Литературный экзерсис. Конкурс 5. Триолет

Поэтический Клуб Золотой Папирус
~
                "Вешний звон" (Триолеты)

                1
                Идёт весна, поёт весна,
                Умы дыханьем кружит.
                Природа в миг пробуждена!
                Звенит весна! шумит весна!
                Весной никто не тужит!
                Весною радость всем дана!
                Живёт весна - живит весна,
                Весь мир дыханьем кружит!

                2
                Бегут ручьи, бурлят ручьи!
                Играют, пляшут воды!
                Купает солнце в них лучи!
                Спешат, шумят, бурлят ручьи,
                Как радостные годы.
                И под лучами, как мечи,
                Лед рубят бешено ручьи,
                Ревут, бушуют воды!

                3
                Чаруют, трелят соловьи,
                Плывут струи сирени…
                Тревожит душу зов любви,
                Сирень, весна и соловьи…
                Мечты о страстном плене…
                Нет сна… желание в крови…
                Она - в мечтах… Ах, соловьи!
                Ах, томный бред сирени!

                4
                Вокруг - всё жизнь, любовь и свет,
                Веселье, смех и розы!
                Поет восторженно поэт
                Весну, любовь, и жизнь, и свет,
                Живительные грозы,
                И то поёт, чего и нет!..
                Простим ему - так весел свет,
                Так мелодичны розы!..

                Игорь Северянин. 1908

                "Триолет о клёне"

                О, если б клен, в саду растущий,
                Расправив ветви, улетел!
                О, если бы летать хотел
                Безмозглый клен, в саду растущий!..

                Он с каждым днем всё гуще, гуще,
                И вот уж сплошь он полиствел.
                Что толку!- лучше бы растущий,
                Взмахнув ветвями, улетел!

                Игорь Северянин.  Июнь. 1915


                ОБЪЯВЛЯЕТСЯ НАБОР ЗАЯВОК
                на 5-й конкурс цикла "Литературный экзерсис" - "ТРИОЛЕТ"

                Здравствуйте, уважаемые Поэты!
                Сегодня в качестве Пятой конкурсной темы цикла - Триолет.
                Триолет (франц. triolet) – одна из особых, так называемых "твердых" форм лирической поэзии, французского происхождения, восходящая к старофранцузскому рондо.
                Считается, что триолет возник во Франции в Средние века. В России первые опыты в этой форме принадлежали, на рубеже XVIII-XIX веков, Анне Буниной и Николаю Карамзину. Затем традиция русского триолета была основательно забыта (хотя триолет и встречается эпизодически - например, у Алексея Кольцова, 1830) и возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как Константин Фофанов, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Игорь Северянин. Целые сборники триолетов были написаны Фёдором Сологубом, Иосифом Каллиниковым, и Иваном Рукавишниковым. Между 1915 и 1918 годами вышли в свет три сборника Иосифа Каллиникова, содержащие не только отдельные триолеты, но также и поэмы в триолетах. Поэт-символист Иван Рукавишников стал автором двух книг триолетов и статей о твердых строфических формах в "Литературной энциклопедии" 1925 года.
                Несмотря на неоспоримую оригинальность идеи, "упорное повторенье" мешает развитию сюжета, затормаживает действие. Чтобы каким-то образом оживить повествование, автору приходится использовать неполные повторы стихов, что само по себе является отклонением от канона и вызывает сомнения в необходимости избранной стихотворной формы. Привычной формой триолета была и остается наиболее подходящая для него одиночная строфа, строфа-произведение, содержащая в себе кратко сформулированную мысль, основным носителем которой являются первая и вторая строки (они же заключительные).
                Поистине ошеломляющую популярность триолет приобрел в русской поэзии начала 20-го века. Поэты Серебряного века в корне изменили отношение к стихотворной форме, переставшей после них быть внешним, случайным и малосущественным элементом поэтического творчества. По достоинству оценили они, в частности, и эстетические возможности триолета.
                Триолет состоит из восьми стихов и строится только на двух рифмах - одной мужской и одной женской, расположенных по схеме: abaaabab. Своеобразие формы Триолет заключается в повторах целых стихов, которые, однако, не подходят под тип обособленного рефрена, а тесно сплетаются с тканью стихотворения. Эти повторы появляются в Триолете дважды:
                1) первая строка воспроизводится буквально в четвертой строке;
                2) первая и вторая строки повторяются без изменений в седьмой и восьмой строках.
                Если выделить повторяющиеся элементы Триолета прописными буквами, то приведенная выше схема приобретает следующий вид: ABaAabAB. Эта троекратность появления одной из строк (A) и объясняет происхождение названия триолета. Пример:
      
