По земле Псковской. 4. Свято-Троицкий Собор

Алкора
 (Путевые заметки от 18.01.14)
из http://www.stihi.ru/2014/02/22/3159

Наши предки любили холмы.
Обнося их высокой стеною,
Русич делал глубокие рвы,
Неприступные крепости строил,
Вознося их меж руслами рек.
За стеною хранили припасы,
Шла торговля, вставал на ночлег
Люд купеческий; как же прекрасны
Были формы златых куполов,
Что сияли над стенами крома!
Осеняя лоб трижды крестом,
Здесь молились; в малиновых звонах
Расширялись просторы земли,
А к развилке Псковы и Великой
К нам торговые шли корабли,
И былины слагали калики.

Это было… А нынче один
Свято-Троицкий храм в городище.
Он, как прежде, стоит посреди
Древней площади - странников ищет…
Здесь в тринадцатом веке Довмонт
Собирал псковичей на защиту
Этой русской святыни  - и что?
Сохранился собор знаменитый!
Он горел, возрождаясь не раз,
Но молитвенный хор не стихает.
Семиярусный иконостас
Золочёной резьбой полыхает,
Мироточат иконы, и лик
Вседержителя смотрит с любовью
На наследников псковской земли,
Так обильно пропитанной кровью…

Издано.

Свято-Троицкий кафедральный собор - символ всей Псковской земли, Господарства Псковского. Еще в XIIIв. псковский князь Довмонт призывал в трудную минуту: «Братья мужи, Псковичи! Потягните за Святую Троицу, за свое Отечество!» Основание собора Святой Троицы предание приписывает равноапостольной княгине Ольге. У стен собора собиралось псковское вече, на сенях Святой Троицы заседал псковский совет, здесь в архиве хранились важнейшие документы, а в усыпальнице собора покоятся святые и архиереи Псковской земли. Нынешний собор - четвертый по счету - построен в 1699г. В 1935г. собор был закрыт, в нем был организован антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города (1941-1944гг.) собор начал действовать и с того времени уже не закрывался. Троицкий собор - самое высокое здание Пскова и доминирует в архитектуре города, в ясную погоду его главы видны за несколько километров от города. Иконостас Псковского кафедрального Троицкого собора- самый ранний из дошедших до нашего времени и самый выдающийся памятник декоративно-прикладного искусства XVII-XIX вв. Деревянный, золоченый и семиярусный, он является редким образцом так называемой "флемской (пламенеющей) резьбы", распространенной в России во второй пол.XVII - нач. XVIII вв.

продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/04/14/2745