По 79-му Большому Конкурсу, ч. 1

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/07/20/2586 -   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/10/16/8137 -   Итоги

Расскажу об итогах Большого 79 конкурса Фонда для новоприбывших на сайт авторов – для тех, число читателей которых не превышало на момент подачи заявки 1500 чел.

Многие из участников мне уже знакомы – они принимали участие в предыдущих конкурсах для начинающих – в 77-ом и 78-ом. Этот факт и радует, и огорчает. Радует, потому что автор не пропал из виду, не потерялся на просторах сайта и вновь посетил наш Фонд ВСМ. Огорчает, потому что за более чем 4 месяца со дня нашего знакомства у него не возросло число читателей. Это значит, что он опубликовал свои стихи и теперь спокойно ждет своей минуты славы. К сожалению, сама по себе слава  не придет – надо ходить с визитами к другим авторам, читать их стихи,  писать отзывы на понравившиеся и заводить новых друзей – глядишь, и станешь самым читаемым автором! ;  Еще важнее – анализировать свои уже написанные стихи, читая «разборы полетов» предыдущих конкурсов, находить в них свои ошибки исполнения и искоренять их – задавая мне вопросы там, где одолевают сомнения. Совершенно не обязательно дожидаться, пока именно ваши стихи я возьму для разбора в статью – можно и нужно учиться на опыте чужих ошибок, тем более, что ошибки у нас всех – примерно одинаковые. Только  достоинства бывают разные, а ошибки… они и в Африке ошибки! ;

Итак, начинаю просматривать анонимный пакет и, выбирая наиболее интересные произведения, представленные на 79-ый конкурс, комментировать их. Имен не называю – это лишнее. Сегодня, в отличие от предыдущего конкурса, я буду разбирать не самые лучшие произведения, а наиболее интересные,  хотя  и не самые худшие,  и показывать вам примеры того, как писать не стоит (даже несмотря на то, что стихи  написаны относительно правильно по технике и даже – за скудностью выбора!- были судьями номинированы). А еще -  пояснять, что в стихах всегда является их достоинством (даже несмотря на наличие в них ошибок техники).

№1
Голова вальсирует плавно,
Каблучки по вискам - тук-тук.
Раз-два-три, до чего же забавно
Все куражится - кружит вокруг!

Я сегодня ведущая в танце -
Нежно стену сжимаю в руках,
До аптечки добраться есть шансы:
«Па-де-де» безупречно пока.

Шаг вперед - аспирина таблетка,
Поворот - из стакана глоток,
Ноги вместе. Как славно, что редко
Приглашают меня на вальсок!

Мне понравился  здесь нестандартный подход  автора – избранная им тема, его ироничное и в то же время написанное поэтическим языком описание  бытовой ситуации – стихотворение называется «Головокружение». Оно действительно о нем, но с каким юмором, оптимизмом, как образно это состояние описано! Очень уж надоедает растиражированная в большинстве конкурсных стихотворений тема описания природы – с одним и тем же набором определений и сказуемых или тема любви, где всё, как у всех –ожидаемо и … скучно.

№2

АВТОР ПОПРОСИЛ УБРАТЬ РАЗБОР ЕГО СТИХОТВОРЕНИЯ

№3
Тихим зимним вечером растоплю камин,
И поленья весело затрещат в тиши.
В полутемной комнате я сижу один,
Погружаясь мыслями в лабиринт души.

Для чего рождаемся мы на этот свет?
Почему влюбляемся в тех, кто нас не ждёт?
Ухожу на поиски и ищу ответ.
В бесконечных странствиях жизнь моя идёт.

И вопросы вечные возникают вновь,
Время беспристрастное ускоряет бег.
Почему, как молния, промелькнёт любовь,
А у одиночества черепаший век?

За добро мы боремся, совершая зло.
У иконы молимся, каждый день греша.
На судьбу обижены, что не повезло,
Даже не пытаемся к счастью сделать шаг.

Одного не можем мы в жизни уяснить,
В полном одиночестве, в тишине скорбя.
Если не научишься ты себя любить,
Вряд ли кто осмелится полюбить тебя!

