Итоги декабря. Андрей Данилов

Большой Литературный Конкурс
Декабрьский конкурс, в котором я участвую в качестве эксперта, несколько разочаровал.  Реально на меня произвели впечатление не более 4-5 стихотворений. При этом это были стихи уже известных на Стихире авторов.
Мне доводилось быть экспертом в Окнах, а редактором этого журнала я являюсь уже два года. При любых обстоятельствах я отклонял и отклоняю стихи-депресняки, стихи-отходняки, чернуху и порнуху.
Но! Спокойно отношусь к избитым рифмам. Даже «кровь-любовь-морковь» не вызывает у меня отвращения (если к месту). Это лучше, чем бестолковое новаторство.
Ценю в стихах – отсутствие буквальности, потаенный смысл, передаваемый через музыку стиха. Мне нравятся этюды, «фотоснимки» момента, фрагменты бытия, выхваченные поэтом из потока информации  и переведенные на человеческий язык. Редко доводка, доработка, дошлифовка прибавляет стихам, чаще наоборот. Но это мера таланта.
Есть еще один критерий. После прочтения хороших стихов самому хочется написать что-нибудь в ответ или в продолжение, поговорить с автором на его языке. Хорошая поэзия «по – хорошему» заразительна.
Посмотрел я и отвергнутые редакторами стихи. И показавшаяся в начале излишняя редакторская  строгость, в самом деле, оказалась не столько строгостью, сколько растерянностью: «Где же те талантливые незнакомцы, хоронящиеся в дебрях сайта?» И стихи проходили в лонг с одним «Да».

Итак, разбор полетов.

В большинстве стихов лонг-листа декабря, так или иначе, затрагивается тема смерти. Чем это вызвано? Ожидаемым ли в декабре концом света (эсхатология русской души), самой ли жизнью соискателей?  Судить не берусь.

АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «короткие сны»
http://www.stihi.ru/2011/09/08/6377 номинатор Александр Молочников

Первое в моем списке – стихотворение Алексея Григорьева «Короткие сны». При кажущейся простоте и повседневности, негромкости, если хотите. Оно уводит меня в свои миры жизни и смерти, но смерти не страшной, не кроваво выпяченной наизнанку, а обыденной, в канве жизни. Легкий сюрр и мастерское владение словом наполняют меня светлой печалью. Стихотворение пронизано звуками и запахами осени.Грузди, хрустящие под ногой желуди, осенний дым и ощущение светлого конца природы ли, жизни ли. С точки зрения стихосложения- все сделано отлично. Ценителям хорошей, добротной поэзии рекомендую этого автора. Алексей, - Виват!

«Странно: был целый мир, яркий, живой, надёжный,
И обратился в сны: в едкий осенний дым,
Запах сырой травы, груздь на короткой ножке,
Жёлудь, что захрустит под каблуком моим»


ИРИНА ВАКУЛЕНКО  «***»
http://www.stihi.ru/2012/10/15/5149  отборочный тур БЛК

У стихотворения нет названия. Но я бы его назвал «Герой нашего…» Оно для глухих вахтовых регионов, для бродячего люда,  то ли ищущего заработка вдали от дома, то ли бегущего из одной реальности в другую. Написано хорошо. И тема лишнего человека раскрыта изящно. Замечательные метафоры. Только хорошую книгу,  про современного Печорина вряд ли кто напишет. Его будут искать среди ментов, бандитов, эстрадных бл..й, офисного планктона и прочих товарищей. А Лесник… кому интересен лесник, к тому же с черной справкой?

«Ночью зверями становятся низкие облака,
Нюхают осторожно курящего лесника»

«В лязге качается тамбур, холодный, чёрный.
Едет в другую книгу седой Печорин»

Как бы вывернутое на изнанку Кукинское «За туманом».


ВАЛЕРИЙ НОСУЛЕНКО АПОФИС «25 кадр»
http://www.stihi.ru/2010/02/14/8708  отборочный тур БЛК

25 кадр Валерия Носуленко и есть 25 кадр (не видимый обычным глазом, кадр за кадром). Где за простотой повествования и обыденностью картины двух беседующих людей и женщины, за ними наблюдающей, и южный теплый вечер, (горилка и сало за кадром), и тайна. Кто эти двое? Для меня это сын и отец. И добрый разговор, и встреча радостная. Для кого-то это два брата, для кого-то… Инвариантность - это признак мастерства. И потери здесь не инфернальны. Замечательное стихотворение. В чем-то похожее на «Короткие сны».

«….В садике, за столиком у сливы,
Двое говорили ни о чём,
Пили чай с топлёным молоком -
Даже ложки звякали счастливо.

