Стих Месяца. Декабрь 2011. Выбор Алексея Торхова

Семь Дней -1
Очень извиняюсь за небольшую задержку с обзором! Так уж случилось, что два последних дня февраля пришлись на мой день рождения. Вышло очень уж по Гераклиту — даже выйти из этой реки получилось намного ниже по течению. Снесло… )))
Я благодарен всем — и пригласившим меня, и написавшим эти 26 стихотворений! В каждом из них, в том или ином виде, я нашёл нечто необъяснимое, именуемое поэзией. Но, поскольку правила не настаивают на детальном комментировании каждого текста, ограничусь заметками по поводу десяти из них, наиболее мне созвучных…
Думаю, и так понятно, что все мои мысли ОЧЕНЬ субъективны и ничего не обобщают, ни к чему не приговаривают. В таких случаях я часто говорю: «Возможно, я произошёл от другой обезьяны»… ;


1. Целия. Что-то несусветное мотыльковой хрупкости.
http://www.stihi.ru/2011/11/29/3478

Иногда в стихотворении мне достаточно настроения и я его просто впитываю целиком, доверяя автору обладание недоступным. Здесь — образная система координат, два полюса и балансирование внутри противоречий. И действительно — название становится гипертекстом. О чём это? Конечно же, о… Жизни.
Чего не хватало? Некоторой алогичности в середине текста. Уж больно размеренно продвигаешься к последним двум строкам, которые действительно финальны и хороши. Отсюда и отсутствие протеста внутреннего, вернее – ощущение его отсутствия. Словно дрейфуешь по течению, периодически бросая взгляды на левый и правый берега. И описания увиденного постепенно утомляют (хотя, в жизни именно так и бывает!)…


5. Анна Дэ. "Если молчания..."
http://www.stihi.ru/2011/11/24/3301

Почему-то споткнулся на «целующих колобков» (хотя, к колобкам отношусь неплохо ;)… А споткнуться на финише, всё равно, что выкарабкиваться на берег. Посему, не возникло ощущение финальных строк, не натянулась струна, не зависло послезвучие. Стихотворение идёт «от ума», но показалось мне интересным. Самое сильное место, как ни странно, первые шесть строк. Когда уже явлено почти всё (на уровне голоса), далее описывается параллельная картинка на уровне взгляда с ещё большим уходом в физику. Для меня это перечисление, ведущее вниз. И свечи, тонкие как пальчики, возникают действительно как не из этой жизни. Иной выхваченный свет… Начинаешь оживать. И вот тут-то — откуда ни возьмись! — эти «целующие колобков»… ;
Остаётся странное чувство чужеродной близости, но невозможности понять до конца…


9. Клавдия Смирягина Дмитриева. Перевал.
http://stihi.ru/2011/12/01/3122

Очень понравилось стихотворение. Уверенной неспешной интонацией, неброскими, но отзывающимися изнутри образами… Сырое небо бьётся грудью в стену, как залетевшая птица. А вместе с небом в стихотворение залетела сама жизнь, с именно тем процентом поэзии, который присутствует в свежем воздухе. Понравилось, как бережно автор говорит о страшном, словно о горьком приобретении. И даже о перевале — как о семейном артефакте, обязательном наследстве по женской линии. Единственное отступление – две строки в скобках, на мой взгляд, излишни (во всяком случае, мне мешали). «Её нашёл наутро…» — в этом всё. Без объяснения. Ибо у каждого совершенно своя версия той страшной тайны, куда улетают наши бабушки…


13. Йегрес Вокашу. Васильковые глаза.
http://www.stihi.ru/2011/12/12/9581

И будто бы ничего особенного. И ритм, и стилистика поверхностного описания, скользящий взгляд. Но на этом контрасте и обнаруживается оцепенение от трёх последних строк. И этот взгляд стоит того, чтобы отметить весь текст.
А что разбавляло напиток?
«В горле ком, впадаю в "кому"…» Совершенно невозможное ощущение, родня ныне затасканному слову «шок» (кто в это состояние однажды впадал, подтвердит). Понятно, что ради виража: «ком» - «кому»…
Для меня даже если бы в этом месте автор перешёл на прозу, было бы лучше…


15. Ашот Шаров. Самолётная погода.
http://www.stihi.ru/2011/12/12/7514

Понравилось весёлое сумасбродство, брызги, перелётные люди, особо понравилось, что это даже ёжиков касается (ежу понятно!)… И даже открытый финал, некоторое негромкое резюме, не разочаровало, поскольку попытка подвести черту не развеяла настроение.


