2 ч. Патология в искусстве, благо или зло?

Юджин Папуша
.............................................ИСКУССТВО,  КАК СРЕДСТВО КОМПЕНСАЦИИ ПАТОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ.


"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто".
Первое послание к коринфянам Святого апостола Павла, глава 13






Вспомним фразу, с которой я начал первую статью: «Общество, все цели которого сводятся к прагматичным, обречено». Примеров тому множество: от Спарты до золотого унитаза со стразами в доме диктаторов… Мало что изменилось с тех времён, когда спрашивали: «Каким богам молитесь?» – т.е. какие ценности исповедуете? Эту дилемму решить невозможно, т.к. материалист не видит духовного. Чтобы увидеть – надо отказаться от материальных ценностей, дабы подняться на ту ступень эволюции, где уже видны не яхта и деньги, а иные горизонты, из-за страха потерять и не найти… Как мы знаем, такие смельчаки есть. И немало их среди творческих людей. Согласитесь, это намного привлекательнее, чем соблюдать посты, бить лоб в поклонах и терпеть искушения… Гораздо приятнее им поддаться в творчестве. Не так ли?

Лев Николаевич Гумилёв описывал в своих трудах сообщества, которые ни к чему не стремились – бананы падают прямо в рот, естественных врагов нет, созидать и любопытничать лень. Они вымерли, потому что их жителям было лень даже размножаться. Теперь на их месте живут те, у которых есть высшие мотивации в жизни.
Человечество должно иметь свой идеал, путь даже утопический, стремиться к нему, ибо накопление материальных богатств со временем даёт думающему человеку понимание, что это всего лишь навязчивая идея кучки глубоко психически больных людей, не имеющих других ценностей.

Исчезновение идеала приводит к изменению и самой психической составляющей гомо сапиенс, создавая мир вещизма, где человек тоже становится вещью. Их коммуникациями становятся отношения между вещами – коль сутью человеческого становится не личностная уникальность, а обладание неким прагматичным набором обмениваемых свойств.

Как говорил Шопенгауэр: «Только стремление к недостижимому является достойным Человека занятием».

А какие же цели может или должно иметь человечество? Безусловно, духовные! Но можно ли увидеть не материальное? Можно. В частности, с помощью искусства! Чем же отличается искусство от ширпотреба, которым нас потчуют ловкие дельцы, озадаченные набиванием собственных карманов и втюхивающие нам же эти тупиковые идеалы? Произведение искусства уникально. Ширпотреб – массовый. Произведения искусства создают гении. Почему так часто общество патологически восстает против гениев?


1. Хотя бы, потому что их идеалы ниспровергают массовые, попсовые. Это – конфликт. Причем, бескомпромиссный! И только фарисей на миг зарплаты от власть имущих пытается соединить несоединимое. Увы, солнце светит и безнравственным тут на Земле. А там - Суд Божий...

2. Поведение гения невозможно прогнозировать, т.е. им невозможно управлять и загнать его в прокрустово ложе шаблона одинаковости... Машина не поедет, если шестерни в ней будут не унифицированы по количеству зубцов и форме…

3. Гений живёт в пространстве и времени, находящихся за гранью реального мироощущения, и недоступен в этом миру.

4. Мир гения иной, нежели мир обычного человека.

5. Гений видит и слышит то, что не видит и не слышит простой смертный.

6. Гений подчинён другим законам мироздания.

Человека всегда пугало непонятное, ярко отличное от него. Поэтому гениальные люди подвергались шельмованию, гонениям, уходили в недоступные места… А если они жили в социуме – их жизнь подвергалась опасности и была полна страданий!

Может быть, поэтому великие люди часто и страдают психическими заболеваниями, ввиду раскола их ценностей с реалиями мира вещизма. Однако, талантливые безумцы оказывают огромное, причём весьма позитивное, влияние на вполне «здоровое» человечество.

Мир нуждается в новых гениях, их утопиях, идеалах! Но они должны быть наполнены словами о любви, творчестве, созидании, любопытстве, развитии и счастье. Ведь в них и есть скрыто истинное богатство. Искусство есть отражение божественных идеалов.

Но трагедия в том, что Бога нельзя увидеть.
Но его можно ощутить.

Искусство решает проблему ощущений и позволяет, пусть и метафорически, увидеть невидимое. Именно искусство может явить миру это богатство в земном воплощении.


.............................................ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ


1. Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа;, французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков.

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье - Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь в военные, также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Вдохновляясь искусством импрессионистов, Анри в 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Часто писал проституток и жизнь монмартровских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет. При жизни критика была в основном настроена недоброжелательно по отношению к Тулуз-Лотреку и его творчеству. Признание к Лотреку пришло через несколько лет после его смерти.

2. Эжен Анри Поль Гоген, французский живописец, крупнейший представитель постимпрессионизма.

Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Работал брокером. Однако, начав заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.

В 1887—1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.

В 1891 году уезжает на Таити, где проживает в Папеэте и пишет целых 80 полотен. После кратковременного возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию — сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жёны молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. К сожалению, как утверждает легенда, самые лучшие произведения, которыми он расписал свою хижину, были сожжены после его смерти, из-за его заболевания проказой, местными властями…

3. Винсент Виллем Ван Гог, всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист.

Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Нидерландах. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Он почти не играл с другими детьми. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец. Но отказ возлюбленной потряс и разочаровал Винсента; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником. После долгих попыток найти себя в этом, он отказался от стези священника.

В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене. Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни. Его здоровье ухудшалось, и в итоге он оказался в клинике для душевнобольных в Арле (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»), там же он предпринял попытку покончить жизнь самоубийством 27 июля 1890 года. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца (купил его для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре), а затем самостоятельно добрался до лечебницы, где, спустя 29 часов после ранения, скончался от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года).

4. Михаил Александрович Врубель великий русский художник

Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске, в семье офицера. Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши («wr;bel» по-польски — воробей)

Семья часто переезжала по долгу службы. В учебных заведениях он проявлял разнообразные склонности к наукам. Осенью 1880 года Михаил был зачислен вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Он сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм).

С 1884 году до 1889 года. Врубель работал в Киеве над реставрацией Кирилловской церкви XII века.

28 июля 1896 года в Женеве Михаил Врубель обвенчался с певицей Надеждой Забела . Их сын Савва, родившись с так называемой «заячьей губой» прожил всего два года, что, вероятно, ускорило болезнь Врубеля. В начале 1902 года у художника появились признаки психического, или как говорили в то время, душевного расстройства. Это произошло на выставке «Мир искусства», на которой экспонировалась картина Врубеля «Демон поверженный».

