Дискуссия о классике и современной литературе

Зера Черкесова 2
Дискуссия о  классике и  современной  литературе.

Предисловие.

Некоторое время  назад я готовилась к  интервью с известным российским  актером, почтившим  наши края своим  визитом. К  сожалению, поговорить тогда не  удалось. Сохранились заметки  подготовки  к беседе, которые  я, слегка  отредактировав, опубликовала  на Стихи ру минувшим летом как  небольшое  эссе  под  названием »Ортега-и-Гассет об исчерпанности сюжетов литератур». Публикация была на моей  странице Зера  Черкесова(без цифирек). Это эссе вызвало оживленную полемику. Сейчас, заново взглянув на свои публикации  на  той странице, я решила здесь  опубликовать эссе  и  рецензии  как  единую ленту обсждения, удалив  мешающие  восприятию цифры дат  и времени  публикаций рецензий, и чуть подсократив за счет  не  относящихся  к теме фрагментов бесед. Я регулярно публикую такие  обсуждения-как мой излюбленный жанр  Дисскуссий  или  Бесед. Нередко  такие дискуссии   длятся  в  режиме  онлайн сутками, и  я  их  публикую, но  здесь я скомпоновала рецензии под моим  эссе, что тоже вариант литературной беседы. Каждое  из рецензий  в  этой  ленте-законченное  маленькое  эссе  по  сочности языка  и богатству  мыслей авторов, остроте  полемики.
Надеюсь, вам будет  небезынтересно. В свою очередь, ваши  рецензии под этой  лентой-добавили бы  новых мыслей  и красок. А  актуальность усилена неожиданным  резонансом  с  русской литературой в решении  Нобелевского  комитета  по литературе  за 2013год. О   чем  я  написала статью с парадоксальным(как и  решение Комитета)названием: «Нобелевской  премии 2013г  удостоен Чехов»-см.
 http://www.stihi.ru/2013/10/28/1024
 
Зера Черкесова.
28 октября 2013г.



Ортега-и-Гассет об исчерпанности сюжетов литератур
Зера Черкесова

  Почему фильмы нашего времени, преподанные со всей возможной помпой, увенчанные всеми лаврами и призами-в лучшем, случае, смотрим для интереса один раз, а второй уже не хочется. Не говоря о десятом и сотом просмотрах. От недостатка ли талантов нет прежнего  кино большого стиля-или, как утверждают иные, например, на днях читанный мной Хосе Ортега-и-Гассет в отношении романа-от исчерпанности тем и сюжетов? Но сначала короткая преамбула. Читала работы испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета. Его работы не издавались в СССР. Он известен, как автор »Восстания масс». А между тем, у него есть не только политические памфлеты, но и статьи по искусству, литературе. Так вот, еще в 50-х гг.20 века он утверждал, что роман, как жанр, исчерпал себя, все возможные сюжеты перепеты не раз и изобрести что-то новое практически невозможно. Он пишет, например, что к своему удивлению нас теперь ничуть не трогают томики Доде и Мопассана. И даже Бальзака. Хотя тут же он произнес апологию Достоевскому.
   Читая его, в общем, спорные, хотя и не лишенные оснований мысли, я подумала, однако, что, возможно, здесь сокрыта и причина того как мало нас трогает кино наших дней-при том, что старые фильмы можно пересматривать бесконечно, их очарование не тускнеет. Век кино, конечно, основательно разработал рудники тем и сюжетов, как и золотой век литературы-19-ый.
   
