Книга Марины Безденежных Материнская плата

Светлана Баранцева
2 июня 2014 г. мы завершили выпуск еще одной книги. Мы – это я и мои друзья – Валерий Чудаев, Елена Лозовая, Вячеслав Ковалёв, работники типографии. И, конечно же, автор – Марина Безденежных (http://www.stihi.ru/avtor/omsklit).
В книге 199 страниц великолепной поэзии! Тираж - 500 экземпляров. Мы их сделали в двух вариантах - в твердой и в мягкой обложке.

Для меня выпуск этой книги – большое и важное событие. Марина Александровна – известный поэт и очень уважаемый в городе Омске и за его пределами человек.

Безденежных Марина Александровна – поэт, член Союза писателей России. Родилась в Омске. Окончила школу, филологический факультет Омского государственного университета, аспирантуру МГУ, докторантуру ОмГУ. Работала в школе, была корреспондентом многотиражной газеты, преподавала в Омском государственном педагогическом университете. Стихи печатались в коллективных cборниках «Старт», «Перекресток», «Паруса», «Омская зима», «Весна похожа на победу», «Город на Иртыше», «Завтра и вечно», «Бабье лето», «Эхо войны» и др.; журналах «Колобок», «Земля сибирская, дальневосточная», «Литературный Омск», «Пилигрим», «Сибирские Афины» (Томск), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Москва»; альманахах «Поэзия» (Москва), «Иртыш» (Омск), «Альманахе – 2004» (Санкт-Петербург), поэтической антологии «Я помню чудное мгновенье…» (М.: РБП, 2000), антологии произведений омских писателей «Сегодня и вчера», антологии «Русская сибирская поэзия» (Кемерово, 2008) и других. Кандидат филологических наук, зав. кафедрой филологического образования БОУ ДПО «ИРООО» («Институт развития образования Омской области»). С 1995 года руководитель областного литературного объединения при СП РФ. Автор поэтических книг «Утро» (Омск, 1987), «Листаю осень» (Омск, 1996), «Выбор доминант» (Омск, 2000), «Цель игры» (Омск, 2001), «Покадровый просмотр» (Омск, 2003), «Шаг навстречу» (серия «Библиотека омской лирики», Омск, 2009).
Лауреат премии имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации Николая Скоморохова (Москва,1997), областной литературной премии им. Л. Мартынова (2009).

«В стихах Марины Безденежных – ее жизнь. Можно сказать, что ее стихи – своеобразный лирический дневник...
В каждом стихотворении М. Безденежных имеется подтекст, даже если в нем рассказывается о самом простом и хорошо известном. Главное понять этот подтекст и по достоинству оценить то, что хотела сказать поэтесса». - В. Н. Хомяков, критик, литературовед
«Марина редко говорит в своих стихах о том, что занимает тот или иной круг людей, ту или иную среду. Гораздо чаще она говорит о том кровном, что есть в жизни каждого. Дом, любовь, семья, Родина…». - Юрий Перминов, поэт
«…Осознание не только своей силы, но и ее последствий – необходимейшее условие для саморазвития поэта, какого бы масштаба он ни был… Сие начало, энергия нравственного императива являются, пожалуй, одной из самых отличительных черт в стиховом мире Марины Безденежных.
Многим читателям пришлись по душе и неподдельная энергия строк М. Безденежных, и лаконизм, тяготеющий к сочной афористичности…, и умение омской поэтессы говорить без надрывного пафоса и без «баррикадного» гнева о действительно горькой, а то и черной доле нынешней россиянки.
Самостояние сильной женской души и заряженного добротой интеллекта все более ствольно пробивается сквозь словесный «шум».
Станислав Золотцев, поэт, критик

«…После выбранных доминант, определяющих творчество и судьбу, - поставлена цель в этой прекрасной и яростной игре под названием «жизнь». Цель проста и мудра: оставаться самой собой…».
Сергей Денисенко, поэт, критик

