Русской сестре милосердья...

Ирина Львовна Ашомко
....................................................светлой памяти  Скобелевой О. Н.

Женщина высшего света...
Мать и вдова генерала...
Дел милосердием светлым
добрую память снискала.

Пловдив склонился в поклоне
русской сестре милосердья.
Ликом подобна иконе.
Дар сострадания в сердце.


16.04.2012
Ирина Ашомко
http://www.stihi.ru/2012/04/17/989
р.s.Акварель В. И. Гау, 1842 год "Скобелева Ольга Николаевна".

В рамках V МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА 
ПОЭТИЧЕСКИХ ПЕРЕВОДОВ
"БОЛГАРСКИЙ ЯЗЫК: МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ 
В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРОПЫ"
http://www.stihi.ru/2011/12/09/5186
состоится весной 2012г.
Итоги конкурса: http://www.stihi.ru/2012/05/11/602
Тема № 4. Первые русские сёстры милосердия. 
  Ольга Скобелева (1876-1878)
P.S. Ниже приводятся ссылки на материалы о жизни этой удивительной женщины. И о сути милосердия в христианстве.

СКОБЕЛЕВА Ольга Николаевна(11.03.1823-06.07.1880) - мать генерала М.Д. Скобелева и вдова генерала Д.М. Скобелева. 
Ольга Николаевна - одна из пяти дочерей помещика Николая Петровича Полтавцева и Дарьи Алексеевны Пашковой, дочери богатого бригадира А. А. Пашкова.
В 1842 году она закончила институт и вскоре вышла замуж за генерал-лейтенанта Дмитрия Ивановича Скобелева (1821—1879). В сентябре 1843 года в Петербурге у Скобелевых родился первенец Михаил, будущий знаменитый генерал, а позже ещё три дочери.
Ольга Николаевна была женщиной большого петербургского света, но обладая умом и честолюбием, она не довольствовалась только этой ролью и принимала участие во многих предприятиях своего сына Михаила Дмитриевича Скобелева. По словам барона Н. Н. Кнорринга:
Ольга Николаевна была очень интересной женщиной, с характером властным и настойчивым. Она очень любила своего единственного сына, посещала его даже в походной обстановке и своей широкой благотворительной деятельностью поддерживала его политику в славянском вопросе.
После смерти мужа в 1879 году Ольга Николаевна посвятила себя помощи больным и раненым и отправилась на Балканский полуостров, где встала во главе болгарского отдела Общества Красного Креста.
Скобелева старалась изгладить по возможностям бедствия, нанесённые войной жителям Болгарии и Румелии. С этой целью она основала в Филиппополе приют для 250-ти сирот, родители которых были перерезаны башибузуками и черкесами, а также организовала ещё в нескольких городах приюты и школы. Немало сделала Скобелева для организации снабжения госпиталей Болгарии и восточной Румелии.
Широкая благотворительность Ольги Николаевны, а также боевая слава её мужа и сына, снискали ей популярность среди балканских славян.
В Румелии она намеревалась учредить образцовую сельскохозяйственную школу и церковь в память своего мужа, но не успела привести в исполнение это своё намерение.

6 июня 1880 года Ольга Николаевна отправилась с небольшой свитой осмотреть окрестности города Филиппополь(это старое название современного Пловдива). У незначительного селения Чирпак (в 5 километрах от Филиппополя) на ночной дороге на её экипаж напали разбойники с целью грабежа. Во главе этих разбойников стоял русский поручик, ординарец Скобелева, капитан румелийской полиции, А. А. Узатис. Едва коляска остановилась, Узатис выхватил шашку и зарубил Ольгу Николаевну. Так же погибли горничная и кучер. Но сопровождавший Скобелеву унтер-офицер Матвей Иванов смог убежать и поднял тревогу. Узатиса нагнали, окружили, и он застрелился.
Филиппопольским городским советом поставлен памятник  на месте убийства Ольги Николаевны Скобелевой.
Смерть Ольги Николаевны поразила её сына — Михаила Дмитриевича, горячо любившего свою мать; он плакал, как младенец, и не выходил весь день из своей палатки. Похоронили её в родовом имении, в церкви. Михаил Дмитриевич, чтя память своих родителей, заказал художнику Тюрину иконы их святых покровителей — святого Дмитрия Ростовского и святой равноапостольной княгини Ольги. Они были предназначены для церкви в родном имении. Художник в лицах святых изобразил родителей генерала, поэтому Михаил Дмитриевич не отдал их в церковь. Со временем на этих портретах, оставшихся в доме, тем же художником были изображены одежды, в которых ходили родители. Долгое время портреты украшали дом в Спасском. Где находятся эти портреты сейчас — неизвестно.

