Лучшие стихи ноября 2012 по версии Дмитрия Дёмкина

Творческая Мастерская Ежи
=================================  УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!  =================================


Сегодня мы представляем вашему вниманию обзор стихов, так или иначе отмеченных на конкурсах Стихи ру в ноябре 2012 г.

Подробнее о целях и принципах обзора можно прочитать в произведении по ссылке: http://www.stihi.ru/2012/06/01/7667
Единственное отличие – в этот раз отбор производился из всех произведений, участвовавших в Мега 9 ТМ Ежи, а не только из номинантов этого конкурса.

Обозреватель – Дмитрий Дёмкин (http://stihi.ru/avtor/blackroom)


"Святой Франциск и брат Пахоруков" - http://www.stihi.ru/2012/10/06/926, Александр Крупинин (Творческая Мастерская Ежи, Мега-9)

Пахоруков беснуется, скачет вокруг села,
А войти боится - много наделал зла.
И селяне боятся выйти, попасть Пахорукову в пасть,
Ведь Пахоруков рыщет - вот какая напасть.
А ночью, пробравшись в курятник, ворует курей,
Схватит курёнка и, ну, бежать поскорей.

Но вот из села выходит святой Франциск,
Прямо идёт к Пахорукову, невзирая на  риск.
Святой говорит: "Зачем ты спилил кресты,
А теперь со стыда трусливо бежишь в кусты?
Брат Пахоруков, ты рыщешь, как волк, за селом,
Лишился покоя, и поделом тебе. Поделом.
Вот что хочу предложить тебе, брат Пахоруков,
Встань напротив меня, подними свою правую руку,
Дай обет, что не будешь пилить кресты,
И кур воровать больше не будешь ты.
За это добрый народ тебе всё простит
И будет кормить тебя супом, зная твой аппетит".
Пахоруков на эти слова обнажает свой злобный оскал,
Щёлк зубами и поскакал...поскакал.

Тут к святому Франциску подходит мужик:
"Что,- смеётся, - к такому ты не привык?
Ты, - говорит, - конечно, великий святой,
Но, всё равно, у села напрасно не стой.
Будет  пилить он кресты и таскать курей.
Тут святой не поможет, надо звать егерей".
И пока святой разговаривал с мужиком,
Несколько раз Пахоруков промчался мимо с высунутым языком.

Повернулся святой и пошёл обратно в село.
Молча шёл, только вздыхал тяжело.
"Как же так? - думал он, -  Отчего? Почему?
Что такое? В чём суть? Не пойму. Не пойму.
Волк меня слушался, рыбы и даже птицы.
Как теперь могло такое случиться?"

Падает снег, плачет святой, скачет брат Пахоруков,
Щёлкают зубы, а больше нигде ни звука.
..


С первого взгляда стих довольно странный: что за машкерад, почему вдруг у ославившегося мелкопоместного чиновника такой необычный облик? Но ведь отчуждение власти – вещь известная и обычная. Здесь отлично показано крайнее состояние, когда коммуникация с власть имущими становится невозможной: они перестают воспринимать людей как равных им человеческих существ, и в ответ получают точно такое же отношение. Эстетически эта оборотная сторона обладания властью переосмысливается в оборотневую, в таящееся под человеческим обликом “нечто”. Сквозь человеческую натуру проступают черты то ли Дикого Помещика, то ли Alien’а – и они оказываются гораздо опасней и страшней, чем просто звериные.



"Про кота и отчасти по Гессе" - http://www.stihi.ru/2012/07/17/2227, Маргарита Шмерлинг (Творческая Мастерская Ежи, Мега-9)

Вот кот, посмотри, каков! Рассмотри
Манеру и нрав, походку, и хвост, и полосы,
И щёки, красу кота, - и каков он внутри,
И как он в тебе звучит... Закрой глаза, и - в два голоса,
Возьми свою скрипку, Йозеф, рассказывай мне,
А я подхвачу и отвечу, - и будет фуга
На мягких кошачьих лапах прокладывать путь в тишине, -
Вот кот. Вот музыка. И первый шаг в Игре - понимать друг друга.


