Двухнедельное ревью 79. Обзор Юрия Семецкого

Психоделика
_______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.



    Обозреватель:   Юрий Семецкий          http://www.stihi.ru/avtor/semecky

                ----------------------- ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ -----------------------

О КРИТЕРИЯХ

Самый главный писательский талант — это умение писать интересно, а остальному мы вас научим.
Это один из принципов школы братьев Стругацких, с которым я полностью согласен, и которому сам стараюсь следовать.
Задача написать интересно анализу не поддаётся, мы можем знать общие принципы создания интересного произведения, но понять, почему два человека пишут по одним и тем же творческим лекалам, но у одного получилось, а у другого нет, невозможно.
Однако физиология процесса понятна — надо сделать так, чтобы у читателя в мозгу образовались новые нейронные связи. А происходит это, когда человеку смешно или грустно, когда он пытается что-то понять или над чем-то размышляет. То есть читателя надо заставить думать и чувствовать, читателя надо поразить, рассмешить, потрясти, надо сделать так, чтоб он прочитал и воскликнул — вау, я же всю жизнь это знал, только не мог сформулировать.
Для того, чтобы этого добиться существуют разные приёмы, но, как я говорил выше, знание этих приёмов ничего не гарантирует.
Назову некоторые, чтобы не быть голословным.
1) Действие от противного. Берёте любую ситуацию и выворачиваете её на изнанку. Например, ситуация — гаишник берёт взятку с водителя. Выворачиваем ситуацию — гаишник отказывается от денег (ещё не смешно?), тогда гаишник даёт деньги водителю, лишь бы его не видеть. Не интересно? А я и не обещал, что будет просто.
2) Метод постмодерниста. Берём всего понемногу и отовсюду, перемешиваем и надеемся, что из этого что-то получится. Иногда у некоторых очень здорово получается.
Ещё раз — сам по себе метод ничего не гарантирует. Метод — это костыль, на который можно опереться пока вдохновение где-то гуляет.

Следующий важный критерий качества — принцип трёх «К» (композиция, коллизия, кульминация).
Андрей Лазарчук в одной из своих критических статей как-то написал, что авторы делятся на две категории — одни строят башни, а другие выкладывают мозаику. Речь о композиции. Строители — это те, кто предпочитают линейную композиция (вступление, основная часть, финал-кульминация), а мозаичники — это те, кто создают полиморфную картину, вплетая в сюжет несколько лейтмотивов, такие произведения более объёмны и многогранны, более трудоёмки, зачастую красивее «башенных», но интереснее или нет зависит только от автора.
Сама по себе сложность композиции роли не играет, но вызывает уважение. А на некоторых конкурсах, когда трудно найти что-то интересное в содержательной части, умение работать с текстом выходит на первый план. И в этом месте должна была бы стоять моя сентенция по поводу «какистов», но Бог с ними.

Всё, что я говорил до этого относится к литературе. А как же поэзия? А я не сторонник выделения поэзии в отдельное гетто. Хорошая проза отличается от поэзии только величиной ритмической единицы, и, конечно, проза полифонична в обязательном порядке, если в поэзии монотонность допустима, хотя и не приветствуется, то прозе она противопоказана.
Итак. Поэзия — это ритмически организованная художественная речь, написанная так, что оторваться невозможно, а когда дочитаешь, то испытываешь эмоциональное послевкусие и/или раздумываешь о прочитанном ещё какое-то время.
Впрочем, эта дефиниция касается только шедевров, для прочих произведений достаточно и «это ритмически организованная художественная речь».


                -----------------------   

Во время ревю я сказал всё, что знал и думал. Теперь только стихи.