________________________________________________________
Материал из Википедии со ссылкой на источники:
*Кнорринг Н. Н. Генерал М. Д. Скобелев. Ч. 1-2. — Париж,1939-40.
*Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.

Памятники (Пловдив)
Ольге Николаевне Скобелевой (11.03.1823-06.07.1880) - матери генерала М.Д. Скобелева и вдова генерала Д.М. Скобелева. 
О.Н. Скобелева была в Болгарии с благотворительной миссией. Убита разбойником капитаном Узатисом с целью грабежа. 
Первый паметник из мрамора, богато профилирован, заканчивается крестом. Постамент из туфа. Высота 3,1 метра. Надпись: "Ольга Николаевна Скобелева, родилась одинадцатого марта 1823 г. С высокой целью пришла ты к нам. Но рука ужасная сократила дни твои. Святая прости! Ив. Вазов. Убита злодеем шестого июля 1880. Вечно признателен ей город Пловдив".
По соседству со старым памятником возвышается круглая колоннада, в центре которой находится женская фигура, держащая на коленях двух детей. Воздвигнута признательными жителями города. Скулъптор К. Тодоров. Выведена из мрамора и туфа. Высота фигуры 2 метра, колонн - 9 метров, диаметр - 7 метров. Надпись: "Скобелева Ольга иколаевна 1823-1880 г.".
Источник:
________
Памятники Освободительной войны в Болгарии 1877-1878. С., 2006, с. 125. 
Примечание: Находится по правой стороне от дороги на Царьград, приблизительно в трех километрах восточнее центра города Пловдив. 


Христианский смысл милосердия.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Милосе;рдие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. И также, зависит от умения прозревать в любом нуждающемся человеке «образ Божий» (независимо от его недостатков).


Любовь к Богу, подобно всем религиозным чувствам, приобретает в сердце человеческом действительное значение, лишь становясь любовью в Боге к людям:
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф.5:7)

Одна душа, созданная по образу Божию, драгоценнее в очах Бога, нежели тысячи миров со всем их содержимым, ценнее всех земных сокровищ и богатств, за которые люди убивают друг друга. Христианством нам заповедано милосердие — ко всем людям без обособляющего исключения и дискриминирующего разделения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44), — то есть будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук.6:36), живите божественною жизнью, не уподобляйтесь во зле и коварстве своим врагам, но будьте миролюбивыми миротворцами. «Поэтому христианская любовь, в противоположность плотской, которою мы естественно любим своих: это любовь к ним в Боге, как к детям Божиим. Христианская любовь производит коренное изменение в самой личности человека, в его самочувствии, в его отношении к своему и не-своему. Это различие своего и не-своего изменяется так, что свое исчезает в Божием, а Божиим обнимается все не-свое. По этому же самому и различие между братом и врагом не есть безусловное, но, основываясь на естественном пристрастии и ненависти, оно падает вместе с ними. Очевидно, от меня не требуется, чтобы я любил врагов только потому, что они враги. От меня требуется, чтобы я любил врагов, как детей Божиих, а равно и своих, не как уже своих, а как тоже детей Божиих. Христианин заботится о своих, но желает он им того же, чего желает врагам как детям Божиим. Он желает им духовных благ, честности, правды, мира, чистоты, святости. Так всякий христианин должен любить свою семью, свой народ! В этом основной нерв христианской любви» (Тареев, Михаил Михайлович, «Цель и смысл жизни» М., 1901). Поэтому всякая междоусобная вражда на планете — сродни попытке человечества к «коллективному самоубийству»; то есть враждуя против «ближнего» — человечество воюет против самого себя (разрушительными последствиями глобальных войн)… «Люби ближнего своего, как самого себя. Мне было дано увидеть смысл этой заповеди в форме гигантского, вселенского древа, корнем которого является Адам. Сам я — не более чем листик на ветви этого древа. Но оно мне не чужое: оно — моя основа, я принадлежу ему. Молиться за весь мир — значит молиться за это древо во всей его целокупности, со всеми миллиардами его листьев» (Архим. Софроний (Сахаров))
___________