Счастливое обретение взаимного понимания – через внесловесных кота и музыку. В самом деле, кто же их не любит и не понимает без слов, эти две вещи?)) Тем сложнее передать такое понимание именно в словах, и тем ценней успешность попытки.


 
"Эта местность другого цвета... "  - http://www.stihi.ru/2001/10/29-200, Полина Синёва (БЛК, лонг-лист)

Эта местность другого цвета.
Сколько времени утекло.
Междуречье Невы и Леты.
Губ расплавленное стекло.

Под водою плывут деревья,
в низком небе идут стада.
Даже камень - ещё не верит,
но приходит опять сюда.

Прежний город сутулит плечи,
хмурит каменное чело,
вставший между рекой и речью,
но не помнящий ничего.

Город стёрся до основанья.
Только небо хранит следы,
и висят в нём сны и желанья,
как невидимые сады.


Прочнее и надёжнее городского камня – только отражение его в судьбах людей, их мыслях, чувствах, мечтах, снах. Только отражённый он имеет смысл и может сохранить себя. Река памяти и память реки соединяются в этом стихотворении и мы видим, ощущаем невидимые образы города, как он преломляется в сознании людей. И это действительно чудо – и город, и стих, и междуречные сады Семирамиды, которые попали в эти строчки тоже лишь благодаря реке человеческой памяти.



"время цветов" - http://www.stihi.ru/2011/10/12/6635, Егор Мирный (БЛК, лонг-лист)

было время цветов, питающихся цветами,
каждый новый день начинался с того, что не заканчивался вечер.
молчаливая соня от горластых горничных в тайне
выращивала жемчуг
в ушных раковинах своей младшей сестры,
которая видела только соню и которую видела только соня.
они могли целыми сутками друг на друга смотреть,
пока не становилось больно.
их анемичная, свет износившая мать
в прошлом - летала /яблочная фея в отставке/,
в настоящем - варила из жемчуга едкую мазь,
выводила у сони сердечные бородавки.
папы не было дома, и не было дома у них,
всё происходило на фоне пульсирующей акации.
соня знала наперечёт предстоящие дни,
записывала их на кассету и прокручивала у себя на пальце,
в плотоядном тумане собирала по косточкам тех,
кто лежал там с откушенными головами, с небесами проломленными,
кто до них не дошёл, кто не очень-то и хотел.
было время кузнечиков, насаженных на соломинки.


Ненастоящее время. Непрошлое, небудущее. Игрушечное, прокручиваемое на пальце. И происходящее в нём – тоже сплошная песочница, где можно выдумать и поиграть в дом, младшую сестру, папу, маму или с чисто детскими лёгкостью и жестокостью забыть о них, начав новую игру. Имитация взрослого мира, не приспособленная ни для чего, кроме продолжения самой себя, вечная смена подражаний вещам и состояниям, природа и сложность которых до конца не осознаётся.

Вневременное, вечное детство кончается и преодолевается бесконечность и бесплодность времени цветов. Но и возникает – чувство потери.



*** - http://stihi.ru/2012/05/31/6958, Ирина Вакуленко (БЛК, лонг-лист)

Если веки в темноте пальцами прижмёшь,
То приходит зампотех - синий грустный ёж.
У него труба горит, как на ней играть?
Он давно живёт в кредит, огорчая мать.
Если несколько минут в потолок смотреть -
Вот он, рядом, тут как тут, розовый медведь.
Морда в пудре у него, и в глазах вопрос.
Он от носа до хвоста стразами оброс
(Это чтобы подчеркнуть линию спины).
Наша комната висит в толще тишины.
Здесь морозные цветы, маятника лот,
Океаны темноты, белый-белый плот.
На столетие зимы лета полчаса.
Ни сумы нам ни тюрьмы. Спи, моя краса.


