По 82 Большому конкурсу

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2013/02/15/8551 82 Большой конкурс Фонда
http://www.stihi.ru/2013/05/13/4207 Итоги 82 Большого конкурса

Перед прочтением стихов желательно прочитать: http://www.stihi.ru/2013/05/16/4165

Конкурсный пакет в этот раз подобрался  слабым, что видно даже по оценкам, которые выставили члены жюри отобранным ими лучшим произведениям: десять очков не получило ни одно стихотворение, только трижды судьи использовали оценку «девять», а восьмерок было всего 9. Остальные оценки – еще ниже, то есть, многие  номинированные произведения содержали какие-то  незначительные ошибки и  были выбраны не потому, что блистали совершенством, а просто оказались лучшими на фоне совсем слабых.

Это и грустно и досадно. Досадно не оттого, что все участники данного конкурса - слабые поэты, а потому, что перед подачей заявки они не удосужились перечитать свое конкурсное произведение и немного поработать над техникой его исполнения. Уверена, что для большинства авторов это – по силам, а их стихам пошло бы только на пользу.

Ниже я разберу десять стихотворений из пакета – не самых лучших и не самых худших, не все из них - номинированы. Просто я увидела в каждом из них что-то интересное или  характерное, что встречается у многих авторов сайта, и на  что мне захотелось обратить ваше внимание.

№1
Я – небес неоплаченный дар.
Дар, который бессмертье несёт.
Я – вода: перегреете – пар,
Я – вода: заморозите – лёд.
Я вода, я меж пальцев пройду.
И исчезну в земле навсегда.
Но, быть может, вернусь на беду,
Как нежданного града удар.

Стихи понравились одновременно лаконичностью и насыщенностью содержания. Очень здорово обыгран образ воды во всех ее состояниях, которые  сравниваются автором с состояниями и возможностями человека.  Когда в стихах есть внятная  авторская мысль, логика – они всегда вызывают симпатию, запоминаются.

№2
Сначала даю стихи в авторской записи:

Вечер смотрит в окна,
Заползает в двери.
Ненавижу вечер –
Я ему не верю.
У него колючие, едкие глаза,
Вечер словно кобра,
Он - змея, гюрза!
Он талдычит: «Ведьма,
Не твоё! Не тронь!
Сердцу не прикажешь! Не горит огонь!
Не колдуй напрасно!
Он – не для тебя!
Не любима! Ясно?
Не-лю-би-ма-я!»

Для подготовки стихов к конкурсу их всегда полезно записать в соответствии с их структурой (в метрической форме записи): закончить все строки на рифме и наглядно показать начало и конец строфы. Это не только повысит симпатию судей к вашим стихам, но и поможет автору увидеть в стихах все их нестыковки (если таковые есть) и исправить текст перед его подачей на конкурс.

Перепишу стихи в соответствии с их структурой:
 
Вечер смотрит в окна,
Заползает в двери.
Ненавижу вечер –
Я ему не верю.

У него колючие,
едкие глаза,
Вечер словно кобра,
Он - змея, гюрза!

Он талдычит: «Ведьма,
Не твоё! Не тронь!
Сердцу не прикажешь!
 Не горит огонь!

Не колдуй напрасно!
Он – не для тебя!
Не любима! Ясно?
Не-лю-би-ма-я!»

Сразу видно, что автор пишет с холостой рифмой – намеренно не рифмует 1 и 3 строку (будем считать, что намеренно, хотя чаще всего начинающие авторы о таких «пустяках» просто не думают). Наличие рифмы во всех строках перекрестной рифмовки четверостишия всегда лучше, чем  включение холостой рифмы, но она – допустима. Допустима, если только ВСЕ ваши строфы построены именно так. Здесь же в последней строфе картинка меняется: 1 и 3 строки рифму имеют (напрасно-ясно), а 2 и 4 строки тоже худо-бедно, но срифмованы (тебя- любимая), и вот это уже портит картинку – хочется, чтобы рифма тогда присутствовала во всех строках всех  строф!

№3
Полумрак. И женщина. Одна.
Пред свечой задумчиво склонилась.
Стылая привратница-зима
По сердцу, как полем, прокатилась.

Ох, уж этой пряди седина!..
(Говорят, красиво в новой моде).
Да уже не тронет вновь она
Старых залежавшихся мелодий.

Ноты вальса растерялись где-то.
Угасают отблески свечи.
Боже, как недавно было лето!..
Ах, как грустно женщине в ночи...

