Танцуем под Пьяццоллу Березняк? Не-е-е-е-ет!

Миоль
                Из серии "Заговори, чтобы я тебя увидел."
                http://www.stihi.ru/2012/01/18/3681


Потанцуем?
Танцевать начнём от печки, тем более, что повод для этого есть.
Танцевать будем не абы что, а …
ТАНГО танцевать будем.

Написала это слово и…столько чувств и чувственности отразилось в нём, столько цветов,
а главное – оттенков,
потому что именно оттенками танго и богато...
Оттенками и полутонами, тем,
что нельзя и на язык-то живой перевести,
а только – почувствовать, ощутить, предугадать можно,
когда одним жестом сказано будет больше,
чем  многоминутным размеренным адажио.

Итак, потанцуем танго.
Начнем с сильной доли,
чтобы задать ритм,
тон,
настроение…

Иван Охлобыстин, Х/ф “Мытарь”:

«Знаешь ли ты, что такое танго?
 Настоящее танго?
 Для хорошего танго недостаточно техники, недостаточно страсти.
 Хорошее танго - это боль, это разлука с прежними представлениями о жизни, это гибель иллюзий и начало действия, когда ты уже обладаешь желаемым и понимаешь, что скоро время танца закончится, и только пока звучит музыка, ты можешь пользоваться партнером.
 Танго - независимость, танго - насилие, именно поэтому этот танец так ценится.
 Вот, казалось бы, все в руках: любовь, страсть, секс, вседозволенность, но прибавь хоть одну лишнюю ноту, и все... тут же потеряешь и вкус и цвет.
 Танго - это баланс на грани мечты и обыденности, танго - это то, чего нет...»

*
 Танго - это то, чего нет
 Иван Охлобыстин. Читает Ольга Мищенкова
 http://www.stihophone.ru/works.php?ID=23866
*

Как ПРОСТО сказано.
И как МНОГОмерно…
И есть ВПЕЧАТЛЕНИЕ – самое главное,
что остаётся от встречи с искусством.
И, наверное,
если ты
(вдруг)
НИЧЕГО не слышал о танго,
но прочитал Охлобыстина,
то обязательно
и поймешь,
и узнаешь,
и увидишь,
ПОТОМУ  ЧТО  ПОЧУВСТВУЕШЬ,
получив ВПЕЧАТЛЕНИЕ .

Но сегодня речь не о том прочтении танца, в котором (я о прочтении) всё величаво-просто.
Очень часто танго опускают до банального показа каких-то гротесковых переживаний, в которых, чтобы рассказать о том, как «не живётся, друг мой, не живётся», судьба обязательно пригласит на…
Нет, не на тур вальса, а именно на танго, чтобы было понятненько и наглядно,
как злодейка-судьба трещит по швам.

Итак, простенькие вариации в стиле «танго»

***

 Танцует ночь под Астора Пьяццоллу,
 Ритм танго так волнующе остёр.
 В нем слышен твой,  Любовь, манящий голос,
 Зовущий вновь взойти на твой костёр.

 Танцует май под Астора Пьяццоллу,
 В нем  - ласки зной и молнии излом.
 Зажжёт звезду заря, взмахнув подолом,
 И ливнем хлещет соловьиный гром!

 Танцует мир под Астора Пьяццоллу…
 И кастаньетами судьбы звеня,
 Ведет тоска своё шальное соло,
 На это танго пригласив меня.

 Танцую я под Астора Пьяццоллу,
 Сказавшем танцем драму бытия,
 Про вечер тот весенний и весёлый,
 В котором танцевали ты и я...

 А в Аргентине осень дарит астры,
 Когда у нас – зелёная весна.
 Благодарю тебя, маэстро Астор,
 За ночь любви, дарованную снам!


© Copyright: Татьяна Березняк, 2008
 Свидетельство о публикации №1811262183
http://www.stihi.ru/2008/11/26/2183


Начало убивает повествовательностью и... танцевать почему-то не хочется.

«Твоё-моё» с перебором –тоже как-то к танцу не располагают.
И зачем их аж два на четыре строки:
И голос – твой
И костёр – твой…

Вот ведь надо же…

«Волнующе остёр»… Понятна мысль автора, но скудный образ лобовой атаки делает её безвкусной и бесцветной.

