1 ч. Патология в искусстве, благо или зло?

Юджин Папуша
"Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".
Первое послание к коринфянам Святого апостола Павла, глава 13




Для выяснения сути и поиска ответа на данный вопрос, придётся дать определения ряда используемых терминов.

Искусство – «образное осмысление действительности, интересующее не только самого автора, но и других людей».

Патология (от греч. «патос» — страдание, боль, болезнь и «логос» — изучение) — болезненное отклонение (обязательно физическое) от нормального состояния или процесса развития. К патологиям относят процессы отклонения от нормы.

Медицинскую патологию  мы рассматривать не будем ввиду её физической однозначности.

На мой взгляд, патология – это отклонение от нормы, неконтролируемая чёрная воронка психики, скрыто или явно мотивирующая поступки человека. В более узком значении патология - это отклонение от нормы, несущее зло человеку или его окружению.
 
Психопатология - раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины. Основные методы — клиническое наблюдение и беседа.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные психические процессы.

Итак, патология. Исходя из общего широкого определения выше - это отклонение от нормы.

Возникает вопрос: «А что такое норма?»

Норма (от лат. norma — «правило») - термин для обозначения некоего эталона, образца, правила.

Коль нас интересует это определение в психологическом смысле, напомним определение психологии — гуманитарная наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Коль  патология  - это отклонение от нормы, то в области психики я позволю себе утверждать, что норма – это состояние, позволяющее человеку чувствовать себя здоровым, адекватно воспринимать информацию, транслировать её в мир доступно для других индивидуумов  и адекватно взаимодействовать с нормами данного общества.

К сожалению, социум знал немало норм, которые позже были или отвергнуты, или трансформированы.

Существовали «нормы» захвата имущества соседа, насилия над другими существами со времён появления человека.  Это были нормы произвола, и тот был нормальнее, кто был сильнее…

«Нормы» захвата имущества города, государства начали существовать со времён образования города-государства. Т.к. насилие было нормой по отношению к другим, то при образовании государства эти нормы стали антагонистичны самому государству, делая невозможным его существование. Появилась нужда в создании законов, т.е. норм. Самый известный писанный свод законов  появился в Месопотамии, в государстве Шумер, приблизительно в 1750-х годах до н. э. известный как «Свод законов Хаммурапи», который был высечен на базальтовом столбе. Эти законы устанавливали нормы ответственности. Например, в случае членовредительства последовательно проводится принцип талиона (око за око), хотя при более высоком социальном статусе виновного, чем у пострадавшего, наказание виновного было значительно мягче и, к сожалению, с тех пор мало что изменилось…

Безусловно,  эти нормы отражались и в религии, как «фантастическом отражении действительности» по определению классиков марксизма. Не вдаваясь особо в дебри религиозной схоластики, возьмём следующие примеры, условно разделив их на  следующие этапы:

1-й этап - язычество. Например,  у древних греков. Боги вели себя как люди, ревновали, воевали, насиловали, крали, чем не гнушался и верховный бог Зевс – украл Европу, прелюбодействовал, после десятилетней войны отец Кронос был свергнут сыном-Зевсом и заключён в Тартар. Сам Кронос, пожиратель своих детей, до того оскопил отца Урана. Это были нормы произвола силы и сильного.

2-й этап. Например, Иудея. Ветхий Завет усовершенствовал божества, наделил их жёсткой справедливостью. За грехи были наказаны Содом и Гоморра, человечество - потопом… Воздаянием по справедливости стало спасение Ноя… Т.е. это уже Бог закона и нормы закона. Как отражение закона Кармы, библейское «что посеешь – то пожнёшь!»

3-й этап. Явлением Мессии нам был дан Закон Любви, как идеал человечества.

Исходя из 3-го пункта, норма - это любовь. Естественно, не физическая, а норма отношения между людьми.

Что такое любовь?


