Итоги марта. Николай Хлебников

Большой Литературный Конкурс
Здравствуйте!

Мне было предложено из 25 стихотворений лонг-листа выбрать с десяток наиболее приглянувшихся и порассуждать , почему именно они, а не иные затронули моё сердце (душу, разум – нужное подчеркнуть)…
Задача оказалась не из лёгких, потому как ни одного стихотворения из предложенных я не смог принять безоговорочно – ко всем текстам нашлись придирки. Как большие, так и малые.
Малыми придирками я называю несовершенства текста, которые, на мой взгляд, вполне можно исправить – стоит только посидеть, подумать, поискать, поработать...
Большие придирки у меня вызывают тексты, которым, опять же на мой взгляд, уже ничем помочь нельзя.
Впрочем, есть ещё третья категория стихотворений, к которой я остался совершенно равнодушен, разве что иногда пожимая плечами в недоумении, – зачем такое было писать? Но – автору виднее, коль скоро это уже написано. Эта категория по определению не может вызывать никаких придирок, но и говорить здесь о таких стихах я не буду – не моё это..

ИГОРЬ КАЛИНА
«Сова и мыши»
http://stihi.ru/2012/02/08/1777 номинатор Евгения Костюкова
 
Сидит сова на ветке - ни гу-гу
и слышит шевеление в стогу.
А у шеста, её не чуя вовсе,
на травах, что суровы и колки,
вишнёвые шевелятся зверьки
в своём новорождённом микрокосме.

Потомственной семье зерновика
не стоит беспокоиться, пока
весь мир благоухает пылью сенной,
о том, что хрупкий шарик гнездовой
летит навстречу смерти тепловой
в заснеженном стогу среди вселенной.

Поэтому в декабрьской ночи
ничтожество мышиных величин
особенно открыто взорам птичьим:
кому теплее выдалась зима,
какой крупой набиты закрома,
презрительной сове равновелично.

Хорошее стихотворение. Философская лирика в чистом виде в простых и понятных образах, преподнесённая простым и понятным языком, что не каждому удаётся. Именно так, подобно этой хищной сове, запуганный бабкиными «Бог всё видит..» да «Боженька накажет..», я и представлял себе в детстве Всевышнего, который, на первый взгляд, безразличен к нашей мирской суете, к нашим амбарам, к поискам тёплого местечка и другой «мышиной возне», но неизбежно покарает того, кто осмелится перейти некую, одному только Всевышнему известную грань (в контексте стихотворения – «высунется» из стога-микрокосма), что по большому счёту заставляло меня расти вполне послушным ребёнком. Все под Богом ходим..
Напрягает тут только слово «поэтому», которым открывается последняя строфа. «Поэтому» подразумевает некоторую причинно-следственную связь с тем, что уже было сказано, а такой связи тут не прослеживается. Мало того, такая связь здесь попросту отрицается. Она не нужна. Всё, что происходит внутри стога сова знает, но ей наплевать, ибо это в порядке вещей. Кара настигнет только того, кто этот порядок нарушит..
Так что, на мой взгляд, удачнее было бы начать последнюю строфу с союза «Но..», нежели с «Поэтому..», разумеется, с некоторой перестройкой дальнейшего текста в соответствии с этим «Но..»

ХАН ЮРИЙ
«эпизод»
http://www.stihi.ru/2013/02/06/11512 номинатор Евгения Костюкова

дворники скрипнут резиново скажут прощай
мир покачнется признав изменение цели
нет буквы я в окончаниях ча или ща
нет в вариантах твоих кто истории ценен

в стылом такси на вокзал ну а дальше полет
в пухе и перьях сапсан как в бою петушином
море московское спрятано в пористый лед
снежный пломбир и пучки золотых камышинок

будет соседка рассказывать долгую жизнь
внуки мужья и прогулки ее по Парижу
призраки станут в вагоне призывно кружить    
явью своей затмевая придуманность книжек