«твой,  Любовь, манящий голос…» - пошло, банально, плоско.Дешёвенько (даше не дёшево).

«Зовущий вновь взойти на твой костёр.»…

В который раз, Господи?
И зачем такая пикантная интимная подробность?
То есть в предыдущие разы – типа, не сгорела,- пронесло?
Непонятка, однако…
Отчего бы еще раз - да на те же грабельки не наступить?
А вот и с радостью!

«Танцует ночь (май, мир, я)  под Астора Пьяццоллу…»
Вспоминается Гайдай и бессмертный Иван Васильевич, который меняет профессию.
И навека изречённое :"Танцуют все!"

Сказать, что здесь тавтология усиливает эффект «танцуемости» (о как!), можно.
Вопрос в другом:
что ЭТО даёт читателю?
Что это перечисление прибавляет к тому варианту одной и той же фразы, которая явлена нам  словом «мир»?
Ведь «мир» - слово многомерное, а потому, банально сказав о том, что, дескать, «мир танцует под…»,  уже понятно, что и «ночь» , и «день», и «луна», и «звёзды», и «ты», и…Всё танцет, если МИР танцует…
Здесь (традиционно для восприятия танго) акцентом берётся ночь, ну, а МИР – там где-то, в середине, просто надо было строчек на мысль, что может под танго танцевать  - насобирать.
И они собираются, причем, от фонаря, совершенно бездумно, по типу – что на язык пришло.

Например: «Танцует май под Астора Пьяццоллу…»

Что изменится в восприятии, если «май» заменить «мартом»?
Да ничего!
Просто совсем ничего!
И я бы (не настаиваю, просто делюсь), если бы взялась включать месяцы, то, наверное, они бы у меня танцевали не «под» (банально, затёрто), а ЕГО бы и танцевали – душу, судьбу, талант и …целый Космос создателя, имя которому – Астор Пьяццолла.

Танцует АВГУСТ Астора Пьяццоллу

Сентябрь (октябрь, январь и т.д) танцует Астора Пьяццоллу

Что еще диссонирует с танго, если его брать синонимом страсти (а иначе и быть не может)?

Вот «май» и диссонирует,
ибо месяц этот традиционно в поэзии – месяц зарождения чувства, первозданности,
целомудрия,
потому что еще только начало весны,
пробуждения,
движения навстречу…
Май – это даже не вальс еще,
это Прелюдия,
предчувствие вальса,
который, если уже и слышен,
то пока еще так далеко-далеко,
что, скорее, его можно лишь угадать,
а не расслышать,
почувствовать, а не ощутить…
Май – это уж совсем никак не танго,
просто – совсем.

 «…Танцует май под Астора Пьяццоллу,
 В нем  - ласки зной и молнии излом.
 Зажжёт звезду заря, взмахнув подолом,
 И ливнем хлещет соловьиный гром!»

«Ласки зной» - это- пошло.
Это ОЧЕНЬ пошло.
И примитивно.
И так красивенько-сладенько-слащаво –
до противности.

Когда возрастные тётеньки,
ностальгирующие по ласкам-сказкам,
говорят об этом вот так, в лоб,
когда, не задумываясь об образности,
которая есть необходимейший элемент любого вида искусства,
читателя опускают до примитивизма,
то дальше - тем, кто "выдержан на дорогих винах" Поэзии
пошлость подобную читать не захочется.

И еще…
 «ЛАСКА» - это всё же ПРЕЛЮДИЯ.
 А  уж «ЗНОЙ» будет опосля, а потому  «ласки зной» - «вещи» совершенно НЕ…
 Нет, конечно, и такое возможно...
 Это уж у кого какие ласки...
 И какая фантазия...
 Понятно, да?

Чтобы упростить, и подоходчивее:
ЛАСКА – это как бы "май"…
Это то, что -  ДО...

(Автор демонстрирует отсутствие того, что в литературе называется ЯЗЫКОВЫМ  ЧУТЬЁМ», т.е. лепит из имеющегося в его арсенале слов рифмостроки.)

Итак, если «ласка» - это «май» и ДО,
То «ЗНОЙ» - кульминация и… похоже, спелый август-сентябрь, а, возможно, с перчинкой октября даже, потому что зною -  терпкости в букет ароматов –  не помешает.