В этих стихах не все удачно с лексикой – выбором употребляемых слов, с использованием тропов.
- «Стылая привратница-зима». Почему привратница? Не раскрытый образ ни до этой строки, ни далее в тексте. Да и «стылая» о зиме не совсем удачно:  определение  больше подходит к тому, что способно остывать.
-«По сердцу, как полем, прокатилась». «По сердцу, как ножом» – это понятно, а вот «по сердцу, как полем»…. Странная фраза…
-«Ох, уж этой пряди седина!.. Говорят, красиво в новой моде». Тоже не нравится. И то, что почему-то речь идет только об одной пряди  (?), и это - «красиво в новой моде», вместо «по новой моде».
-Не нравятся мне и «Залежавшиеся мелодии» (могут залежаться пластинки, записи, а мелодии  просто забываются).
-«Ноты вальса растерялись где-то».  В таком варианте речь идет о бумажных носителях музыки – нотах, но автор явно имеет в виду не их, а «звуки вальса».
- «Угасают отблески свечи» - угасают свечи, а отблески лишь мелькают и пропадают.
И, наконец,  нет внятной концовки стихотворения (настроение автора понятно, а вот заключительная мысль, вывод  выражены расплывчато.

№4
Можно просто писать стихи,
Можно вдруг составлять рассказы.
Можно слушать роман ольхи,
И уверовать вО все сразу.

Можно век в облаках витать,
Думать что и когда как будет.
Можно кем-то любимой стать,
И считать: он тебя не забудет.

Можно думать, что все хорошо.
Можно другу доверить проблемы.
Можно разом поверить в добро,
Разработать в конце кОнцов схемы.

Можно век притворяться другим.
Можно просто забыться на время.
Можно всем показаться плохим.
Можно тихо нести свое бремя.

Можно разом взлететь в облака,
Иль случайно упасть с Олимпа.
Можно всем повалять дурака,
И считать, что на свете есть нимфа.

Можно птицу поймать, и тогда
Запереть ее где-то в клетке.
Можно думать, что все суета,
Измерять все по некой мерке.

Но нельзя ни за что, никогда,
Предавать, тех кто любит безмерно.
Даже в час, кОгда будет беда,
Помогать, ведь предать - это скверно.

И нельзя вдруг помеху чинить,
И тебе отплатить ведь могут.
Лучше честно суды вершить,
Если что, тебе сразу помогут.

По технике: несколько распадов ритмического ударения (я их всегда выделяю в тексте большой буквой гласного). По содержанию даже подробно комментировать не хочется: это зарифмованный список хаотично подобранных в рифму мыслей о том, как надо и как не надо жить. Как правило, это всем и так известно и потому не интересно. Поэзии хочется, авторских сокровенных и интересных размышлений – более лаконичных и ясных, написанных языком поэзии и с точной  лексикой, а главное – с логикой повествования. 

№5
Завязавшийся в узел и закрывший глаза,
Ждет победного часа, зажав тормоза,
Человек, не узнавший счастливых часов,
Перевесивший чашу неверных весов.

Сползают по стенам без смысла слова,
От которых зимою болит голова.
И чужой, возвратившись в родные края,
Тайны выложит все, ничего не тая.

Потемневшее небо не скроет грозы.
Нет идей, зарождающих той бирюзы.
И вода переправит две тонны беды,
Запугав, не задержит конфликтов плоды.

Синим окнам не чужда пустая молва.
Зеленеет тоска, как гнилая трава.
И солнце, крутясь, как планеты вокруг,
Снова губит любовь, размыкая тот круг.

Снова цитирую здесь моего  «любимого» автора, тексты которого можно давать без комментариев. Ритм есть, рифма есть, а смысла нет и темы – тоже. Много разрозненных фраз и притянутых для рифмы образов ни о чем или обо всем сразу. Что радует, так это желание автора писать стихи, его способность к рифмовке, наличие слуха. Надо только приложить немного труда: сначала найти прозаическую основу (продумать, что именно хочешь сказать), а потом ее  зарифмовать, используя только те образы и сравнения, которые помогают раскрыть тему, а не запутывают, не вставлены для случайного  заполнения ритма. Уверена, что очень скоро у автора  все получится!

№6
Шел по улице дождь... Дождь не с неба и , даже, не с крыши...
А какой-то бездомный, в линялом кургузом плаще,
Позабывший давно для чего на дорогу он вышел,
Как зовется, и кто он по жизни вообще.                (Лишний слог!)
001 001 001 001 001  0
001 001 001 001 001
001 001 001 001 001  0
001 001 001  0001

Вдруг увидел меня, захватил злобно пригоршню ветра
и швырнув мне в лицо, засмеялся...закашлялся....сник...
Натянул капюшон на промокшую шляпу из фетра,
Вдаль побрел - одинокий , безумный старик.

