босыми ступнями следы оставлять в полосе прибоя -
единственные в целом времени и пространстве,
и пусть их стирает прибой оленьей своей губою, -
исчезать - это лучше, чем оставаться.

Когда нет ни в чём нужды, лебезят соблазны:
столетние вина в заплесневелых бутылях,
мужи, их несущие, в погонах, в цветах, в маразме,
да только дрова в печи, не сгорев, остыли.

И хотя здесь сразу заметна тема Бродского и слышны его интонации и мысли («исчезать - это лучше, чем оставаться»), видно, как искусно строит поэт метафорику, чуть разбавляя чистую поэзию морализаторством, пеняя на потребительскую бездуховность чаек. Так ханжа отворачивается от мест общего пользования, стыдливо отрицая право человека на естественные потребности. Но ведь отшельницы, подобные описанной, питаются акридами и оправляются амброзией, избегая соблазнов! И в кокетливости им не откажешь, роба холщевая, но все –таки голубая, а не белая, как полагается святым, хоть никто и не видит. От этого соблазна уйти трудно. Но зачем и откуда в абсолютном одиночестве лир. героини появились мужи с винами? Вот она ; филологическая школа! Это же соблазны св.Антония!  Или стишок надо числить по фрейдистской тематике?
Зато прекрасна метафора с оленьей губой. Однако, последний соблазн довольно сомнителен, понятно, что мужи в погонах и в маразме мало что могут, какой тут соблазн? Но что будет, если придет молодой солдатик с лычками, неся фалернское? Скорее всего, это богоборческое стихотворение, осмеяние святости. Но прочтем с удовольствием дальше.

2.
Тем осень и хороша, что она прохладна,
иссякли страсти, и вышнее лучше видно.
И на море шторм хладнокровен. И жизнь отрадна
поскольку кончается, кончилась. И не стыдно

за прожитый век, ибо прошлое позабылось,
как соль анекдота, и преамбула стала лишней,
а соль морская дарует покой и милость,
и лампа горит в старом доме под юной вишней.

И в старом доме у маленького камина,
ноги скрестив на соломенной ветхой циновке,
благодать - наблюдать за сполохами кармина
и в окне, и в камине, и гладить котёнку бровки.

Здесь интонация Бродского слышна еще сильнее. Становится понятно, что это, скорее всего ; поэтическая полемика с Письмами к Римскому другу, а не откровенная эпигония. Или  же еще один аргумент в пользу тех, кто обвиняет Поэта в крайнем цинизме под кипарисом, который здесь стал юной вишней. Однако, экзистенциальный пессимизм нашего поэта –победителя конкурса сильней, чем у Нобелевского лауреата, не дожившего до беспредела подтасовки выборов в Думу. Если Поэт проводил аналогии между эпохой упадка Рима и современной цивилизацией, проявляя уважение к науке Истории, то здесь мы видим, что прошлое сравнивается с анекдотом, без всякого почтения к Истории. Келья отшельника наполняется аксессуарами с буддийским подтекстом (циновки), а вместо Плиния на скамейке в абсолютной пустоте пространства и времени, Благодать сводится к котенку. Если римлянин у Бродского, написав письмо, скорее всего, перерезал себе вены, оставив Плиния недочитанным, то наш поэт продолжает жить, обожествляя кошек, что твой египтянин. Прошлое, вопреки утверждению выше, все-таки не забыто. Такое христианин не напишет, разве что ; бхаист , а бхаизм ; религия абсолютной свободы. Но вот проблема:
Говоря о человеке и его предназначении, бахаи учат, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных.
Здесь же утверждается, что животные все-таки лучше людей. Трудно не согласиться ; конечно лучше, потому что стихов они не пишут. Но, возможно, это поэтическая полемика с другим известным стихотворением Бродского «Натюрморт» , где поэт начинает эпатажным «Я не люблю людей» , отдавая предпочтение «вещи».
Тогда Крылова возражает без эпатажа, животные лучше людей. Это менее цинично. Впрочем, Бродский закончил стихотворение неожиданно – отрицая все сказанное выше в стихотворении и переводя эпатаж и вселенский пессимизм в высокую метафизику –
Мать говорит Христу:
- Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?

Он говорит в ответ:
- Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.




3.

И “люблю” в человечьих глазах котёнка
во сто крат честнее и чище, чем в человечьих.
Слава - бульварная газетёнка, -
сюда не доходит. Но горят на окне семь свечек

по числу незабытых людей, что во времени затерялись
или в смерти, или придуманы, или морок,
и пусть осень в плоды превращает завязь,
мозг свободен бездействовать - постный творог.