И ритм выдержан, и рифмы точные, более того, стихи интересны подбором типа рифм: в обычном катрене с перекрестной рифмовкой автор намеренно меняет рифмообразующий гласный на противоположный ему: о-е, (внОвь-любОвь и бЕг-вЕк), и-я (уяснИть-любИть и скорбЯ-тебЯ), е-ё. Меняет во всех строфах, кроме первой (самой интересной, кстати с точки зрения звучания рифм), там во всех строках – звук и (камИн-одИн и тишИ-душИ). Это по звучанию. По самим рифмам не все так хорошо: слишком много глагольных и банальных (заезженных) рифм: свет-ответ, ждет-идет, вновь-любовь,  уяснить-любить…. Еще один недостаток, который часто не учитывают начинающие авторы – это назидательная, поучающая интонация стихов:  безликое МЫ и назидательное ТЫ полностью лишают  стихи их лирического звучания. Читатель устал от поучений, он и сам в принципе знает, что такое хорошо и что – плохо. Если автор что-то понял про себя – лучше описать свой опыт в стихах  от первого лица – о себе, о своих ошибках, раздумьях, выводах – только тогда они будут услышаны и оценены другими и станут поэзией.

№4
Это даже ещё не начало.
Это- двух составляющих помесь, –
Эшелона – с дорогой на шпалах,
под поклоны шлагбаумов в пояс.

Где-то пишут по чёрному мелом
доказательства тем, кто не знает
что объем, занимаемый телом
чем-то больше не может быть занят.

Где-то пуля по-своему косит
против правил новейших учений,
что, объем занимая, не спросит,
сколько есть на закон - исключений.

Будет больно, но это - не долго.
Было б странно не чувствовать боли,
что фантазия тела, и только,
да и то - на секунду, не более.

Тащит в землю закон тяготения,
что так часто бывает нарушен, –
тяги в землю не чувствую тени я,
пусть там даже теплее и суше.

Здесь – прохладней, но нет невозможного,
ноль нередко возводится в степени,
развиваясь к простому – от сложного.
По закону военного времени.

Стихи называются «Дорога к фронту». Понравились и неизбитой темой и нестандартным ее исполнением. У стихов есть свое лицо – такие стихи всегда запоминаются, даже несмотря на ошибки. Автор, в отличие от предыдущего, не сообщает нам очевидные вещи тоном учителя, а использует образный язык:
       «Тащит в землю закон тяготения,
        что так часто бывает нарушен, –
        тяги в землю не чувствую тени я,
        пусть там даже теплее и суше».
Везде прекрасные рифмы, между прочим! Мне стихи понравились –  они заставляют думать, потому что автор не предлагает разжеванные истины, а показывает свое видение. Не все идеально, конечно, есть туманные, недосказанные предложения, например, в начале : «это двух составляющих помесь: эшелона…., под поклоны…»,  а где вторая составляющая? Сказал А – говори и Б! Мне немного не хватило заключения – еще одной строфы, из которой понятно, к чему вел автор такое интересное описание дороги к фронту». Да и без названия –не понятно, о чем стихи, а действительно хорошие стихи – понятны по теме даже без названия…

№5
Думала – освободилась,
Думала – отлегло…
Что же, скажи на милость,
Брови мои – углом?

Помнишь, как пели вёсны
Радостным соловьём,
Как зажигали звёзды
Августовский окоём?

Я понимать перестала
Трель озорных скворцов
И от дождя устало
Прячу под зонт лицо.

Строю осатанело
Дней своих череду –
В глянце их чёрно-белом
Солнца уже не жду.

Вбиты, как гвозди, годы,
И у судьбы на краю
Я отрекусь от свободы –
Дай мне тюрьму мою!

Хорошие стихи, но… Как я уже говорила выше, у меня не всегда под рукой и в памяти точное название стихотворения, в размере которого написано данное, но это явно - «новые слова к известной песне» - к стихотворению Марины Цветаевой. Подозреваю, что на сайте где-то недавно проходил конкурс «подражаний» (напиши как Цветаева, напиши, как Бродский и т.п). Я не очень люблю эти игры. Лучше напиши, как можешь, но обязательно – свое! И не запускай свои переделки без ссылок и объяснений в других местах сайта. Даже если ты и не совсем буквально  скопировал ритм, а чуть-чуть видоизменил его:

Сравните:
     «Идешь на меня похожий,
      Глаза устремляя вниз,
      Я их опускала тоже,
      Прохожий, остановись!» (М.Цветаева)

№6
Спит тихо музыка в натянутых смычках,
Аккорды грусти осень нежно подбирает.
Пора гербария на женских каблучках
В нас ностальгию незаметно пробуждает.

Остывший воздух пахнет свежестью грибов,
Собравшись в стаи птицы к югу улетают,
Спасая хрупкие тела от холодов
Они небесный фолиант крылом листают.

И с грустной музыкой маэстро октября,
Опять скучаем по несбыточным желаниям.
Осенних листьев марафон несёт меня,
Душа в предчувствии безумных ожиданий.

Разбилось в брызги одиночества стекло,
Ты постучал нежданным гостем в мои двери.
И вот лекарство нам от скуки вновь дано,
И мы зимою на себе его проверим....