                «Лизета чудо в белом свете, –
                Вздохнув, я сам себе сказал, –
                Красой подобных нет Лизете;
                Лизета чудо в белом свете;
                Умом зрела в весеннем цвете».
                Когда же злость ее узнал...
                «Лизета чудо в белом свете!» –
                Вздохнув, я сам себе сказал.
                (1796. Н.М. Карамзин.)

                Рифменных схем может быть две: ABaA abAB или же ABbA baAB (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки). 

                В качестве канонического стихотворного размера Триолета в России закреплен наиболее близкий к французским образцам 4-стопный ямб; однако у нас имели место неоднократные попытки применять другие размеры и даже дактилические рифмы, что неизменно приводило к искажению замысла и стиля Триолета.
                Главная трудность формы Триолет заключается в задаче органического слияния повторяющихся стихов с остальными в композиции целого. Поэтика французского Триолета, в целях облегчения этой задачи, регламентировала систему знаков препинания Триолета. Такого рода правила, создавая удобные, хотя и вряд ли желательные трафареты, разумеется, обязательной силы не имеют. Гораздо большего внимания заслуживает запрещение вносить в повторяющиеся строки даже незначительные изменения, которые ослабляют ощутительность повтора.
                Пример – стихотворение Ф. К. Сологуба "День только к вечеру хорош…":

                День только к вечеру хорош.
                Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.
                Закону мудрому поверьте –
                День только к вечеру хорош.

                С утра уныние и ложь
                И копошащиеся черти.
                День только к вечеру хорош.
                Жизнь тем ясней, чем ближе к смерти.

                Уважаемые Поэты!
                Мы предлагаем Вам поделиться строками своих стихов в жанре Триолет, не только украсив конкурсную страницу чудесными произведениями, но и доставив друг другу массу удовольствия от соприкосновения с этим красивейшим жанром в Поэзии.

                © ПК «Золотой Папирус»

                УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

                § 1. От одного автора принимается от одного до трёх конкурсных триолетов. В качестве конкурсной работы допускаются небольшие циклы, если они связаны одной идеей и их форма не допускает публикации по отдельности (объем цикла регулируется только здравым смыслом автора).

                1.1. Тематика конкурса свободная.
                1.2. Работы авторов, не реагирующих на замечания и рекомендации Ведущих, касающиеся их произведений, к голосованию не допускаются!
               
                § 2. Заявка подаётся по форме:
Ваш электронный адрес / e-mail - Имя Автора. Название триолета = ссылка на триолет
Пример (ссылка рабочая): goldpapyrus@ro.ru - Игорь Северянин. "Триолет о клене" = http://www.stihi.ru/2013/12/01/11830

                Просьба оформлять заявки именно в таком виде - одной строкой!

                § 3. Победители конкурса определяются голосованием участников и читателей. Голосование участников - обязательно, для читателей - по желанию.
Правила голосования будут изложены в отдельной рубрике после завершения приёма заявок.

                § 4. Призовой Фонд Конкурса (ПФК) – 2ООО стихобаллов.

                Сроки приема заявок.
                С момента публикации - О2 декабря 2O13. - до набора не более 44 (сорока четырёх) заявок / рондо.

                Удачи вам в Конкурсе!


Конкурс. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2013/12/02/15
Голосование. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2014/01/13/1899 
Итоги Конкурса. "Литературный экзерсис. Триолет" = http://www.stihi.ru/2014/01/22/7405

==========================================
> «ПАПИРУС – I n f o» = http://stihi.ru/2012/07/06/8891 <
==========================================