Для новых авторов - конкурсы, звания, умения

Творческая Мастерская Алкоры
Пакеты серии «Больших Номерных конкурсов» очень сильно отличаются от остальных конкурсных пакетов Фонда ВСМ. Прием заявок  на них длится довольно долго, в среднем – до двух месяцев. Не так уж много на нашем сайте начинающих авторов, а точнее, тех, кто зарегистрировался недавно, еще не собрал 1500 читателей, но сразу же готов включиться в конкурсную борьбу.

 Среди участников этой серии попадаются мастера, недавно открывшие для себя сайт: они новички сайта, но не новички в поэзии. Их стихи разительно выделяются на фоне остальных произведений конкурсного пакета – стихов начинающих поэтов. В числе последних - самые разные авторы. Например, талантливая молодежь с врожденным поэтическим слухом и хорошим вкусом, пусть и незнакомая пока с азами стихосложения. Можно ведь не знать теории, но при этом писать прекрасные стихи, если с детства читаешь хорошие книги, знаешь стихи великих русских поэтов и имеешь достаточный уровень культуры.

 К сожалению, довольно большой процент  участников Больших конкурсов составляют рифмачи, которые просто ловко складывают в строки свои мысли, объясняясь тем плохеньким разговорным языком (и это еще мягко сказано!), на котором говорит их  ближайшее окружение. И не их вина, что они используют этот язык в стихах, а скорее их беда – недостаток общей культуры. Им просто не с чем сравнить свою речь, отчего она кажется им нормальной. Такие авторы часто крайне агрессивны в своих ответах на те советы по правке стихов, которые я пытаюсь им иногда давать. Я не говорю уже о технике исполнения стихов: тот, кто никогда не читал хороших стихов, не слушал хорошей музыки, тот не имеет и внутреннего поэтического слуха: он даже не замечает, что строки его стихов звучат все по-разному или вообще никак не звучат, а рифмы представляют собой отдаленное подобие сходных окончаний или  банальны до неприличия. На авторских страницах таких начинающих авторов всего пять или шесть «речёвок» рифмованных мыслей для узкого круга своей компании, которые как им кажется, очень остроумны и интересны для всего сайта. Но даже таких мы, организаторы Фонда, все равно приглашаем к участию в Большом конкурсе, уговариваем их попробовать свои силы… А как иначе? Иначе сбор заявок продлится не два, а все три месяца… )))

Конечно же, это не главная причина наших приглашений. Главное то, что, если у человека есть желание и способность рифмовать слова, если он про какой-то причине избрал местом своих «тусовок» литературный сайт, а не пивнушку, значит, он не потерян. Рано или поздно в нем может проснуться желание писать иначе: он начитается чужих стихов (хотя бы в процессе игры в рейтинги за счет сбора отзывов) и постепенно начнет меняться. Не обязательно будет великим поэтом (что вовсе не исключено), но точно обогатит свою душу, станет хорошим ЧЕЛОВЕКОМ.

Слабые  стихи в конкурсных пакетах, скорее всего, номинированы не будут – их отбракуют по технике их исполнения, но как же тогда помочь авторам посмотреть на свои стихи со стороны – полюбить их и пожалеть: захотеть избавить свои творения от нечистот речи и звучания?

Видимо,  мне, время от времени, всё же  стоит делать на страницах Ликбеза разборы и этих – не номинируемых членами жюри  стихов, чтобы заинтересовать и самых начинающих авторов, помочь им  углядеть в своих стихах ростки доброго и хотя бы анонимно – в статьях, объяснить, что в стихах не так, даже рискуя получить от их создателей  «по шапке» за эти разборы, а еще – презрительную  насмешку от мастеров сайта: «Ну, как можно всерьез рассматривать подобные опусы? Чем они там занимаются, в этом Фонде??? ».

Получать по шапке от всех категорий авторов нашего сайта мне не привыкать, поэтому изредка я подобные разборы все же делать буду. Слабых, никогда не могущих  быть номинированными стихов начинающих авторов, почти в любом конкурсном пакете всегда можно найти  в количестве от 10 до 40 - в зависимости от уровня конкурса! Если какой-то автор, пусть и не побеждая, постоянно участвует в наших конкурсах, он мне симпатичен: он верит в себя, несмотря на постоянные неудачи и даже, может быть, хочет учиться. И его стихи я готова анализировать в своих статьях. Возможности для обучения у него есть: очень много практичных и простых для понимания начинающих авторов статей уже опубликованы мною на страничке «Творческая Мастерская Ликбез», включая подробные разборы стихов всех конкурсов, которые на ней проводились.

Еще одна особенность и  проблема «Больших Номерных конкурсов» - это Магистры Фонда. Что такое Магистр Фонда, мне кажется, половина авторов, получивших этот диплом, толком не понимает. Зачем он нужен? Что он дает его обладателю? Чем отличается от диплома Лауреата Конкурса?