   В известной мере, это так. Но каждому времени свойственен свой особый пафос.
   Нашему времени, как мне представляется, свойсвено, как никаким иным временам в прошлом-стремление к новому взгляду на  привычное и классически-незыблемое. Пафос новизны трактовок и пафос разоблачительства. Взгляд современным оком на прошлое.   
   Сказать принципиально новое в отношении старого и заезженного. Стотысячная постановка классической пьесы в привычном виде мало кого по-настоящему тронет, даже при наличии лучшего состава исполнителей и лучшей, но-снова классической!-режиссуры.
   Но если открылись какие-то новые факты в отношении старого произведения или автора, и они по-настоящему интересны и значительны-тогда, на мой взгляд, не потребуется и особых модерновых изысков режиссуры, можно сделать постановку старой пьесы и фильма вполне используя классический арсенал режиссуры и актерской игры.Не форма, а содержание. Вы, как представитель классической русской театральной школы и ее наследницы-советской,то есть высших достижений театра и кино, именно Вы интереснее молодых, очень авангардистских, но столь же в художественном отношении мало что умеющих режиссеров-актеров.
    Рецензия на «Ортега-и-Гассет об исчерпанности сюжетов литератур» (Зера Черкесова)

 Есть время разбрасывать камни, но за ним непременно последует время собирать их. В нашей Вселенной существуют два основных процесса: Созидание и разрушение. При этом Созидание содержит в себе механизм грядущего за ним разрушения, а разрушение содержит в себе механизм Созидания.
 Эти процессы являются главными как в мире физическом, так и в мире духовном. Их борьба есть источник развития. Вся история нашей цивилизации это эпохи Созидания и эпохи разрушения, которые чередуются.
 Мы сейчас живём в эпоху пика разрушения, осуществляемого как в мире материальном (ещё никогда люди так интенсивно не разрушали окружающую нас природу), так и в мире духовном (никогда ещё так активно не разрушалась культура, нравственность, литература, кино, театр).
 Для разрушения искусства кино, театра, прозы и поэзии и существуют «теории» об исчерпанности сюжетов, тем, идей произведений. Эта чушь служит для обоснования процессов, происходящих в современном искусстве. Причем делается так ловко и хитро, что позволяет одурачивать не только средних обывателей, но и профессионалов. Скажем один «художник» с помощью карандаша и линейки начертил всем известную геометрическую фигуру, и она тут же была признана «гениальным» произведением живописи. И этот бред до сих пор повторяют немало профессиональных художников.
 Люди разумные прекрасно понимают, что сейчас происходит в различных жанрах искусств, но многие из них помалкивают, чтобы не нажить себе врагов.
 Написал лишь толику того, что мог бы изложить по этому поводу, но всё это будет гласом вопиющего в пустыне. Могу лишь добавить – век разрушения всегда короче века Созидания, ибо Созидать гораздо сложнее, чем разрушать.
 Жаль только, что нам не придется встретить эпоху Созидания. До неё, возможно, около ста лет. Дай Бог, чтобы он наступил скорее.

Латиф Бабаев   25.06.2013 22:24   
Благодарю за большую интересную рецензию. Не во всем согласна, например, в части Черного квадрата Малевича. Но основные тезисы верны. У меня есть статья о циклах чередования Любви и Борьбы во Вселенной. Я вам ссылку предоставлю, она на другой странице. Платон писал об этом, почти все мифологии проникнуты этой мыслью.Это глубокая и обширная тема.

 Я Вам написала рецензию на ваше эссе о Фаусто Папетти. Рада, что Вы тоже любите эту музыку. Вот это и впрямь нетленное и неисчерпаемое Искусство с большой буквы.

   
"Идеальное государство по Платону и по Кампанелле"-это обновленное название. Первоначально статья называлась "Вселенная-Циклы преобладания Борьбы и Любви". Но недавно поменяла, показалось, что слишком абстрактное название.НО эти циклы созидания-разрушения Вселенной так назвал Платон,опираясь на античные мифологичекие космогонии.(Кали-юга и прочее индийской мифологии и сегодня популярна).Ваша рецензия так созвучна.

Зера Черкесова
 Рецензия на «Ортега-и-Гассет об исчерпанности сюжетов литератур» (Зера Черкесова)

 Ортега, конечно, словоохотливый и достаточно забавный философ, но - не более того. Нет никакой беды в "конечности" сюжетов. Есть определённые трудности с их разработкой и нахождении свежих ракурсов и оттенков.

 Не обременены какой-то убедительностью и его сентенции о приелости тех или иных классиков.

 Вряд ли кто, за исключением литературоведов, помногу раз перечитывает от корки до корки даже самые выдающиеся произведения.

