Обзор по 1 туру 2014 от Анны Гедымин

Литературный Фестиваль Рунета
Шорт-лист

5. Анна Рубинштейн, «сизое»
7. Виктор Коврижных, «Вспышка зяби. Закат»
10. Галина Иззьер, «Мальчик из моего класса»
16. Инга Сташевская, «Осень»
17. Кошаков, «Ветер и вода»
18. Любовь Левитина «Выхода нет»
20. Настя Коломенская, «Так первозданны Плёсовы холмы
25. Сергей Кузнечихин, «Человек у базарных ворот»


В целом присланные стихи меня порадовали. Главным образом своим формальным разнообразием. Здесь есть и строгая силлаботоника, и свободный стих, и тонический — и при этом не силлабический. Лирика, поток сознания, структурированные афоризмы — всех видов поиска, предпринятого авторами, и не перечислишь. Интересно, что поэты-мужчины в данном случае оказались более склонными к сантиментам, что порой делает из сочинения излишне восторженными и даже слащавыми. А женщины, напротив, частенько предстают в своих произведениях сдержанными и холодными. Кроме того, в творчестве поэтесс есть излюбленные, проскальзывающие во многих стихах, образы. Так, по крайней мере, у трех поэтесс я встретила стихи, построенные на образе птицы…

Несколько огорчило, что целому ряду авторов не хватает решимости (умения?) вовремя закончить стихотворение — поставить эффектную точку, когда уже всё сказано. Это перечеркивает отдельные интересные художественные находки, обрушивает стихотворение в целом. Кроме того, не стоит забывать, что поток сознания интересен лишь в том случае, когда читателю понятно, ради чего всё это ему поведали. Если есть болевая точка, кульминация, резкая, достигающая самого сердца, мысль, эмоция. В противном случае возникают рыхлые, невнятные тексты «ни о чем», и это очень досадно. Другая крайность — хорошо прописанное, наполненное интересными образами, техничное стихотворение, завершающееся скудным, банальным выводом.

Словом, хотелось бы пожелать участникам конкурса больше думать о соответствии формы и содержания. И, конечно, уходить от шаблонов — и мыслительных, и формальных.

Теперь немного о тех стихотворениях, которые я включила в свой шорт-лист.

1. Стихотворение Анны Рубинштейн «сизое» http://www.stihi.ru/2014/02/18/1003  относится к уже упомянутой мною категории стихов «о птичках». Но написано оно очень энергично, эмоционально и лаконично. То есть получилось хорошее самостоятельное произведение, единственный недочет которого — не самобытный ключевой образ.

2. Стихотворение Виктора Коврижных «Вспышка света. Закат» http://www.stihi.ru/2011/10/27/6710 — это качественная, задушевная, мелодичная, построенная на интересных образах и запоминающейся интонации лирическое произведение. Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить.

3. Галина Иззьер, «Мальчик из моего класса» http://www.stihi.ru/2014/01/22/510 . Это стихотворение выбивается из общего ряда. Оно запоминается с первого прочтения. Написано гладко, без взлетов. Но, пожалуй, таков художественный прием: все эмоциональные и формальные силы отданы главной, последней строке.

4. Стихотворение Инги Сташевской «Осень» http://www.stihi.ru/2014/01/18/2020 — тоже хорошая лирика. Написано внятно, лаконично, со своей интонацией. Чего еще нужно?

5. А вот «Ветер и вода» Кошакова http://www.stihi.ru/2013/11/19/219 — это уже попытка философской лирики. На мой взгляд, удачная попытка.

6. В стихотворении Любови Левитиной «Выхода нет» http://www.stihi.ru/2013/10/18/6970 главное — мысль. Ей подчинено всё недолгое действие, на ее восприятие «работает» не слишком простая, но гармонично выстроенная форма. То есть форма здесь как раз соответствует содержанию.

7. Совсем по-иному задумано и решено произведение Насти Каменской «Так первозданны Плёсовы холмы» http://www.stihi.ru/2012/08/09/8906 . Мелодичное, красивое, оно может быть отнесено к разряду гражданской лирики. Написано очень задушевно. Запоминается с первого прочтения.

8. И, наконец, Сергей Кузнечихин, «Человек у базарных ворот» http://www.stihi.ru/2013/02/02/5197 . На мой взгляд, это самое значительное стихотворение из всех вошедших в лонг-лист. И дело не только в том, что автор прекрасно владеет стихотворческой техникой, обладает совершенно особой, своей интонацией. Просто за его незамысловатыми, может быть, строками чувствуется характер, воля, боль, позиция — то, что дается жизненным опытом, судьбой.
Такой интонации, такому видению нельзя научиться. Они приходят со временем. Думаю, придут и другим участникам конкурса. От души хочу им этого пожелать!

Анна Гедымин

.........................

О нашем эксперте:

Анна Гедымин —
автор восьми книг стихов и прозы,
лауреат нескольких российских и международных литературных премий,
член Союза писателей Москвы и Союза писателей XXI века.

Со стихами, прозой, переводами, критическими заметками Анны Гедымин, а также ее более полной биографией можно ознакомиться на страницах
http://reading-hall.ru/autor.php?id=745 и
http://magazines.russ.ru/authors/g/gedymin/
http://www.promegalit.ru/personals/1623_gedymin_anna.html