По 81 Большому конкурсу

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/12/15/6637 81 Большой конкурс Фонда
http://www.stihi.ru/2013/03/05/6076 Итоги 81 Большого конкурса

Перед прочтением  желательно просмотреть: http://www.stihi.ru/2013/05/16/4165

Предлагаю вашему вниманию тексты стихов, НЕ НОМИНИРОВАННЫХ в Большом 81 Конкурсе Фонда. Все они – типичные примеры  того, как, о чем и какими словами пишут свои стихи самые начинающие авторы. Не судите их строго: в каждом из них, возможно,  сидит тот, кем вы были сами в начале своего пути в поэзию.

 Некоторым  стихам я дам небольшие пояснения, другие оставлю без комментариев.  Просто вчитайтесь в их смысл, вникните в согласование слов  каждого предложения и в логику изложения мысли. Прошу вас, не пишите на эти стихи пародии: это будет нечестно и жестоко. Просто постарайтесь  увидеть в них характерные недочеты и не повторяйте  их в своем творчестве.

И еще: я совершенно уверена, что эти стихи  – только начало пути их авторов. Этот период  у них пройдет или уже прошел,  и появятся  лучшие стихи. Всякое обучение  начинается с того, что вы соглашаетесь посмотреть на  стихи со стороны, без ненужной страсти  -  без желания или оправдать их  любой ценой, или выплеснуть свое высокомерное возмущение. Потому что во всех них при всех недостатках есть и росточек света, который обязательно пробьется.

(Все неудачные обороты речи и ударения в приведенных ниже текстах я выделяю заглавными буквами):

№1
От меня до горизонта три реки:
из воды седой, огней и руки.

От меня к зонту небес два крыла:
та, что будет мной,  и я,  что была.

От меня до дна глубин вдох один.
И о нем сто тысяч строк впереди.

Стихи близки к тому, чтобы быть номинированы: прекрасный ритм, поэтический слог, в каждом предложении – заявка  на философскую лирику. Недостаток – отсутствие связного сюжета. Автор говорит красиво, возвышено, но не совсем понятно о чем, неизвестно, что именно он хотел сообщить нам своим стихотворением.
ОТСУТСТВИЕ ВНЯТНОЙ ТЕМЫ – один из самых распространенных недостатков стихов и повод к их отбраковке.

№2   
Я очень жаждал нашей встречи,
С тобой увидеться мечтал,
Чтоб провести блаженный вечер,
Душа ликует, день настал,

И в этот праздник долгожданный,
Своей любимой посвящу,
Я этот стих, порывом данный,
К нему я сердце прикреплю,

И сердце то, огнём пылает,
И светит в темноте ночи,
И сумрак ночи разгоняет,
И ждёт оно, твоей любви,

Сердца подскажут, что нам делать,
НЕ НУЖНО РАЗУМОМ ИХ БИТЬ,
Ведь только искренность от сердца,
Никто не сможет ПОДКУПИТЬ,

Попал я будто в сладкий сон,
Где ты и я, две половинки,
И лишь с тобою в унисон,
Душа звучит как стрУна скрипки,

Для нас пусть этот новый год,
Запомнится теплом и светом,
Хочу с тобой я встретить ночь,
И ПРОСЫПАТЬСЯ ЛИШЬ С РАССВЕТОМ,

Когда смогу я без оглядки,
ПОЦЕЛОВАТЬ МОЮ ЛЮБОВЬ,
ДУША ЧТОБ НЕ БЕЖАЛА В ПЯТКИ,
И ЧТОБ НЕ СТЫЛА В ВЕНАХ КРОВЬ,

Ты вся нужна мне, без остатка,
Тепла и ласки требует душа,                (изменился ритм)
Прошу ТЫ СДЕЛАЙ ИХ В ДОСТАТКЕ,
Эх Дашка, как ты хороша.

Помимо множества неудачных оборотов речи, главный недостаток стихотворения – жанр Для Собственного Пользования (ДСП) : «стихи-частушки», написанные примитивным языком, которые ничего  нового нам не сообщают, поэтический язык полностью отсутствует, тема – банальна (хотя и мила сердцу Дашки!). Стихи – точно не для конкурса, и вообще не являются  поэзией  - это не более, чем бытовая  рифмовка.