Стихи были номинированы (в этом конкурсе был небольшой выбор для номинации!), но хотя,  на первый взгляд, они и  гладенькие, красивые, но … никакие. Нет у них своего лица! Куча глагольных рифм: подбирает-побуждает, улетают- листают, много грамматических: смычках-каблучках, грибов- холодов, много неточных: октября-меня, желаниям-ожиданий  и т.д. Не совсем оправданные, странноватые с точки зрения логики образы: «Спасая хрупкие тела от холодов, они небесный фолиант крылом листают»: когда мерзнут, то не «фолиант листают», а носятся, снуют, например… Или: «Осенних листьев марафон несёт меня» ??? Вряд ли у листьев столь длинный путь падения, что его уместно сравнивать с марафоном… « Разбилось в брызги одиночества стекло». Если «стекло»– то у него осколки, а если «брызги», то речь о чем-то жидком должна идти, а не о стекле. Словом, масса непродуманных ритмических заплаток.

№7
Я из красного шелка сошью мОей жизни платок
Словно свет одинокой звезды, озаривший восток,
В мОем сердце сияющий знак – золотой полумесяц.
Убегает сквозь пальцы мечта, словно мертвый песок,
Все увидят исход, но слепцы не узрели исток,
МОей жизни оборванный след – золотой полумесяц.
Я из красного шелка сошью ярко-алую кровь
Словно слезы убитых надежд, утопающих вновь
В мОем сердце, где теплится жизнь – золотой полумесяц.
Растворившись в крови, не забуду несказанных слов
И несбывшихся дней, что исчезли в потерянной жизни.
Недописанных глав не прочту никогда, шепот снов
Лишь навеял мне грусть и печаль запоздавшей болезни.
Я из красного шелка сошью мОей жизни платок.
И тебе подарю, ты сожги его в пламени светлом,
ТЕбе виден исход, ты узрел и сокрытый исток,
Так развей черный пепел по свежему горному ветру.
Пусть летит за звездой, озарившей восток,
Где сияющий огненный знак - золотой полумесяц.

Стихи в восточном стиле – здесь для автора важно не содержание, а форма, стилизация под восток. А стихи без внятной авторской мысли – это всегда плохо, как бы красиво ни была накручена их форма. В данном - еще и техника очень слабая, ритма автор не чувствует, отчего идут сплошные ритмические распады ударений:
«Я из красного шелка сошью мОей жизни платок»
«ТЕбе виден исход, ты узрел и сокрытый исток»
«Я из красного шелка сошью мОей жизни платок»
«В мОем сердце сияющий знак – золотой полумесяц»
«МОей жизни оборванный след – золотой полумесяц»
«В мОем сердце, где теплится жизнь – золотой полумесяц»
Тут же и любимые заезжанные «вновь-кровь»,  - ну, как без них обойтись!!!!

№8
я - твой Чернобыль, который однажды испортили
ложь-радиация и предатели-атомы.
облаком кутая в страх, вопрошали: "больно ли?"
я же сжимала зубы, шептала: "гады вы".
вкусы неспелых губ ощутить успели бы,
если бы в сердце не было вечного холода.
я так наивно когда-то во что-то верила;
только теперь вО что верить, скажете.. в бога-то?
ты катастрофа в мирном маленьком городе,
пусть некрасивом и, может быть, слишком странном.
люди-мечты утопали в невидимом золоте;
вредный газ оставляет раны.
и как-то проходят года, но с обликом внешним
всё так же, как было энное множество лет
назад. я наконец-то даю ответ:
твой Чернобыль остался прежним.

В отличие от предыдущих, здесь свое лицо есть – интересные стихи. Только почему нет заглавных букв в начале предложений? Если автор думает, что это его главная «фишка», то он очень ошибается. Очень хорошее начало, потом автор подустал подыскивать точные и правильные фразы и начал применять «народно-разговорный тип речи: «только теперь вО что верить, скажете.. в бога-то?» Я бы еще поняла оборот речи «в Бога ли», или «В бога что ль» если поставлен вопрос «во что?», но фраза «бога то» мне непонятна. И там же распад ударения: Икт попал на предлог (всегда безударный), отсюда: «вОчто верить» слышится… После этого места все у автора пошло в разнос – стало другое количество стоп (или иктов) в строке, изменилось звучание, метр. Не нравится фраза: «энное множество лет» (взамен энное количество», очень туманно и неоднозначно понимается фраза: «люди-мечты утопали в невидимом золоте; вредный газ оставляет раны».
Хорошие стихи – (могли бы быть, ибо автор талантлив), если над ними поработать.

На этом сделаем небольшую остановку, и очень скоро – продолжение. Оно в работе!

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/10/26/5789