По 79-му Большому Конкурсу, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/07/20/2586 -   Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/10/16/8137 -   Итоги

Начало статьи см. http://www.stihi.ru/2012/10/24/5946

Продолжаю разбор стихов  Большого 79-ого конкурса Фонда – для новоприбывших на сайт авторов.

№9
Дым столбом,
кровь в лицо,
гнев-гром,
месть свинцом.

Зуб за зуб –
смыть позор!
Совесть-зуд
под надзор.

Клич-бич –
падай ниц!
Победный спич,
расстрельный блиц.

Снова дым,
кровь в лицо –
Вечный Рим
гордецов.

Этот автор уже участвовал в 78 конкурсе для начинающих, его стихи («В тисках пошлости») тогда запомнились мне интересной формой, ярким подбором рифм, нестандартной ритмикой. Но  у меня есть полное ощущение, что в погоне за формой автор забывает о содержании: он пишет, не о том, что наболело, что он понял и чем хочет поделиться, а идет к теме от ритмики – вкладывает слова в костяк придуманной им формы – оригинальничает. При этом смысла стихов, который сложится у него в результате этих игр, автор до самого конца не знает, что получится – там и смысл! Таких авторов я встречаю на нашем сайте множество, как правило, очень молодых, талантливых, но тех, кому  еще нечем поделиться с читателем в своей поэзии. Все они «кучкуются» на конкурсных площадках сайта, где занимаются исключительно «новаторством» или «психоделикой»: не техника для стихов, а стихи – для техники.

Вышеприведенное стихотворение, к сожалению, из той же группы: «Клич-бич –
падай ниц!» А что еще я могу здесь добавить?  Да ничего!

№10.
Треугольники и овалы
Перекрестками бесконечностей
Образуют сплавы
Безжизненных вечностей.

Эмалированный хор
Фаянсовых перепалок
Образует узор
Хрустальных булавок.

Бумажные жизни
В переливах огня
Статично дымят
В стороне от меня.

Шершавые строки,
Безликих страниц
Треугольными сплавами
Падают ниц.

На холодное покрывало.
Улетают прочь.
И сухая бессонная
Оживает ночь.

Еще один представитель того же жанра и тоже участник 78 Большого Конкурса. За 4 месяца у обоих не увеличилось числа читателей, значит, не только меня одну не поражают игры с формами без содержания! В этих стихах я тоже  ничего не поняла. А чего я не понимаю, того и не комментирую. Скажу коротко цитатой автора: «Шершавые строки безликих страниц треугольными сплавами падают ниц». )))

№11
Снег, ударяясь о стекло, стекает каплями.
И видимый пейзаж в окне весь в крапинку.
Снег за окном. Ноль во дворе стоит по Цельсию.
И хмарью схвачен горизонт. Зима в рецессии.

Снег в феврале. И, невзначай, рыдать классически.
Навзрыд. Так хочется сейчас… нордически.
Снег, разбиваясь о стекло, влажнеет каплями.
И оставляет по себе почти царапину.

Я отвернусь. Что мир мне этот мнимый в крапинку!
Я подойду к тебе, скажу: Царапинка!
Снег, разбиваясь о стекло, печально-капельный.
Возьми в объятия меня… Сойдем со стапеля!

Катрены с длинной строкой и попарной рифмовкой, стихи написаны 4-ым пеоном, с вкраплением сверхсхемных ударений, звучат интересно. Все бы ничего, но не все слова точны и к месту. (Игра с формой задавливает смысл, тему). Например, расстановка знаков и деление на предложения: «Снег в феврале. И, невзначай, рыдать классически. Навзрыд. Так хочется сейчас… нордически»  Что это за оборванная фраза «И, невзначай, рыдать классически»? И почему рыдать «нордически»? (нордически – значит, держаться стойко, сдержанно, уж всяко – не рыдание!) Или фраза «Снег, разбиваясь о стекло, ВЛАЖНЕЕТ КАПЛЯМИ. (а чем еще ему влажнеть?) И оставляет по себе почти царапину. Это как - «по себе?» Вдумайтесь в фразу – поймете ее бредовость без всяких комментариев! И, наконец, заключительное  «сойдем со стапеля»,  - это о чем стихи-то  были? О кораблях????

Словом, стихи талантливые, но исполнены неряшливо – требуют доработки.

№12
Я не брошу мелочи нищему,
а потом буду мучиться: что ж не дал?
Будто в горле косточка вишенки,
подбирается тошнота.

Говорят, быть открытым и праведным
и дарить людям часть души -
легче лёгкого. проще пареной -
дело доброе совершить.

Говорят, "создавать" - удовольствие
несравнимое с "разрушать",
можно вылечить творчеством боль свою,
пьяным быть и от куража,

а не только от водки с вермутом,
тех в которых, осоловев,
своё горе топить неуверенно
так привык дурачок-человек.

Говорят, если подана ближнему -
нет на свете ценней руки,
учат этому истины книжные,
и прожившие век старики.

Почему ж добродетелей перечень
осознав, всей душой приняв,
я не брошу ему ни копеечки,
а пройду, сам себя виня?

И за мною пройдет еще множество,
и один лишь из всех подаст,
неужели теории ложны все?
или в чём-то другом беда?

Полная противоположность предыдущим стихам – в них есть тема, есть искренность, интересные размышления автора. Он знает, что хочет сказать, и делает это неплохо. Есть совсем небольшие промахи – недоговорки, сокращения речи, например «проще пареной» вместо «проще пареной репы» (фразеологизм не стоит давать частично…). Очень хорошие рифмы, профессиональные – обратите внимания, как автор обходится без рифмовки одних и тех же частей речи друг с другом, как избегает банальных и заезженных рифм, применяет авторские, интересные по звучанию и составные: удовольствие- боль свою, множество- ложны все и т.д. 