«Зажжёт звезду заря, взмахнув подолом»

Мне думается, что если этим проиллюстрировать мысль, что кто-то танцует под «Цыганочку», то будет очень даже больше к месту, потому что подол и заря, и «табор, уходящий в небо», - это про то, что  здесь мы имеем.

А вот «ливнем хлещущий соловьиный гром» - это ваще!
В этом «ваще» нет
ни красоты,
ни красивости,
ни простоты,
ни простоватости.
В этом нет ничего,
кроме всё того же отсутствия чувства слова,
которого,
если не дано,
то уже не будет никогда.
(Правда, как и слух, развить это можно. Надо очень постараться всего лишь)
Кондовость–  есть!
Причем, снова с диссонансом, ибо СОЛОВЬИНОЕ пение с громом ассоциировать как-то не получается.
А уж слово «хлещет»
(сразу штамп выскакивает из памяти – по щекам)…
Представьте себе соловьиные рулады
(никак не гром, не гром!!!),
которые вас отхлестывают…
Представили?
Садо-мазо импресьён?
Круче!
И всё это – к 90-летию композитора, замечу в скобках.

Всё, что угодно, ребята,только не танго…

***

Май у нас оттанцевал, хоть и с горем пополам.
Соловьи отгромыхали,
ласки, наконец, перешли (хочется верить!) в зной...
Всё -  тики-так...

Дальше танцует мир,
потому что автор решил от частности – мая –
перейти к глобальному обобщению,
т.к. на примере одного-единственного мая
не получилось поведать о том,
как все же танцуют под Астора Пьяццоллу.

Итак, танцует мир:

 «…Танцует мир под Астора Пьяццоллу…
 И кастаньетами судьбы звеня,
 Ведет тоска своё шальное соло,
 На это танго пригласив меня…»

Танцует мир плохо.
Невыразительно танцует.
Да и вообще он НЕ танцует,
ибо повествование автора НИКАК не даёт возможности УВИДЕТЬ танец, потому что собственно танца в стихе нет.
Есть как бы информация, за которой (опять?) нет ничего.

Вопрос : «А чёго он ТАК (неколоритно!) танцует?» пусть останется в воздухе.
Навсегда.

Навсегда, потому что,
во-первых, автор НЕ даёт нам возможности увидеть,
КАК мир танцует,
как мир танцует ТАНГО
и что есть ТАНГО в его, автора, представлении.

Не даёт, да и не надо, будто бы больше прочитать и увидеть негде!

Зато дальше появляются в танце кастаньеты.
И не просто себе, а кастаньеты судьбы.
И опять НЕ обходится без диссонанса, когда спотыкаешься на эти самые «кастаньеты судьбы», помня при этом, что речь, де, идёт о танго.

Напоминаю:

«В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п.»
http://ru.wikipedia.org/wiki/

Кастаньеты в танго?
Если танцуют ДВОЕ,ребята, то тут уж не до кастаньет, право…
Мешать они им будут, кастаньеты судьбы…

И еще – по факту: "кастаньетами … звеня..."
Звон бубенцов представить можно.
И услышать.
Как ЗВЕНЯТ кости – кастаньеты - не получается даже представить.
Не получается потому, что не звенят.
Просто от физики своей – не звенят, и всё тут.

Но... оставим это воображению пишущего,
потому что дальше пойдет уже не диссонанс.
Дальше взору читателя предстанет
совершенная картинка абсурда
с тоской,
танцующей шальное соло.
И это не просто круто!
Это …
Это…
 
Не формулируется это…

Пойдем пошагово в постижении «па».
Итак, роемся в словарях и находим:

Тоска – ТОСКА;, -и, ж.

1. Душевная тревога, уныние. Наводить тоску на кого-н. Т. берёт. Т. в глазах, во взгляде у кого-н. Т. по родине.

2. Скука, а также (разг.) что-н. очень скучное, неинтересное. На даче осенью т. Не спектакль, а т. Т. зелёная (ужасная ~; разг.).

| увел. тощища, -и, ж. (ко 2 знач.).