Сложности в определении этого явления проявляются уже в том, что каждый любит на своём уровне…

И тут я позволю себе процитировать постулаты работы нашего Учителя Андрея Поправко  «Категории любви и свободы в метафизическом пространстве»:

«В идеале любовь существует, как агапэ. Древние греки так называли мягкую, жертвенную, снисходящую к ближнему любовь. В позднейшем христианском представлении любовь-агапэ мыслится, как обусловленная и опосредованная любовь к Богу: она возникает не в результате влечения к конкретному возлюбленному, вызванного его внешними и внутренними достоинствами, а как проявление любви к ближнему, присущей данному человеку в целом. Но совершенная, Божественная Любовь ничего не ожидает, а также ничего не требует и не ревнует. И она не является жертвой, она является ДАРОМ. Любовь дарится, ничего не требуя в ответ, не ожидая ни выгоды, ни наград, ни любви в ответ. О любви сказано апостолом Иоанном в 1-м Послании: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что страх даёт муку. Боящийся не совершенен в любви »(1 Ин. 4:18).

Однако люди привыкли к любви собственнической. И на такую свою любовь ждут взаимности, по принципу: «ты - мне, я - тебе», посягающей на время, внимание, свободу, ресурсы и т.д. того, кого любят. И бурно переживают и сердятся, если получается не так, как им нравится».

Является ли такая любовь патологией? Увы, если взять за норму агапэ - да… Любовь земная или приземлённая, как бледная тень агапэ, доступна большинству, но на его уровне…

«Если, например, человек боится, что его жена уйдёт от него, или полюбит кого-то другого или просто подарит частичку тепла своего сердца, то его охватывает ревность. Ведь он «боится, потому что любит!». Но такая любовь приводит, как известно, к печальным последствиям.

Любить кого-то - совсем не значит нуждаться в этой личности. Если чувствуете определённую потребность, то Вы больше, очевидно, любите не человека, а то, что он вам даёт.

А Божественная, совершенная, абсолютная, безусловная любовь-агапэ дарит себя, радуется возможности и самому процессу дарения, ничего не требует от того, кого любит и не перестаёт любить, она не принимает ничего, что не дают добровольно, она не дарит (кроме своей энергии) ничего, что не принимают с радостью, она не ставит никаких условий.

Патентованная, земная любовь временная, поверхностная и быстротечная. В отличие от неё Любовь безусловная - глубокая и вечная.

Из Первого послания к коринфянам Святого апостола Павла, глава 13:
"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше".

Также атрибутом, а точнее спутником Любви есть Свобода. Свобода неотделима от человеческой души, ибо по природе душа свободна. Поэтому, любая система (властная, идеологическая, институциональная), что ограничивает свободу (особенно духовную) или уничтожает её, работает против Жизни, против Бога. Т.е. эти ограничения нам преподносятся как нормы. Безусловно, эти нормы нужны человеку, не умеющему пользоваться своей свободой, т.к. он не имеет норм в себе и допускает произвол». Это ещё со времён, когда первая обезьяна взяла палку - вторая начала работать.

«Ко злу, к плохим последствиям приводит свобода без любви. Собственно, тогда свобода превращается в произвол. Так, спускаясь на уровень межличностных отношений, резюмируем: чем больше вы любите человека, тем большую свободу даёте ему быть тем, кем он является, как духовное существо.

Что такое свобода? У  Ф.В.Шеллинга: «Свобода - это осознанная необходимость».

Так какая же это свобода? «Осознанная необходимость» проступает, как определённое принуждение, а значит, несвобода?»

На мой взгляд, есть несколько суррогатов свободы:

• Свобода материалиста. Такая свобода не является полной, т.к. она ограничена свободой другого человека и социальными, законодательными нормами.

• Свобода верующего ограничена догматами веры.

• Свобода духовного человека практически не ограничена, кроме как самой любовью. Именно она в нашем земном понимании и является СВОБОДОЙ.

