Обзор по 1 туру от Ольги Корзовой

Литературный Фестиваль Рунета
 Вот не дал мне  Бог азарта, потому и не понять, как улечься может карта и кому на то пенять. В лотерею не играла, конкурс – Боже сохрани! Дней осталось слишком мало мало, чтоб отдать их для фигни,  чтобы, сердцем замирая, ждать медалек или мест, тихо злиться, коль другая  победит из поэтесс. Развести побольше клонов, разбомбить её муру, гениально одарённой сесть за комп свой поутру и запеть о бренном мире, да суметь попасть в формат, хорошо бы в А4 – самый модный, говорят. А ещё Георг бы Чёрный, завсегдатай здешних мест, похвалил мой стих  топорный и сравнил бы с Сашей Бест, я б тогда, взорлив на главной, позабыв про все грехи, возопила  Ярославной: «Мне б в  «Вечерние стихи»!
 

Надеюсь, уважаемая публика поняла, что это было лирическое …вступление. Оно же отступление. Правда, отступление не совсем закончено. Оно продолжается в прозе, но уже не ритмической. Народная мудрость, как известно, гласит: «Не изведав горького, не познаешь сладкого». Иными словами, до раздачи орденов получите бомбу в конверте.
Ещё месяца полтора назад обещала высказать накопившиеся мысли по поводу конкурсов. Воспользуюсь этой трибуной. Так, микрофон проверила, воды плеснула, придала себе позу мыслителя. Да, не очень получается… Однако, сказывается полная боевая выкладка на грядках в ожидании завтрашнего дождя. Значит, вещать буду, расположившись  подобно богатому римлянину на пиру. Поехали!

Одна моя приятельница-поэтесса, редкая гостья на сайте, однажды  сказала: «Не люблю, когда в списке читателей появляются всякие Семиголовые Принцессы с Разноцветными Глазами». Пожалуй, она в чём-то права. Как-то неудобно, являясь судьёй или экспертом конкурса, обращаться к участнику: «Здравствуйте, Кощей Бессмертный!» Так и трепещет сердечко: скажешь такому «НЕТ», а он как колданёт…  - И будешь Спящей Красавицей триста лет … на работу ходить.
А если серьёзно, то странно, что тётеньки-дяденьки иногда …ну, очень зрелого возраста всё ещё боятся личико открыть. То ли в ФСБ работают, то ли фобиями страдают. Ах, да, поэтическая ранимость! Что-то редко я в неё верить стала, скептицизм проклятый одолел. Особенно как услышишь ранимого поэта, матом отругивающегося… Незабываемое зрелище!

Двигаемся дальше. Редко, но пролистываю конкурсы. Для изучения человеческой природы, ибо и прозу пишу. На один зайдёшь, в окошечко другого заглянешь, на крылечке у третьего постоишь… Ан, глядь – а лица (или маски) все знакомые. И стихи тоже часто одни и те же. Выгонят злодеи-редакторы зайчика из домика лубяного, он и мчится тут же, не успев слезки вытереть, в домик ледяной с тем же самым стихотворением, даже единой строчки не поправив, в рукопись не заглянув. А вдруг тутошняя лиса добрее окажется?

А чтобы лисоньке потрафить, нацепляет зайчик погремушек разных числом поболее или консервных банок, образами меж зайцев называемых. Иной раз и сам не понимает, что он, милый, цепляет, но, главное,  чтоб было  побольше.
Порой читаешь стихи, на конкурс принятые, и ощущение возникает,  что все они одним … зайцем написанные. Ритмика один в один, образы сходные, и километраж тот же. Дочитаешь до конца -  и ни начала не помнишь, ни имени … зайчика. Вот тогда и понимаешь редакторский «озверин».

Да и конкурсы похожи, вариации есть, конечно, но… Я вот всё думаю, различают ли зайчики, в какую избушку ломятся. Или всё равно уже сердечным, лишь бы переночевать … то бишь, в лонге повисеть  пустили?

По всем этим причинам не смогла я пятнадцати стихов набрать, хоть пристрелите! Да и добрая половина выбранных в доработке нуждается. О невыбранных и не говорю. Впрочем,  скажу об одном (остальные интересующиеся могут подойти в индивидуальном порядке). О стихотворении Василия Толстоуса. Стихотворение вроде бы неплохое, но нуждается в редактировании. Всю правду? Я бы оставила последние четыре строки:

Большое  солнце  опускалось,  не  дыша,
и  тишина  стояла  ломкая,  как  тень.
В  кармане  не  было  (как  жаль!)  карандаша,  –
запечатлеть  переходящий  в  вечность  день.    

Вообще, многие боятся «из песни слово выкинуть». А не надо бояться! Иные песни стали бы от этого лучше. Я тоже не исключение –  порой пишу, потом выкидываю и выкидываю. Было, допустим, лет пятнадцать назад  написано мной длинное занудное стихотворение о фонарях. Подумав,  я  оставила от него малюсенький хвостик – и до сих пор не пожалела. Вот он:

И кажется, весь мир
В его волшбе,
Но только отступает
Ночи хмарь,
Уснувшею жар-птицей
На столбе
Сидит в комочек сжавшийся
Фонарь.