***

Значение слова СТРАСТЬ – и, мн. -и, -ей, ж. 1. Сильная любовь, сильное чувственноевлечение. Воспылать страстью к кому-н. 2. Сильно выраженное чувство,воодушевленность. Страсти у спорщиков разгорелись. Со страстью делать что-н.3. Крайнее увлечение, пристрастие к чему-н. Театр - его с. Увлечен дострасти чем-н. Страсть к картам. II унич. страстишка, -и, ж. (к 3 знач.).С. Ожегов

***
ШАЛЬНОЙ –

1.
Потерявший ясность сознания, безумный, одурелый.

Вид своего разрушающегося двора, вид сильно изменившейся, высохшей и странно тихой, слегка шальной матери, не произвел на него никакого впечатления. Бунин, Веселый двор.
||
Выражающий безумие, помраченность сознания.

Бородатый, лохматый, с выпуклыми кровянистыми глазами и хрипучим голосом, вид он имел шальной. Бунин, Игнат.

2.

Отличающийся сумасбродством, взбалмошностью; безрассудный.

Лапша был чудак, парень шальной и благой. Помяловский, Очерки бурсы.


||
Полный сумасбродства, безрассудства.

Шальная, мальчишеская мысль мелькнула у него в голове. Куприн, Поединок.

3.
Случайно залетевший куда-л., случайно попавший в кого-, во что-л. (о пуле, снаряде и т. п.).
.

 шальная голова
о сумасбродном, взбалмошном человеке.
 шальные деньги
деньги, доставшиеся легко, без каких-л. усилий, без особого труда.

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

Вопросы:
--------------

1. Под силу  ли ТОСКЕ – унынию, упадничеству, депрухе – ШАЛЬНОЕ СОЛО, потому что, если оно – шальное, то мы уже не говорим о тоске.
Тоска, если и может вести какое-то СОЛО, то, отнюдь, не в форме ТАНГО, потому что там, где танцуется танго, не может быть тоски.
НЕ  МО - ЖЕТ!
 
2. Если говорить о танго, то это на редкость парный танец, ибо это – танец страсти, партнёрства, танец-диалог. В танго (как ни в каком другом танце) существует совершенно точный и ясный язык, благодаря которому и возможен диалог. Отнести ТАНГО к категории безрассудных танцев не получается.

Еще раз пытаюсь понять это:
«… Ведет тоска своё шальное соло…»
Еще раз пытаюсь соединить несоединимое…
Не выходит.

«… Ведет тоска своё шальное соло,
 На это танго пригласив меня…»

Пытаюсь УВИДЕТЬ эту банальнейшую фразу.
Пытаюсь почувствовать аромат тоски,
понять её звук, ощутить цвет…
Какая она – ТОСКА, танцующая танго?
Может ли быть тоска наполнена страстью?
А ПЕРЕполнена?

Наверное, это совершенно новая разновидность шальной безрассудной тоски, которая психиатрией еще не зафиксирована, и, наверное, ни один врач не сможет представить себе тоскливого пациента, танцующего не что-нибудь, а…ТАНГО.

Наверное, если бы на танго приглашала, на худой конец, СУДЬБА, которая может иметь облик шальной и сумасбродной, это как-то бы еще вытанцовывалось. 
Примитивно, конечно, и простенько-пошло, но как-то бы всё же…
Но вот ТОСКА,
танцующая
самый страстный танец всех времён…
Это трудно для восприятия.
И это – никак.

Понятно, что при нехватке слогов приходят на помощь слова-выручалки.
Здесь – то же самое:
 «…Ведет тоска своё шальное соло,
   пригласив меня….»

Вопрос первый; ЧЬЁ еще соло может вести ТОСКА, если не своё?

Вопрос второй: о каком танго из огромного множества, написанных композитором,идёт речь в данной строке?

Ранее говорилось размыто – ПОД АСТОРА, дескать, ПЬЯЦЦУОЛЛУ, типа – кому что любо, тот под то и…
И вдруг – совсем конкретно – «На ЭТО танго…»
На какое?
Имею право знать!

***

Переходим к следующему, танцующему танго ПОД АСТОРА…
Теперь из мира танцующих автор вычленяет себя.

В принципе, БЕЗ ПОТЕРИ смысла, можно было бы поиграть с местоимениями и заставить танцевать не только «я», но и «мы», «ты», «он».