Исходя из сказанного, любовь и свободу следует определять как главные нормы человека. Следовательно, то, что не соответствует любви-агапэ, является отклонением или – патологией.  А теперь вернёмся к земному пониманию нормы, как усреднённости показателей, хотя для меня - это вообще нонсенс, как средняя температура по больнице: морг + лихорадочно температурящие = 36,6! Логично предположить, что патология является в настоящее время нормой общества. Т.к. патологий существует бесчисленное множество, можно сказать, что человечество объединяют не только высшие нормы, данные Мессией, как трудно достижимый идеал, но и патологии от безобидных - графомании,  до опасных – патологии волчьей стаи, разъедающие мораль - проекцию высших норм на психику и социум.

Вернёмся к патологии, объединяющей людей, страдающих таковой, в социальные группы. Для человека патология является зоной комфорта. Но т.к. существуют более высокие нормы, такие люди чувствуют дискомфорт внутри себя - в психике, и снаружи – в социуме, что существенно осложняет их существование, сосуществование, адаптацию и достижение личных результатов, самоутверждение, как индивидуальности личности. Посему личности, страдающие родственными патологиями объединяются в группы по интересам,  заметим, весьма разного содержания. Например, от кружка вязания (как метод релаксации, освобождения от доминанты навязчивых чувств),  клубов парашютистов (метод реализации протеста против запретов),  клубов свингеров - искателей наслаждений (реализация эдипова комплекса), до тяжёлых психопатологических нарушений в оправдании убийств (реализация протеста-самоутверждения анимуса – образа жестокого отца в подсознании, что легко можно найти ещё во времена античности: убийство Кроносом своего отца Урана, низвержение Зевсом Кроноса)… В наше время это проявляется в движении догхантеров, в образовании террористических групп, государств фашистского толка… 

Коль наш постулат, что патология является нормой современного социума, проявляющейся в постоянном стрессе жизни, вышибающего человека из нормального состояния, в популяризации насилия и порнографии, в жизни «по понятиям», войнах, религиозных конфликтах, в психическом насилии родителей над детьми, любимыми, то теперь можно расширить этот круг, утверждая, что гений - это тоже отклонение от «нормы», но его патология глубоко индивидуальна: он не пишет на заборах, не навязывает своих норм, не насилует, а пишет на холсте вещи, недоступные  воображению других, высекает из мрамора, создаёт фильмы, пишет книги и т.п., декларируя свои нормы иллюзорного мира…

«Иллюзорного мира?» – ухмыльнётесь вы?

Увы, да. По утверждению психологов приблизительно на  95%  мир существует в нашем воображении и лишь 5% - в реале. О чём, собственно, говорили ещё древнеиндийские мудрецы, как о Майе… Добавьте к этому следующее утверждение психологов о том, что 94% психической деятельности протекает на подсознательном уровне и только 6% выводится в сознание! Просто удивительно, что  в нашем воображении и реале находятся некие хранилища, содержащие общие нормы и ценности. Возьмём на себя смелость утверждать, что это – душа!

Исходя из сказанного, зададим вопрос:

-  А чем же так притягательна патология? Почему запретный плод так сладок?

Вернёмся к временам варварства.

Со школьной скамьи при изучении истории, любимого предмета, меня мучил вопрос: «Почему варвары разрушали и уничтожали произведения искусства?»

По-моему мнению, они чувствовали своё несовершенство рядом с ними, своё убожество, причём не обязательно было выводить это на осознанный уровень. Просто высшие нормы красоты, морали были им враждебны по их ощущениям  и всё сводилось к собачьей физиологии – помочиться на чужое, лапами забросав его испражнениями, доказав силой своё превосходство и подтвердив раскол психического и физического… Заметьте, я осознанно не сказал: раскол психического и духовного, до этого ещё, как пешком до Луны!

Как и во всех сферах человеческого бытия, доминирование одного начала является угнетением другого. Поощряя в себе любые проявления Животного начала (негативные мысли,  превознесение себя, жажду денег, власти и т.д.), мы блокируем в себе наше Духовное начало. Если сила мысли используется только для удовлетворения материальных желаний, то за них наступает обязательная расплата духовностью. Получается, что собственным выбором не в пользу Духовного, мы перекрываем доступ к нашей Душе, а также ко всем богатствам.