 Но... Но приходят новые поколения читателей - и всё в той или иной мере случается сызнова.

 Интерес к "золоту" никогда не терялся и не потеряется, не смотря на все цивилизационные катаклизмы и эволюционные движения.

 Вопрос только в одном - насколько уместны кавычки в отношении к сокровищам мировой литературы в контекстах национальных культур...

Феликс Бесогонов
Это текст моей подготовки к интервью с знаменитым гастролером-актером. Несостоявшегося,увы, - ввиду его цейтнота. Это было несколько лет назад.
 Сейчас извлекла из своих набросков и черновиков и, не перечтя как следует, не отредактировав, опубликовала как эссе. Этим объясняется то, что в тексте - параллели моих размышлений с кино. И смысл обращений к кому-то.
 Там был повтор одного абзаца-ляпсус и др.я сейчас перечла и обнаружив ляпсусы, удалила, отредактировала эссе.
 Соглашусь с вами в том, что золотая классика-на все времена. Однако не соглашусь в оценке испанского философа и искусствоведа Хосе Ортег-и -Гассета. По мне оригинальный мыслитель и изысканный стилист.
 Спасибо за интересные мысли Вашей рецензии, заглядывайте.

Вероятно, стоит продолжить тему, вызвавшую такие заинтересованные отклики. Не напишите снова тогда мне рецензию?(ссылку предоставлю).Видите,Х.Ортега-и-Гассет-значительный мыслитель,если сумел актуально-заостренно поставить проблему, его мысли и мое их прочтение вызвали полемику здесь:)).

Зера Черкесова 

Рецензия на «Ортега-и-Гассет об исчерпанности сюжетов литератур» (Зера Черкесова)

 Прочитал,очень интересная статья,возникла масса мыслей и замечаний в отношении неповторимости произведени
 

й,если их форма заранее не подкинута обще признаваемой,привычной культурой.
 Сейчас время поиска новых форм,в телевидении,в кинематографии.
 Ведь почему мы Гомера не перечитываем,ли Авицену общепризнанное,а стремимся к новым произведениям?
 Те авторы дали нам установку,мы как её приняли и она лишь основа восприятия,не позволяющая вне форм,увидеть,осознать новые формы в том виде,которые предлагает не стандартно мыслящий автор.
 Вся исписанность исчерпанность возникает от единообразия мышления,которое искусственно
 навязывается для управления массами,категоричности суждений как нормы.
 Понравились ваши размышления.
 С уважением!

Леонид Якутович   

Ваша рецензия - сама по себе - маленькое философское эссе!
 Спасибо, такие мысли в рецензиях делают еще интереснее рецензируемую статью. Вообще-то, это и не совсем статья, а черновик, набросок. Происхождение этой заметки, удостоившейся уже двух интересных рецензий в первый день публикации-читайте во второй рецензии выше. Чтобы не повторяться.
 Значит, тема актуальна и животрепещуща, если столь скромный набросок привлек внимание интересных авторов. Спасибо, попробую продолжить тему и написать обстоятельнее. Тогда позвольте просить Вас нового отзыва.
 Извините за задержку с ответом, вчера не могла ответить. Заглядывайте.

   
Да, как раз к Вашим рассуждениям: Есть ироничный афоризм:

 "Классиков почитают, но не читают".

 Это, конечно, гипербола, я, например, классиков много читаю,гораздо более, чем современников.И ретро- кино по многу раз пересматриваю. Но есть такие классические эпохи, чьи произведения действительно как бы уже совсем архаичны. Например, читаем Пушкина и поэтов допушкинской поры-пересыпанные образами и сюжетами-аллюзиями и реминесценциями античных мифов и греко-римских авторов Античности.А вот взять этих древних почитать-уже неохота. Хотя стоит, стоит. Как и упомянутого вами Авиценну.

 Есть еще афоризм:

 "Если хочешь делать новые открытия-прилежно читай старые книги".