11 марта знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил диагноз, сказав, что болезнь неизлечима. Безуспешно лечился в разных клиниках. Он бывал в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. Фёдор Арсеньевич Усольцев, владелец клиники, в которой лечился художник, писал о нём: «Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъёма чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он всё-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».

В 1905 году болезнь обострилась. При этом он продолжал работать над картинами «Азраил» и «Видение пророка Иезекииля», «После концерта», графическим автопортретом.

В ноябре 1905 года Врубель был удостоен звания академика. В декабре у него резко ухудшается зрение. Последняя картина, которую он смог написать — портрет поэта В. Я. Брюсова. В конце февраля 1906 года художник полностью потерял зрение. Последние годы жизни провёл в клинике доктора Бари на Васильевском острове.
В том же году С. П. Дягилев устроил ретроспективу произведений художника на выставках «Мира искусства» в Санкт-Петербурге и русского искусства на Осеннем салоне в Париже, где произведениями Врубеля восхищался Пабло Пикассо.
Лето 1908 года провёл на даче под наблюдением доктора Морозова. Сестра читала ему, жена пела. Скончался в клинике доктора Бари Врубель 1 (14) апреля 1910 года.

5. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897), русский художник-пейзажист.

В ранней юности у будущего художника обнаруживаются способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.

Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.

В 1871—1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873;1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882.

В конце 1870-х Саврасов тяжело заболевает алкоголизмом, в его творчестве всё более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище, писал трактирные вывески за стакан водки», — вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Художник умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве в больнице для бедных.


.............ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ, ЧЕЙ БЕЗУСЛОВНЫЙ ТАЛАНТ ГРАНИЧИЛ С БЕЗУМИЕМ.


1. Эдгар Аллан По. 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года), американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма.

Творчество Эдгара По способствовало появлению жанра научной фантастики. Автор двух популярнейших современных литературных жанров. Первый - роман ужасов («Падение дома Эшеров»). Второй жанр - детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал родоначальником возникновения дедуктивного метода и его апологета мистера Шерлока Холмса.

Родители Эдгара По, актёры бродячей труппы, умерли, когда Эдгару было всего два года. Мальчика принял и усыновил зажиточный купец из Виргинии Джон Алан.
Эдгар развился рано: в пять лет он читал, рисовал, писал, декламировал, ездил верхом. В школе он хорошо учился, приобрёл большой запас знаний по литературе, особенно английской и латинской, по всеобщей истории, по математике, по некоторым отраслям естествознания, таким как астрономия, физика. Физически Эдгар был силён, участвовал во всех шалостях товарищей, а в университете — во всех их кутежах. Характер будущего поэта с детства был неровный, страстный, порывистый. В его поведении отмечали много странного.

Жизнь в богатстве кончилась для Эдгара, когда ему не было и полных 17 лет. В университете он пробыл всего год. Осенью 1826 года произошел разрыв между Джоном Алланом и его приёмным сыном. Поводом к ссоре послужило то, что Аллан отказался заплатить карточные долги Эдгара. Для Эдгара По началась скитальческая жизнь. Не имея приюта, он поступил солдатом в армию под вымышленным именем. В начале 1828 года поэт обратился к приёмному отцу, прося помощи. Аллан оплатил наём заместителя и выхлопотал Эдгару освобождение.

Между тем Джон Аллан настаивал, чтобы Эдгар закончил своё образование. Он поступил в Военную академию в Вест-Пойнте в марте 1830 года. В марте 1831 года его исключили, и он вновь рассорился с приёмным отцом.

С осени 1831 по осень 1833 года — самый тяжёлый период для Эдгара По. Он дошёл до крайней нищеты. По женился в 1835 году на кузине Виржинии Клемм. Ему было 27, ей 13. Диагноз Эдгара По не установлен, он страдал страхом темноты, провалами в памяти, манией преследования, неадекватным поведением, галлюцинациями, частыми депрессиями. Кроме того, он злоупотреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий. Существенно ухудшила душевное состояние Эдгара По тяжелая болезнь его юной супруги (через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулёзом, ещё через пять лет умерла). После смерти Виржинии - за оставшиеся ему самому два года жизни - Эдгар По ещё несколько раз влюблялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его срывом, вторая - из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешёвом балтиморском трактире пять дней спустя. Писателя поместили в клинику, где он и скончался уже через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По - смерть в одиночестве - сбылся: много с кого он брал обещание быть с ним в последний час, однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких рядом не оказалось. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.

2. Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900), немецкий философ

Ницше страдал: ядерной мозаичной шизофренией или проще - одержимостью. Ницше перенёс несколько апоплексических ударов; страдал психическим расстройством последние 20 лет своей жизни (именно в этот период появились наиболее значимые его произведения - к примеру, «Так говорил Заратустра»), 11 из них он провёл в психиатрических клиниках, дома о нём заботилась мать. Ницше подарил миру идеи:

- сверхчеловека;
- новой морали (мораль господ взамен морали рабов): здоровая мораль должна прославлять и укреплять естественное стремление человека к власти. Всякая другая мораль болезненна и упадочна;
- идеологию фашизма: больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить («Падающего толкни!»). Допущение «Бог мёртв».

Состояние его постоянно ухудшалось - под конец жизни философ мог составлять лишь простейшие фразы.

3. Маркиз де Сад, 1740—1814.

Имя Маркиза де Сада связано с весьма своеобразным образом жизни. Писатель продвигал революционную идею о сексуальной и нравственной свободе, которую изложил в своих опусах. А «садизмом» стали называть сексуальное удовлетворение, получаемое путём причинения другому человеку боли и унижений. В 1803 году, по приказу Наполеона Бонапарта, маркиз без суда и следствия был сначала заключён под стражу, а затем признан невменяемым и помещён в психиатрическую лечебницу Шарантон. Но и там де Сад умудрялся писать пьесы и вести всё тот же распутный образ жизни вплоть до самой своей смерти в 1814 году.

4 Джонатан Свифт, 1667- 1745. Англо-ирландский писатель

Джонатан Свифт стал известным благодаря фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера» и памфлету «Скромное предложение». Этими произведениями он подарил миру новую форму сатирической сатиры. На протяжении всей жизни писатель медленно погружался в безумие. О его диагнозе до сих пор спорят специалисты: либо болезнь Пика либо болезнь Альцгеймера. Хотя, по словам писателя Уилла Дюранта, «определённые симптомы душевного расстройства: головокружение, дезориентация в пространстве, потеря памяти, неспособность узнавать людей и окружающие предметы, улавливать смысл человеческой речи появились в 1738 году», но никто не знает, когда была пройдена «точка невозврата». В 1742 году состояние психики писателя ухудшилось, оно перестало быть рациональным и стабильным. Дюрант описывает, например, эпизод, когда «пять человек удерживали Свифта, пытавшегося вырвать свой воспалённый глаз». После этого случая писатель замолчал и за целый год не произнёс ни единого слова.