Я хотел закричать, но от страха уста онемели!
Я проснуться хотел, но как будто примерзла душа
К леденящему взгляду глаз - цвета кладбищенской цвели,           (не там стоят ударные )
Из потухших глазниц,  где когда-то мои голубели глаза....  (лишние 3 слога)

А вот эти стихи меня заинтересовали, они понравились и многим судьям, несмотря на невыверенный ритм – есть небольшие сбивки его в ряде строчек.  В стихах  есть и логика изложения, и поэтический язык,  и музыкальное звучание разностопного анапеста. Стихи имеют свое лицо, интересны читателю.

№7
Прошлогодней сказки листы
разорвались…
Этот мир стал тесен для нас…
Задыхаюсь…
Я тебя на распутьях дорог
отпускаю…
О любви этой несложившейся
забываю…
0011 001
0010
0010 1001
0010
0010  0100  1
0010
0010  0001 00
0010

Для меня ты – образ, страстью
изувеченный...
Как же глупо, что в чувства поверила
вечные…
Для тебя же я – просто наивная
девочка,
привязавшаяся так легко, словно
ленточка…

Всю нелепость придуманных чувств
осознала.
И от нужности лживой тебе так
устала.
Если в чем-то была не права, ты меня
прости.
Только нет пути больше назад – сожжены
мосты.

Хорошо задумано по структуре:  восьмистрочник, написанный пеоном3 (0010), где через строчку – короткая одностопная строка. К сожалению, плохо исполнено: длинные строки  имеют лишние слоги или не на тех местах стоят ударения, а главное – не до конца срифмованы. И это портит впечатление – стихам требуется доработка. А по содержанию, по лексике – понравилось.
 
№8
А помнишь, мы были счастливы? Верните мне моё прошлое,
С Каспианом и Асланом, с принцессами на горошинах,

Верните мне дом с окошками, на фабрику выходящими,
Верни мне собаку с кошкой и за них возьми настоящее.

А помнишь, как в детском садике с подружкой играли в ладушки?
Ещё не родился братик мой и все были живы бабушки...

А помнишь, ловили ящерок в ближайшей за школой рощице?
А помнишь, ходили с мальчиком за ручку, а что-то большее

Казалось безумно взрослым и немножко нелепым всё-таки.
В то время девчонки с косами не выглядели экзотикой,

А помнишь от "Love is..." фантики и банку "Инвайта" вечером?
Да кроме такой романтики мне и пожелать-то нечего:

Та жизнь, где всего неприятного: когда много на дом задано.
(И) Я не хочу менять её. Хочу прожить её заново.

Очень интересные стихи с прекрасным содержанием - стихи воспоминания о детстве. Ритм здесь нестандартный (может, именно это отпугнуло некоторых членов жюри?): строка состоит из двух полустрок без внутренней рифмовки, каждая из которых – составной ритм (логаэд): пеон2 +хорей.
 
0100 10 10 0 / 0100 10 10 0
0100 10 10 0/  0100 10 10 0
Есть по тексту небольшие сбивки рифма (сдвижки мест ударения), но при такой длине строки это звучания не портит, стихи легки для чтения, и если в них глубоко не копаться, ритм гармоничен, приятен для слуха. 

№9
Сначала авторская запись:

Щурясь, цыкнул в лицо: «Снова ждешь появленья Пегаса?»
Да побей меня гром, не встречались ни разу. Если и пробивался где
след от копыта, ветошь рвала, наливала воды в корыто и чистенько,
светло так становилось в горнице. Хотя, что-то и мелькало иногда...
нет, не припомнится. Ведь чтобы увидеть, надо сесть, образумиться
или просто пройтись, прогуляться по улице. А на улицу выходишь
с детьми то в больницу, то в школу. Теперь-то им что, и дорогу забыли
к дому. Или до храма - отстоишь всенощную, отпоешь, покаешься и
бежишь прямиком обратно: ждет кормилица, мается. Нет, это
«появленье» не гостило в избе ни разу. Ходила к бабке Евлении,
умолила снять порчу, за чекушку сняла и «от сглазу». Больше не
шарахаюсь по ночам, не ищу тетрадку и ручку. Да и ты понатешился,
оно теперь и к лучшему. А вчера вдруг пришел, мордой ткнулся
в окошко. Накормила пирогами со свежей морошкой. Пах голубой
травой, громко фыркал по-человечьи. Бросил в руки уздечку и платок
посадский на плечи. Прибился, аки ребенок, ненасытной трепетной
тенью. Мою полы, скребу... с днем рожденья, родной, с днем рожденья.