 А мои размышления о причине того, почему "Пушкин наше всё"-Вы можете прочесть в маленьком эссе с продолжением размышлений в рецензии:

 К.Батюшков, или почему Пушкин наше всё-
http://www.stihi.ru/2013/05/29/3912

Зера Черкесова   


 С утра третий час пишу и переделываю пародию Бетон,возникло спросонья,это...
 видимо,возможно от Мариэты Шагинян посыл,а тут то и дело музыка в окно и выступления при бурно работающей стройке,смотрю по смыслу совершенно другое произведение получается,я перечитаю ваши труды,как поэтический всплеск затихнет и сознание начнёт в прозе думать.Я на ночь выпил пива Аббатское,Тольяттинского разлива,потому что знакомый угостил пересоленной Икрой в баночке от Горбуши,жена ест,а я решил тоже попробовать,зубами не разжёвывал,а просто подержал во рту и проглотил,зная что я не должен поедать детей крупных рыб,срок баночки заканчивался и завод изготовитель внушал доверие,подумал что просто белковая и мне ничего не будет
 Была странная ночь,я во сне писал некие произведения разной формы и был участником событий,даже с дракой и обидой.
 Разбудил сын,пришедший с ночной подработки,охранял мелкий объект,там вышел некий конфликт бравурности,а все выпимши были и ссорились,а я это по своему воспринимал во сне,целый сюжет с желаниями затаёнными и внешними проявлениями психической активности,а также антуража поведенческого характера.
 Вот маленькая сценка нравов в обществе,о которой я упоминаю:
 -Четверо людей,пьют пиво и покупают закуску,самый не спокойный,кидает в лицо охраннику уличной точки,\это как раз под утро и я вижу во сне реальное событие\
 Сочный дорогой Хот дог со всеми приправами,горчица,майонез,кетчуп,корейская морковь,прямо в глаза и налетают драться.
 Суть в том,
 Подобные события я могу увидеть во сне,или в своих переживаниях,даже если просто за руку с прохожим поздоровался.
 Остаётся след вибраций.
 Сегодняшнее событие возникло от лиц братской национальности с Кавказа и Востока,естественно местных,видимо из соседних дворов.
 Это как намёк на среду обитания,при её смене не всё правильно в поведении людей,даже если проследить Колонизацию Американского континента,долго ситуация выправляется,но это уже другая тема.
 Почему и в армию подальше от своей местности отправляют служить,чтобы как то стереть грань привязки к энергетике местности в большой стране.
 С уважением!

Леонид Якутович.

вопрос касается содержательной части искусства(сюжетов-героев-мотивов... или как сказали бы физики - дискуссия о несущей частоте - а не о гармониках)но

 но если Вам интересны изменения Формы(там тоже наблюдается "большая синусоида" - мода то приходит то уходит опять приходит и опять уходит)то посмотрите в сети

 -статьи Н.Бердяева "Кризис искусства"-"Астральный роман"-"Пикассо"

 -очень много замечательных статей у В.Вейдле про "умирание искусства" - прежде всего эссе "Пикассиана"...

 интересны совпадения по Пикассо...

 публицист А.Каретников объединил эти две статьи("Пикассо" и "Пикассиана") в один выпуск журнала - который я читал(от страшной скуки:)в перерывах между караульными сменами:))давно это было...но запало в память... потом нашёл в сети...

 вот как у Каретникова в предисловии - "...у Бердяева другие задачи: он снимает с Пикассо покров, тем самым открывая зрителю сущность художника и место его творчества в системе мира, показывая, а еще точнее - доказывая неизбежность Пикассо. С той же неизбежностью следует отсюда и не высказанный Бердяевым вывод: Пикассо можно любить или не любить, но игнорировать его нельзя."