Лучше снова на море - могучей стихии роскошь
одарит сравненьем не в пользу живого тела,
да ещё и не юного. Моря седая пустошь,
с виду бескрайняя, чертит черту предела

В этом безукоризненном стишке цикла продолжается тема неудовлетворенности живого тела, да еще не юного, и предпочтение последовательно отдается зоопарку (чайки, олени, кошечки). Честных и чистых людей не осталось, кроме самого лирического героя, но это уже тема человекоборчества с точки зрения постного творога высокой поэзии . Пахнет уже древним язычеством Ягайлов и Ядвиг, неувядаемой  сексуальной мощью Нептуна или Посейдона. Тут слышен уже не Бродский, а Гомер . Великолепная игра аллитераций (чертит черту) исполнена по лекалу «черного челна» или «четыре черных чертенка чертили черными чернилами чертеж», не говоря уже об «однажды отец Онуфрий…» Бродский в оригинале утверждал то же самое – «прекрасное – вне тела». Но не творог же?
4.

телу и времени, связанным обоюдно.
Тлеет закат, и тлеют дрова в камине.
Море времени не подсудно. И не подсудно
тело, что плещется по-щенячьи в сыром кармине.

Жёлтые ирисы. Горлица. Край фонтана.
Выщербленная цитата из прежней жизни
или, вернее, из недочитанного романа,
или из тоста на чьей-то ничейной тризне.


Всё-таки лучше море и дом под вишней.
Одиночество, терпкое, словно вино из дубовой бочки.
Одиночество и котёнок (а третий - лишний),
да в саду бесхитростные цветочки.

Вообще говоря, если море действительно никому не подсудно, то тела еще можно судить
по кодексу уголовному, так что ;это довольно спорная мысль. Но если взрослое тело уподоблено щенку, то оно, скорее всего, тоже в маразме, как и упомянутые выше мужи из романа, видимо, бульварного же.
А вот тост на тризне ; это уже апофеоз цинизма, завяли бы не только ирисы, но и уши. Нам близко гражданское негодование поэта. На такие тризны лучше не ходить, даже если померло пустое место, это уже сатанинский культ какой-то, часто появляющийся и в графоманских стишках, как и было отмечено выше по поводу одной из конкурсных работ.
Хочется обратить внимание читателя на сквозной образ вина (в бутылках, в бочках итд). Сквозной образ ; это признак метафизической школы, к которой принадлежал Бродский. Но Ирис  ; не такой уж бесхитростный цветок, скорее, довольно эстетный, если вспомнить плечо Миледи, хотя обладает множеством коннотаций, включая непорочность ( см нпр здесь http://wiki.simbolarium.ru/index.php/)
Правда, ирис часто путают с лилеей.

5

По тропинке вечерней росной коленкой голой
задевать траву и вздрагивать в наслажденье.
И опять-таки море с его первобытной школой
выживания, откровения, наважденья.

Так и закончить свой век, позабыв словесность,
вообще язык, особливо русский.
С высоты чердака озирать окрестность
и спускаться к морю тропинкой узкой.

Не высматривать с берега яркий спасительный парус,
просто даль созерцать в виде тени, как свет, бесхотенной.
И, ни о чём не жалея, ни в чём не каясь,
становиться  морскою шампанской пеной...

И вот великолепный финал, явно анти-Бродский, ибо хорошо известно, что Поэт обожествлял Язык и особенно ; русский язык, хотя «в наслажденье» и не вздрагивал. Любопытно, как на чердаке оказался камин с кармином, но это уже не важно. Не важны и отсылки к романтической Ассоль или одинокому белому (голубому ?) парусу, и к угасанию плоти  «бесхотенной» ввиду явно не Ахейских мужей в маразме. Важно, что море наполнилось шампанским, из которого вышел этот цикл, как Афродита в голоколенной пене. Понятно, что такие стихи вне конкуренции и конкурсов. Чувствуется «величие замысла», если вспомнить того же Бродского. Но можно сравнить два поэтических мировоззрения в этом диалоге двух поэтов. Таким образом, это ; явный победитель конкурса, явно не вмещающийся в рамки поэзии стихи.ру. или каких бы то ни было конкурсов и поэтических сайтов, ибо она выше оценок и суждений. О чем и написала на своей странице. Мы весьма рекомендуем стихи этого поэта поэтам и читателям стихи.ру. Это очень круто.