А за ними, шторку приоткрыв,
Наблюдала женщина, забыв
На плите давно кипящий чайник,
Старость, постучавшуюся в дверь,
Слёзы от случившихся потерь -
Растворилась в радости случайной…»


НИНА ВЕСЕЛОВА 2 «Кузнечики»
http://www.stihi.ru/2012/12/07/4756 номинатор Виноградова Евленья

Здесь все чисто и просто. Лето, пес, черника и счастье. И никакой, представьте, смерти, ну никакой.  Пружины мха, стрекозы… Простые стихи, простого человека. Сходите к ней на страничку, отдохните от столичных миазмов.

«…Черникою измазан рот и нос,

Про это знает лучше всех мой пёс.

Мы с ним лежали на пружинах мха
И ртом ловили ягодные слёзы,
И на лицо садились мне стрекозы,
А вдалеке опять гуляли грозы…
Но как душа моя была тиха!»


ЖЕНЯ МАХНО "Наступает зима"
http://stihi.ru/2012/01/26/7794 квота Главной редакции

Хорошо, профессионально. Выбрал этот стих исключительно за профессионализм, который как-то скрасил зимний депресняк, сгоревшие мосты, тузы и шестерки, боливара, который умеет нести только одного, и прочую ерунду, которая рождается в измученных  головах жителей городов, позабывших, как пахнет лес. В этом стихе есть музыка, но уже нет запахов, предчувствий и прочих тайн. В принципе я не очень понимаю, как такое обилие штампов позволило стиху неоднократно побеждать. У Жени масса замечательных стихов: «Поедем в деревню». «Колдунья осень» и т.д. Талантливый автор. И, отдельное спасибо за сноски в конце стиха.

«Эх, забить бы на всё, всё бездумно поставив на кон,
принимая тузы и "шестёрки" чужого расклада,
и забыть все дороги, что выбрал когда-то легко,
и принять все пути, что тебя выбирают, не глядя...»


МИХАИЛ ЗАМЯТИН «невод ноября»
http://www.stihi.ru/2012/11/13/8449  отборочный тур БЛК

Нормальный невод, узнаваемый ноябрь. Только окончание стихотворения какое-то неубедительное. Создается ощущение, что стих собран из лоскуточков. Есть ощущение  недоработки. У автора есть более интересные стихи. Например: «Старая Басня».
 
«И невод ноября с ячейками мороза
Сгоняет на поля содружества ворон,
И словно колтуны, застряли птичьи гнёзда
В кудрявых волосах уже прозрачных крон»


ВАЛЕРИЙ АРХИПОВ «Ах, мама, мама, кукла умерла»
http://www.stihi.ru/2011/01/09/4804  отборочный тур БЛК

Архиповская кукла, на мой взгляд, очень эмоциональное произведение и должно нравиться девушкам. НО! Опять о смерти. Что же это в самом-то деле? Впору писать об этом явлении исследования. Правда, смерть здесь не итог, не фатальный конец, а скорее начало другой жизни. Еще в этом произведении можно разглядеть и первый реальный жизненный опыт ребенка: «Я - не вечен, Мама - не вечна. Как после это жить?»

«Ах, мама, мама,
кукла умерла!»
………………………
Мы куколку оставим,
а сами будем потихоньку жить,
прислушиваться,
чувствовать,
любить.
Ты слышишь?!
Семимильными шагами к нам жизнь идет,
и с нею нам дружить
и утешенья ждать
под небесами»


АКСЁНОВА КСЕНИЯ «Мы пьём зелёный чай, до одури пропахший...»
http://www.stihi.ru/2012/03/29/9814 номинатор Сергей Фаустов

Стихотворение почти ни о чем. Но… Один из любимых мной фрагментов бытия. И в нем жизнь. Не смерть.

«Мы пьём зелёный чай с черешневым вареньем...
Над черепицей крыш и красным кирпичом,
Над всей землёй парит любовь и вдохновенье.
И так легко-легко... И мысли – ни о чём...»


ЕГОР МИРНЫЙ  «иллюзия»
http://www.stihi.ru/2011/08/10/6342  отборочный тур БЛК

Здесь высокий стиль. Боги, покидающие небо и беседующие с автором. И снова смерть, куда без нее родимой в декабре 2012го.

«и продолжения, видимо, не последует.
что ни скажи - забудется, дайте срок.
     смерть, из того, что ты выдумал, не последнее.
     текст неразборчив. сценарий всегда сырой»


ВИКА ДАШКОВА «паноптикум»
http://www.stihi.ru/2012/12/08/9393 номинатор Константин Уткин

Трудное, умное стихотворение, с обилием редких иностранных слов с параллелями из классики. Мизантропия с выходом на евангельское смирение и просветление.

«Если верить желаниям – самые разные вкусности
могут ловко вписаться в понятие хлеба насущного.
…………………………………………………………………………
Можно с Божеской лёгкостью самый тяжёлый свой груз нести,
если верить, конечно, что всем нам по вере отпущено…»


Спасибо организаторам конкурса за организацию, авторам за участие, а читателям за счастье, которое они доставляют и авторам, и организаторам.
Всех с Новым Годом и Рождеством!
Искренне Ваш,
Андрей Данилов