В новую книгу Марины Безденежных вошли произведения, написанные в разные годы. Здесь есть стихи, знакомые и полюбившиеся читателям по предыдущим изданиям, и  стихи, написанные совсем недавно. Впервые публикуется экспериментальная в какой-то мере, выросшая из заметок-воспоминаний «Рыба в ре-минор…».
Многозначное название книги «Материнская плата» определяет и её основные темы, и позицию автора, и потенциального адресата. Эта книга не о тяготах и радостях материнства, по крайней мере, не только о них. Она обо всём, что автор считает главным, основополагающим, о том, на чём эта жизнь и этот мир держатся… Параллель с системной платой компьютера, разумеется,  не случайна.
Стихи Марины Безденежных – острые, нередко жёсткие, ироничные, с неожиданными, порой парадоксальными метафорами – подкупают своей искренностью, пронзительностью, современностью, требовательностью автора к поэтической форме.

…Должны спасти простые вещи –
 Любовь и жизнь.
 
Вот вступление к книге, написанное еще одной замечательной омской поэтессой Валентиной Ерофеевой-Тверской:

«Перед моими глазами рукопись новой книги, которая спустя небольшой промежуток времени оформится в переплёт, украсится обложкой и непременно дойдёт до читателя. Потому что у этого поэта есть все права на заявку о себе миру, есть своя неповторимая,
принадлежащая только ему интонация, есть свой читатель и почитатель, который просто ждёт новых публикаций и книг автора. И даже в наше прагматичное, почти не читающее время новые читатели обязательно найдутся! Многие строки очередной книги Марины Безденежных под интригующим, многослойным названием «Материнская плата» содержат в себе философское начало. Мысли и чувства выстраданы и зачастую очень непросто даются как самому писателю, так и читателю. Иногда осмыслить эти строки – всё равно, что притронуться к оголённым проводам. Человек, пишущий в столбик, так или иначе, является посредником между небом и людьми. Грозовые раскаты и молнии во время непогоды и бурь сродни душевной работе человека-творца. Но он, как громоотвод, делает прекрасное свечение молний неопасным, заставляя при этом обратить внимание на себя, окружающий мир, тоньше прочувствовать неповторимость жизненных минут. Молнии всегда в полёте, всегда в небесах, всегда сверкают, всегда несут в себе огромный заряд энергии…
 
4
Всё безумней и круче штопор.
Всё родней и бессонней полночи.
Мне достаточно плохо, чтобы
Никого не просить о помощи.
 
Ну и ладно, что вредная, гордая…
И на голос непросто отважиться!
Никого не гружу, не дёргаю –
Все узлы как-нибудь развяжутся…
 
Это всё-таки был полёт…
 
Материнская плата, какая ты? Что стоит за этим образом, какая интонация прячется всего за двумя словами? Только поэт может так лаконично обозначить всё самое ценное, нужное, всю полноту нежности и тепла, разочарований и взлётов, всех надежд и
чаяний, которые мы возлагаем на своих чад. Название объединило книгу и первый её раздел. Знаю не понаслышке, как формировался временем, вызревал, выстраивался, наполнялся год от года этот цикл. Сколько в него, выражаясь словами автора, «впето, вдышано, вложено».
 
Вот она, материнская плата…
Если б всё угадать наперед!
В безнадёжном желании плакать
Чищу лук. Но и он не берёт.
 
Перегрузки и перезагрузки,
Нескончаемых битв череда…
Отступить?.. Понимаешь по-русски? –
Никогда.
 
5
Не одно стихотворение Марины Безденежных стало песней, не одно уже положено на музыку композитором Львом Фёдоровым, но «Колыбельная для взрослого сына» заставляет меня (и не только меня!) подниматься до самих небес, до самой сути любви человеческой во всех её проявлениях. Эта песня уже не принадлежит ни поэту, ни композитору, она живёт самостоятельной жизнью:
 
Все надежды – бывшие, ложные…
И уже не помню, на что.
Сколько впето, вдышано, вложено!
Неужели прахом пошло?
 
Жизнь на прочность пробуешь, пробуешь –
А она от бед не прочней…
Отчего, мой взрослый воробышек,
Я бояться стала ночей?
 
И за что схватиться из прошлого,
Чтоб теперь не сбиться с пути?
Где найти мне песню, хороший мой,
Чтобы всех могла нас спасти?..
 