Александр Попрухин (сКанди)
http://www.stihi.ru/2012/11/17/6647
глубина резкости

вальдемар лацис работает дворником в доме,
что находится в самом сердце москвы.
в районе, татар потомственных кроме,
живёт лишь пара китайцев да выходец из мордвы –
новый татарин, выскочка, но жутко богатый.
развернулся на каспийской нефти, но всё же
не поумнел – так и спит (говорят) в парчовом халате
с пайцзой на груди. ему бы плюнули в рожу
каких-нибудь лет тридцать назад, а лет пятьдесят –
законопатили бы на сибирские рудники.
а вот теперь демократизация, говорят,
толерантность и прочие импортные грехи.

прежнего дворника обезглавили за лиходейство,
выдержав перед этим, как следует на колу.
думает вальдемар, что-то всё же к лучшему делается,
максимум, выпороть теперь постановит улус.
эвон, о прошлом годе угнали у джучи мустанга –
четыреста лошадей, для любого татарина не пустяк.
дворник проспал, конечно, но обошлось без зиндана.
выпороли, да сунули в рожу кулак.
(автокрадов, кстати, нашли на другие сутки.
вздёрнули прямо на месте. мустанг – не шутка.)

вечереет. с подмосковных пастбищ идёт туман.
вот уже в небе первая звезда засияла.
вальдемар заканчивает работу и лезет в карман,
достаёт ключи, запирает двор и идёт к подвалу.
на ужин – постный плов и кумыс, шурпа из овощей.
телевизор отчаянно рапортует о новых успехах:
на последней олимпиаде вновь впереди планеты всей
сборная золотых бунчуков и полумесяца. эх,
то-то жилось бы здорово, думает вальдемар,
если бы белых братьев уже, наконец, прижали.
стоило бы зачистить молитвенные дома
и запретить повсеместно ношение белых шалей,
нательных крестов и прочее непотребство.
не понимаю, думает он, поправляя настенный крест свой.

всё, как положено – строго в красном углу,
и только дома, на улице – никакой символики.
а всё толерантность, бормочет он тихо, угу –
корчат святых, а сами сплошь алкоголики.
прошлый раз показывали в телевизоре этих братьев –
пьянь сплошная. понаехали, иваны, на наши головы.
нет, бубнит он под нос, не понимаю я этой демократии.
омывает руки, лицо. прочищает горло.
не знаю, шепчет вальдемар, наверное, и не смогу понять.
молится о хорошем грядущем дне.
ложится спать.

ворочается с боку на бок, долго пытаясь уснуть,
вспоминает лифляндское взморье, детский солёный берег.
он погружается в волны и уходит на глубину.
как рыба. большая немая рыба.
он в это верит.

Виктор Коврижных
http://www.stihi.ru/2012/07/01/7367
ПИСЬМО ИЗ ДЕРЕВНИ

Здравствуй, Митрич! Как жив, как здоров?
А у нас мирно топятся бани.
Правда, нонче у нас колорадских жуков,
как рекламы на телеэкране.
Кум намедни спроворил поленницу дров,
сватья впрок наварила варенья.
День рожденье коровы отметил Петров,-
пили с пятницы по воскресенье.
У Натальи Юшкевич стащили гуся -
третий месяц милиция ищет.
Васька Соболь на днях изловил карася -
пять кило потянул карасище!
Помнишь Катьку-кулачку? Не баба, а -бык!
Пять коров, восемь хряков в коморе,
две кобылы и мерин, и - новый мужик!-
Есть батрачить кому на подворье!
Коля-гвоздик на Пасху упился да так -
люди мёртвым его посчитали.
Возложили во гроб и отпел местный дьяк,
и уже выносить его стали...
А напротив сосед самогонку хлестал.
Ну и запах донёсся... И следом
Коля-гвоздик из гроба немедля восстал
и пошёл похмеляться к соседу!..
Самогон у соседа, что буйный поэт.
Чёрт стакан навернёт и - в отрубе!
Вот такой самогонище держит весь свет,
а не бомбы, компьютер и рубль!
Новый мэр у нас. Парень не прост.
Я зову его Толей-квадратным.
Чуть не так - отчехвостит и в гриву, и в хвост,
хоть и числит себя в демократах.
Впрочем, делает много:"пожарку" открыл,
строит мост и сажает деревья.
Мило нынче у нас, будто ангел побыл,
стала лучшей в районе деревня.
Речка наша, как прежде, впадает в Иню
и, как прежде, в черёмухах берег.
И народ наш грядущему молится дню,
и правительству Путина верит.
Вот и все новостя! Как там шурина зять?
Как завод ваш? Налоги не душат?
Коли встретишь Чубайса, скажи что он ****ь,
пусть в деревне у нас свет не тушит.

