Минск. Поезд мчится... в очень чистом поле

Миоль
Часть 1 - Минск. Приветствуется... грамотная речь!
http://www.stihi.ru/2012/08/11/2741

 Из цикла «Минск. Короткие заметки на полях»
 Часть2               


 Если театр начинается с вешалки, то государство и города – с подъездных путей к ним.
 О том, что Беларусь ухожена, а земли её возделаны с любовью, о том, что автодороги – радуют водителей и пассажиров, а из окна поездов видна красивая лесополосная зелёная зона, где берёзки стоят – словно девицы, не мешая друг другу, а трава под ними – не помоечный ковёр из репейников и сухоцветья, а подстриженная под газон зелень, на которой и тропинки есть, и пешеходы вдоль полотна идут – не спотыкаются (нескольких грибников промелькнувших видели). И так всё это глаз радует покоем и любовью человеческой, что как-то грустно становится при подъезде к Смоленску, когда пейзаж за окном резко меняется в сторону захолустного и бесхозного.

    Орша – последний белорусский городок перед Смоленском, после него – российская железная дорога и российский ландшафт – помойка из леса, кустов-мутантов, которые повырастали сами по себе неизвестно откуда, потеряв свои родовые корни и заселив земельную площадь так часто и густо, что через этот бурелом не токмо Сусанин, муравей не проползёт – так все «натыкано», не прорежено, выжжено, причем, не пожарами лесными, а теми, кто за придорожное озеленение отвечает. Косить, вырубать и выпалывать, как это делается на территории железной дороги в Беларуси, - нет ни желания, ни…снова желания, а потому, проезжая на поезде по территории средней полосы России, можно лицезреть либо многотравье высоченного бурьяна – в рост человека, либо чёрные плешины после сожжения этого самого бурьяна в рост человека. Даже если поезд очень скорый, разницу заметить удаётся.

     Орша…Маленький белорусский город областного подчинения, чуть больше ста тысяч населения, от столицы – двести с небольшим вёрст.
    Вокзал - лицо не только города и области, но и той республики, в которой он находится.
    Фонтан и  художественно оформленные клумбы вдоль полотна перрона, красиво подстриженные кусты, урны, лишающие обывателя возможности бросить окурок, фантик, огрызок там, где возникла такая необходимость, после того, как всё съедено и выкурено.
 Для сравнения: на платформе у здания вокзала на станции «Вязьма» - русского городка, где поезд стоял довольно долго, а народ вышел размять ноги и подышать-покурить на свежем воздухе, мы не увидели ни одной урны (я  не говорю о таком российском изыске, как фонтаны и клумбы на очень провинциальной станции по пути российской железной дороги).
 Проблема окурков-огрызков решилась просто: всё было самым естественным образом брошено на предвокзальный перрон.
 «Не в вагон же с собой нести?», - так же естественно вопрошали пассажиры.
 А потом, когда поезд тронулся,  пошли бесконечные «Почему?» и один единственный вопрос со множеством одинаковых ответов – почему «У НИХ» – так, а у нас…
 И здесь многие споткнулись на этом чужеродном «у них», потому что долгое время Беларусь была чем-то нашим - единым, составляющим, со своими – нашими «Песнярами» -  «Верасами», бульбой - картошкой и воспетой навсегда россиянами Пахмутовой и Добронравовым Беловежской пущей, в которой потом и случился тот передел мира, на который мы сегодня  спотыкаемся, так и не уяснив до сих пор, где  - наше, а где – их собственное.

   …Радует глаз белорусский ландшафт, мелькающий за окном поезда: чисто, ухожено, возделано с любовью.
   О приближении к российской ж/д станции издалека напоминают ленты ржавых автогаражей (раз не в городе, то можно и не красить!) и свалки мусора. Создаётся впечатление, что кто-то самовывозом устраивает по пути следования поездов такие отхожие кучи, имеющие вполне солидные размеры. Об отдельно выброшенных бутылках, пакетах, коробках из-под разного рода питья и съестного говорить не приходится. Летом мусор хорошо скрывает российский бурьян, зимой – снег, а в весну и позднюю осень из окна поезда «Берлин – Саратов», который следует из Европы через Варшаву, Минск, а со Смоленска – по загаженному ж/д полотну России, можно наблюдать, сколь разителен контраст между тем, как у нас, и тем, как « у них» - будь то поляки, немцы, белорусы.
   «У них» желают, чтобы было чисто.
   Вот ведь какие, а… Зачем?
   А Бог их знает!
   Только приятно им жить не среди наваленных мусорных куч, которые собираются и не вывозятся русичами годами…
   Почему-то приятно…

(К слову сказать, загаживаются у нас и места заповедные, и вырубаются. См. «Любовь моя, печаль моя – Солотча»
http://www.stihi.ru/2010/06/26/2917)