Продолжу дальше эту мысль.

Уничтожение предметов искусства возвращал варваров в зону комфорта. А если это были материальные ценности, подлежащие конвертации в их мире в удовольствия, доступные пониманию, эти человекоподобные могли получить более реальное наслаждение обладания властью над женщиной, близким человеком в неудержимом желании получать кайф. Всё, по сути, сводится к фрейдовской физиологии удовольствия. А реализовывалось в радости превалирования своих норм-патологий и самоутверждении над нормами других, как право самца - в гаремах; право феодала – в первой брачной ночи… Тоже самое мы видим и ныне при обладании самой красивой гимнасткой в мире в виде мнимой победы над подсознательной ущербной неуверенности в себе, на  вершине президентской власти… А всё потому, что культурологические удовольствия таким созданиям практически не доступны, коль выбираются физиологические… 

Как я уже отметил, существует патология и в творчестве, и в религиозной идеологии. Для меня, это часть религии, утверждающая первородный грех и чувство вины, страх, как палки для человека в виде сцен Страшного Суда в изобразительном творчестве;  серия каприччос Гойи (прототип теста Роршаха),  чёрный квадрат Малевича (цветовой тест Люшера это безусловно подтвердит), тантризм и многое другое, накопленное человечеством за время существования, есть некая зацикленность на определённом состоянии…

А теперь сфокусируем выводы и ответы:

• Норма консолидирует общество.
• Норма, как социальное явление, непостоянна.
• Патология  - это отклонение от нормы.
• Патология - это временная норма группы, социума.
• Патология объединяет в социальные группы   
• Реализация патологии даёт точку душевной опоры, возможность самоудовлетворения от физического до психического. Именно этим она и притягательна на уровне  условных и безусловных рефлексов, как у собаки Павлова.
• Увеличение группы провоцирует борьбу за уравнивание в правах с другими группами, вплоть до диктата своих норм, а потом и насилия над существующими нормами, попытку переписать их (от гендерных – феминистки, культурологических, например, в искусстве, до физических - например, гомосексуализм; религиозных – фундаментализм).
 
Я бы условно разделил патологии, при всём их единстве в поиске удовольствия, по видам на:

- физические
- душевные
- психические
- культурные
- совокупные, объединяющие перечисленное выше.

Патологии можно разделить  по конечному результату  на:

- разрушительные
- стимулирующие эволюцию

Методы коррекции патологии делим на две большие группы:

- личностные: медитации, творчество,  методом «тыка, проб и ошибок», обратной связи от тела к психике – спорт, физкультура, восточные спортивные практики и т.п., т.е. по принципу др. римлян: «В здоровом теле – здоровый дух!».
- коллективные – брачные пары, партнёрство, кружки, клубы, общества и т.п.
- физические (от спорта до хирургии) – при физической патологии
- творческие – при душевной патологии
- психологические - при психической  патологии
- социальные - образование
- совокупные - при объединении перечисленных выше патологий.

По способу реализации на:

- конструктивные - способствующие устранению или сублимации патологии
- деструктивные – личностные конфликты вплоть до общественных – войны

Духовных патологий не бывает! Они от Лукавого. Ибо духовность – это высший божественный идеал.

А теперь у нас возник вопрос:  «Является ли патология злом или благом?»

Т.к. патология разбалансирует личность до невозможности её адаптации в общество, она - зло для личности при её доминанте.

Но она же может быть и благом в определённом смысле, дав возможность адаптации путём реализации выхлопа  в группах единомышленников. И примеров тому несть числа! Не дайте возможности реализовать тягу к рисованию – вы получите город, замызганный граффити. Возможность реализации этой тяги породила новый вид городского искусства художественной росписи стен домов - Спрей-арт. Замечу, этот вид не нов, автор наблюдал его в росписях хат в украинских и молдавских сёлах, а корни его - ещё в пещерной росписи. Но одно дело - своё расписывать, а другое дело –  чужое…

Не дайте возможности образования клубов по секс интересам, выпуска надувных кукол - мы получим всплеск сексуального насилия. 