№3
Медленно оживает в моих руках,
Начиная с замёрзших растянутых пальцев.
"Знаешь, как там, на тех берегах?
А там говорили: не возвращайся."

Из бледно-синего В ЖИВОЙ И ЛЮБИМЫЙ.      (не согласованы слова в предложении),
Вены обтянуты фарфоровой кожей.
"Знаешь, там было невыносимо.
Невыносимо прекрасно, но всё же..."

ШЁПОТ К ЗАПЯСТЬЮ. И всё, всё простить.
Клянусь, ХОТЬ БЫ СТЁКЛАМИ ВПРАВИТЬ, ХОТЬ КАК-ТО!
"Знаешь, ТЕБЯ ТАК ХОТЕЛОСЬ УБИТЬ.
ТЫ ВСЕГДА БЛИЗКО ЕСТЬ, БЕЗ ЛЮБОГО КОНТАКТА."  (сбивка ритма)!      

Кисти сильно сжимали ладонь.
Ногти до крови врезались под кожу.
Всё стало отброшенным так далеко...
Живи. Лишь тогда буду жить и я тоже.

Почти хорошие стихи, жаль, смысл их туманен, особенно в 3 строфе (должен быть какой-то предел загадочности стихов!), некоторые фразы либо надуманы, либо не могут быть однозначно поняты (не раскрыты в тексте). Есть и ритмические  сбои,  не согласованы слова в предложении («Из бледно-синего в живого и любимого»). А в целом - хорошо, особенно в сравнении со стихами №2. Здесь есть поэзия.

№4  «Поэт в России больше, чем поэт…» (Е. Евтушенко)
Поэт в России больше, чем поэт.
Поэт не тот, кто лишь слова рифмует.
Поэт в поднЯтый парус духа дует,
Спасает душу из мирских тенет.

Поэт – певец гармонии надмирной,
Он – колокол, маяк, набат и знак,
Для простаков, возможно, он чудак,
Но труд его, однако, ювелирный.

Он призван, чтоб огонь души разжечь,
Горя, светя, уча и призывая
Увидеть всех людей реальность рая,
В глагол духовный обративши речь.

Поэт – свидетель неземного мира
И сопричастник дивных откровений,
Бывает он не чужд мучительных сомнений, (лишняя стопа)
Но верой дышит гениальных лира.

Поэт в России больше, чем поэт.
Поэт в России призван быть пророком.
Вести борьбу с уродством и пороком,
Зажечь в своей душе и в людях Свет.

Очень ПАФОСНЫЕ СТИХИ, не сообщающие нам ничего нового, повторяющие правильные, но известные  мысли – декларация того, что всем и так известно. Язык стихов  – смесь возвышенной лексики позапрошлого века («глагол духовный», «обративши», «лира» и т.д.) и дурных оборотов современного - «В поднЯтый парус духа дует». Авторской мысли и речи  здесь нет совсем – есть перепевы темы и ритмики Евтушенко и хрестоматийные  истины. К тому же – ошибки ритма.

№5
Я, исполняя все желанья
И не смотря на те страданья,
Смогу украсть чужие взгляды,
Похожие на водопады.

Забудь ту боль, что я терпела,
Пока судьба не надоела,
Хрустальный голос твой в ночи
Мне будет песней... Не кричи.

Беги за той мечтой беспечной.
И от страницы пепел вечный
Насыплю я к твоим ногам,
Как будто в небеса богам.

Но ты вдруг загрустишь, поверив,
Шагами комнату измерив,
Ломаешь двери гневным взором,
Стирая на полу узоры.

Лишь подари свою улыбку,
Забудь про грубую ошибку.
И если я желанья вспомню,
Клянусь тебе: я все исполню.

Данный автор мне хорошо знаком по нескольким конкурсам: его стихи я всегда привожу  без комментариев – слишком уж колоритна речь и ход мысли. У меня просто руки опускаются что-либо  пояснять в отдельных местах, ибо что ни строчка, то перл непосредственности и небрежения к связной речи…

№6
Апрельскими ветрами, ароматными винами
Лилось, думалось, почудилось небо близкое.
Растопил прикосновенья-взгляды ладными,
Сизыми бесплотное сердце мое мирское.
Ждешь - ропщешь, возьмешь - целуешь имя честное,
Дерзкое. Как назавтра виноватой датой,
Красной как девичья смута, грешное,
Томное, неподвижное сломаешь чертой.