№13
Пусть сожгут меня мои дела,
Все равно бесследно я не кану.
Тихой песней на краю села
Разольюсь окрест и эхом стану.

Я росинкой вспыхну на траве
В звонкой светлой рани за рекою.
Закружусь снежинкой в синеве.
Лягу в пашню зернышком весною.

Упаду дождинкой на стерню.
Встану яркой радугой над полем.
Ручейком весенним прозвеню.
Дымкой проплыву над белоствольем.

Пусть сожгут меня мои дела
На последней пяди километра.
Жизнь не даром прожита была.
Я любовью оплатил ей щедро…

Все бы ничего, но у меня большое подозрение, что были взяты какие-то стихи Есенина и вставлены в них свои слова. На память не вспомню и времени нет копаться в книгах, но очень уж знакомый ритм прорывается. Потому – не оценила.

№14
Мой Век гнетущий, как ты, своенравный?
Мой суицидный, глупый, непослушный.
Так, вывернувший, наизнанку души,
Холодный, летом, а зимою – душный…
Безграмотный, как интервал октавный.

Мой Век, мой князь, плебей мой… и боярин …
Так извернулся в мыслях, сплетнях, спорах,
Гаданиях, ненужных договорах…
Не дышишь кожей ты, забиты поры,
Бываешь мерзок, страшен и коварен.

Давай, отмою твои лики в гриме,
Веселья буйного тупую маску:
Стриптиза, заменившего нам ласку,
Бессонниц нищих, элитарных – пляску,
И где-то там, себя – по середине…

Успей, порадуй щедрости порывом,
Мой Век, мой скупердяй, мой недотрога!
Опутанный гирляндами порока…
Хотелось бы мне не дожить немного
До твоего вселенского нарыва…

Мой Век – любовник мой, мой паладин!
Где жизнь и смерть то стОят, то бесплатно,
То – даром, то в кредит, то безвозвратно…
Мой смех, мой грех, мой слог неделикатный.
Жестокий цезарь ты, мой – господин…

Очень неплохие стихи, придраться не к чему, разве что к единственному распаду ритмического ударения: «Давай, отмою твОи лики в гриме».  (Нельзя два ударения подряд ставить, прочитывается «твОи»). Понравился  язык – везде правильный, с логикой смысла, с внятными и уместными образами. Понравилась тема – автор ведет одну четкую цепочку образов, не вставляет, как это часто бывает у других,  ритмических заплаток – случайных, не к месту, загадочных вставок для рифмы. Хорошие стихи!

№15
Радуя небо, и чувствуя звуки руками,
падаем в эту знакомую нам невесомость.
Музыка света заводит игру с облаками.
Времени нет - лишь мелодия, сердце и голос.

Жестом ласкающий скрипку,
как певчую птицу.
Жизнью играющий,
перебирая мгновенья -
жемчуг на нити.
Свою золотую страницу
ты оркеструешь,
а нежность – лишь сольное пенье.

Или, как вспыльчивый бриз,
дирижируя морем:
тем изумрудным, ночным,
бесподобным, соленым,
южный играешь каприз…
Мы с морями не спорим…

Что там счастливый июль
сочиняет влюбленным?

Красивое лирическое стихотворение, выполнено с отличной техникой, придраться не к чему. Все образы – к месту, стихи звучат легко, мелодично.

№16
Тот, кто стоит, тот идет во все стороны сразу.
Стой, и земля повернется сама нужным боком.
С пеной у рта белой лошадью носится разум
Вскачь по арене вокруг недоступного Бога.

Вечером мимо стекла пролетел серый бражник –
Кажется, тело летело, а крыльев не видно.
Может быть, просто в темнеющем воздухе влажном
Прочь уходил чей-то тяжкий, измученный выдох…

Если читаешь – читай, не пролистывай главы –
Время стоит и пульсирует в нас, а не мчится.
В дождь и в жару неподвижны и счастливы травы.
Мудрости их хорошо бы и нам научиться.

Мне эти стихи очень понравились. В них не все понятно с ходу – они рождают у каждого свою цепочку мыслей, но язык – четкий, правильный, образы  осмыслены. Читать интересно – запоминаются стихи и увлекают уже своей первой фразой. Отличное звучание.

№17
В конце нашего разбора (все стихи из пакета с «изюминкой»  я вам уже прокомментировала здесь) , я хочу привести одно не номинированное судьями  стихотворение, подобных которому попадается  множество в каждом конкурсном пакете, независимо от  состава его участников. Привожу его только для того, чтобы начинающие поэты не «комплексовали» и не боялись подавать заявки: им не грозит оказаться полными Чайниками стихосложения: это место всегда кем-то уже занято. Ничего страшного в этом нет:  мы здесь – учимся, а значит, максимально доброжелательны друг к другу.  Все поправимо, если немного потренироваться.

Итак,  даю без комментариев:

В мозгах мучительные боли
На сердце скуки пустота
Я в человеческой природе
Не вижу более творца

Всё малодушье в ум приходит
Влечет меня на грех и на беду
Однако за монеты мне борьбы не нужно
Я в чести вижу мне дальнейшую судьбу

Но с ними буду весь я волен
Дадут мне денег много там
Чтоб говорил, то что я должен
Не через веру-стыд и срам

И к этой страсти змий бесстыдный
Влечет меня день ото дня
Чтоб был я человеком гордый
Побил небесного отца.

Всяческих успехов вам, дорогие мои  участники! Не сердитесь, пожалуйста, на мое ворчание  и иронию – и я  тоже была Чайником.  А порою – и остаюсь им.  С уважением и любовью ко всем,  Алкора.