слушает публика этот негромкий рассказ
внятную речь петербурженки старой закалки
слушаю я и невольно сбиваюсь на нас
ей примеряя нескромно тунику весталки

встреченной вовремя мной на железном пути
в вихрях враждебных искусственной этой метели
что продолжает свистеть клокотать и крутить
словно стирая белье с неостывшей постели

словно смывая из книги грядущих времен
то виртуальное что не насытить вещами
что мы оставим друг другу помимо имен
комнату ночь и слова непрощенных прощаний

Признаться, я недолюбливаю тексты, лишённые каких бы то ни было знаков препинания. Тем не менее, не буду скрывать: это стихотворение меня впечатлило. Динамичное (250 км/час!), яркое, отчаянное и… жизнеутверждающее! Да-да, именно жизнеутверждающее, если вспомнить тот факт, что ведомый на казнь, случайно встретивший весталку на своём пути, от неё и только от неё мог получить помилование вплоть до немедленного освобождения. Да и в самом деле – чтО там наши постельные стыковки/нестыковки в сравнении с тем, что выпало на долю этой «петербурженки старой закалки»?! Такая имеет право отпускать грехи.
Но и тут не без оговорки. Последнее четверостишие здесь мне представляется лишним. Оно порядком запутывает мозги (особенно в отсутствие пунктуации), ослабляя чувство чуда избавления от встречи с весталкой описанием всесильности враждебных вихрей, порождаемых быстрым «Сапсаном». Тогда итоговая строчка «..словно стирая бельё с неостывшей постели» представит нам эти вихри не такими уж и враждебными, коль скоро в представлении лирического героя они уже не бередят, не «ворошат бельё», а… стирают его!

ЛЮДМИЛА ПАРЩИКОВА
«Войду несмело в волны травостоя»
http://stihi.ru/2012/03/30/9283  отборочный тур БЛК

Войду несмело в волны травостоя,
Листок полыни в пальцах разотру...
Светает. У колодца на ветру,
Как колокол, гудит ведро пустое,
Озвучивая этот странный вид:
Ни стога, ни козлёнка на приколе,
Открытая калитка в чистом поле
На ржавых петлях жалобно скрипит.
Не знаю, из какой столетней тьмы,
Через какую высвеченный призму
Возник – средою обитанья – мир
Отечественного сюрреализма.
Но так тоскою перехватит дух,
Такой повеет волей неминучей,
Что вот перекрещусь – на всякий случай –
И сквозь калитку медленно пройду...

Хорошее стихотворение. В течение последних 10-12 лет мне пришлось наблюдать как умирают деревни в Тверской области вдоль дороги на Осташков. Таковых уже, минимум, - четыре. И все они являют собой тоскливую картину «отечественного сюрреализма». Только в одной из этих деревень каким-то чудом остался полуразваленный сруб избы - наверное, совершенно негодный в плане стройматериалов (иначе – раскатали бы). Все остальные – дружный «травостой» с редкими непонятными тёмными столбиками. Среда благоприятная для обитания, но.. необитаемая. «Сюр», одним словом. Только креститься и остаётся.
И написано хорошо, мастерски. Немного смущает конкретный козлёнок. Зачем «козлёнок»? Почему именно «козлёнок»? Эта конкретика сильно сужает общность картины. Поставь автор какое-нибудь абстрактное«..скотинки на приколе..» - и всё встало бы на свои места. Но это, разумеется, только моё, личное мнение.

