Часть 1 - Минск. Приветствуется... грамотная речь!
http://www.stihi.ru/2012/08/11/2741
Из цикла «Минск. Короткие заметки на полях»
Часть2
Если театр начинается с вешалки, то государство и города – с подъездных путей к ним.
О том, что Беларусь ухожена, а земли её возделаны с любовью, о том, что автодороги – радуют водителей и пассажиров, а из окна поездов видна красивая лесополосная зелёная зона, где берёзки стоят – словно девицы, не мешая друг другу, а трава под ними – не помоечный ковёр из репейников и сухоцветья, а подстриженная под газон зелень, на которой и тропинки есть, и пешеходы вдоль полотна идут – не спотыкаются (нескольких грибников промелькнувших видели). И так всё это глаз радует покоем и любовью человеческой, что как-то грустно становится при подъезде к Смоленску, когда пейзаж за окном резко меняется в сторону захолустного и бесхозного.
Орша – последний белорусский городок перед Смоленском, после него – российская железная дорога и российский ландшафт – помойка из леса, кустов-мутантов, которые повырастали сами по себе неизвестно откуда, потеряв свои родовые корни и заселив земельную площадь так часто и густо, что через этот бурелом не токмо Сусанин, муравей не проползёт – так все «натыкано», не прорежено, выжжено, причем, не пожарами лесными, а теми, кто за придорожное озеленение отвечает. Косить, вырубать и выпалывать, как это делается на территории железной дороги в Беларуси, - нет ни желания, ни…снова желания, а потому, проезжая на поезде по территории средней полосы России, можно лицезреть либо многотравье высоченного бурьяна – в рост человека, либо чёрные плешины после сожжения этого самого бурьяна в рост человека. Даже если поезд очень скорый, разницу заметить удаётся.
Орша…Маленький белорусский город областного подчинения, чуть больше ста тысяч населения, от столицы – двести с небольшим вёрст.
Вокзал - лицо не только города и области, но и той республики, в которой он находится.
Фонтан и художественно оформленные клумбы вдоль полотна перрона, красиво подстриженные кусты, урны, лишающие обывателя возможности бросить окурок, фантик, огрызок там, где возникла такая необходимость, после того, как всё съедено и выкурено.
Для сравнения: на платформе у здания вокзала на станции «Вязьма» - русского городка, где поезд стоял довольно долго, а народ вышел размять ноги и подышать-покурить на свежем воздухе, мы не увидели ни одной урны (я не говорю о таком российском изыске, как фонтаны и клумбы на очень провинциальной станции по пути российской железной дороги).
Проблема окурков-огрызков решилась просто: всё было самым естественным образом брошено на предвокзальный перрон.
«Не в вагон же с собой нести?», - так же естественно вопрошали пассажиры.
А потом, когда поезд тронулся, пошли бесконечные «Почему?» и один единственный вопрос со множеством одинаковых ответов – почему «У НИХ» – так, а у нас…
И здесь многие споткнулись на этом чужеродном «у них», потому что долгое время Беларусь была чем-то нашим - единым, составляющим, со своими – нашими «Песнярами» - «Верасами», бульбой - картошкой и воспетой навсегда россиянами Пахмутовой и Добронравовым Беловежской пущей, в которой потом и случился тот передел мира, на который мы сегодня спотыкаемся, так и не уяснив до сих пор, где - наше, а где – их собственное.
…Радует глаз белорусский ландшафт, мелькающий за окном поезда: чисто, ухожено, возделано с любовью.
О приближении к российской ж/д станции издалека напоминают ленты ржавых автогаражей (раз не в городе, то можно и не красить!) и свалки мусора. Создаётся впечатление, что кто-то самовывозом устраивает по пути следования поездов такие отхожие кучи, имеющие вполне солидные размеры. Об отдельно выброшенных бутылках, пакетах, коробках из-под разного рода питья и съестного говорить не приходится. Летом мусор хорошо скрывает российский бурьян, зимой – снег, а в весну и позднюю осень из окна поезда «Берлин – Саратов», который следует из Европы через Варшаву, Минск, а со Смоленска – по загаженному ж/д полотну России, можно наблюдать, сколь разителен контраст между тем, как у нас, и тем, как « у них» - будь то поляки, немцы, белорусы.
«У них» желают, чтобы было чисто.
Вот ведь какие, а… Зачем?
А Бог их знает!
