Венчание в Кариже - 4

Татьяна Карижа
Чудотворная икона Божией Матери «Боголюбская»


НЕХИТРАЯ БЫЛЬ



Успокоенные, согретые вниманием, вечером мы отбыли домой в Москву. По приезде скорее бросились к компьютеру, чтобы скачать с «цифровика» фотографии венчания.  Просматриваем их и печалимся: нечего распечатать – одни лишь тёмные силуэты! Уже собрались выключить аппаратуру, но как будто кто-то подтолкнул:

– Давай распечатаем хоть эту!

И мы не верим своим глазам:  из принтера медленно появилось благолепное изображение нашего венчания.  Осиянная тёплым светом  стоит седовласая пара, над головами венцы, в руках горящие свечи, а рядом совершающий Таинство священник.

Прошло время, но и сейчас мы любим разглядывать те карижские снимки. Чудесным образом мы переселились в Малоярославец, и храм в Кариже стал нам родным и  близким. Знаем, что Матерь Боголюбивая всегда ждёт нас здесь.




Тропарь, глас 1


Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе возлюбившаго и родшагося от Тебе Сына Твоего, Христа  Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли пло-дов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междоусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякого зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.


Кондак Пресвятой Богородице в честь  иконы Её   Боголюбской


Дева  днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый
Князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо
ради молит Богородица Превечного Бога.







ИКОНА  БОЖИЕЙ  МАТЕРИ  "БОГОЛЮБСКАЯ"


Празднование 18 июня/1 июля
Из книги Надежды Дмитриевой «О Тебе радуется»


Ныне насчитывается немногим более трёх десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных ещё до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы – в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиление» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утончённейшей пластики и удивительной одухотворённости.
Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребыла она при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, - рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская, одна из первых икон, написанных русскими мастерами, словно бы переняла благо-датную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода палладиумом первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.
Ещё в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; он взял с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи вёрст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке  державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.
Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написан-ной в память об этом событии (происшедшем 18 июня) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастётся и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».
Князь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучко-вичей.
Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостоние век от века росли.
В ХУ веке великий князь Василий Тёмный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Феодор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.
На позднейших списках с чудотворной часто изображают ещё и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.
В 1915 году замечательный русский византолог Н.П.Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению».
Поэтому ещё в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты пер-вые пробные раскрытия иконы. По сделанным фотоснимкам (в цвете) видно, что  раньше сохранность иконы была намного лучше. Дело в том, что после 1918-го года реставраторы Владимиро-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трёх частей) парафином, что к середине ХХ века привело к резкому ухудшению её состояния. Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский рестарационный центр имени академика И.Э.Грабаря).
Восемь лет, с 1963-го по 1971-й, реставратор М.В.Романова Снимала парафин четырёххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й год она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от ХIХ до конца ХШ века) записи; только к 1970-му году удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причём оказалось, что  и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее ХШ века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») – уже в ХУШ столетии; изначально их не было…
Семь лет (1971-1976 ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места. Ещё в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального её облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов…
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящён ещё и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте.
Чудотворные списки с Боголюбской имелись: в Калужской губернии – в селе Юрьевское Боровского уезда, в Тарусе, в Рязанской губернии – в селе Зимарово близ Раненбурга, в Тамбовской губернии – в городах Козлов и Елатьма, в Ярославской губернии – в угличском храме во имя царевича Димитрия. Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех спи-сков с Боголюбской.
В её честь были устроены обители: мужская – «Киновия», приписанная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской(в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).
Возобновлённая к началу 1990-х годов Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.
         Образ Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора  Успенского Княгинина монастыря во Владимире.
               


МОЛИТВА


О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящие с верою и любовию и поклоняющиеся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеносного грома, от запаления огненного, отглада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою  милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем лютее. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твердым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни и воздыханий,  не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Начало см.:
1) http://www.stihi.ru/2013/04/20/7332
2) http://www.stihi.ru/2013/04/22/5505
3) http://www.stihi.ru/2013/04/22/5631