Уберите спортивные кружки – мы получим всплеск насилия и наркомании. В этом смысле одним из немногих положительных примеров массового решения проблемы  была система физического воспитания в СССР. На Западе - жизнь боксёра Майка Тайсона и т.п.

• Творчество также может являться патологией, осознанно или неосознанно дающей временный душевный баланс, ведущий к гармонизации душевного пространства и, при определённых условиях, к духовному росту. Даже всеми ругаемая графомания - полезная патология при работе с энергетикой мыслеформ, если она ведёт к творческому росту и не зацикливается в замкнутый круг самоудовлетворения собственного величия и нарциссизма. У многих творческих людей патология является мощным стимулом самореализации, основой которого является инстинкт самосохранения личности. И вот почему!
Психиатр из Венгрии доказал взаимосвязь на генетическом уровне между творческой активностью и склонностью к психическим заболеваниям. Об этом сообщает PhysOrg. Чтобы проверить распространенное мнение о связи креативности с психопатологией, психиатр Сабольч Кери из Университета Земмельвайса в Будапеште сконцентрировал внимание на гене нейрегулина 1 (NRG1). Этот белок влияет на многочисленные процессы в мозге человека, в частности, на формирование и укрепление связей между нервными клетками (нейронами). Как показали предыдущие исследования, у владельцев одного из вариантов гена NRG1 повышен риск развития таких психических заболеваний, как шизофрения и биполярное (маниакально-депрессивный) расстройство. В исследовании приняли участие добровольцы, которые считали себя талантливыми и креативными.
После выполнения предложенных задач у всех добровольцев определили вариант гена NRG1. Оказалось, что наибольшим количеством баллов в тестах на креативность и наиболее значительными жизненными достижениями могли похвастаться носители того варианта гена, который повышает риск психических расстройств. Т.е. творчество генетически связана с психическими расстройствами Это стало первым случаем обнаружения такого четкой взаимосвязи психопатологии и творческой активности. Кроме того, результаты исследования показывают, что некоторые варианты генов, связанные с заболеваниями, проходят эволюционный отбор и остаются в генофонде человечества из-за своих положительных эффектов.

К сожалению, не всегда эта дорога приводит к полной гармонизации личности, порой она только продлевает жизнь автора...


• Гений является ещё более ярко выраженной патологией. Но патологией - единичной,  индивидуализированной, не совместимой с группой, ввиду её исключительности. В этом ключе данная патология тем более может является добром, даже при дисбалансе душевного мира личности,  когда патология осознанно или неосознанно ведёт не только к духовному росту личности, но и к духовному росту общества (титаны Ренессанса), давая ориентиры запредельного  данному состоянию человечества для его трансформации на пути движения к идеалу. Ибо в этом случае, отметая многие земные раздражители, гений не зацикливается на спиральном коллективном эволюционном росте, а находится на прямом пути духовного роста, получая откровения, просветление, что позволяет ему транслировать полученную информацию вниз, на земную плоскость бытия материализма социального сознания… Наиболее яркие примеры такого: монахи-схимники, на Востоке – даосы. Но в этом случае уж слишком большим был разрыв между таким людьми и обычным людом, что не давало возможности люду массово впитать в себя откровения отшельников…

• Патология может стать социальным злом, когда она выходит за пределы группы.

• Патология становится мировым злом, когда она начинает доминировать и навязывать свои нормы большинству социума.

А теперь внимание! 

Коль большинство распяло Христа, то можно в определенном смысле утверждать, что современное большинство является обществом доминирующей патологии, наблюдая за тем, что оно творит в мире. Следовательно, польза от патологических меньшинств в этом смысле такова, что они подвергают сомнению и разрушают демагогические устои, ложные ценности, но не больше! Это подобно разложению органических остатков микробами, для уничтожения естественным путём отмершего…Ибо путь насилия, как его не назови – революцией, торжеством коммунистических идей – является инволюционным путём, обратным эволюции, когда результат не лезет ни  в какие ворота!