ДМИТРИЙ ХОЛОСТОЙ
«И снился мне город»
http://www.stihi.ru/2011/11/25/5234  отборочный тур БЛК

И снился мне город, где с крыш черепичных
Стекали рассветы оттенков брусничных,
И в свете таком представали гротескно
Домов очертанья вдоль улочек тесных.
Ряды фонарей тускло щурились в лету.
Лениво пролистывал ветер газету,
Забытую в сквере, на дальней скамейке...
Прозрачный Никто, узнаваемый мельком,
Прозрачную шляпу чуть приподнимая,
Мне тем намекал, что и я узнаваем.
Кивая в ответ, оставляя вопросы,
Я времени суть ощущал, как набросок,
Небрежный эскиз, изменяемый просто,
И мостик горбатый всплывал, словно остов
Кита, потерявшего вектор в тумане,
И остро, и остро, тончайше, на грани
Я всем существом познавал мимолётность,
Я шёл сквозь рассвет, цвет накапливал плотность –
Он был не брусничен теперь, а малинов
И площадь булыжная грела в нём спину,
Согласно инстинктам древнейших рептилий…
И двое неспящих упрямо сходились,
Согласно стечению всех обстоятельств,
Их ждал перекрёсток сиятельств, мечтательств!!!...
Сочился рассвет переспевшим гранатом,
Я их узнавал, узнаванье накатом,
Горячей волной, обдавало сознанье –
Шли мама и папа к судьбе на свиданье.

Это стихотворение явилось для меня самым большим… разочарованием. Ведь какое начало! Как мощно, мастерски  нагнетается тревожность зловещего багряного рассвета («Если красно поутру – моряку не по нутру..» Некто «Никто», призрак с приветственным жестом – тоже не самая добрая встреча.. «Цвет накапливал плотность..» - ещё чуть-чуть и порог критической массы будет преодолён! Сейчас рванёт!!! И даже первый признак того, что моё ожидание будет обмануто – «перекрёсток сиятельств, мечтательств..» – я счёл за умелый приём для усиления экспрессии взрывного финала… ведь эти двое – они, я ожидал, как минимум – «материя и антиматерия»… сейчас они сольются (не могут не слиться!)… и тогда (2 Эм-Цэ-в-квадрате!) – коллапс, взрыв, аннигиляция всего сущего!..
И.. – пшик.  Добрый, конечно, милый, но – пшик в сравнение с тем, к чему меня готовил весь предыдущий текст.
То есть автор, вполне искушённый в стихосложении (это чувствуется!), пренебрёг главным положением драматургии, столь необходимой в произведении, выносящемся на публику: если в конце – пшик, то с самого начала надо было подвешивать игрушечное духовое ружьё, а не ядерный фугас.
Остаётся надеяться, что к этому роскошному полотну зловещего багряного рассвета автор когда-нибудь напишет иную развязку..

Ну, и, конечно, сегодня, первого апреля, я не мог пропустить вот этого:
АНТИП УШКИН «ПТИЦа»
http://www.stihi.ru/2009/06/02/692 номинатор Александр Молочников

Вон летит по небу птица.
Без больших летит амбиций.
Без высоких устремлений.
Без малейших представлений
О структуре атмосферы.
Без любви, надежды, веры.
Без ума и без таланта.
Без бабла и провианта.
Без моторчика внутри.
А летит, чёрт побери!

Я смело отнёс бы эти строчки к категории «стихи для детей», если бы не «высокие устремления», «структура атмосферы», «бабло» и другие не очень детские выражения..
 И тут меня озарило! Это же – ни много ни мало – ОТКРЫТИЕ! Открытие новой формы, нового жанра, который можно назвать, например, – «удивляки».  Создал же некто в Рунете целый сайт, посвящённый архимодной в сети стихотворной формы «пирожки» (http://www.perashki.ru) и эта инициатива была дружно подхвачена интернет-сообществом!
Уверен, что не меньшая слава ожидает и «удивляки». Главное, - заставить авторов подумать и взяться за перо – тогда удивляки бурным потоком хлынут на подготовленную интернет-площадку, о которой, разумеется, надо позаботиться заранее.
Вот мои «пять копеек»:

Вот ползёт по ветке жук.
Он далёк от всех наук,
Жарких споров и риторик,
И других комбинаторик..
Как же этот неуч нах
Не запутался в ногах?!!
;-)

Вот, пожалуй и всё.
Извините, - десятка не набрал..

Искренне,
Хэ-ник.