Ты точно придешь, согреешь, ничего не скажешь,
Но будешь рядом стоять заботливо-нежно,
Так легко на душе рассвет воскрешаешь,
Но так безудержно тяжело, неизбежно тревожно.

И буду тянуть неделю, нести горечи мелкие, запыленные,
Кругом лязгом капли из карманов катятся,
Вместо слез, презренные, пьяные, вольные.
Ну а потом море опять обрушится, слышишь - плещется,
Как о скалы впивается в руки темные,
Глаза ясные, печальные, судьбой опьяненные,
На ненужную глупость растраченные, искаженные
Слова странные - вечные, но чьи-то чужие, мертвые.

Даже не знаю, что именно  здесь выделить, как сомнительное…. Ощущение игры с поэтическим словом, с образностью, бряцание «богатым и загадочным внутренним миром», а о чем стихи –сказать трудно. Что с чем здесь рифмуется, как задумана  рифмовка в строфе, с каким ударением произносит то или иное слово автор  – неизвестно. Идет  сплошной неупорядоченный поток мысли без правил, но если в текст не вслушиваться, не вдумываться, не вчитываться в каждое предложение по отдельности, то даже красиво, изыскано… То есть, «слова странные - вечные, но чьи-то чужие, мертвые». Не могу не согласиться в этом с автором.

№7
Мамин садик пестр и весел,
В нем петунья зацвела,
Виолы дивной многоцветье           (сбивка ритма)
И лобелия взошла.
Утром дождик прокатился,
Освежил бутоны роз.
Вот и БАРХАТЕЦ РАСКРЫЛСЯ,
Ванька мокрый УЖ подрос.
Свежий ветер встрепенулся,
Колыхнул ЛИСТВЫ КРАЯ;
ПЧЕЛКА ТРУДИТСЯ В БУТОНЕ,
ИСПУГАЛА МУРАВЬЯ.
Щебетанье ПТИЦ И ПТАШЕК,
Всюду слышен перезвон.
В летнем садике у мамы
Посидим мы вечерком. 

Типичное стихотворение на тему «на что смотрю, то рифмую». Можно, конечно, описать пейзаж, но где тогда поэтическая речь лирического стихотворения, его образность, оригинальное авторское видение? Продуманность  каждого слова? Правильные рифмы (местами они здесь просто отсутствуют)?

№8
Всё белым маслом по холсту
И снегом по дорогам
Прочертит четкую черту
Меж дьяволом и богом.
Лишь я останусь в середине,
Между началом и концом.
Сколь не ищи во мне причины,
А я ровна ОСТАНУСЯ во всём.
И чаши вечности весов
Будут ровны как я. И время
Будет бежать десятки жизненных часов,
Что я нести должна СЕ БРЕМЯ.
Я - Истина на перепутье трех дорог:
Во свет, во тьму и в никуда.
Я лишь для тех, кто выбрать из всех них не смог.
Для тех кто как вода -
Не терпит лжи.
Будь та во благо, зло иль просто так.
Для тех, кто бросился от ржи,
Съедающей других и ждущей драк
Меж ними за лживые слова,
ЗАТМЛЯЮЩИЕ веру и меня.
И я для тех, кого оболгала молва,
Кто лишь пытался доказать, что я
Существования достойна.
Я приму всех, кто ото лжи бежал
И у кого на сердце было неспокойно,
И тех, кто правды неустанно ждал.
Я - Истина и я не сгину никогда.
Я не завишу от всех масок, надетых на меня.
И выбор предоставлю я всегда -
Между дорогами тремя:
Одна на свет, одна на тьму,
Одна в забвенье лет...
...И назову еще одну:
Дорога долгая - четвертая,
Сокрытая от лживых глаз.
Дорога распростертая
В мечтаний место, в тот же час...

Тоже не хочется комментировать – слишком много претензий к каждой строке и с точки зрения постоянно меняющегося ритма, и по структуре строфы, а главное – к речи. Всерьез я просто не могу воспринимать эти стихи…

№9
УТОПАЕТ ВО ВЛАГЕ холодная ночь.
Расскажи мне, мой свет, как она одинока.
О нас помнят, когда В ШЕЕ БЬЕТСЯ ИКОТА
Или, если, когда срочно нужно помочь.