Этот диплом выдается автору ЕДИНОЖДЫ: при первом попадании его в любом из конкурсов  ФОНДА в первую пятерку мест, определенных по количеству набранных его конкурсным произведением очков. Таблица с распределением всех мест номинированных участников публикуется в каждом Итоговом протоколе каждого конкурса. Первая пятерка участников – это лауреаты конкретного конкурса, хотя красочные дипломы Лауреата с названием соответствующего конкурса выдаются только первым трем участникам.

 А вообще все по Итоговому Протоколу уже есть в статье «Пояснение к Итоговому Протоколу для Чайников»  http://www.stihi.ru/2012/04/21/3263

Итак, попав в первую пятерку мест на «Большом Номерном конкурсе Фонда», вы автоматически становитесь Магистром Фонда. Это дает вам право вступить в Клуб Славы Фонда (http://www.stihi.ru/avtor/velstran2) и участвовать в конкурсах этого Клуба, имея сильных, достойных соперников, а так же принимать участие в специальных конкурсах Фонда только для лауреатов (магистров и гранд магистров Фонда: «Лауреат-(№)», «Ручеек-(№)».   

Для справки: ГРАНД МАГИСТР, это магистр Фонда, который пять и более раз занял ПЕРВОЕ место в конкурсах Фонда. Такие у нас есть, хотя их и немного:
                см  http://www.stihi.ru/2011/04/15/1471 .

Есть и другие льготы для магистров, в том числе, и та, что их стихи-победители публикуются  на специальной странице сайта «Лауреаты ВСМ»:  http://www.stihi.ru/avtor/velstran9.

Все это – просто замечательно, если бы не одно но…

Иногда (так уж получается!) в конкурсный пакет очередного «Большого Номерного Конкурса Фонда» подбираются почти одни начинающие и ОЧЕНЬ начинающие авторы – членам жюри просто не из чего выбирать лучшие стихи! Порой в пакете оказывается не больше пяти (да и то с натяжкой!) приличных стихов – пакет слабый! И тогда магистрами Фонда становятся те, чьи творения в целом ПОКА ЕЩЕ не сравнимы с творениями других  лауреатов (например, лауреатов конкурсов «Лауреат»).

Я не хочу делать никаких поблажек к критериям судейства - снижать требования к произведениям участников любых конкурсов: они должны быть одинаковы для всех конкурсных пакетов. Все стихи-призеры обязаны быть исполненными технически грамотно, а в дополнении к этому ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ для всех требованию, еще и иметь элементы видимого поэтического мастерства – быть поэзией, а не правильной рифмовкой. Что в этом случае может сделать судья, прекрасно понимающий сложившуюся ситуацию?

 Он просто не использует в своих оценках высшие - «10» и «9»,  и начинает свой список отобранных стихов с оценки "8" и ниже. Тем не менее, арифметическая сумма оценок всех судей все равно выведет в лауреаты первых пять авторов. И с этим приходится смириться.

Для тех, кто действительно хочет учиться и расти в мастерстве, мой совет: победив впервые в Большом Номерном конкурсе для начинающих и став там Магистром, обязательно внимательно посмотрите на итоговую таблицу Протокола: какие именно оценки (по числу выставленных очков) вывели вас в призеры, и сколько членов жюри из всех голосовавших выразили симпатию вашему произведению. Это – наиболее важный и объективный показатель оценки вашего мастерства. А еще – не обольщайтесь этой первой победой и не ограничивайтесь ею: в Фонде ежемесячно проводятся конкурсы ДЛЯ ВСЕХ АВТОРОВ, независимо от числа их читателей и званий. Постарайтесь подтвердить свое звание Магистра на других конкурсах!

Самое главное, обязательно разберитесь, какие именно ошибки были в вашем конкурсном стихотворении, что там вами было упущено и чего не стоит повторять в ваших новых стихах! Подобная работа над собой – куда важнее и полезнее для вас, чем ваш рейтинг сомнительной популярности (или забвения), чем число заработанных вами призовых баллов и чем обретения новых званий благодаря вашей настойчивой отправке на разные конкурсы одного единственного, когда-то давно написанного вами и кем-то хорошо отшлифованного  стихотворения, и потому где-то уже  победившего… Слава и популярность – временны, они пройдут, главное, что бы ваше умение писать отличные стихи только возрастало…

В качестве продолжения - Разбор Полетов Конкурсов 81 и 82, где есть стихи,  не номинированные судьями
 см. http://www.stihi.ru/2013/05/16/8313  и http://www.stihi.ru/2013/05/19/5238

С уважением, Алкора, 16.05.13


P.S.:

В настоящее время серию Больших конкурсов Фонда не веду. Но если кто-то хочет получить персональный разбор своего стихотворения, то очень советую сначала просмотреть статьи Ликбеза о типичных ошибках стихосложения - ошибок рифм, ритма и организации строфы, о лексических ошибках. Если в этих статьях вы не получите ответа на ваши вопросы, напишите мне отзыв к любой моей статье (эл.почтой - не надо!!!) и там укажите ссылку на конкретные стихи, требующие разбора. Разбор сделаю  в отзыве к указанным стихам.


С уважением, Алкора.   07.10.15