Доброй песней душу растрогаешь,
И гнездо – теплей и родней…
Засыпай, мой бедный воробышек, –
Утро вечера мудреней…
 
Поэзией Марины Безденежных нужно просто проникнуться, почувствовать ее, попробовать разгадать. И она щедро одарит того, кто желает познать природу человеческих отношений, мир, в котором есть  Он и Она, суета и покой, ссоры и примирения, предательство и надежда… Всего-то – взять и вникнуть!
 
Есть только то, что есть.
Будет лишь то, что сделаю.
Сделаю то, что смогу.
Это совсем не стихи.
Люди всего лишь люди.
И вовсе они не плохие –
Надо ж хоть как-нибудь жить…
 
Некоторые стихи Марины кажутся мне такими привычными и давними, словно они существовали всегда – как извечный женский голос, наполненный страданьем и одиночеством, как полная луна, залившая весенний сад, как разогретый добела полдень,
вызывающий жажду, непреодолимую жажду слова, желание любить и быть услышанной, познать в земной суете немудрёное женское счастье:
 
Нищая, уставшая, немая.
Только гонор парусом надут…
У меня так много отнимают,
Что, наверно, что-нибудь дадут…
 
Всем непросто. Все мы только гости
На житейском этом берегу.
Просто от отчаянья и злости
Я уже молиться не могу.
 
Но, как все, я к вечности причастна,
И, как все, года, века назад,
Доживу до осознанья счастья
В широко распахнутых глазах.
 
7
Зная стихи Марины Безденежных, зачастую выстраиваю некую параллель с её одноимённицей Мариной Цветаевой, давно ставшей для нас классиком.
Вижу и ощущаю перекличку в интонационной надрывности, в голосе, перехваченном желанием дожить «до осознанья счастья», в некой безысходности и вместе с тем в необоримой любви к жизни. Стихотворениям Безденежных свойственны перебои, рубленность, порывистая резкость, неожиданные паузы, и вместе с тем – пластичность и гибкость. Это сливается в единую систему чувств и звуков, в сильный поток, который читатель ощущает, слышит как живое, глубокое дыхание поэтессы. Для нее стихосложение – образ жизни, без него она не мыслит своего существования. Она признаётся нам: «Дети мои и строки – в общем-то, все, что есть». Каждый состоявшийся поэт в своих строках проживает жертвенно соблазны, искушения, мучительные состояния ради того, чтобы читатели могли опереться на его духовный и душевный опыт:
 
Где-то рушились стены – в значенье прямом,
Где-то пели, смеялись и спорили…
 
У кого-то на кухне творится ремонт,
У кого-то – История.
 
Затронуть за живое, всколыхнуть и поднять на поверхность то, о чём не смеют, стесняются сказать вслух другие, не смущаясь, не задумываясь о последствиях, поделиться интимным и не устрашиться душевной наготы может только самоотверженный поэт. Чем откровеннее исповедь, тем выше дар пишущего 
человека. Психологическая глубина, где-то даже трагизм, а также внутренняя сила наполняют строфы
особым звучанием:
 
Всё обречённей моё одиночество.
Некуда ткнуться – надёжная клетка.
Всё нестерпимей хорошего хочется.
Верного, светлого, тёплого... Лета?
 
Или
 
Живу, как все. Изысканная гордость...
Куда мне прозревать, вещать, парить...
Дышу, как все. Терплю… Я только голос
Для тех, кто не умеет говорить.
 
Самовыражение, самоотречение, самосожжение в пользу других и на пользу другим, освещение внутренним, духовным светом всех, кто рядом, желание отдать теплоту своего внутреннего мира людям. Жизнь – горение, жизнь, не принадлежащая уже (даже при очень сильном желании) только автору.
 
Не боясь упрёков и пророчеств,
Перепада бешеных стихий,
Резаться о собственные строчки!
 
Обоюдоострые стихи…
 
Вот и я иногда не специально, нет, но с удовольствием режусь о её строчки».
Член Союза писателей России, поэт,
Валентина Ерофеева-Тверская 

А за приобретением книги нужно обращаться к автору. Все 500 экземпляров у неё!