В сюрреальном состоянии между сном и явью сталкиваются, смешиваются, отражаются друг в друге образы, обрывки фраз, они притягиваются один к другому не в силу привычных логических цепочек, а из-за каких-то неожиданных ассоциаций.
Зампотех – не тот самый зампотех, а некто, чья обязанность – потешать. Или – тешить. Синий грустный – почти тавтология, оборачивающаяся блюзовой горящей трубой; непонятный кислотный медведь (не к туманному ли ежу “притянувшийся”?)

Но сюрреальна только первая часть стиха. Дальше, несмотря на сочную образность, появляется именно реальность, поэтому “Ни сумы нам ни тюрьмы” смотрится не слишком уместно.



"коробок" - http://stihi.ru/2012/08/17/8329, Ярополк (БЛК, лонг-лист)

Маленький кургузый человек
Лето провожал на остановке,
Волновались божии коровки
В спичечном бумажном коробке.

А трамвай приехать не спешил,
Рельсы путеводные попутал,
На пруду кормил последних уток
Под дождём бессменный пассажир.

Человек испытывал печаль,
Не хотел и не умел прощаться,
Солнце между туч как папарацци
Пробиралось отблеском луча.

Проводы не жизнь, но и не смерть,
Но и жизнь, и смерть одновременно -
Расставанье расширяя вены,
Учит ожиданием болеть.

Человек в прихожей мокрый плащ
Вывесил на стуле для просушки,
За подкладкой божии зверушки
Просят в коробке не плачь, не плачь.


Такой почти примитивизм, наив. Что, безусловно, оправдано – открытость миру, беззащитность перед ним как нельзя лучше подходят неизбежности расставания. Неуклюжесть, неправильность и персонажей, и речи: “Маленький кургузый человек” , “А трамвай приехать не спешил, Рельсы путеводные попутал”, “Человек испытывал печаль, Не хотел и не умел прощаться” – подчёркивают их обречённость и неумолимость движения времени. И, в конце концов, получается, что человечки тоже пленники четырёх стен “коробка”: зимы, весны, лета, осени.



"Звёзды" - http:// stihi.ru/2012/11/14/2090,  Евгений Филин-Соколов (Психоделика, Двухнедельное ревью 78. Обзор Татьяны Комиссаровой)

И только звёзды, звёзды, звёзды.
И только звёзды вдоль дороги.
На тополях пустые гнёзда,
И полустанков эпилоги.

И только ветер, ветер светлый,
Гоняя чаек вереницы,
Утрёт обрывками газеты
Домов заплаканные лица.

У алтаря свеча потухла.
А звёзды вновь всё ближе, ближе,
И Млечный путь сияет тускло,
Как на скрижалях детских книжек.


На Психоделике сравнили с Пушкиным – наверно, в силу его простоты)) Я бы сравнил с Анненским, но не буду – для тех, кто Евгения читал, физиогномия стиха вполне определима и определённа.

То, в чём воплощается дорога, и только дорога. Бездомность – “пустые гнёзда”, дома – здания, мелькающие рядом, ни одно из них уже не бывший когда-то Дом. Да он как бы и не желается – любой полустанок, любой шаг в сторону – конец дороги, не более. Отступление, проступок, больший чем оставление алтаря.

Звёзды здесь – и “зачем”, и “почему” этой дороги, альфа, омега и всё, что между – не зря же ведь Млечный путь, которым в конце оборачивается дорога, и есть звёзды по самой своей сути.




********************** РЕКЛАМА *********************************

Начался конкурс - ЛУЧШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ САЙТА 2012 - http://stihi.ru/2012/12/17/5992
СУДЬИ:
Егор Мирный - http://www.stihi.ru/avtor/knightofcydonia
и Ян Бруштейн - http://www.stihi.ru/avtor/yanbrush