Зимопись временных лет Новая публикация

Пробштейн Ян
Ян Пробштейн
Зимопись временных лет

Поведаю ли кому историю жизни своей, печаль свою.
Жизнь моя круче, чем яйцо вкрутую, чем гайкой
завинченный намертво болт, в прошлом оболтус, да ус обкорнали.
Мы островитяне, в море мы родились и умрем
мы на море. Но матёрые обитатели материка, матерщинники,
за бесценок скупали шаланды наши, полные кефали, а на свои
товары — чай да табак — пошлины учредили немыслимые.
Оно и понятно: они и в Сенях Сената, верхней палате,
и в Горнице думской всем заправляют. И потому такая
несправедливость, что выборы у нас многоступенчатернистые.
Да к тому же и в Горницу и в Сени Сената
по Конституции могут быть избраны те лишь, кто был
рожден в этом Богоспасаемом государстве. Наша ли в том вина,
что мы уже родились до того, как острова наши вошли
в федерацию? Где закон, там и обид много. Даже в Высший
Законный Ряд никого из нас в рядовичи не выбрали. Хорошо
быть партией большинства, а мы от рождения меньшевики.
Мы, уязвленные язвой гонений и червленные червем сомнений,
изможденные мздой, мы вострубим, как писал, зимописец наш,
в трубы, заиграем в тимпаны, тамтамы и тамбурины
гордости нашей. Ибо летом и осенью заняты мы
ловитвой нашей, а зимой пишем зимописи и думу
думаем задним своим умом, по вечерам собираясь на вече.

Вот избрал меня народ в челобитчики да ходоки.
Встану рано и расскажу тебе, господин мой, о наших
обидах и бедах, обедах и обетах, непосильных для нас.
Поелику теперь разрываемся мы между обедом и обетом,
обетом и запретом, ибо не осталось ни лодок у нас, ни сетей,
уловляющих рыбу — сами мы в сети попали, как рыба.
Убого наше житье, у Бога только лишь и осталось нам жить.
Ибо, господин мой, кому Новый Град, а у нас в домах
и углы завалились, и ветры крыши срывают —
хоть святых выноси.
И — выносили. Из монастырских склепов и лавр,
увенчивали лаврами, а в более суровом климате, где лавр
остролистый редок — просто лавровым листом
и, реабилитированных, заносили обратно на
всеобщее обозре-восхище-поклонение. И гору
так же назвали — Поклонная, хотя сама она
не кланяется, но туда следовало прийти на поклон
и там поклониться мэру или премьеру —
кому уж случится прибыть-пребывать на посту
в это время да ленточку сподобиться
разрезать особую. Этими ленточками потом
награждались отличницы длинноволосые да
трудоударницы, которые ленточки в косы вплетали
и отличались еще ударней. Звучно стучали
они каблучками а также без оных и легконого
входили в светлое завтра и светлейшее послезавтра,
как в подземелье или в тоннеле — чем ближе
к выходу, тем, понятно, светлее. Отличники были
отличены от неотличников, зерно от плевел,
руда от шлаков, ряды от примкнувших попутчиков.
Были еще особо отличившиеся общественники
и общественницы — самые выдающиеся слуги
общества, кои из ряда вон выдавались
и шли по верхам, головам и рукам.

А мы не чета вам — от общества да матерых
общественников мы отделены морями, штормами,
бурями. У нас нищета. Наши мужи говорят: «Лучше смерть,
чем долгая жизнь в кабале». И многие подаются в бега —
на отхожие промыслы в отхожее место.

И потому встану я рано и пойду на наше синее море,
погружу на корабль припасы да Спаса и пойду со-товарищи
за море наше, за синее, бить челом о палаты
их белокаменные. И дойдем мы до самого главного их
и матерого и скажу я ему:

Господин министр, скажу я ему, господин
Примерный министр объединенного королевства
Федеративной республики и прикмнувших в к ней
Островов! Ваши островитяне, скажу, так же преданы вам,
как матерые жители материка. Замените нам рваные наши права
на всеобщие и одинаковые с ними. Что с того, что ходим мы в раскачку
да в раскорячку — от моря да лодок, — и любой
матерщинник может нас отличить и обидеть: мол, попутного ветра.
Мы — ходоки, хоть и плаваем куда угодно и не угодно,
а дайте нам право самим избирать и быть избранными без брани
своими избранниками или избранницами. И опять же лодки наши,
фелуки и шхуны верните. Мы сами их строили, не спали ночами,
не доедали и держали семьи на воде да на рыбе, а теперь
вышел указ, что все лодки общие, федеративные, а у кого
больше одной, того объявляют врагом общества, и лодки те
забирают. Да снимите же, наконец, эту пошлину на чай и табак!
И снимите этот ужасный ваш китель, он мне напоминает
что-то кого-то со старых окрыток и отрывных календарей
с облетевшими листьями, как в печальной роще осенней порой,
когда слышен лишь грай вороний да грай гармониста
на чьих-то свадьбах-поминках. Или, скажу я,
господин примерный министр, отпусти мой народ
на полное самоопределение! Отпусти, скажу, народ мой,
не то после семи лет тучных будет семь лет худых
и бедствие будет большое, ибо лодки надо чинить и смолить
и сети латать, а общество ваше этого делать не хочет.
И мор наступит и глад, как писал зимописец, а потом
налетит саранча густопсовоеросовая и пожрет все запасы
и весь урожай, и скот, и людей живьем есть начнет.

