Последняя мелодия

Клавдия Смирягина Дмитриева
Написано для Проекта "Выход Из Под Контроля",
http://www.stihi.ru/2012/09/23/3772
Ассоциации на музыкальную тему
Camille Saint Sa;ns : Danse Macabre
http://www.youtube.com/watch?v=_Ye03Gu2dHA&feature=related


Шажок, другой… Исхоженной дорогой в Попо`вецкий, знакомый с детства, лес бредут они, и месяц длиннорогий печалится, кивая им с небес.
А звёзды не растаяли с рассветом, они суровой ниткой к рукавам пришиты, будто выпала на гетто до срока обречённая листва.
Бескровных лиц синеющие веки, шарк, шарк.. В лесу Поповецком темно. Теперь им всем соседями навеки в холодном рву остаться суждено.
Скрип-скрип, ботинки латаные стонут. И вдруг взметнулся, радугой взлетев, над полем, над измученной колонной знакомой скрипки праздничный напев.
- Пляши, дружок, - наяривает скрипка, - пусть не увидит слёз твоих палач.
И где-то пробивается улыбка, и где-то слышен тихий женский плач.
И парень расправляет гордо плечи, покрепче сжав в ладони ледяной ладошку той, кого в минувший вечер под хупой расписной назвал женой.
- Семь сорок! Эй, дружок, не смей бояться!
- Семь сорок! Ждёт нас старый паровоз!
Прикрикнул офицер: «Уйми паяца!» И скрипка полетела под откос. И клезмер, подогнув неловко ноги, с улыбкой опустился прямо в пыль…
…………………………………………
А дальше… Дальше – лес, и ров пологий,
И сказкой обернувшаяся  быль…


В основу этого стихотворения положена реальная история жителей еврейского местечка Староконстантиново на Украине. Клезмер, потомственный местечковый скрипач,  исполнил свою последнюю мелодию «Фрейлехс» («Семь-сорок») в колонне евреев-односельчан, которых фашисты гнали на расстрел к Поповецкому лесу. Мелодия оборвалась, когда конвоир выстрелил, и скрипач упал вместе со скрипкой…
А накануне этот клезмер играл на свадьбе студента Якова Штейна и красавицы Сони, обречённых, знавших об этом, но решивших не разлучаться и в смерти.
В качестве иллюстрации использованы картины Исаака Вайншельбойма «Последняя мелодия» и «Хупа в гетто», написанные на основе этих событий.