Только приятно им жить не среди наваленных мусорных куч, которые собираются и не вывозятся русичами годами…
Почему-то приятно…
(К слову сказать, загаживаются у нас и места заповедные, и вырубаются. См. «Любовь моя, печаль моя – Солотча»
http://www.stihi.ru/2010/06/26/2917)
Загадочная русская душа…
Не разгадать загадки твоей вовеки…
Беларусь…
Удивительно тихое место.
Переступаешь границу Белорусского вокзала в Москве – словно с раскаленной сковородки попадаешь в приют покоя и благодати.
Там – тихо.
Там так тихо, что на вокзалах ТАК ТИХО не бывает.
Оглядываешься назад, - а за стеклянной дверью – кипит привокзальная московская площадь - без освещения, с толпами сидящих прямо на асфальте то ли беженцев, то ли приехавших за тугим рублём в русскую столицу… Полупьяная тусовка, темень, дождь…
Бесхозность…
И еще кажется, что утро никогда не настанет.
Здание Белорусского вокзала – как спасение,
потому что т а м уже начинается то, что принято «у них»,
т.е. начинается хорошее –
с заботой о человеке и человеках,
с охраной этих самых Homo,
с…
После Казанского вокзального ада понимаешь, что на Белорусском ты вроде как в безопасности, потому что «У НИХ» такого бардака нет даже на вокзале.
А почему он есть у нас?..
Чего не хватает нам –
культуры,
уважения к себе, -
чего
нам
не хватает, загадочная русская душа?
Железнодорожный вокзал в Минске, против которого – здание Белорусского державного университета, совсем не производит впечатление вокзала – нет толпы, нет мешочников, нет…
Есть клумбы, урны, чистота и порядок.
И еще - тихо.
И еще - очень красиво.
И не «пахнет» вокзалом – будто стоишь возле какого-то Дворца культуры, куда спокойно, без суеты заходят люди.
Удобно, красиво и чисто в здании вокзала.
Продуманно.
И почему-то уже на вокзале понимаешь, что ты – не «у нас», уже на вокзале…
Поезда Минского формирования, многие из которых идут через Минск в Европу, отличают тишина и порядок, что крайне редко бывает в поездах российских. Совершенным моим удивлением стал запрет на распитие алкогольных напитков, включая и пиво. Безалкогольное - пожалуйста, но проводница это должна увидеть. Меня удивило, что в одном из отсеков плацкартного вагона пассажиры вроде как и выпивали, но с опаской и оглядкой – чтобы не увидел проводник.
У меня вопрос: « А если увидит?»
Мне ответили, что если увидит, то может «не заметить», если народ будет сидеть тихо
(наверное, по этой причине и пил этот самый народ пиво. Если покрепче, то «тихо» может не получиться).
А если не туда поведёт, то вызывается наряд и …ссаживают на ближайшей станции.
Вот вам и весь сказ.
И ничего загадочного – просто соблюдение Указа-Приказа-Инструкции.
И душа здесь ни при чём, какой бы загадочной она не была…
Для сравнения – наша история.
Если доведётся вам ехать в красивый, с богатейшей культурой, город Саратов поездом «Москва – Махачкала», то на вас с верхней полки (без преувеличения – так было) может упасть дошедший до пика житель солнечного Дагестана, а процентный уровень спиртовых паров на кубометр вагона достигнет таких пределов, что у тебя будет полное ощущение приличной стадии опьянения.
Так ехали наши студенты в саратовскую консерваторию. Утром нужно было играть, и они всю ночь пытались выжить в газовой камере нашего поезда, а упавший сверху солнечный житель так и остался трезветь у них под ногами, валясь тем же мусором, который так привычен глазу по пути следования поездов российской ж/д.
Обращения к проводникам результатов не дали.
Да и что они могли сделать, если «у нас» - пить в поездах – можно.
И напиваться – можно тоже.
Вопрос в пустоту – П О Ч Е М У ?
Снова – загадочная русская?..
Я не знаю, может быть, и в наших поездах пить нельзя, может быть. Но ведь пьют…
Пьют, потому что у нас на эти «нельзя» - плевать.
Пассажирам.
А проводнику?
Дело в том, что в Беларуси он лишится работы, если вдруг плюнет.
Может, поэтому там … не плюют?
А чисто как, когда не плюют…
И еще есть вопрос, уже касающийся не страха потерять место, а культуры нации. Нашим проводникам любо потом убирать за любителями горячительных напитков?
Ой, так ведь и не убирает никто, потому старайтесь ехать в Саратов европоездом – «у них» - чисто, тихо, а значит – спокойно.
Поезд № 70 «Берлин – Саратов» - кроме помоек за окном, ничто не омрачит поездки вашей, ничто.
4.10,
7.10. 2012
Фото автора, 2012