Патология является абсолютным злом, когда она разрушает божественные ценности – любовь-агапэ и свободу.

Главный вывод данной цепи наших полемических размышлений заключается в  том, что на определённом этапе развития, патология, до поры, до времени, может являться благом, стимулируя движение путём сублимации проблем в творчество. На примере велосипедиста можно сказать, что  такая личность вынуждена двигаться, чтобы не упасть в канаву социума… Жизнь – это движение. Как писал Льюис Кэролл: «Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Чтобы двигаться вперёд – нужно бежать ещё быстрее».

Недаром одним из средств лечения в психиатрических лечебницах является творчество душевнобольных. И, надо сказать, порой их произведения бывают весьма неординарны и интересны… Что позволяет врачам острить: «Нормальных и здоровых нет! Есть недообследованные!».

С точки зрения внутреннего мира, здоровья человека, патология - внутреннее зло, исход борьбы с которым не всегда положителен…

Тут ничьей не бывает!

Душа  или побеждает или гибнет…  Хочу дополнить это тезис, как астропсихолог. В астрологии есть такой элемент, как Черная Луна. Она указывает на ту меру зла, с которым мы столкнемся в этой жизни. Черная Луна  есть и у праведников, и у грешников. Для грешников Черная Луна   — это естественный путь для совершения зла.
Для праведника положение Черная Луна  указывает на то зло в самом человеке и в окружающем мире, с которым необходимо вести непрестанную и непримиримую борьбу. Победа над этим злом принесет реальную пользу не только миру, но и самому человеку. Для праведника Черная Луна  является источником знания обратной, темной стороны действительности. Без знания зла невозможно творить добро, ибо это две стороны нашей жизни.

Человек с сильной Черной Луной  может быть как великим грешником, так и великим праведником, способным поразить любое — явное или тайное — зло. Все зависит от уровня развития человека. Для одного Черная Луна  — это точка заблуждений, искажений реальности, обольщений, соблазнов, психических болезней и сексуальных расстройств. Для других — это мера ответственности перед собой и миром.
Ставлю знак тождества меж Черной Луной и патологией человека.
На мой взгляд, исход борьбы решается выбором: какой эталон берёт творец себе за норму, каким образом и откуда он черпает своё вдохновение?

Если нормой служит разрушение, насилие, а источник: алкоголь, наркотики, чёрный астрал -  это путь в никуда.

Если норма: созидание, утверждение лучших образцов поступков и  морали – есть очень много шансов выжить…Тем более, что как говорил Шопенгауэр «Только стремление к недостижимому является достойным Человека занятием».

Лучше всех это выразил Достоевский:

«Красота спасёт мир!»

Осталось попробовать найти подходящее определение красоты. Одним из основных элементов красоты является гармония. Но сама по себе она пуста, как кукла Барби… Мы видели немало примеров, когда внешне красивый человек может быть внутренне безобразным, как и наоборот… На мой взгляд: «Красота - это одухотворённая гармония». Что одухотворяет гармонию я уже высказал выше – красота души, наполненная любовью к миру, как поэзия древнегреческой поэтессы Сафо.

Ниже я привожу массу примеров людей искусства, взятых из открытых источников Интернета с целью аргументации и подтверждения своих выводов.

Патология, как стимул движения и развития, совершенно не обязательна в здоровом обществе,  устремленном в своём большинстве к любви и свободе, как нормам отношений между людьми. В этом случае эволюция станет лавинообразной, нарастающей в геометрической прогрессии…

Если весь период существования человечества вложить в сутки, то весь прогресс человечества укладывается всего в несколько минут 24-х часового отрезка по отношению ко всей совокупности эволюции! 

Теперь перед человечеством стоит задача перейти от патологического технократического тупика к светлой дороге духовной эволюции, к чему собственно, и призывает, и ведёт Эра Водолея! Обратного пути нет…

Продолжение: "Искусство,  как средство компенсации патологии в творчестве" http://www.stihi.ru/2013/09/25/156