Расскажи мне о том, как бывают КРАСИВЫ
НАШИ ДУШИ И ДАЖЕ БОЛЬНЫЕ ТЕЛА,
На которых СЛОИ БЕЗУПРЕЧНОГО ГРИМА:
ПЛАВНИКИ, ЖАБРЫ, ХВОСТ, КРЫЛЬЯ И ЧЕШУЯ.

Расскажи мне, как солнце садится устало
И ныряет ЗА ТОНКИЙ НЕМОЙ ГОРИЗОНТ.
Как прекрасного в людях становится мало,
И как много ТЕХ КАЧЕСТВ, ЧТО НАОБОРОТ.

Расскажи, может в шутку и даже случайно,
Как ХОЛОДНОЕ СОЛНЦЕ ПРИНОСЯТ В ТВОЙ МАРТ,
КАК ДЕСЕРТ - на подносе к зеленому чаю;
И, КАК СИЛЬНО ТЫ ЭТОМУ ЗАВТРАКУ РАД.

Как УСТАЛАЯ НОЧЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОЗДНО
И ЖДЕТ НАС В КОРИДОРЕ почти до зари.
Жжет СПИЧИНКОЙ БОЛЬНЫЕ И ХРУПКИЕ ЗВЕЗДЫ,
И БРОСАЕТСЯ ИМИ ПОТОМ СО СКАЛЫ.

Расскажи, ПОЧЕМУ ОСЕНЬ ВЕЧНО НЕ С НАМИ? -
Она любит ПОСТАРШЕ НЕСКРОМНЫХ МУЖЧИН.
Почему ВРЕМЯ - ДОКТОР, КОТОРЫЙ НАС СТАРИТ,
Сыплет в прядь седину, добавляет морщин?

Расскажи мне, мой свет, что случается в мире
И зачем. Объясни их движенье и суть.
Ночь давно ПРОБРАЛАСЬ В МОЙ ЭТАЖ И В КВАРТИРУ;
Расскажи, или мне не случится уснуть.

Тут тоже комментарии излишни. Достаточно просто вчитаться в каждую фразу….

№10
На чём же держится наш свет?!
На лжи, коррупции и крови.
Богатые при власти всё себе,
а люди до получки голод мОрят.

Потом там "Вышки" задают один вопрос:
"Откуда же берётся столько злости?!"
А людям делать что?! Как выживать?!
А в телевизоре кричат: "Мы всё народу!"

Тьфу, тошно аж смотреть, как по ночам
старушки те бутылки собирают!
И это те, кто жизнью рисковал.
А сколько тех, которые её отдали?!

За что? Зачем? РадИ чего?
За Родину?! Да если б Они знали...
Как правнуки и дети их живут,
Едва ли сводят, те концы с концами.

Стихов, подобным по качеству исполнения этим,  на нашем сайте – море.  У человека душа справедливо болит за  Отчизну, и он рифмует свое возмущение, невзирая ни на что. Какая поэзия?? Вы о чем?  Главное – высказаться!  В лицо! А поскольку здесь, на сайте  так принято, то приходится автору высказываться  в рифму (хотя бы относительную…).
Но мне в голову даже не приходило, что и такое качество текста можно на конкурс предложить … 

№11.
Я жизнь люблю, швырните в мЕня денег -
Поэту шанс пропить, потом пропеть.
Безденежье как мель, как жуткий берег.
Прошу скорей - не дай Бог протрезветь.

Я жизнь люблю, швырните в мЕня денег -
В пределах чувств Я ВОЮ ЗА ГРУДКИ.
Я все пропью - истошней будет пеленг,
Когда опять забуду про буйки ...

Я жизнь люблю, швырните в мЕня денег -
Мне НЕ СЛОМАТЬ БАЛАНС ЗАПРОСТО ТАК.
Лишь кажется, что жизнь соломку стелет,
На самом деле - саван стелет так.

Я уж не говорю про постоянный распад ритмического ударения (мЕня), про примитив речи и полное отсутствие поэзии, но уж больно противен мне этот ЛГ - пошлость и скудость его высказываний. Видимо, не мне одной, ибо эти стихи, как и многие, им подобные в пакете Большого 81 Конкурса, судьи не номинировали.