5. Эрнест Миллер Хемингуэй (1899-1961), американский писатель.

Подарил миру идею «потерянного поколения». Новый литературный приём, «метод айсберга», когда скупой, сжатый текст подразумевает щедрый, душераздирающий подтекст. «Мачизм» нового образца, воплощённый и в творчестве, и в жизни. Герой Хемингуэя - суровый и немногословный борец, который понимает, что борьба бесполезна, но борется до конца: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сам Хемингуэй - охотник, солдат, спортсмен, моряк, рыболов, путешественник, нобелевский лауреат, чьё тело сплошь покрывали шрамы, - к огромному разочарованию многих, до конца бороться не стал. Впрочем, своим идеалам писатель не изменил. «Мужчина не имеет права умирать в постели, - говаривал он. - Либо в бою, либо пуля в лоб». Большую часть своей жизни писатель страдал от алкогольной зависимости. Но были и другие диагнозы – от биполярного психоза и травматического повреждения мозга до нарциссического расстройства личности.

В 1960 году Хемингуэй вернулся с Кубы в США. Его мучили частые депрессии, чувство страха и неуверенности, он практически не мог писать - а потому добровольно согласился пройти лечение в психиатрической клинике. Хемингуэй перенёс 20 сеансов электрошока, об этих процедурах он отозвался так: «Врачи, которые делали мне электрошок, писателей не понимают: какой смысл был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни? Это было блестящее лечение, вот только пациента они потеряли». По выходе из клиники Хемингуэй убедился в том, что по-прежнему не может писать, и предпринял первую попытку самоубийства, однако близкие сумели ему помешать. По просьбе жены он прошёл повторный курс лечения, но намерений своих не изменил. Через несколько дней после выписки он выстрелил себе в голову из любимой двустволки, зарядив предварительно оба ствола.

6. Франц Кафка (1883 — 1924), чешский писатель.

Страдал выраженным неврозом, психастенией функционального характера, непериодическими депрессивными состояниями, что выражалось в возбудимости, перемежающейся с приступами апатии, нарушением сна, преувеличенными страхами, психосоматическими трудностями в интимной сфере. Корни глубоких психологических провалов Кафки берут своё начало из конфликта с отцом, трудных взаимоотношений с семьей и сложных, запутанных любовных историй.

Увлечение писательством в семье не поощрялось, и заниматься этим приходилось украдкой. Когда отец стал настаивать, чтобы после службы сын работал ещё и в его лавке, а не занимался ерундой, Франц решился на самоубийство и написал прощальное письмо своему другу Максу Броду. "В последний момент мне удалось, вмешавшись совершенно бесцеремонно, защитить его от "любящих родителей," - пишет Макс Брод в своей книге о Кафке. В его психическом состоянии отмечались периоды глубокого и ровного спокойствия, сменяемые такими же продолжительными периодами болезненного состояния. Вот строки из его «Дневников», наглядно отражающие эту внутреннюю борьбу: «Я не могу спать. Только видения, никакого сна. Странная неустойчивость всего моего внутреннего существа. Чудовищный мир, который я ношу в голове. Как мне от него освободиться и освободить его, не разрушив?». Умер писатель в возрасте 41 года от туберкулеза. Кафкианский мир отчаяния, жути и безысходности вырос из личной драмы его создателя и стал основой нового эстетическое направления "литературы с диагнозом", очень характерной для XX века, потерявшего Бога и получившего взамен абсурд существования.

7. Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский писатель и философ.

Страдал паранойей, которая выражалась в мании преследования. В результате конфликта писателя с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры, он вёл жизнь скитальца и нигде не задерживался надолго, полагая, что все его друзья и знакомые злоумышляют против него либо в чём-то его подозревают. Тем не менее, Жан Жак Руссо подарил миру педагогическую реформу. Задачей педагогики Руссо считал развитие заложенных природой талантов, а не корректировку личности. Также ему принадлежит идея правового демократического государства.

8. Ги де Мопассан (1850-1893), французский писатель

Мопассан страдал прогрессивным параличом мозга, что выражалось в ипохондрии, суицидальных наклонностях, припадках буйства, бреде, галлюцинациях. Всю жизнь Ги де Мопассан очень боялся сойти с ума. С 1884 года у Мопассана начались частые нервные припадки и галлюцинации. В состоянии крайнего нервного возбуждения он дважды пытался покончить с собой (один раз при помощи револьвера, второй - при помощи ножа для бумаг, оба раза неудачно). В 1891-м писатель был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси - там он и прожил в полусознательном состоянии до самой смерти. Творчество Ги де Мопассана дало миру физиологизм и натурализм (в том числе эротический) в литературе.

9. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852), русский писатель.

Подарил нам специфическую любовь к маленькому человеку, букет точных типажей, например, «писарь – кувшинное рыло». А его «Мертвые души» стали нарицательными до сих пор. Сам писатель страдал зрительными и слуховыми галлюцинациями; периодами апатии и заторможенности (вплоть до полной неподвижности и неспособности реагировать на внешние раздражители), сменяющиеся приступами возбуждения; депрессивными состояниями; был убеждён, что все органы в его теле несколько смещены, а желудок располагается «вверх дном»; клаустрофобией. Это позволило поставить ему диагноз: Шизофрения, периодический психоз.

Те или иные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, однако в последний год болезнь заметно прогрессировала. 26 января 1852 года от брюшного тифа умерла сестра его близкого друга Екатерина Михайловна Хомякова, и эта смерть вызвала у писателя сильнейший приступ ипохондрии.

Гоголь погрузился в непрестанные молитвы, практически отказался от пищи, жаловался на слабость и недомогание и утверждал, что смертельно болен, хотя врачи никакой болезни, кроме небольшого желудочно-кишечного расстройства, у него не диагностировали. В ночь с 11 на 12 февраля писатель сжег свои рукописи (на следующее утро он объяснил этот поступок происками лукавого), далее состояние его постоянно ухудшалось. Не слишком профессиональное лечение: пиявки в ноздрях, обертывание холодными простынями и окунание головы в ледяную воду положительных результатов не дало. 21 февраля 1852 года писатель скончался. Истинные причины его смерти так и остались неясны. Однако же, вероятнее всего, Гоголь попросту довёл себя до полного нервного и физического истощения - не исключено, что своевременная помощь психиатра могла бы спасти ему жизнь. Как говорят, писатель всю жизнь боялся быть похороненным заживо. Увы, когда спустя некоторое время его гроб вскрыли, писатель лежал перевёрнутым в нём лицом вниз…

10. Лев Толстой, (1828 - 1910), один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Участник обороны Севастополя . Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Создатель "Анны Карениной" и "Войны и мира" известен своими философско-историческими отступлениями. Писатель создал более сотни персонажей, тем самым он пытался спрятаться от тоски и страха. Писатель переживал частые, глубокие и продолжительные приступы депрессии. Когда писателю было 83 года, он решил податься в странствующие аскеты, но путь его был недолгим. Лев Николаевич заболел воспалением лёгких, был вынужден сделать остановку на маленькой станции Астапово, где вскоре и умер.

