Двухнедельное ревью 99. Обзор Стран-Ника

Психоделика
                _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Стран-Ник       http://www.stihi.ru/avtor/branddt



                _______________  ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ВЕДУЩЕГО  _______________



Здравствуйте, друзья!
Рад вновь оказаться на одной из самых уважаемых мною творческих площадок, интеллектуальной и демократичной, в гостях у завсегдатаев и хранителей  её традиций. 

Поэзия – огромный сектор гигантского массива  искусства. Целиком охватить  его взглядом не под силу никому, разве что лишь в самых общих чертах. Каждый из нас осваивает какой-то свой кусочек творческого пространства. Именно поэтому разговаривать о стихах всегда интересно, всегда хочется поделиться своими  исследованиями поэтического и услышать о том, что  же происходит за линией видимого тобой творческого горизонта.  Хочется поспорить о стихотворческой кухне с инакомыслящими и узнать ход мыслей инакоготовящих.  Все эти разговоры и споры в искусстве естественны и важны, поскольку позволяют сложить в нечто целое наши разрозненные исследования и сформировать  какое-то подобие «карты архипелага».               

Приглашаю всех (обязательно всех, принесших свои стихи) к  честному, острому,  критическому, но не злому разговору на страничках «Психоделики». Давайте вместе попытаемся разобраться, что есть поэзия и есть ли она в принесенных на ревью текстах.  Поглядим,  что ради чего писано и насколько точно отражает авторскую задумку.

Прошу участников без стеснения поведать всем, «чего не так» и «чего так» в предложенных нашему вниманию текстах, при этом обязательно аргументируя своё мнение! К сожалению, сам я в этот раз из-за недостатка времени смогу оставлять лишь короткие комментарии под стихотворениями: задавать провоцирующие вопросы или просто приветствовать забредших на площадку друзей. Зато обещаю в финальном обзоре (совершенно в русле вышесказанного) написать, что думаю по поводу каждого из стихотворений,  особо выделив понравившиеся.  Может быть и мои мысли кому-нибудь для чего-нибудь пригодятся…

Стран-Ник

                _______________  ИТОГИ РЕВЬЮ  _______________


Добрый день, друзья!
Простите, что заставил ждать. Просто катастрофически ничего не успеваю.

Так получилось, что продекларированный мною регламент ревью я сам же и нарушил. Говорил, что под стихами ничего  не буду писать, а потом в обзоре скажу о каждом конкретно. Однако, высказался почти под всеми стихами, невольно втягиваясь в дискуссии, поэтому решил в своём коротком обзоре всё же немного дистанцироваться от конкретных придирок и поговорить  об общих и важных принципах искусства, а именно о концептуальной целостности худ. образа: о пресловутом «как» и «ради чего»  в творчестве.
Почему мне кажется это важным?

Если рассуждать с точки зрения обывательской, любительской, то любые рифмованные строки – уже стихи. «Я – поэт. Зовусь я Цветик. От меня вам всем приветик» - как мило и непосредственно. Может быть – рифмуй окружающий тебя мир, загоняй его в размер и будет тебе счастье?
Это одна категория творцов.

Вторая категория творцов бросает слова в текст, как игрок бросает  игральные кости на стол, с упоением разглядывая потом получившуюся фигуру и пытаясь соединить значения упавших в случайном порядке  слов в некий высший смысл, волей провидения  дарованный нам. Ну и что с того, что смысл бывает иногда туманный и очень странный.

Однако, слава первохудожнику, есть еще и третья категория - творцы, исследующие мир через худ. образ. Творцы, способные внимательно смотреть,  остро чувствовать, нетривиально мыслить и в результате прирастить к чужому миропониманию и мироощущению крупицу собственного, заставив читателя  удивиться и принять некое собственное субъективное наблюдение художника, как часть объективного мира.

И вот когда мы начинаем говорить о приращении смысла, приращении в понимании сущего (причем, приращение может быть и в чувственных категориях), вот тогда становится намного яснее принцип «художественного» в любом виде творчества, равно как  и важность вышеприведенного  тезиса о концептуальной целостности худ. образа для выражения (проявления)  этого самого смысла. Ведь только благодаря этому мы получаем возможность приобщиться к чужому субъективному наблюдению.

Когда-то о неком приращении смысла сказал мне Спарбер в нашем споре о версификации и об истинной поэзии. Этот разговор заставил меня задуматься над тем, что же считать «приращением смысла» и вылился в приведенные выше рассуждения. 
Ну не считать же плагиатом, или версификацией тысячи мадонн с младенцем после первой картины на эту тему.  Конечно, нет.
Плагиат есть копирование формы.
Версификация  просто-напросто не прирастает субъективными смыслами к уже существующим исследованиям темы.
Остальное – искусство! :)

К сожалению, я вредный тип (по отношению к себе – вдвойне), практически – самодур, :) поэтому не обижайтесь на меня за то, что не нашел среди поданных стихотворений ни одного, к которому не хотелось бы придраться в форме,  или искренне  удивившего меня прирастающим смыслом. Я не нашёл стихотворения, которое хотелось бы обозвать истинно и до конца художественным и заклеймить как «произведение искусства».

Однако я нашел много интересно задуманных, потенциальных текстов  и выделил из них несколько лучших:


Алексей Ефипов
http://www.stihi.ru/2014/01/20/4270
холирик

Аюна Аюна
http://www.stihi.ru/2014/01/27/6265
бездоказательная жизнь

Александр Крупинин
http://stihi.ru/2014/01/01/698
Между городом С. и Мариенбадом

Екатерина Ла
лабиринт слов
http://www.stihi.ru/2014/01/28/1368

_________________________________

Еще хочется отметить стихотворения, тоже достаточно сбалансированные в части "как" и "ради чего":

Виктор Фишкин
http://stihi.ru/2013/11/18/4718
Ролевые игры

Александр Ра 2
http://www.stihi.ru/2014/01/02/6422
Пленник

Игорь Брен
http://www.stihi.ru/2014/02/10/4176
Обо

Юрий Семецкий
Не быти, или посвящается Киеву, откуда Русь
http://www.stihi.ru/2014/02/01/7845

Наиль Мелиханов
Метро.
http://www.stihi.ru/2013/12/22/3153

А всем остальным пожелать доброго здоровья и творческого драйва, равно как и собственных осмыслений на поэтическом поприще  без оглядки на чьё-либо мнение!
Лично я никогда не настаиваю на своей правоте. Каждый сам решает, прислушаться к сказанному, или оставить без внимания. Моё дело посеять сомнения, а ваше – пожать всходы, или оставить их гнить на корню. :)

Если остались какие-то конкретные вопросы по поданным текстам, или недоговоренности в беседе, напишите. Медленно, но верно отвечу всем!

Стран-Ник