 на самом деле это очень интересная тема... она перекликается не только с вековым спором лызиков и фыриков(извините так выражается моя маленькая племянница... имеется в виду конеш спор физиков и лириков)но и с извечным вопрос вопросовичем - как нам обустроить Россию?(или "что делать?" или нужна ли нам бюргерская культура или Великая Русская Культура или... есть ещё более глубинные пласты связанные с религией то есть с природой человека и сменой исторических эпох)

 удивительно... но в музыке всего 7 нот:))

 улыбчивый ребёнок - скромный специалист по многим видам искус ства:)

Русский Ребёнок   01.11.2013 

Спасибо за интересную рецензию. Ну что ж,давайте поспорим, коль бросили вызов. Апология Пикассо? Критика Бердяевым современного искусства? Вопрос, однако, не в вкусовщине:нравится/не нравится,но в понимании суть процессов. Бердяев и другие пишут о разрушении основ искусства и самой нашей цивилизации, выражением чего является искусство.
 Бердяев жесткой критике подвергает не только кубизм и Пикассо,но и импрессионизм как первый симптом упадка, но синтетическое искусство -Скрябина, Чюрлёниса, и футуризм Маринетти. И символизм Андрея Белого.

 «В современной живописи не дух воплощается, материализуется, а сама материя дематериализуется, развоплощается, теряет свою твердость, крепость, оформленность»-Бердяев.Кризис искусства.

 По моему все не так однозначно.И не стоит все валить в одну кучу.
 Бердяев сокрушается по поводу упадка Ренессансной культуры. Но Ренессанс-только часть, этап всемирного во времени и пространсве культурного процесса. И -как ни покажется кому-то удивительным-и у Ренессанса есть свои жесткие критики, хотя нас приучили считать Ренессанс высшим проявлением человеческой культуры.Ренессансный тип личности. НО критика Ренессанса-это критика искусства и философии, поставивших человека выше Бога.
 Бердяев увидел в импрессионизме начальные симптомы разложения.
 Но вот вам в порядке обмена: статья выдающегося советкого философа и искусствоведа Михаила Лифшица "Феноменология консервной банки", ироничный взгляд на современное западное искусство, в которой и пустая консервная банка может служить художественным артефактом.
 Мих.Лифшиц выразил в статье глубокую и плодотворную мысль:

 Все великие творения ис кусства рождаются не на высоте развития данного направления , стиля,-но на грани, на изломе эпох:когда уже не, но еще не...

 И если под этим углом зрения взглянуть на тот же импрессионизм-т о это великое искусство. Почему? Давайте порассуждаем. Почему нас(меня,во вс.случае и еще очень многих)так привлекает живопись импрессионистов? Не потому ли, что это как раз искусство, соответствующее формуле:уже не, но еще не...
 В отличие от мрачновато-болезненного Ван Гога(хотя у него есть гениальные работы) и прочих постимпрессионистов, и в отличие от Пикассо и тем паче Шагала-ранние импрессионисты(Клод Моне, Поль Синьяк, Огюст Ренуар, де Тулуз Лотрек, и др)-притягивают магией света в своей живописи, найденным им своим словом:особая техника пленерной живописи, где главное действующее лицо-бесконечная игра света и главная цель-передача ускользающего впечатления(отсюда:импрессионизм-впечатление). Светоносная живопись импрессионистов однако еще не отошло от канонов академизма, но уже ищет свободы от сковывающих рамок его. А вот постимпрессионисты и дальнейшие -исты-уже совсем свободны от необходимости владеть основами мастерства и потому их потуги на оригинальность выглядят уродливо. Приближение к каменному веку-так характеизует Пикассо-Бердяев. Хотя Бердяев несправедлив к древним художникам:ибо древнейшая кроманьонская наскальная анималистическая живопись - предмет восторженного интереса, будучи совершенна по мастерству в передаче формы и движения.
 Ну а что касается Скрябина, Чюрлёниса, футуризма-не стоит все мешать воедино, превознося один какой-то художественный идеал. Искусство не абсолют, а привязано ко времени и пространству, к эпохе, стилю, принципам м ышления. И глубже, чем это сделал Освальд Шпенглер в Закате Европы-о замкнутости в себе(в известной мере, конечно)художественных миров, цивилизаций-сделать едва ли возможно. А Бердяев все же исходит из личных предпочтений, и поэтому субъективен.

Зера Черкесова 2   01.11.2013 

 
http://stihi.ru/2012/10/27/1003
Предчувствия Ольги Берггольц

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/277152.html