Что-то изменилось бы?
Совсем ничего,
потому что здесь и про СЕБЯ автор не говорит ничего, зато даётся, ближе к финалу, какая-никакая (больше -никакая) характеристика композитора, который, оказывается, сказал «танцем драму бытия».
Чёрт его знает…
«Драма бытия»…
Это, конечно, как-то, я бы сказала…
Но всё же, если взглянуть…
То не так, чтобы,
но и не…
Впрочем, ..
Да и не стоит о драме …
Хотя,
если про бытие, которое определяет…
То без драмы трудно его как-то…
А и не надо…
Без комментариев,
потому что дальше такой себе весёленький, как ситчик на занавесках в сельском доме, выплывает «вечер тот весенний и весёлый, В котором танцевали ты и я...»

Весенний и весёлый (беззаботный, лёгкий, воздушный, эдакий сквозной ветерок, который еще только ласкает, отбрасывая пряди волос тихим дуновением… Помним, да? – что май – это еще ДО…
И до танго- в том числе.
И здесь автор говорит об этом –
весёлый себе вечерочек - обхохочешься.
Можно и потанцевать, отчего же – нет?
Можно, но не танго,
но не Пьяццоллу,
где всё, начиная из затакта – сплошь надрыв,
боль, предчувствие потери…
А тут – «вечер тот весенний и весёлый.»

Пока просто похихикаем от веселья.


 «…Танцую я под Астора Пьяццоллу,
 Сказавшем танцем драму бытия,
 Про вечер тот весенний и весёлый,
 В котором танцевали ты и я...»

И пока «ты и я» весело танцуют весенним вечером (до танго еще далеко, славтеГосподи!) « в Аргентине осень дарит астры, Когда у нас – зелёная весна. Благодарю тебя, маэстро Астор, За ночь любви, дарованную снам!»

Оставим календарные частности фантазии автору,
ясно, что времена у нас не совпадают,
хлопнем господина Пьяццоллу по плечу,
дескать, спасибо, братан Астор, вэри гуд!
Низкий тебе поклон за ночь любви (как бы без тебя, ёлки?)
Обидно, конечно, что подарок ты сделал снам,
мог бы и о живущих, дескать,
да уж, видно, как вышло,
старик,
и тому рады…
Остёр ты, Астор, как тот самый (какой же?) костёр,
дык…
потому под тебя и танцуют,
черт бы тебя, аргентинец,..
и ночь,
и май
(другим месяцам неповезуха!),
и мир и…
даже я вот рискнула…


Вот такой какой-то финал…
Ну, какой-то никакой себе финальчик…
Нет его.
Просто надо же было концовочку дать,
занавес-то – когда-никогда и закрыть надоба!

О чем стих?

Ни о чем!
Стих – есть,
всё в рифму:
«остёр-костёр»
Поэзии – нет.
И только-то?
А мир – танцует…
(Или – страдает…
Или…)
А это – главное!
И пофиг – на всё!
И на Поэзию – пофиг!
Да много он чего делает, мир-то,
много…
Дай ему Бог, миру!
И под Астора…
И под Пьяццоллу…

***

А так хочется ТАНГО!
Чтобы…
Чтобы…
Картинка была…
Образ…
Аромат…
Звук…
Лопнувшая струна…
И резонансом – эхо…
И чтоб зависла последняя нота –
в воздухе,
в сердце,
Зависла, прежде чем упасть на паркет и навсегда остаться там…
И чтоб дыхание –
обязательно сбилось,
а потом ты попытался бы его задержать,
продлив на секунду
на  вздох
на…
на паузу тридцать шестую продлить
этот рвущий в клочья
акцентный
обжигающе-леденящий
малиново-пурпурный
в чёрном
танец,
который есть
«…баланс на грани мечты и обыденности…»,
потому что
«…танго – это то, чего нет...»

Вот такого ТАНГО хочется!
И дай нам Бог,
ведь старик Пьяццолла о нас позаботился…

                20 – 21.02.2012


Libertango
http://www.stihi.ru/2012/02/18/3820

Улисс Петит де Мурат:
"Танго - это самая удавшаяся попытка народа приблизиться к сладости экстаза.

Флоренсио Эскардо:
"Танго, фольклор Буэнос-Айреса, вибрирует и растет вместе с городом и обладает способностью проникать в тайнопись сентиментальных встреч аргентинцев."

Энрике Сантос Дисcеполо:
"Танго - это смесь ярости, боли, веры и отсутствия."