Думаю, и читатели мои вздохнули бы с облегчением, сравнив то, что осталось, и  первый вариант (не покажу, и не надейтесь!)

Выбрала стихи, от которых возникло послевкусие. Те, что чем-нибудь запомнились. Были среди невыбранных и неплохо написанные, но не тронули. И так бывает. Может быть, в силу «переедания» стихами. Иногда одни и те же стихи в разные минуты жизни звучат по-разному. Например, стихотворение Натальи Малининой, наверное, если бы услышала на фоне колокольных звонов, может, и выбрала бы. Но… не включила, хоть  есть и в нём много интересного.

Всё, больше не буду отвлекаться. Вот мой выбор:

2 Александр Спарбер "Ягодное лето" http://www.stihi.ru/2011/07/25/3671 номинация Сергея Богомолова
13 Валентин Алексеев "Великое переселение" http://stihi.ru/2010/11/07/9588
15 Виктор Коврижных 2 "АВЕ МАРИЯ" http://www.stihi.ru/2011/05/01/1810 квота Вадима Померанцева
57 Татьяна Комиссарова "Читая Гиляровского" http://www.stihi.ru/2012/01/31/12521
36 Лев Сыроежин "Знамений нет..." http://stihi.ru/2012/05/14/3772
47 Никита Брагин Пятый угол http://www.stihi.ru/2009/03/02/2910
26 Егор Мирный "перечитай" http://www.stihi.ru/2011/07/06/7024
6 Анна Гердмар "Медея, которой не было" http://stihi.ru/2012/03/17/1389
54 Сергей Пагын "Ничего не будет за порогом" http://www.stihi.ru/2011/04/11/6973 - номинация Стран-Ника
46 Наталья Крофтс "Второй ковчег" http://www.stihi.ru/2012/04/19/3826
50 Нэстэпан Нэбандэра (Андрей Фокин) "Гать" http://stihi.ru/2011/06/26/7875
62 Юрий Семецкий  "Детство" http://www.stihi.ru/2012/01/03/3176

Несколько слов ещё скажу об этих стихах. Стихотворение Юрия Семецкого у меня конкурировало по тематике (вернее, по одной из тем) ещё с двумя (Смирягиной-Дмитриевой и Бруштейном), но из трёх выбрала его. Почему? Ведь я  не слишком люблю стихи без знаков препинания: здесь и многолетний опыт преподавания сказывается – рука так и тянется исправить, и присутствует понимание того, что интонация передаётся часто как раз с помощью знаков. А настоящий поэт всегда имеет свою особенную интонацию. 
И всё-таки взяла это  стихотворение именно из-за послевкусия. В стихотворении Смирягиной-Дмитриевой есть некоторая жеманность, неприемлемая для меня. В стихотворении Бруштейна мне не нравится небрежное начало. Не скажу, что всё мне нравится у Семецкого, но остановилась на нём. Лишнего здесь, на мой взгляд, меньше.
У Анны Гердмар стихотворение, м.б., и холодноватое, но классическая манера иногда того требует. Люблю хорошо поданную мифологию, поэтому мимо пройти не смогла.
В стихотворении Егора Мирного захлебнулась от восторга вначале, но потом восторг поутих. Я бы остановилась на слове «пережил». Остальное – лишнее или выражено гораздо слабее, ведёт мысль и чувство на снижение.
Стихотворение Сергея Пагына, как обычно, сильное, ровное, чего-то мне не хватило, но не смогла определить, чего, поэтому в список включила.
Сильное стихотворение Никиты Брагина, горячее, будоражащее.
Лев Сыроежин. Кажется, простое совсем, но очень современно звучит – не злободневно, а современно, вызывает множество ассоциаций.
Не сумела забыть стихи Натальи Крофтс и Андрея Фокина.  Хоть и есть недочёты, но стихи получились.
Татьяна Комиссарова. Конечно, реминисценция. Не очень люблю такого рода стихи, но сделано хорошо. Имеет право быть.
Валентин Алексеев. Хороший образный ряд. Недоработки есть, но они не перевешивают. Даже обиделась за автора, увидев, что стихотворение не приняли на БЛК. Вместе с тем поэту надо быть строже к слову. Есть ряд шероховатостей. Не буду сейчас о них подробно, ибо и так затянула статью. (Если автора интересует, скажу на его странице.) Помнится, Д.Лихачёв говорил, что любого докладчика слушают не более пятнадцати минут.
Виктор Коврижных. Рада, что стихотворение всё же вошло в лонг.  Когда я прочитала его, мне сразу вспомнилась горьковская Королева Марго. Хорошо переданные чувства лирического героя хорошо воспринимаются и читателем. Музыка, свет, тяга к иной жизни…
Александр Спарбер. Кстати, о пунктуации: здесь как раз всё продумано, и отсутствие знаков в последней строке естественно передаёт авторское дыхание, не напрягает восприятие. В стихотворении нет ничего сверхсложного, тех самых «погремушек». Кстати, на мой взгляд, лежит оно именно в той – классической плоскости, от которой открещивается временами автор, но это стихотворение, без всяких скидок.

Вот, пожалуй, и всё на сегодня. За сим откланиваюсь.