11. Ф. М. Достоевский (1821- 1881)

По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт своё начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещённого московским князем Дмитрием Донским. Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток.

22 декабря 1849 года – переломная дата в биографии Ф. М. Достоевского, т.к. в этом году его приговаривают к казни. Автор привлекается к суду по «делу Петрашевского», и 22 декабря суд выносит приговор о смертной казни. Многое предстает в новом свете для писателя, но в последний момент, перед самой казнью, но в последнюю минуту, когда он уже стоял на эшафоте, ему было объявлено о "царской милости": смертная казнь была заменена ему каторжными работами. В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума.

Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот». Юношеское увлечение Достоевского социализмом, проистекавшее из чисто моральных побуждений и с самого начала носившее на себе отпечаток мещанства, сменилось в зрелом возрасте крайне враждебным отношением к социалистической идее. "Несмотря на все возвещаемые цели, - писал Достоевский в "Дневнике писателя", - социализм состоит лишь в желании повсеместного грабежа всех собственников классами неимущими, а затем будь, что будет".

Достоевский страдал эпилепсией. Существует много версий о заболевании Достоевского. По-видимому, болезнь носила не наследственный, а приобретенный характер. Любовь Федоровна, дочь писателя, полагала, что первый эпилептический припадок был у Федора Михайловича после известия о смерти отца. Брат писателя Андрей Михайлович утверждал, что заболевание возникло в Сибири. Позднее болезнь стала проявляться сильнее - в судорожных разрядках, которые, скорее всего, появились значительно позже, на каторге. Обряд казни, те жуткие 20 минут жизни, несомненно, оставили след в психике писателя (вполне вероятна и связь их с эпилептическими припадками).

Описывая эпилепсию, которой болел и сам, Достоевский достигал художественных высот в литературе. Достоевский со свойственными больным эпилепсией педантичностью и тщательностью анализировал свою болезнь, в записях и даже "Дневниках писателя" записывал даты бывших у него припадков и болезненных ощущений после них. Поразительна одна деталь - Достоевский как будто и не тяготился своей болезнью, во всяком случае, не считал нужным умалчивать о ней и даже сам рассказывал, как бы выставляя свой недуг напоказ. Эпилепсия Достоевского ни для кого не была секретом. Более того, можно вполне утверждать, что личные, болезненные переживания в яркой художественной форме переносились писателем на страницы произведений, что здесь он достигал таких высот, которые были по плечу большому клиницисту. Читать Достоевского нелегко: иногда одна фраза занимает целую страницу. Так обычно говорят и пишут люди, страдающие эпилепсией.

Русский психиатр В.Ф. Чиж ещё в 1885 году в работе "Достоевский как психопатолог", появившейся вскоре после смерти писателя, пишет о том, что Достоевский был редкостным и глубоким знатоком "явлений больной души". "Его собрание сочинений, - считает В. Чиж, - это почти полная психопатология: там можно найти изложение всего существенного в этой науке". Достоевский как психопатолог, по утверждению В. Чижа, превзошёл всё, что знала до сих пор мировая литература.

В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет своё мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным, и приобретает свой жизненный идеал – Христа.

Тем не менее, он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Денежные активы очень быстро оканчиваются, и писатель переживает тяжелый период. В это время Достоевский и сочиняет роман «Преступление и наказание» (сочинения), который пишет по одной главе, и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок».

Достаточно полная событий биография Достоевского Фёдора Михайловича показывает, что автор получил признание ещё при жизни. Однако наибольший успех его произведения нашли после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский стал единственным автором-психологом, бывшим отчасти его учителем.

12. Сергей Александрович Есенин (1895-1925), великий русский поэт. Страдал манией преследования, внезапными вспышками ярости, неадекватным поведением (поэт прилюдно крушил мебель, бил зеркала и посуду, выкрикивал оскорбления), что позволило специалистам поставить диагноз: маниакально-депрессивный психоз (МДП). Из-за часто повторявшихся приступов МДП, провоцируемых, как правило, чрезмерным употреблением спиртного, Есенин несколько раз проходил лечение в психоневрологических клиниках - во Франции и в России. Лечение, к сожалению, не оказало на пациента благотворного действия. Есенин дал новые интонации в поэзии, сделал стилистической нормой, со слезой и всхлипами, любовь к деревне и деревенскому жителю. Есенин, много работавший в жанре городского хулиганского романса, по сути, задал канон современного русского шансона.



Как я уже отмечал, не всегда отклонение от нормы (в современном понимании) ведёт к обрыву жизни. В этом контексте я хочу привести несколько примеров из жизни великих.

1. Сафо Митиленская, древнегреческая поэтесса около 630 года до н. э., о-в Лесбос — 572/570 до н. э.)

Центром поэзии Сапфо является любовь и страсть к разным персонажам обоих полов. Слово «лесбиянка» происходит от названия её родного острова Лесбос, а в английском языке также используется образованное от её имени слово «сапфический»; оба этих слова стали применяться для обозначения женской гомосексуальности только в XIX веке. Лирические героини многих её стихотворений говорят о страстной влюблённости или любви (иногда взаимной, иногда нет) к различным женщинам, но описания телесного контакта между женщинами встречаются редко и являются спорными. Её гомоэротику следует понимать в контексте седьмого века до нашей эры. Алкей, современник Сапфо, говорил о ней так: «С фиалковыми кудрями, чистая, нежно улыбающаяся Сафо», (фрагмент 384).
Философ третьего века Максим Тирский писал, что Сафо была «смуглой и невысокой» и что в отношениях с подругами она была похожа на Сократа: «Как иначе можно назвать любовь этой лесбийской женщины, если не искусством любви Сократа? Ведь они, кажется мне, понимали любовь по-своему: она любила женщин, он — мужчин. Ведь они, как говорят, любили многих, и были увлечены всем прекрасным. Кем были для него Алкивиад, Хармид и Федр, тем были для неё Гиринна, Аттида и Анактория…»

По поводу отношений Сафо к женщинам — адресатам её стихотворений — уже в древности существовало множество неоднозначных мнений. Подруги и ученицы Сафо обменивались стихотворениями, которые в первую очередь были связаны с древними культами женственности и т. п.; на почве лесбосской свободы чувства и действия эта «женская» поэзия (предназначенная, тем более, для определенного круга близких) естественным образом приобретала откровенное содержание.