   Загадочная русская душа…
   Не разгадать загадки твоей вовеки…

 Беларусь…
 Удивительно тихое место.
 Переступаешь границу Белорусского вокзала в Москве – словно с раскаленной сковородки попадаешь в приют покоя и благодати.
 Там – тихо.
 Там так тихо, что на вокзалах ТАК ТИХО не бывает.
 Оглядываешься назад, - а за стеклянной дверью – кипит привокзальная московская площадь - без освещения, с толпами  сидящих прямо на асфальте то ли беженцев, то ли приехавших за тугим рублём в русскую столицу… Полупьяная тусовка, темень, дождь…
    Бесхозность…
    И еще кажется, что утро никогда не настанет.

    Здание Белорусского вокзала – как спасение,
    потому что   т а м  уже начинается то, что принято «у них»,
    т.е. начинается хорошее –
    с заботой о человеке и человеках,
    с  охраной этих самых Homo,
    с…
   После Казанского вокзального ада понимаешь, что на Белорусском ты вроде как в безопасности, потому что «У НИХ» такого бардака нет даже на вокзале.

 А почему он есть у нас?..
 Чего не хватает нам –
 культуры,
 уважения к себе, -
 чего
 нам
 не хватает, загадочная русская душа?

 Железнодорожный вокзал в Минске, против которого – здание Белорусского державного университета, совсем не производит впечатление вокзала – нет толпы, нет мешочников, нет…
 Есть клумбы, урны, чистота и порядок.
 И еще - тихо.
 И еще - очень красиво.
 И не «пахнет» вокзалом – будто стоишь возле какого-то Дворца культуры, куда спокойно, без суеты заходят люди.
 Удобно, красиво и чисто в здании вокзала.
 Продуманно.
 И почему-то уже на вокзале понимаешь, что ты – не «у нас», уже на вокзале…

    Поезда Минского формирования, многие из которых идут через Минск в Европу, отличают тишина и порядок, что крайне редко бывает в поездах российских. Совершенным моим удивлением стал запрет на распитие алкогольных напитков, включая и пиво. Безалкогольное - пожалуйста, но проводница это должна увидеть. Меня удивило, что в одном из отсеков плацкартного вагона пассажиры вроде как и выпивали, но с опаской и оглядкой – чтобы не увидел проводник. 
 У меня вопрос: « А если увидит?»
 Мне ответили, что если увидит, то может «не заметить», если народ будет сидеть тихо
 (наверное, по этой причине и пил этот самый народ пиво. Если покрепче, то «тихо» может не получиться).
 А если не туда поведёт, то вызывается наряд и …ссаживают на ближайшей станции.

 Вот вам и весь сказ.
 И ничего загадочного – просто соблюдение Указа-Приказа-Инструкции.
 И душа здесь ни при чём, какой бы загадочной она не была…

   Для сравнения – наша история.
  Если доведётся вам ехать в красивый, с богатейшей культурой,  город Саратов поездом «Москва – Махачкала», то на вас с верхней полки (без преувеличения – так было) может упасть дошедший до пика житель солнечного Дагестана, а процентный уровень спиртовых паров на кубометр вагона  достигнет таких пределов, что у тебя будет полное ощущение приличной стадии опьянения.
 Так ехали наши студенты в саратовскую консерваторию. Утром нужно было играть, и они всю ночь пытались выжить в газовой камере нашего поезда, а упавший сверху солнечный житель так и остался трезветь у них под ногами, валясь тем же мусором, который так привычен глазу по пути следования поездов российской ж/д.
    Обращения к проводникам результатов не дали.
    Да и что они могли сделать, если «у нас» - пить в поездах – можно.
    И напиваться – можно тоже.
    Вопрос в пустоту – П О Ч Е М У ?

   Снова – загадочная русская?..

   Я не знаю, может быть, и в наших поездах пить нельзя, может быть. Но ведь пьют…
 Пьют, потому что у нас на эти «нельзя» - плевать.
 Пассажирам.
 А проводнику?
 Дело в том, что в Беларуси он лишится работы, если вдруг плюнет.
 Может, поэтому там … не плюют?
 А чисто как, когда не плюют…
 И еще есть вопрос, уже касающийся не страха потерять место, а культуры нации. Нашим проводникам любо потом убирать за любителями горячительных напитков?
   Ой, так ведь и не убирает никто, потому старайтесь ехать в Саратов европоездом – «у них» - чисто, тихо, а значит – спокойно.
 Поезд № 70 «Берлин – Саратов» - кроме помоек за окном, ничто не омрачит поездки вашей, ничто.

                4.10,
                7.10. 2012

 Фото автора, 2012