СМ. Январь 2012. Выбор Александра Крупинина

Семь Дней -1
Из всех искусств, на мой взгляд искусство поэзии ближе всего к искусству парфюмерии. Это я не сейчас придумал, чтобы показаться оригинальным, у меня даже стих есть такой "Стихи и духи", где речь идёт об  этой близости. Вообще говоря, искусство парфюмерии обычно недооценивают, не считают её полноценным искусством, как литературу или живопись, к примеру. А зря. Создание нового аромата очень близко к созданию стиха. И там, и там присутствует магия. Парфюмер берёт некие вещества, соединяет их, как поэт слова, и получается  произведение искусства, несводимое к своим составляющим. Там есть верхние ноты, ноты сердца и базовые ноты, которые раскрываются постепенно, как в стихотворении второй, третий план...
Изначально духи были предметом роскоши, позволить их мог себе далеко не каждый. Парфюмерия была индивидуальным, даже интимным делом. С помощью аромата человек выявлял своё Я. Но со второй половины прошлого века стали появляться всё новые и новые, всё более дешевые химические вещества, которыми стали заменять дорогие натуральные ингредиенты. Парфюм из предмета роскоши стал предметом массового потребления. В конце 80-х годов уже весь мир благоухал диоровским Пуазоном.  Ароматы становились всё более стандартными, главным двигателем торговли стала, как водится, реклама, ориентированная на  юных барышень, для которых важно не выразить себя, а не отстать от подруг.

К чему я всё это пишу? Такие мысли пришли мне в голову, когда я начал читать конкурсные стихи. Взял наугад три стиха, и все  три оказались написаны в стиле Бродского. Стало страшно, что и все остальные будут такими, но нет, к счастью это  оказалось не так.

Что ещё роднит стихи с духами? Индивидуальность восприятия. Настоящий хороший аромат на каждом человеке проявляет себя по-разному, в зависимости от химии кожи человека. Так некоторые, причём не единицы, а многие, говорят, что в классическом   аромате Жана Пату Joy (небесно благоухающий нежный цветочный аромат) явственно ощущают запах кошачьей мочи... И ничего тут не сделаешь, так духи реагируют на кожу.
Точно то же самое можно сказать и о стихах, каждый человек воспринимает один и тот же стих по-разному, в зависимости от своего способа восприятия. Это я к тому, что мои оценки - всего лишь оценки одного человека, причём не эксперта  или  носа, как их называют в парфюмерии.

Но возвратимся к нашим духам. Наряду с их массовым производством появилась и не могла не появиться так называемая селективная или нишевая парфюмерия. Эти духи не рекламируются в гламурных журналах с фотографиями топ-моделей, выпускаются небольшими партиями, сведения о них передаются из уст в уста, от знатока к знатоку. Они производятся только из натуральных компонентов и, самое главное, они индивидуальны, выражают личность своего создателя. Выбирая духи, я всегда иду к полкам с селективами, только там живёт истинное искусство парфюмерии.
Так же и в стихах. Хочется найти не грамотно сработанную, например по рецептам Бродского, поделку а выражение личности поэта.

Честно скажу, что в представленном списке стиха полностью соответствующего высшим стандартам селективной парфюмерии, я не нашёл. Помню, как лет пять назад я открыл пробочку духов Zagorsk от Comme des Garcons и сразу понял, что это любовь навсегда. В этом аромате было что-то волшебное:  снежная русская зима, берёзовые доски пола маленького деревянного храма, что-то щемящее, бесконечно близкое и в то же время невозможное на этой земле, райское. C  того дня не расстаюсь с этим ароматом, хотя пользуюсь духами крайне редко (стихи, кстати, тоже редко читаю).

Здесь такого цельного, прекрасного и глубокого стиха я для себя не нашёл. Что всё-таки я бы отметил?

Во-первых,
12. Своеволие. Прохожий
http://stihi.ru/2012/01/17/1470
Я бы сравнил этот стих с лёгким свежим, как говорят парфюмеры, фужерным ароматом. Пусть сравнение  мира насекомых с миром людей не удивляет новизной. Но есть в стихе прекрасные свежие образы: жука от земли отрывается дирижабль ,в муравьином макдональдсе много свободных касс, и поток посетителей к выходу нескончаем...И самое главное для меня - цельность стиха. Каждая его строчка, каждый образ подчинён общему замыслу, и все они вместе создают единство стиха, как вполне ясный по замыслу и исполнению аромат. Единственное, что показалось спорным, это то, что лежащий на траве человек сравнивается с прохожим. Понятно, что прохожий здесь понимается в общем смысле, как прохожий по Земле, который не должен ничего нарушить в мире. Но само сопоставление лежащего и прохожего мне не показалось удачным. А так очень хороший стих. Напомнил мне рассказ Кэндзабуро Оэ  «Небесное привидение Агу». Правда, я не понял, почему стих приведён в двух вариантах. Верхний мне нравится гораздо больше, он оригинальнее.