И мудро решил господин примерный министр.
Повелел он всему народу расноправия ради переселиться
на материк, поскольку лодок и шхун у нас почти на осталось.
И прибыли мы, а там ждут уже нас колымаги и везут нас
на колымные земли, где мы должны были семь лет колым
отрабатывать, а после те земли и все, что на них,
будут нашими. И работали мы, живота не щадя, лес валили
и строили крепости, скот пасли и поля засевали.

Но тут вышел новый указ и календарь изменили:
семь лет зачли за один, и вышло работать нам еще шесть
Семилеток, по-старому, почитай, сорок лет с лишком
по тайге да по тундре скитаться. А за море без кораблей
не уйдешь. А кругом крепости, которые выстроили мы
своими руками, а в крепостях бойцы у бойниц сидят
и стреляют стрельцы. И народ возроптал.
И вечером сошлись мы на вече и стали задним умом,
самым крепким у нас, судить да рядить, для чего
судовых избрали да рядовых. И обратились ко мне
судовые да рядовые: веди нас в бой, говорят.
Крепости ночью возьмем — сами же строили, знаем
и явные, и тайные все ходы и пути.

Но только кто-то нас выдал — никак за понюшку
зелья ихнего, Мары-Иванны.  Рано мы вышли, дети
семьи трудовой, все народом. Ждать надо было,
выждать-пождать, пока они зельем этим накурятся
и станут, как квелые курицы. А мы не дождались
заветного часа того. И повязали нас, как малых детей,
переловили, как кур на насесте и рассадили всех
по землянкам да подземельям.  Ждали мы казни,
но духом не пали. Учитель наш, пастырь
послания слал нам в неволю, пиша: «Время
страданий приспело, подобает нам неослабно страдати.
Убогих терпение до конца не погибнет, — глаголил. —
Господь гордым противится, смиренным же дает благодать.
Его же любит Бог, того и наказует. Аще ли без наказания
приобщаетесь Ему, то вы****ки, а не сынови ести». Так-то
учил-поучал неослабно нас пастырь и дух наш тем укреплял.

И наступило утро стрелецкой казни: вывели нас
всех повязанных на свет белый, где ждали нас жены
и малые дети, и каждого третьего приговорили
к изъятью души. Секирами да топорами стрельцы
головы нам рубили, а пастырь несчастным дух укреплял,
говоря: «Счастливцы, вы ныне войдете в царство Небесное,
где первыми станут последние». И так-то глаголил он,
что и мне захотелось войти в это царствие, да я первым стоял,
и мне живот сохранили.

И погнали нас в наказание дальше. И писал
Зимописец: «Брели пеши, убивающеся о лед. Страна
варварская, иноземцы немирные, отстать от лошадей
не смеем, а за лошадьми идти не поспеем,
голодные и томные люди». И вышли мы к реке многоводной,
похожей на море наше. И выловили мы огромную щуку,
и град заложили по велению щучьему. И тогда
было нам знамение: видели мы, как луна заблудилась на небе
и светило затмила, и обстала нас тьма. И толковал нам
пастырь по древнему Зимописанию: «Егда заблудница-луна
подтечет от запада под солнце и закроет свет солнечный, и то
затмение солнцу да гнев Божий к людям бывает. То Бог
излилял фиял гнева ярости своея на землю нашу».

Говорили мудрые люди, что настал конец времени
и теперь наступило безвременье. И точно как в воду глядели:
новый примерный министр, прежнего сменили —
то ли сместили, то ли смесили, — прислал новый указ
об отмене старых времен. Прошлое, — писано было в указе, —
есть зло и пятна проказы на здравом теле настоящего и того,
что грядет. Начинается новое счисление лет,
самоновейшая история, творимая ныне и здесь
во мя потом и потомков. И месяцы все заменили, и время
вперед убежало подальше от прошлого.
И дальше пошли мы во имя потом и потомков.
И шли мы по новому времени и вышли к пустыне,
которая мнилась в свете белого солнца
вымощенной камнями, как стогны. И храм стоял
с витыми луковками-куполами. А наверху два слепых
плотника, к небу подняв незрячие очи, слой за слоем
ослаивали они луковки куполов. И вот
появилась-проклюнулась из луковиц дивная птица Див
и вещать начала: «Вижу кармин крамолы в златом
храме Господнем. И кровь, кровь, кровь,
и пыль, пыль, пыль от шагающих сапог.
И восстанете вы враг на врага и на друга друг,
и будете вы друг друга и брат брата не в бровь,
а в глаз поражать». И видели мы, как неслись по пустыне
красные всадники на вороных и бледных конях.
И трубач подносил к бледно-синим, залитым кровью губам
трубу и безмолвно трубил.




http://textonly.ru/self/?issue=37&article=37676