Критики XIX в., начиная с Велькера и Мюллера, объясняли страстность поэтического чувства Сафо к женщинам отчасти особенностью художественных приёмов, отчасти фактом «нормальности» таких отношений в социально-культурной традиции общества того времени. Подобные отношения женщин к женщинам, на почве дружбы или возвышенной любви (которую напр. Платон проповедовал в своём «Пире») для древности являлись столь же нормальными, как и отношения, существовавшие среди спартанских эфебов или между Сократом и его учениками (Алкивиадом, Ксенофонтом и др.). Такое мнение высказывалось ещё в древности философом конца II в. до н. э. Максимом Тирским (24-е Рассуждение).

2. Сара Бернар (1844 -1923).

Мать Сары Бернар была куртизанкой и готовила дочь к этой профессии, однако девочка отказалась от этой роли, хотя и считала её весьма доходной. Маленькой Саре доктора вынесли страшный вердикт – туберкулёз. Тогда девочка уговорила мать купить ей гроб красного дерева, чтобы её не положили в какой-нибудь «уродец». Этот гроб сопровождал её, уже взрослую женщину, во всех поездках. Иногда она спала в этом гробу, в нём позировала фотографам, и порой занималась любовью, что, правда, редко ободряло мужчин, случались сбои.

Может быть, эта боязнь смерти заставляла её полностью выкладываться в каждой роли, порой, когда опускался занавес, Сара падала в обморок. Может, этот страх инициировал бешеную жажду жизни, это стремление к вечному сексу.

Театральные партнёры Сары обычно становились её любовниками, но эти романы продолжались лишь до конца постановки той или иной пьесы. Сара была страстной любовницей, могла загореться страстью в любое время и в любом месте, однако никогда не отдавала себя всю без остатка. Школа матери. Всю себя она отдавала лишь роли. Ролей было много, много и мужчин, остававшихся верными друзьями и после постановки.

Сара Бернар была экзотичной, вызывающей, шокирующей. Она была стремительного нрава, но, как туалетами подчёркивала свою худобу, так, вооружившись хлыстом, случалось, доводила свою необузданность до бешеной грации. Толпы мужчин, были влюблены в её ум и экзотическую ауру.

Существуют доказательства, что у Сары были весьма близкие отношения с принцем Уэльским (будущим королём Эдуардом VII) и племянником императора Наполеона; её осыпали подарками австрийский император Франц-Иосиф, король Испании Альфонсо, российский император Александр III и король Италии Умберто. Датский король предоставлял ей в полное распоряжение свою яхту, а герцог Фредерик — родовой замок. Сама Сара скромно писала о себе, что она была «одной из величайших любовниц своего времени».

Она, вообще, очень любила и людей, и животных. В одну из холодных зим Сара истратила последние две тысячи франков на покупку хлеба для городских воробьёв. А во время франко-прусской войны превратила свой театр в госпиталь, которым одновременно и руководила, и служила медсестрой.

8 января 1914 года Сара Бернар была награждена орденом Почётного Легиона за то, что во время Первой мировой войны выступала на фронте. Причём с серьёзной травмой ноги! В 1905 году, во время гастролей в Рио-де-Жанейро, Сара неудачно упала и повредила ногу. 23 февраля 1915 года ногу пришлось ампутировать. Став инвалидом, Бернар не оставила театр. В её репертуар вошли короткие одноактные пьесы и отдельные сцены, в которых она могла играть, находясь на одном месте, или же в которых её выносили на сцену на специальных носилках, как в роли царицы Аталии. Да... были актрисы в своё время!!!

Оставшись одноногой, она, вопреки всем ожиданиям, не ушла на покой: Бернар отказалась от костылей, сожгла в камине протез — и продолжала играть на сцене! Конечно, она могла на сцене только сидеть, но выразительность её лица, её рук, её фантастический голос искупали недостаточную подвижность. Даже калекой, располневшей и постаревшей, Сара Бернар оставалась величайшей актрисой.
Когда Великая актриса и любовница умирала, ей было 78 лет, то последним её распоряжением было выбрать шестерых самых красивых молодых актёров, которые понесут её гроб. На вопрос, когда она собирается прекратить освещать свою жизнь пламенем любви, Сара Бернар ответила: «Когда перестану дышать». А что может быть разумнее?

Вспомним великих эпохи Ренессанса.

3. Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475 — 1564), великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

По утверждению ряда исследователей его творчества, Микеланджело был нетрадиционной ориентации.

Гений своими собственными словами, высказанными в стихах, в подборке его писем со всей очевидностью воспевает красоту человеческого тела, что оставляет мало сомнений в его влечении к мужчинам, но он всегда говорил, что это не выходит за рамки платонических интересов. Стефани Бак, куратор выставки под названием «Мечта Микеланджело», признала, что не существует доказательств, но она уверена, что художник был гомосексуалистом, и имел половые контакты с мужчинами-геями.


....................................Гомосексуальные страсти.


Подборка рисунков (некоторые из коллекции Ватикана и Елизаветы II), в том числе «Мечта», «Аллегория. Сон», «Падение Фаэтона» и «Похищение Ганимеда», была сделана Микеланджело в 1533 году, после встречи с Томмазо де Кавальери, римским дворянином. Создателю картин Сикстинской капеллы было 57 лет, он был на вершине славы. Юноше было 16 или 17. Восхищение художника его гомосексуальной страстью, по мнению Бак, куратора выставки, представлено в различных рисунках, в которых обнажённые мужчины являются доминирующим элементом.

Автор этих строк имел возможность лично посетить Сикстинскую капеллу. Честно, говоря, кроме восхищения красотой созданного, я был поражён фресками. Все женские тела были мужеподобными, сказать, что я был удивлён - этого мало. Например, на фресках Сикстинской капеллы Ева очень грубая, с мужским телом.

И скульптор, и художник, Микеланджело, был любим многими молодыми людьми, многие из которых позировали для него и спали с ним. Некоторые из них были  высокого ранга, как шестнадцатилетний изысканно красивый мальчик Ди Браччи, который умер всего лишь через год после его встречи с Микеланджело в 1543 году. Вдохновлённый художник написал сорок восемь эпитафий на его похороны. Он остался предан своему любовнику до конца, удерживая его за руку до его последнего вздоха. Известны стихи и любовные письма, которые писал Кавальери Микеланджело. Но, когда ты видишь его скульптуры и, прежде всего речь идёт о живописи, на мой взгляд, величайшей из всех — то есть о Сикстинской капелле, мы не можем не испытывать восхищения, а его личная жизнь всего лишь фон для этого, дающий всплеск творчества!

4. Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452- 1519), итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).

Великий Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Даже великий Леонардо да Винчи был под судом, но… В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по анонимному обвинению в содомии. Их оправдали… О его жизни после этого события известно очень мало... Он был из хорошей семьи и находился под покровительством графа... Расследование забуксовало и ничего не вышло.

5. Чайковский, Пётр Ильич (1840 - 1893), русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов, более 100 романсов, которые представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Чайковский происходил от православных шляхтичей Кременчугского повета и был потомком известного на Украине казачьего рода Чаек, получивших своё прозвище от типа казачьей лодки.

Родители Петра Ильича любили музыку. В 1850 году родители отправляют Чайковского в Императорское училище правоведения. Чайковский провёл 2 года за границей, в 1300 км от родного дома, так как возраст поступления в училище составлял 12 лет. Для Чайковского разлука с матерью была очень сильной душевной травмой. В 1852 году, поступив в училище, он начал серьёзно заниматься музыкой, которую преподавали факультативно.
Окончив училище в 1859 году, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции.

В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью.

Несмотря на факт женитьбы (неудачной), Чайковский был ярко выраженным гомосексуалом (как и его брат Модест). В семье Чайковского считали, что первый гомосексуальный опыт Чайковский пережил в училище, в 13-летнем возрасте со своим однокашником (в период полового созревания, чем грешили ученики и ученицы закрытых учреждений по половому признаку), будущим поэтом А. Н. Апухтиным (сам Апухтин тогда уже был в связи с классным наставником).

Гомосексуальные эфебофилические наклонности Чайковского были хорошо известны современникам. Исследовавший письма Чайковского В. С. Соколов отмечает, что в 70-е годы Чайковский страдал от своих сексуальных наклонностей и пытался бороться с ними, однако в последнее десятилетие его жизни, как отмечает В. С. Соколов, «было найдено счастливое душевное равновесие — после бесплодных попыток борьбы со своей природой». «…после истории с женитьбой я наконец начинаю понимать, что ничего нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть по своей природе», — пишет Чайковский брату Анатолию 13/25 февраля 1878 г.

Безусловно, не творчество сделало описанных выше гениев гомосексуальными, но и не наоборот…

Однозначно, данные творческие личности владели божественным творческим даром с рождения. И это – первично!

Протоиерей Андрей Ткачёв cчитает, что творчество гомосексуалистов является выходом их угнетённого состояния наружу.


Но преломление энерго-информационной матрицы Рода через сито данной Личности, вспыхнувшей сверхновой в определенный отрезок времени и пространства, отягощённой кривым зеркалом личностных патологий, и отражение их в ряде специфических ощущений-переживаний, дало симбиоз и сублимацию выхода посредством создания гениальных произведений, оставивших свой след в виде сфокусированной мыслеформы. Недаром богачи скупают произведения великих. Это не только способ вложения и приумножения капитала. Это подсознательное стремление компенсации упущенного ими в своем развитии, посредством этого они имеют мощный поток энергии в своем бедном духовном мире.

Если взять метафизику, то можно вспомнить выражение одного режиссёра: «Фильмы снимаются на Небесах!» Тут извилистая дорожка размышлений нам ставит вопрос первичности идеи или её материального воплощения. Оставим читателю решить это вопрос для себя самостоятельно.
Вполне возможно (а для меня в этом нет сомнений), что нормальная ориентация этих гениев подарила бы миру не меньше прекрасных и гениальных произведений искусства и в другом ракурсе дала бы миру гораздо более глубокие со-ощущения и нравственные ориентиры. Интересную саркастическую мысль по этому поводу высказал неизвестный мне автор, имея в виду модерное творчество (от импрессионизма до абстрактного искусства): «Дело не в том, что они так видят мир. Лучше писать они не умеют!». Я бы не придал смыслу сказанного роль полной истины, но, тем не менее, доля рацио в этой мысли есть, и не малая, на мой взгляд.

И тут возникает некая гипотеза, позволяющая как-то разрешить данную дилемму.

Интеллект человека, в частности его потенциальный уровень развития, запрограммирован на генетическом уровне. Существует множество факторов, влияющих на интеллект человека. Известно, что у мужчин и женщин свои гормоны, определяющие их половую принадлежность и тягу, которые подразделяются на андрогены (мужские половые гормоны), эстрогены (женские половые гормоны). Роль гормонов чрезвычайно высока.

Исследования психологов показали зависимость между интеллектом и концентрацией в крови тестостерона – главного мужского полового гормона. Чем ниже она у мужчин, тем выше их лингвистические, художественные, творческие способности. Тестостерон стимулирует агрессивное поведение, развитие вторичных половых признаков (волосатость тела и лица) и сексуальную активность. Невысокой концентрацией тестостерона объясняется, почему лица, в характере которых соседствуют мужские и женские черты, более талантливы, чем те, о которых говорят «настоящий мужик» или «женщина до кончиков ногтей». Тестостерон бушует в крови юношей, поэтому они интеллектуально развиваются медленнее девушек. Маскулинность обозначает наличие типично мужских черт. Стереотип маскулинности не остался прежним. «Традиционная» маскулинность выдвигала на первый план такие качества, как физическая сила, подавление нежности, функциональное отношение к женщине и одновременно несдержанность в выражении «сильных» чувств (гнева, страсти и т. п.).

Современная маскулинность ставит интеллект выше физической силы, допускает и даже требует проявления нежности и душевной тонкости, а также обуздания грубых чувств и порывов и т. д. Однако эти тенденции противоречивы, а их соотношение неодинаково в разных социальных сферах: у менее образованных людей представления о маскулинности более традиционны. Влияние пола на интеллектуальные функции проявляется скорее в характере умственных способностей, а не в общем уровне интеллекта, измеряемого по IQ. Разделение полов происходит на ранних этапах эмбрионального развития под влиянием эстрогенов (женских половых гормонов) и андрогенов (мужских половых гормонов, главный из которых – тестостерон). Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует формированию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гормоны изменяют функционирование мозга только во время критического периода развития человека. Введение тех же самых гормонов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Тестостерон стимулирует агрессивное поведение, развитие вторичных половых признаков (волосатость тела и лица) и сексуальную активность.