Яков Шульц
http://www.stihi.ru/2012/12/17/5340
1.
сделай меня, женщина,
фиолетовым финалистом,
альпинистом, опьянённым ветрами,
взбирающимся на Джомолунгму вдохновенья
по гибким очертаньям твоих бёдер
2.
фиолетова печаль моя...
ты знаешь
я слово "печаль" не очень люблю
но когда идёт дождь
с утра до утра
а ты далеко –
ты слышишь меня?
а ты далеко! –
то приходится прибегать и к избитым словам
и, глотая язык, просить у них прощенья за удары
3.
я болен фиолетовой болезнью
её зовут "любовь к ночному небу":
фиалкой, Виолеттой
сиреневым дождём
сиренью в Киеве в апреле
черёмухой в саду из детства

и даже губы посиневшие твои
не остановят поцелуев неба

Аюна Аюна
гномий сад

В твоем саду поспели мандрагоры,
косматый гном ворчливо сеет плюмбум,
и на закате пахнут красным розы,
а годы утекают как минуты.

Я вспомнить свое имя не сумела
меж летним и осенним поцелуем
и ты теперь меня ревнуешь к лету,
а я тебя и к кошке не ревную.

Косматый гном увозит листья в осень,
опять ответов меньше чем вопросов,
меж пятым шагом и двухтыщепервым
поднялся ветер, что слова и тайны носит.

Поднялся ветер и меня объяли тени,
так жаль, что все твои ответы спорны,
и я уже вернуться не успею
в тот сад, где поспевают мандрагоры

Татьяна Комиссарова
Странники
http://www.stihi.ru/2010/07/29/4668

Ах, Москва, теремная пленница!
Терема, терема да тюрьмы.
В кружках квас, словно море, пенится
На завидки богемским рюмкам.
Попируем, старушка-девушка,
Поедим хлеба-соли досыти,
Покружим босоногим дервишем
На камнях допетровской россыпи.
А потом побредем, не прошены,
Перекрестимся на стоглавую,
И зальет след подошв изношенных
Раскаленной столичной лавою.

И несколько слов о выборе. Первые два стихотворения, принадлежащие Александру Попрухину и Виктору Коврижных, относятся к жанру драматической поэзии. Жанр не особо любимый критиками, но любимый читателями. В этом жанре с успехом работают самые востребованные поэты современности — Дмитрий Быков и Вера Полозкова. Насколько я могу судить, в рамках этого жанра невозможно создать пси-текст, но передо мной никто не ставил задачи выбирать стихи исключительно по принадлежности к психоделике. Эти стихотворения отражают мои предпочтения в поэзии.
Следующие два стихотворения (Аюна Аюна и Яков Шульц) относятся к поджанру ассоциативных стихов (жанр — лирика), и выбраны мной исключительно благодаря ассоциативному резонансу, возникшему во мне во время чтения. Кому интересно, какие ассоциации у меня возникли, милости прошу в ленту ревю.
И наконец, стихотворение Татьяны Комиссаровой — потенциально это самое сильное стихотворение на этом ревю. Но оно не доделано — мир не прописан, не хватает деталей быта и т.п. Но оно всё равно лучшее лирическое стихотворение на моём ревю.
Всем спасибо за стихи и терпение. Это редкая удача, когда авторы не выходят из себя после самой невинной критики. Мне было с вами интересно.


Юрий Семецкий