Во-вторых,
8. Татьяна Шкодина. Морковная трагедия http://www.stihi.ru/2012/01/08/1769
Ещё в меньшей степени можно говорить о глубине стиха, о многоплановости. Но опять же в стихе есть цельность, все его ингредиенты действительно создают единый вполне ощутимый аромат. Рифмы типа "морковка - воровка - кладовка" или "витаминов - мандаринов", конечно, нельзя назвать чем-то выдающимся, но в таком простеньком, ироническом стихе они, вроде бы, и к месту.

В-третьих
14.Ольга Домрачева. На кладбище http://stihi.ru/2012/01/24/8807
Неплохой стих. Я думаю, читатели уже поняли, что цельность стиха и ясность изложения для меня главные критерии. Смутило меня, что однажды я был редактором на другой площадке и там читал другой стих Ольги про осень, стих гораздо более яркий, но и более уязвимый для критики, но там была точно такая же ритмика и те же интонации. Надо будет в свободное время почитать ещё стихи Ольги, надеюсь, они не все написаны в одном ритме.
Еще мне не нравится иногда проявляющееся стремление Ольги сказать красиво. "Мира, в котором как свет, неизбежна смерть", - эта строчка мне совсем не понравилась (что-то похожее есть у группы Кино). Но повторю ещё раз, что говорил про духи Joy. Там, где для одних благоухают розы, другие чувствуют куда менее приятные запахи.

Вот и все стихи, которые я бы отметил в предоставленном мне списке.  По два слова о некоторых других стихах с оправданиями, почему они не попали в мой шорт.

4. Сергей Кривонос. Город к ночной темноте приготовился... http://stihi.ru/2012/01/02/5269
Вроде бы, история, как история, всё по жизни. Прочитал и остался один вопрос: "Ну и что?" Что хотел сказать автор, зачем написал стих, я так и не понял.
То же самое  скажу и об этом стихе

18. Анна Дэ. Например
http://www.stihi.ru/2012/01/29/640
Стих написан, конечно, гораздо более изощрённы автором, чем предыдущий, но зачем мне, читателю, всё это знать и как я, читатель, должен на это реагировать, осталось непонятнм. Плюс стих мне показался подражанием Кусимову, подражающему Бродскому.

19. Светлана Илларионова. Круговорот  http://stihi.ru/2012/01/27/8191 
Очень глубокомысленный стих, попытка решить с помощью поэзии проблемы космогонии. Не уверен, что попытка удалась и даже не уверен, что удача на этом пути возможна в принципе. Глобальность темы вызывает и такие образы, как "истёрлись планетарные караты". Караты, как я знаю, это изначально стручки какого-то южного дерева, которые использовались, как гирьки при взвешивании драгоценных камней, а потом и мера веса... Как мера веса может истереться, непонятно. И другие образы, на мой взгляд, столь же глубокомысленны и беспредметны.

16. Клавдия Смирягина Дмитриева. Колесо http://stihi.ru/2012/01/23/5808
стих на мой взгляд очень уж искусственный. Не могу представить себе девочку, которая, "вдыхая сон летучий", шепчет такие слова: "Серпом заката скошен прошлый день". Понимаю, что у таких стихов есть немало ценителей и любителей, но, если возвращаться к сравнению с ароматами, для меня аромат этого стиха слишком сладок.

6. Алексей Ефипов. Под галогенным прожектором  http://www.stihi.ru/2012/01/27/8839
Аромат этого стиха остался мной непонятым. Какова логика перехода от кузнечно-прессового к прогулкам под клёнами? Почему стала инквизитором? Я так понимаю, что барышня отвергла ухаживания молодого человека, но почему инквизитором?? И почему две слезы текли из именно левого, тоже не понял... Бывают такие ароматы, начнёшь их тестировать и не можешь понять, что  там такое, о чём они созданы. Видимо, те ароматы и этот стих созданы, увы, не для меня.

7. Ольга Королёва. Первый лед. Созвездие Ящерицы http://www.stihi.ru/2012/01/05/4990
Этот стих меня привлёк своей энергетикой. В нём есть такое какое-то мощное внутреннее движение, сила какая-то... Но уж очень неточное употребление слов. К примеру "Деревья спят, дотла разорены". Что хотел автор сказать про деревья? Дотла обычно сгорают... Роет землю старый крот - разоряет огород. А как деревья разоряют и кто, непонятно. Почему  у ветра близорукость?  Тоже я не понял. И так далее...

3. Егор Мирный. фарфор http://stihi.ru/2012/01/05/4719
Все ингредиенты этого стиха хороши. Но о чём его аромат, так я и не понял. Фильмы Феллини очень люблю  и к Тарковскому, в общем, неплохо отношусь, особенно к Арсению. Но букет этого аромата так и не раскрылся для меня.

Думаю, достаточно.

Критерии, по которым я оцениваю стихи, понятны. Ещё стойкость важна. А то бывают такие ароматы, начнёшь их тестировать, и ещё не успеешь понять, что там такое намешано, аромат  уже улетучился. Вроде вот, был только что, а ничего-то и нет...




стихотворения, попавшие в шорт Александра, получают по 5 баллов

здесь проходит голосование на звание стиха месяца - http://www.stihi.ru/2012/03/02/165