.....................Странности и эксцентричность признанных гениев

1. ТИХО БРАГЕ

Датский астроном, астролог и алхимик Тихо Браге, живший в XVI-м веке, славился своими эксцентричными выходками.
Ещё в юношестве он потерял часть носа, поэтому до конца жизни был вынужден носить металлический протез. Физический дефект не мешал Браге устраивать шумные людные вечеринки в собственном замке Ураниборг, расположенном на острове Вен. Этот остров ему в пожизненное владение пожаловал датско-норвежский король Фредерик II, чтобы астроном построил на нём обсерваторию. Браге пустил на обустройство замка-обсерватории огромные средства, там была даже такая невероятно сложная и дорогая для того времени штука, как водопровод на всех этажах.
Астроном завёл себе в качестве домашнего животного лося и нанял придворного шута-карлика по имени Джеп, который сидел под столом во время многочисленных званых обедов — Браге иногда подкармливал его объедками.
Учёного погубила его страсть к торжественным обедам и придворному этикету: однажды, будучи на королевском банкете в Праге, Браге до последнего не покидал стол, хотя ему требовалось отлучиться в туалет. Это не прошло даром — через 11 дней Браге скончался от неизвестного недуга: по одной из версий у астронома лопнул мочевой пузырь, а другие историки говорят об отравлении.

2. НИКОЛА ТЕСЛА

Знаменитый изобретатель Никола Тесла приехал в Америку из Сербии в 1884-м году и начал работать на другого гения — Томаса Эдисона. Как утверждают многие исследователи, именно Тесла сделал некоторые важные открытия, например, изобрёл электрическую лампу накаливания, авторство которой ошибочно приписывают Эдисону. Другие работы учёного способствовали бурному развитию применения электричества и радиосвязи в самых различных сферах человеческой жизни.
Великий инженер, как считается, страдал обсессивно-компульсивным расстройством личности, при котором человека преследуют навязчивые мысли и идеи. Например, Тесла всячески избегал малейшего контакта с какой-нибудь загрязнённой поверхностью, волосами и гладкими шарообразными предметами вроде бильярдных шаров. Если, например, за столом присутствовали дамы с жемчугом в серьгах, у физика пропадал аппетит. Патологическое пристрастие к чистоте доходило до того, что учёный требовал до 18-ти салфеток, чтобы тщательно отполировать столовые приборы, прежде чем ими воспользоваться.
Также, изобретатель был одержим цифрой три — перед входом в здание он обязательно трижды его обходил, а в гостиницах селился только в номерах, кратных трём.

3. ВЕРНЕР ГЕЙЗЕНБЕРГ

Вернер Гейзенберг — типичный физик-теоретик, ум которого витал в облаках. Гейзенберг сформулировал уравнения соотношения неопределённостей в квантовой механике, которые объясняют принцип взаимодействия крошечных субатомных частиц.
Несмотря на то, что физик прекрасно ориентировался в столь высоких материях, он чуть не провалил защиту докторской диссертации. В ответ на вопрос профессора из аттестационной комиссии, по какому принципу работают обыкновенные батарейки, Гейзенберг растерялся и не смог сказать ничего вразумительного — вероятно, потому что действительно ничего об этом не знал.

4. РОБЕРТ ОППЕНГЕЙМЕР

О чудачествах гениальных физиков можно сложить не одну сотню легенд. Например, Роберт Оппенгеймер занимался не только физикой — это был эрудит, свободно говоривший на восьми языках и интересовавшийся поэзией, лингвистикой и философией.
Благодаря необычайным способностям, Оппенгеймер иногда с трудом понимал других людей. Например, однажды он попросил своего коллегу Льва Недельского подготовить лекцию, которую физик должен был прочесть в Калифорнийском университете в Беркли. Оппенгеймер вручил Недельскому книгу, отметив, что там можно почерпнуть всё необходимое, но через некоторое время тот вернулся к физику озадаченным — книга была на голландском языке. Оппенгеймер в ответ лишь пожал плечами: «Но это же такой лёгкий голландский!»

5. БАКМИНСТЕР ФУЛЛЕР

Американский архитектор, инженер и изобретатель Бакминстер Фуллер известен во всё мире, прежде всего, как создатель «геодезических куполов», автомобиля «Димаксион» и множества других фантастических разработок вроде «Димаксион-дома» — жилища, состоящего из сборных алюминиевых конструкций.
При всех своих научных заслугах, Фуллер был довольно эксцентричным человеком: он носил сразу трое наручных часов, чтобы отслеживать время в разных часовых поясах. Долгие годы изобретатель обходился всего двумя часами сна в сутки, называя это «Димаксион-сон», но, в конце концов, отказался от такой практики, потому что его коллеги не могли выдержать такого ритма работы.
Известно, что учёный скрупулёзно фиксировал события своей жизни, делая записи каждые 15 мин с 1915-го по 1983-й год. Эти дневники получили название «Хроники Димаксиона» и сейчас хранятся в Стэнфордском университете. Общая высота стеллажей с рукописями достигает 82-х м.

6. ПАЛ ЭРДЁШ

Жизнь одного из самых знаменитых математиков XX-го века венгра Пала Эрдёша овеяна легендами и слухами. Гениальный учёный всегда был так увлечён научной работой, что не обзавёлся даже собственным домом, постоянно путешествуя по различным научным мероприятиям и квартирам коллег. Он появлялся на пороге со словами «Мой мозг открыт» и задерживался в гостях ровно настолько, чтобы успеть написать вместе с радушным хозяином несколько научных работ, а затем отправлялся дальше.
В последние годы жизни Пал пил много кофе и употреблял амфетамин, чтобы уделять науке до 20-ти часов в сутки. Такая одержимость принесла свои плоды — Эрдёш опубликовал 1475 фундаментальных работ по математике. Его коллеги даже ввели шуточный метод определения кратчайшего пути какого-либо обычного учёного до Пала Эрдёша по совместным научным публикациям — так называемое число Эрдёша: чем выше у математика число Эрдёша, тем больше у него совместных публикаций с непосредственными соавторами венгерского учёного.