Еще один пример, когда стихи с нестандартной структурой, дабы не сбивать с толку неопытных членов жюри, лучше записывать в соответствии с их структурой – до концевой рифмы, что я и сделаю, переписав их структурно:

Щурясь, цыкнул в лицо: «Снова ждешь появленья Пегаса?»
Да побей меня гром, не встречались ни разу.
Если и пробивался где след от копыта,
ветошь рвала, наливала воды в корыто
и чистенько, светло так становилось в горнице.
Хотя, что-то и мелькало иногда...нет, не припомнится.
Ведь чтобы увидеть, надо сесть, образумиться
или просто пройтись, прогуляться по улице.
А на улицу выходишь с детьми то в больницу, то в школу.
Теперь-то им что, и дорогу забыли к дому.
Или до храма - отстоишь всенощную, отпоешь, покаешься
И бежишь прямиком обратно: ждет кормилица, мается.
Нет, это «появленье» не гостило в избе ни разу.
Ходила к бабке Евлении,
умолила снять порчу, за чекушку сняла и «от сглазу».
Больше не шарахаюсь по ночам, не ищу тетрадку и ручку.
Да и ты понатешился, оно теперь и к лучшему.
А вчера вдруг пришел, мордой ткнулся в окошко.
Накормила пирогами со свежей морошкой.
Пах голубой травой, громко фыркал по-человечьи.
Бросил в руки уздечку и платок посадский на плечи.
Прибился, аки ребенок, ненасытной трепетной тенью.
Мою полы, скребу... с днем рожденья, родной, с днем рожденья.

Интересные стихи, с авторским лицом с интересным, немного загадочным сюжетом. Интересная форма – попарная рифмовка, а длина строк – свободная, она может быть любой. Одинаковых стоп или однотипного повторения их здесь нет, только Икты, между которыми - произвольное число безударных слогов (от 1 до 3).
010010010001010010
……..
1001010010010010
…….
Число Иктов в строках - разное. Как назвать это творение – я сказать затрудняюсь. Может быть, тактовик с произвольным числом Иктов?  Кто знает эту форму – пусть подскажет. А звучит она неплохо и выглядит не как неряшливое исполнение, а как вполне  профессионально написанные стихи.

№10
Детство в глухом дворе рисует сказки,
В зеркале грязных луж любуясь небом.
Тая в табачной мгле, густой и вязкой,
Сгинет в подъездных ртах размытым следом.
100 10 10 10 10
100 10 10 10 10
100 10 10 10 10
100 10 101 010                (один лишний слог)
Если твои враги - судьба и время,
Страх соскользнул слезою вниз по коже,
Спрячься в коробку стен, захлопнув двери,
В клетку сплетенных рук, прикрывшись ложью.

Смейся, кричи и плачь, безумный ангел.
Эхо твоих молитв никто не слышит.
Крылья слепых надежд пришей с изнанки,
Чтобы на них летать, сорвавшись с крыши.

Звон тишины до взрыва перепонок
В воздухе, как немой вопрос, повиснет.
Ты, раздробясь на сотни злых девчонок,
Бросишься проживать чужие жизни.

Стихи, интересны содержанием, языком, образами. Написаны они составным ритмом – логаэдом, правда, с небольшими помарочками (в первой и отчасти - последней строфе).

Здесь я хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Стихи написаны так, что внутри строки чтение их требует паузу – остановку перед началом чтения второй полустроки. но не во всяком месте предложения эта «техническая» пауза бывает уместна по смыслу, как например, в 4 строфе:

 (знаком « / » я обозначила стык между полустроками)

Звон тишины   до взрыва /  перепонок
В воздухе, как немой  /  вопрос, повиснет.
Ты, раздробясь   на сотни /  злых девчонок,
Бросишься  проживать /  чужие жизни
100 10 10 / 10 10
100 10 1 / 0 10 10
100 10 10/  10 10
100 00 1/ 0 10 10

В этой строфе остановка приходится на место в предложении, где эта остановка ломает стопу, да и сама остановка перед началом второй полустроки  звучит искусственно. Куда лучше обстоят дела  во второй строфе, где звуковое разделение совпадает со смысловым, иногда мы даже имеем наличие знака препинания между полустроками:

Если твои враги -  /  судьба и время,
Страх соскользнул  слезою  /  вниз по коже,
Спрячься в коробку стен,  / захлопнув двери,
В клетку сплетенных рук, /  прикрывшись ложью.
100 10 10 10 10
100 10 10 10 10
100 10 10 10 10
100 10 10 10 10

На этом разбор стихов «82 Большого Конкурса Фонда» я заканчиваю. Очень хочется, чтобы мои размышления никого не обидели и были приняты с пониманием, а главное, оказались бы полезны и всем другим, даже тем, кто в этом конкурсе не участвовал. Буду рада вашим откликам (свое авторство раскрывать не обязательно!).

С уважением, ваша Алкора.