Литературный экзерсис. Конкурс 5. Триолет

~
                "Вешний звон" (Триолеты)

                 1
                 Идёт весна, поёт весна,
                 Умы дыханьем кружит.
                 Природа в миг пробуждена!
                 Звенит весна! шумит весна!
                 Весной никто не тужит!
                 Весною радость всем дана!
                 Живёт весна - живит весна,
                 Весь мир дыханьем кружит!

                 2
                 Бегут ручьи, бурлят ручьи!
                 Играют, пляшут воды!
                 Купает солнце в них лучи!
                 Спешат, шумят, бурлят ручьи,
                 Как радостные годы.
                 И под лучами, как мечи,
                 Лед рубят бешено ручьи,
                 Ревут, бушуют воды!

                 3
                 Чаруют, трелят соловьи,
                 Плывут струи сирени…
                 Тревожит душу зов любви,
                 Сирень, весна и соловьи…
                 Мечты о страстном плене…
                 Нет сна… желание в крови…
                 Она - в мечтах… Ах, соловьи!
                 Ах, томный бред сирени!

                 4
                 Вокруг - всё жизнь, любовь и свет,
                 Веселье, смех и розы!
                 Поет восторженно поэт
                 Весну, любовь, и жизнь, и свет,
                 Живительные грозы,
                 И то поёт, чего и нет!..
                 Простим ему - так весел свет,
                 Так мелодичны розы!..

                 Игорь Северянин. 1908

                 "Триолет о клёне"

                 О, если б клен, в саду растущий,
                 Расправив ветви, улетел!
                 О, если бы летать хотел
                 Безмозглый клен, в саду растущий!..

                 Он с каждым днем всё гуще, гуще,
                 И вот уж сплошь он полиствел.
                 Что толку!- лучше бы растущий,
                 Взмахнув ветвями, улетел!

                 Игорь Северянин.  Июнь. 1915


                 ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
                 на 5-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "ТРИОЛЕТ"

                 Здравствуйте, уважаемые Поэты!
                 Сегодня в качестве Пятой конкурсной темы цикла - Триолет.
                 Триолет (франц. triolet) – одна из особых, так называемых "твердых" форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо.
                 Считается, что триолет возник во Франции в Средние века. В России первые опыты в этой форме принадлежали, на рубеже XVIII-XIX веков, Анне Буниной и Николаю Карамзину. Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически - например, у Алексея Кольцова, 1830) и возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Игорь Северянин. Целые сборники триолетов были написаны Фёдором Сологубом, Иосифом Каллиниковым, и Иваном Рукавишниковым. Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Каллиникова, содержащие не только отдельные триолеты, но также и поэмы в триолетах. Поэт-символист Иван Рукавишников стал автором двух книг триолетов и статей о твердых строфических формах в "Литературной энциклопедии" 1925 года.
                 Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, "упорное повторенье" мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы. Привычной формой триолета была и остается наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).
                 Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрел в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета.
                 Триолет состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах - одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Своеобразие формы Триолет заключается в повторах целых стихов, которые, однако, не подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью стихотворения. Эти повторы появляются в Триолете дважды:
                 1) первая строка воспроизводится буквально в четвертой строке;
                 2) первая и вторая строки повторяются без изменений в седьмой и восьмой строках.
                 Если выделить повторяющиеся элементы Триолета прописными буквами, то приведенная выше схема приобретает следующий вид: ABaAabAB. Эта троекратность появления одной из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета. Пример:
      
                 «Лизета чудо в белом свете, –
                 Вздохнув, я сам себе сказал, –
                 Красой подобных нет Лизете;
                 Лизета чудо в белом свете;
                 Умом зрела в весеннем цвете».
                 Когда же злость ее узнал...
                 «Лизета чудо в белом свете!» –
                 Вздохнув, я сам себе сказал.
                 (1796. Н.М. Карамзин.)

                 Рифменных схем может быть две: ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). 

                 В качестве канонического стихотворного размера Триолета в России закреплен наиболее близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что неизменно приводило к искажению замысла и стиля Триолета.
                 Главная трудность формы Триолет заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского Триолета, в целях облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания Триолета. Такого рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты, разумеется, обязательной силы не имеют. Гораздо большего внимания заслуживает запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, которые ослабляют ощутительность повтора.
                 Пример – стихотворение Ф. К. Сологуба "День только к вечеру хорош…":

                 День только к вечеру хорош.
                 Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
                 Закону мудрому поверьте –
                 День только к вечеру хорош.

                 С утра уныние и ложь
                 И копошащиеся черти.
                 День только к вечеру хорош.
                 Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

                 Уважаемые Поэты!
                 Мы предлагаем Вам поделиться строками своих стихов в жанре Триолет, не только украсив конкурсную страницу чудесными произведениями, но и доставив друг другу массу удовольствия от соприкосновения с этим красивейшим жанром в Поэзии.

                 © ПК «Золотой Папирус»

                 УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

                 § 1. От одного автора принимается от одного до трёх конкурсных триолетов. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).

                 1.1. Тематика конкурса свободная.
                 1.2. Работы авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
                         
                 § 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название триолета = ссылка на триолет
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Игорь Северянин. "Триолет о клене" = http://www.stihi.ru/2013/12/01/11830

                 Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!

                 § 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей. Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.

                 § 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 2ООО стихобаллов.

                 Сроки приема заявок.
                 С момента публикации - О2 декабря 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / рондо.

                 Удачи вам в Конкурсе!


Конкурс. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2013/12/02/15
Голосование. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2014/01/13/1899 
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2014/01/22/7405

==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================


Рецензии
УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ, ПРИЁМ ЗАЯВОК ЗАВЕРШЁН!
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ!
= ๑۩۩๑ = С УВАЖЕНИЕМ, Ольга и Павел

Поэтический Клуб Золотой Папирус   13.01.2014 04:00     Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.