7. РИЧАРД ФЕЙНМАН

Ричард Фейнман был одним из самых выдающихся физиков XX-го столетия: он активно участвовал в Манхэттенском проекте — сверхсекретной программе правительства Соединённых Штатов по разработке и созданию ядерного оружия.
Кроме выдающихся научных достижений, Фейнман известен своим оригинальным юмором: например, во время работы над атомной бомбой в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико, физик в свободное от исследований время взламывал сейфы и замки дверей, чтобы доказать несостоятельность мер безопасности, принимаемых на правительственном объекте. Он не раз опустошал сейфы и кабинеты коллег, вынося оттуда секретные документы и чертежи, необходимые ему для работы.
Ричард Фейнман также известен своим неиссякаемым любопытством: до получения Нобелевской премии за исследования в области квантовой электродинамики учёный успел провести немало времени в Лас-Вегасе, развлекаясь с очаровательными танцовщицами, досконально изучил язык майя, овладел техникой тувинского горлового пения и наглядно в прямом эфире на телевидении объяснил, как потерявшие эластичность резиновые уплотнители привели к катастрофе шаттла «Челленджер» в 1986-м году.
Также физик выпустил автобиографическую книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»

8. ОЛИВЕР ХЕВИСАЙД

Британскому математику, физику и инженеру Оливеру Хевисайду наука обязана многим: именно он впервые применил комплексные числа для изучения электрических цепей и разработал принципиально новый метод решения дифференциальных уравнений.
Близко знавшие его люди утверждали, что Хевисайд был одним из самых странных людей своего времени. Бывший не в ладах с научным сообществом учёный в последние годы жизни стал особенно эксцентричен: он красил ногти в розовый цвет, вместо мебели использовал в доме огромные гранитные глыбы, иногда целыми днями употреблял в пищу только молоко и подписывал корреспонденцию своим именем с инициалами W.O.R.M. (англ. «червь»). Кроме того, судя по всему, у Хевисайда было психическое отклонение под названием гиперграфия — нарочитая многословность в текстах и непреодолимое желание писать.

9. ГОФОНИИЛ ЧАРЛЬЗ МАРШ И ЭДВАРД ДРИНКЕР КОП

На рубеже XIX-го и XX-го столетий двое учёных-чудаков затеяли соревнование, кто найдёт больше окаменелых останков динозавров и других доисторических животных.
Гофониил Чарльз Марш, палеонтолог из музея Пибоди при Йельском университете, и Эдвард Дринкер Коп (Edward Drinker Cope) из Академии естественных наук в Филадельфии, штат Пенсильвания, в начале своих изысканий сотрудничали, но вскоре их дружба уступила место самой горячей и безрассудной разновидности ненависти — ненависти научной.
Между учёными разгорелась настоящая война: они выкрадывали друг у друга артефакты и уничтожали их, всячески препятствовали раскопкам, подсылали друг к другу шпионов, и в своих научных работах каждый поливал бывшего соратника грязью. У этих безобразных выходок была одна, безусловно, светлая сторона: своим научным рвением и соперничеством оба исследователя внесли неплохой вклад в развитие палеонтологии, обнаружив останки таких динозавров, как стегозавр, трицератопс, диплодок и апатозавр.


.................................А теперь немного истории исследования интеллекта.


Интеллектуальные тесты впервые появились в Китае в VII веке нашей эры. Чиновники проходили экзамены, где проверялись их способности, овладение конфуцианской доктриной. В зависимости от результатов кандидат попадал в один из трёх классов: чиновник общественной службы (один из ста претендентов), мандарин (один из ста чиновников), инспектор (один из ста мандаринов). В начале XX века группа учёных создала систему определения умственного развития детей, получившую наименование "IQ" (от английских слов Intelligence Quotient - доля интеллекта). Потом её стали применять и для взрослых людей.
Интеллект обычного человека определяется примерно в 85-115 баллов. Люди с низким IQ (меньше 85) в 13 раз чаще оказываются за чертой бедности, чем люди с высоким IQ, в 15 раз чаще вынуждены оставлять работу из-за проблем, связанных со здоровьем, преступность среди них в 4 раза выше. В то же время среди людей с высоким IQ (выше 85) в два раза больше разводов. У всего человечества средний IQ ежегодно увеличивается на 1. Тесты показали, что типично "мужские" дарования лучше всего проявляются весной, когда уровень тестостерона в крови самый низкий. Усиление этих способностей по весне, видимо, имело значение для кочевых племён, начинавших весенние передвижения. И напротив, многие войны вопреки логике начинались осенью, когда мужчины захлебываются в избытке своего тестостерона.


................................И немного о роли интеллекта в сексе.



Роль интеллекта во взаимоотношениях мужчины и женщины многозначна. Мужчины чувствуют себя комфортно, если испытывают интеллектуальное превосходство над женщиной. Часто только для встречи без далеко идущих последствий они согласны встретиться с женщиной, которая не должна уступать им по уровню образования и интеллекта. А вот лечь в постель они могут и с совершенно глупой и бездарной.

Женщины же заявили, что согласятся на интим только с тем мужчиной, интеллект которого будет превышать их собственный.

Вывод: уровень тестостерона ниже нормы может усилить проявление творческих способностей, данных от рождения. Может. Но не обязательно так! Иными словами:

Все воробьи – птицы. Но не все птицы – воробьи! Все гении – люди. Но не все люди – гении.

Как показывает сама жизнь, огромное большинство людей нетрадиционной ориентации - далеко не гении. Как и не все гении - гомосексуальны.

Автор позволит себе утверждать, что гениальность - это отмеченность Судьбой или Божий знак, как кому удобнее понимать. Это спасительный путь через тернии к звёздам. Только надо безошибочно выбрать эту звезду, льющую спасительный свет, огромный поток энергии душе человека. Проблема в том, что чем сильнее энергетический канал, тем больше искушений. Или:

...................................Большой энергетический канал
...................................всегда чёрт равный охранял!

Что было метко подмечено в народе: «Там, где Господь строит храм – через дорогу Лукавый строит часовню».

Поэтому, выбор за вами какому богу молиться.


Продолжение. Начало: http://www.stihi.ru/2013/09/24/4668

Литература:

1. Библия.
2. «Книжное и околокнижное»: http://wikers.ru/weekly/life/8667/
3. «Топ-10 самых безумных поступков писателей»:. 4. Юджин Папуша «Ника Турбина. Расследование ведёт астролог»: http://www.stihi.ru/2013/05/13/9057
5. Андрей Поправко «Категории любви и свободы в метафизическом пространстве» http://www.proza.ru/2013/06/22/1724
6. «Писатели гении или безумцы»: http://www.liveinternet.ru/users/4489888/post186651030/
7. Википедия Сафо: http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Жизнь Достоевского: http://www.pereplet.ru/dostoevsky/biogr.html
9. Инофорум: слушаем мир, отвечаем миру: 10. Выставка представляет Микеланджело гомосексуалистом: 11. Википедия: Гомосексуальность в эпоху Возрождения: http://ru.wikipedia.org/wiki/
12. «Интеллект и влияние на него половых гормонов»: 13. Korzo news: 14. Протоиерей Андрей Ткачёв: http://society.lb.ua/life/2013/09/19/227574_krugliy_stol.html