19. Егор Мирный. никогда.
http://stihi.ru/2011/12/17/9782

Герой всё же мог увидеть небо в алмазах, даже в такой эрзац-версии, как пыль/крошка. И это очень добавляет всему стихотворению. Именно потому, что не догадался, а не потому, что не достоин. Очень интересная и глубокая мысль. Да и всё стихотворение к этому подводящее, его повествование-размышление, его совершенно свои ракурсы на собственное житьё-бытьё. Странное ощущение — в тексте нет многого, что я люблю и ищу в других. И всё-таки, стойкое чувство — это мой автор. Это и о моей жизни также. А значит — мне прибавилось. Спасибо!

20. Егор Мирный. не в ту дверь.
http://stihi.ru/2011/12/15/8164

Опять-таки — две финальные строки! Автор владеет этим даром. Как и сказанным им умением «просто спокойно жить поверх всего этого». Явное ощущение негромкого и неспешного повествования, малая плотность образов и прозаическая резиновая строка. Будто бы должно идти в минус, но — работает, цепляет и остаётся. Правда, не цитатами, общим настроением и впитанным содержанием. Цитат, по сути две — в начале и в конце. Отсюда мысль — а может одно четверостишие лишнее? Во всяком случае, мне кажется, это усилило бы общее впечатление.


22. Алексей Ефипов. за огоньками.
http://www.stihi.ru/2011/12/26/7746

А что тут скажешь… Ясно и лаконично. Светло и безнадёжно. Когда нить накала внутренней лампы перегорает — удержать от похода за огоньками можно только, если оказаться здесь и сейчас. А отговорить, только если дашь свою нить взамен или напополам. Что — лаконично и безнадёжно. Для меня в стихотворении всё совпало и гармонично звучит. Единым аккордом. Хочется познакомиться с творчеством автора…


24. Егор Мирный. альбатросы.
http://www.stihi.ru/2011/12/29/7392

Да, искусственность (но также — искусность). Да некоторая чрезмерность (но и безудержность). Понравилось стихотворение своим уходом в сюр памяти и долетающими до нас выплесками. Особенно «слёзным запахом безымянных женщин» и тем, что «нам выпадала молодость обильно, перемежаясь небом то и дело»… Это не цитирование вкусных кусков. Это мои координатные точки в этом авторском мире. Это совпадение, после которого веришь. А финал и вовсе жизненный, и куда сюр подевался… Главное — очень рад знакомству с этим автором!


26. Анна Дэ. Межзимье.
http://www.stihi.ru/2011/12/20/526

Очень понравилось. Плотное выстраданное высказывание, в котором недосказанного ещё больше. Что роднит вообще с молчанием о близком человеке. Наверное, это и есть созвучие своему в чужом и скорбь о чужом в ближнем… Мать, штопающая прибережённый кокон (то ли «рубашку, в которой родила однажды», то саван «роди меня обратно») — самый тревожный для меня образ. Спасибо, Анна! Не хотелось бы ставить стихи по местам… Но что-то мне подсказывает, что это — лучшее в семёрке…

А вот и сама — Семёрка текстов, наиболее приглянувшихся мне, оставивших свой след в душе:

5. Анна Дэ. "Если молчания..." http://www.stihi.ru/2011/11/24/3301
9. Клавдия Смирягина Дмитриева. Перевал. http://stihi.ru/2011/12/01/3122
13. Йегрес Вокашу. Васильковые глаза. http://www.stihi.ru/2011/12/12/9581
19. Егор Мирный. никогда. http://stihi.ru/2011/12/17/9782
22. Алексей Ефипов. за огоньками. http://www.stihi.ru/2011/12/26/7746
24. Егор Мирный. альбатросы. http://www.stihi.ru/2011/12/29/7392
26. Анна Дэ. Межзимье. http://www.stihi.ru/2011/12/20/526

Всем организаторам и участникам моё почтение!
Удачи и Вдохновения!

А.В.Тор… (Алексей Торхов)


стихотворения, попавшие в шорт Алексея, получают по 5 баллов